«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач»


Название«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач»
страница1/6
ТипРешение
filling-form.ru > Туризм > Решение
  1   2   3   4   5   6

Таскалинский районный методический кабинет



«Основы генетики и селекции.

Решение генетических задач»
(спецкурс для 11-го класса естественно-географического профиля обучения средней общеобразовательной школы)

Учитель биологии: Н.В.Вологин

Таскала – 2016

рисунок1

Таскалинский районный методический кабинет





«Основы генетики и селекции.

Решение генетических задач»
(спецкурс для 11-го класса естественно-математического профиля обучения средней общеобразовательной школы)
Учитель биологии СОШ им.С.Жаксыгулова: Н.В. ВОЛОГИН

Таскала – 2016

Рекомендовано к публикации решением Экспертного совета РМК

Протокол №32 от 29.08.2016 г.

Составитель: Н.В.ВОЛОГИН – учитель биологии

СОШ им.С.Жаксыгулова

Рецензенты:

  1. Э.М. ШАКИРОВА – учитель биологии высшей категории

школы - гимназии «Саулет»

2. А.К.КАСИМОВА – директор школы, учитель биологии

высшей категории СОШ им. С. Жаксыгулова

Спецкурс «Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» предложен для изучения в старших классах естественно-математического профиля для расширения рамок школьной программы по биологии в одном из самых сложных для изучения разделов. Данный курс позволяет ученикам на более глубоком и современном уровне познакомиться со спецификой изучения генетики человека, с использованием наиболее современных методик расшифровки генома человека и достижениями современной генетики и генной инженерии. Этот курс особенно важен для учеников, выбравших дальнейшее обучение в высших и средних медицинских учреждениях, так как предполагает знакомство с механизмом возникновения и проявления различных наследственных заболеваний, связанных с генетической патологией и возможностями генной терапии.
После прослушивания курса учащиеся будут иметь представление о практическом значении изучения генетики и селекции, узнают основные методы изучения генетики человека, научатся составлять свою родословную, овладеют способами решения типовых задач по генетике, навыками поиска нужной информации с помощью справочной и энциклопедической литературы и средств Интернет.

Программа факультативного курса была апробирована в СОШ им.С.Жаксыгулова в 2013-2015 учебные годы и без изменений представлена на 2016-2017 учебный год.

Содержание стр.


  1. Пояснительная записка……………………………………….…….…5




  1. Содержание учебной программы спецкурса

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач»...…..6 - 7


  1. Учебно-тематическая программа спецкурса «Основы

генетики и селекции. Решение генетических задач»…………..…....8


  1. Календарно-тематическое планирование спецкурса

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач»

11-й класс (естественно-математическое направление)……………..9


  1. Использованная литература…………………………………………..10




  1. Электронные издания…………………………………………………10




  1. Краткосрочное планирование занятий спецкурса……….………..11 - 39

- занятие №1…………………………….11 - 14

- занятие №2…………………………….14 - 15

- занятие №3…………………………….16 - 19

- занятие №4…………………………….19 - 22

- занятие №8…………………………….22 - 27

- занятие №9…………………………….27 - 30

- занятие №11…………………………...31 - 34

- занятие №13…………………………...34 - 37

- занятие №15…………………………...37 - 39

Пояснительная записка.
Программа спецкурса «Основы генетики и селекции» для 11 класса составлена автором в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом среднего образования, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080 и типовой учебной программой, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года, а так же учебника «Общая биология» для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ Республики Казахстан под редакцией Т.Касымбаева, К.Мухамбетжанова, издательство «Мектеп», 2014 года, а так же учебников для 11 класса естественно-математического направления предыдущих изданий: «Общая биология», Авторы Р. Сатимбеков, Р. Алимкулова, Ж. Шилдебаев, 2007 г. Изд-во Мектеп, г. Алматы; и «Общая биология», Авторы А.Ф. Ковшарь, А.Р. Соловьева, К. Кайым Т., 2011 г. г. Алматы, из-во Атамура.

Спецкурс изучается в 11 классе и рассчитан на 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю.

Целью данного курса является: расширить и углубить знания учащихся по генетике, способствовать формированию здорового образа жизни.

Предполагаемый курс направлен на реализацию следующих задач:

  1. дополнить базовые знания учащихся по вопросам генетики человека;

  2. раскрыть основные аспекты медицинской генетики;

  3. обеспечить учащихся достоверной информацией о наследственных болезнях человека, подвести к осознанию здорового образа жизни;

  4. развивать умения работать с различными источниками информации;

  5. продолжать формирование умений учащихся сравнивать, анализировать, вести обсуждение по вопросам генетики и аргументировать свою позицию.

Программа спецкурса предусматривает изучение теоретических и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики. В ходе изучения курса особый акцент делается на эволюционный и экологический аспекты генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный.

Изучение спецкурса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.

Изучение курса «Основы генетики и селекции» не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.

Программа курса была апробирована в СОШ им.С.Жаксыгулова в 2013-2016 учебные годы и без изменений представлена на 2016-2017 учебный год.
Содержание учебной программы спецкурса

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач»



  1. Основы генетики человека. – 7 час.

Генетика человека. Становление генетики человека. Донаучные представления о наследовании признаков у человека. Наследование групп крови. Решение генетических задач по теме. Наследование групп крови. Развитие медицинской генетики. Развитие современной генетики человека, их задачи.
Ожидаемые результаты:

- получат знания о этапах становления генетики человека, принципах наследования

групп крови;

- выполнят практическую работу по решению генетических задач;

- будут представлять возможности и перспективы развития современной медицинской

генетики.
2. Основные методы исследования в генетики человека. – 4 час.

Генеалогический метод. Близнецовый метод. Цитогенетический метод. Антропогенетический метод. Составление и анализ родословных.
Ожидаемые результаты:

- познакомятся с генеалогическим, близнецовым, цитогенетическим и

антропогенетическим методами изучения генетики человека;

- научатся составлять и анализировать свои родословные.
3. Основы цитогенетики. – 3 час.

Классификация человека. Геном человека. Группы сцепления у человека. Выявление хромосомных синдромов.
Ожидаемые результаты:

- выявят классификацию человека в общей систематике органического мира;

- определят геном и группы сцепления у человека;

- выявят хромосомные синдромы.
4. Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека. – 9 час.

Развитие медицинской генетики. Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы. Генные болезни и норма. Хромосомные болезни. Генетические болезни соматических клеток. Задачи и методы генетики. Законы Менделя. Неполное доминирование. Решение генетических задач. Кодоминирование. Сцепленное наследование генов.
Ожидаемые результаты:

- продолжат погружение в мир генетики и предложат перспективы развития ее

отдельных направлений;

- познакомятся с последствиями влияния мутагенов, канцерогенов на генетические

характеристики человека (на уровне генных, хромосомных и генетических

болезней);

- вспомнят формулировку законов Менделя, отработают практику решения

генетических задач.

5. Медико-генетическая служба. - 3 час.

Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных. Значение генной инженерии в диагностике больных наследственными аномалиями. Значение генной инженерии в лечении больных наследственными аномалиями.
Ожидаемые результаты:

- познакомятся с возможностями профилактики наследственных заболеваний и

лечении больных;

- познакомятся с ролью генной инженерии в диагностике и лечении больных

наследственными аномалиями.
6. Генетические основы онтогенеза. - 3 час.

Особенности сперматогенеза и оогенеза у человека. Особенности оплодотворения у человека
Ожидаемые результаты:

- осуществят погружение в особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения

у человека;

- осуществят погружение в особенности дифференциации пола человека.
7. Основы популяционной генетики человека. - 3 час.

Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), и его влияние на распространение аномалий у потомства. Системы браков у человека: инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства. Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов.
Ожидаемые результаты:

-познакомятся с системами браков у человека: аутбридинг (неродственные браки),

инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий

у потомства.
8. Основы экологической генетики человека. - 2 час.

Генетический груз и антропогенные факторы. Фармакогенетика как часть экологической генетики. Итоговый зачет.
Ожидаемые результаты:

- выявят генетический груз и антропогенные факторы;

- познакомятся с фармакогенетикой как части экологической генетики.

Учебно-тематическая программа спецкурса

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач»


п/п

Содержание темы, раздела.

Кол.

часов

Лабораторная/

Практическая раб.


1.

2.

3.

4.

5.
6.

7.
8.

9.

10.

11.
12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

29.

20.

21.

22.

23.
24.
25.
26.

27.

28.

29.
30.
31.
32.

33.

34.

I. Основы генетики человека (7 ч.)

Генетика человека. Становление генетики человека.

Донаучные представления о наследовании признаков у человека. Наследование групп крови. Практическая работа по теме.

Решение генетических задач по теме: Наследование групп крови

Развитие медицинской генетики. Развитие современной генетики человека, их задачи.

Практическая работа по теме.

Повторно - обобщительный урок по теме.

II. Основные методы исследования в генетики человека (4 ч.)

Генеалогический метод. Близнецовый метод.

Цитогенетический метод. Антропогенетический метод.

Составление и анализ родословных.

Повторно - обобщительный урок по теме.

III. Основы цитогенетики (3 ч.)

Классификация человека. Геном человека.

Группы сцепления у человека.

Выявление хромосомных синдромов.

IV. Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека (9 ч.)

Развитие медицинской генетики.

Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы.

Генные болезни и норма. Хромосомные болезни.

Генетические болезни соматических клеток.

Задачи и методы генетики.

Законы Менделя. Решение генетических задач

Неполное доминирование. Решение генетических задач

Кодоминирование. Решение генетических задач

Сцепленное наследование генов. Практическая работа.

V. Медико-генетическая служба (3 ч.)

Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных.

Значение генной инженерии в диагностике больных наследственными аномалиями.

Значение генной инженерии в лечении больных наследственными аномалиями.

VI. Генетические основы онтогенеза (3 ч.)

Особенности сперматогенеза и оогенеза у человека.

Особенности оплодотворения у человека.

Дифференциация пола человека.

VII. Основы популяционной генетики человека (3 ч.)

Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), и его влияние на распространение аномалий у потомства.

Системы браков у человека: инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства.

Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов.

VIII. Основы экологической генетики человека (2 ч.)

Генетический груз и антропогенные факторы.

Фармакогенетика как часть экологической генетики. Итоговый зачет.

7 час.

1

1

1

1
1

1

1

4 час.

1

1

1

1

3 час.

1

1

1
9 час.

1

1

1

1

1

1

1

1
3 час.
1
1
1

3 час.

1

1

1

3 час.
1
1
1

2 час.

1

1


Решение генет. задач
Практ. работа

Решение генет. задач

Практ. работа.

Решение генет. задач

Решение генет. задач

Решение генет. задач

Решение генет. задач

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» iconСборник задач по дисциплине «генетика человека с основами медицинской генетики»
Состав лен по различным литературным источникам преподавателем медицинской генетики Энгельсского медицинского колледжа Угольниковой...

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» iconРешение задач по отраслям права Решение задач по разделу «Право и экономика»
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса, так как направлена на расширение...

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» iconРешение химических задач
Содержание: умк по дисциплине в. Од 10 Решение химических задач для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05) Педагогическое...

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» iconРешение задач на кодирование графической информации. Растровая графика....
«5»). Приведенные задачи взяты из различных учебников (список прилагается). Подробно рассмотрены решения всех задач, даны методические...

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» iconУчебное пособие задания на контрольную работу с методическими указаниями...
А4 в компьютерном оформлении. Решение задач и ответы на теоретические вопросы должны быть коротко, но четко обоснованы. При решении...

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» iconТиповые правила использования сети Интернет в образовательной организации
Использование сети Интернет в образовательной организации направлено на решение административных задач и задач учебно-воспитательного...

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
Произвести расчет с покупателями на основании задач и заполнить товарно- транспортную накладную, счет фактуру

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
Произвести расчет с покупателями на основании задач и заполнить товарно- транспортную накладную, счет фактуру

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» iconМетодические указания по выполнению курсового проекта По мдк 02....
Мдк 02. 02 Теоретические основы конструирования швейных изделий, профессионального модуля 02. Конструирование швейных изделий. Основная...

«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» iconГбпоу «Лысковский агротехнический техникум» лпз дисциплины
Решение задач по теме: «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск