Скачать 0.79 Mb.
|
Таскалинский районный методический кабинет «Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» (спецкурс для 11-го класса естественно-географического профиля обучения средней общеобразовательной школы) Учитель биологии: Н.В.Вологин Таскала – 2016 Таскалинский районный методический кабинет «Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» (спецкурс для 11-го класса естественно-математического профиля обучения средней общеобразовательной школы) Учитель биологии СОШ им.С.Жаксыгулова: Н.В. ВОЛОГИН Таскала – 2016 Рекомендовано к публикации решением Экспертного совета РМК Протокол №32 от 29.08.2016 г. Составитель: Н.В.ВОЛОГИН – учитель биологии СОШ им.С.Жаксыгулова Рецензенты:
школы - гимназии «Саулет» 2. А.К.КАСИМОВА – директор школы, учитель биологии высшей категории СОШ им. С. Жаксыгулова Спецкурс «Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» предложен для изучения в старших классах естественно-математического профиля для расширения рамок школьной программы по биологии в одном из самых сложных для изучения разделов. Данный курс позволяет ученикам на более глубоком и современном уровне познакомиться со спецификой изучения генетики человека, с использованием наиболее современных методик расшифровки генома человека и достижениями современной генетики и генной инженерии. Этот курс особенно важен для учеников, выбравших дальнейшее обучение в высших и средних медицинских учреждениях, так как предполагает знакомство с механизмом возникновения и проявления различных наследственных заболеваний, связанных с генетической патологией и возможностями генной терапии. После прослушивания курса учащиеся будут иметь представление о практическом значении изучения генетики и селекции, узнают основные методы изучения генетики человека, научатся составлять свою родословную, овладеют способами решения типовых задач по генетике, навыками поиска нужной информации с помощью справочной и энциклопедической литературы и средств Интернет. Программа факультативного курса была апробирована в СОШ им.С.Жаксыгулова в 2013-2015 учебные годы и без изменений представлена на 2016-2017 учебный год. Содержание стр.
«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач»...…..6 - 7
генетики и селекции. Решение генетических задач»…………..…....8
«Основы генетики и селекции. Решение генетических задач» 11-й класс (естественно-математическое направление)……………..9
- занятие №1…………………………….11 - 14 - занятие №2…………………………….14 - 15 - занятие №3…………………………….16 - 19 - занятие №4…………………………….19 - 22 - занятие №8…………………………….22 - 27 - занятие №9…………………………….27 - 30 - занятие №11…………………………...31 - 34 - занятие №13…………………………...34 - 37 - занятие №15…………………………...37 - 39 Пояснительная записка. Программа спецкурса «Основы генетики и селекции» для 11 класса составлена автором в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом среднего образования, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080 и типовой учебной программой, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года, а так же учебника «Общая биология» для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ Республики Казахстан под редакцией Т.Касымбаева, К.Мухамбетжанова, издательство «Мектеп», 2014 года, а так же учебников для 11 класса естественно-математического направления предыдущих изданий: «Общая биология», Авторы Р. Сатимбеков, Р. Алимкулова, Ж. Шилдебаев, 2007 г. Изд-во Мектеп, г. Алматы; и «Общая биология», Авторы А.Ф. Ковшарь, А.Р. Соловьева, К. Кайым Т., 2011 г. г. Алматы, из-во Атамура. Спецкурс изучается в 11 классе и рассчитан на 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю. Целью данного курса является: расширить и углубить знания учащихся по генетике, способствовать формированию здорового образа жизни. Предполагаемый курс направлен на реализацию следующих задач:
Программа спецкурса предусматривает изучение теоретических и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики. В ходе изучения курса особый акцент делается на эволюционный и экологический аспекты генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный. Изучение спецкурса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции. Изучение курса «Основы генетики и селекции» не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека. Программа курса была апробирована в СОШ им.С.Жаксыгулова в 2013-2016 учебные годы и без изменений представлена на 2016-2017 учебный год. Содержание учебной программы спецкурса «Основы генетики и селекции. Решение генетических задач»
Генетика человека. Становление генетики человека. Донаучные представления о наследовании признаков у человека. Наследование групп крови. Решение генетических задач по теме. Наследование групп крови. Развитие медицинской генетики. Развитие современной генетики человека, их задачи. Ожидаемые результаты: - получат знания о этапах становления генетики человека, принципах наследования групп крови; - выполнят практическую работу по решению генетических задач; - будут представлять возможности и перспективы развития современной медицинской генетики. 2. Основные методы исследования в генетики человека. – 4 час. Генеалогический метод. Близнецовый метод. Цитогенетический метод. Антропогенетический метод. Составление и анализ родословных. Ожидаемые результаты: - познакомятся с генеалогическим, близнецовым, цитогенетическим и антропогенетическим методами изучения генетики человека; - научатся составлять и анализировать свои родословные. 3. Основы цитогенетики. – 3 час. Классификация человека. Геном человека. Группы сцепления у человека. Выявление хромосомных синдромов. Ожидаемые результаты: - выявят классификацию человека в общей систематике органического мира; - определят геном и группы сцепления у человека; - выявят хромосомные синдромы. 4. Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека. – 9 час. Развитие медицинской генетики. Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы. Генные болезни и норма. Хромосомные болезни. Генетические болезни соматических клеток. Задачи и методы генетики. Законы Менделя. Неполное доминирование. Решение генетических задач. Кодоминирование. Сцепленное наследование генов. Ожидаемые результаты: - продолжат погружение в мир генетики и предложат перспективы развития ее отдельных направлений; - познакомятся с последствиями влияния мутагенов, канцерогенов на генетические характеристики человека (на уровне генных, хромосомных и генетических болезней); - вспомнят формулировку законов Менделя, отработают практику решения генетических задач. 5. Медико-генетическая служба. - 3 час. Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных. Значение генной инженерии в диагностике больных наследственными аномалиями. Значение генной инженерии в лечении больных наследственными аномалиями. Ожидаемые результаты: - познакомятся с возможностями профилактики наследственных заболеваний и лечении больных; - познакомятся с ролью генной инженерии в диагностике и лечении больных наследственными аномалиями. 6. Генетические основы онтогенеза. - 3 час. Особенности сперматогенеза и оогенеза у человека. Особенности оплодотворения у человека Ожидаемые результаты: - осуществят погружение в особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения у человека; - осуществят погружение в особенности дифференциации пола человека. 7. Основы популяционной генетики человека. - 3 час. Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), и его влияние на распространение аномалий у потомства. Системы браков у человека: инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства. Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов. Ожидаемые результаты: -познакомятся с системами браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства. 8. Основы экологической генетики человека. - 2 час. Генетический груз и антропогенные факторы. Фармакогенетика как часть экологической генетики. Итоговый зачет. Ожидаемые результаты: - выявят генетический груз и антропогенные факторы; - познакомятся с фармакогенетикой как части экологической генетики. Учебно-тематическая программа спецкурса «Основы генетики и селекции. Решение генетических задач»
|
Состав лен по различным литературным источникам преподавателем медицинской генетики Энгельсского медицинского колледжа Угольниковой... | Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса, так как направлена на расширение... | ||
Содержание: умк по дисциплине в. Од 10 Решение химических задач для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05) Педагогическое... | «5»). Приведенные задачи взяты из различных учебников (список прилагается). Подробно рассмотрены решения всех задач, даны методические... | ||
А4 в компьютерном оформлении. Решение задач и ответы на теоретические вопросы должны быть коротко, но четко обоснованы. При решении... | Использование сети Интернет в образовательной организации направлено на решение административных задач и задач учебно-воспитательного... | ||
Произвести расчет с покупателями на основании задач и заполнить товарно- транспортную накладную, счет фактуру | Произвести расчет с покупателями на основании задач и заполнить товарно- транспортную накладную, счет фактуру | ||
Мдк 02. 02 Теоретические основы конструирования швейных изделий, профессионального модуля 02. Конструирование швейных изделий. Основная... | Решение задач по теме: «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |