Пояснительная записка Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям


НазваниеПояснительная записка Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям
страница1/12
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО БИОЛОГИ

2013-2014 уч. г.
Пояснительная записка
Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям.

Невозможно воспитать человека, не развив у него устойчивого интереса к будущей профессии, не сформировав у него необходимых навыков, для приобретения будущей профессии в высших учебных заведениях. Все эти задачи выполнить возможно только через формирование умения самостоятельно приобретать необходимые знания в урочное и неурочное время.

самостоятельная работа детям всегда более интересна, чем работа под руководством учителя. Когда ребенок работает самостоятельно, он не только приобретает какие – то навыки, но и развивает свои творческие способности в исследовательской области.

На уроках биологии учащимся можно предложить самостоятельно выполнять лабораторные работы. Это не только поможет детям закрепить ранее полученные знания, но и поможет сформировать навыки и умения, которые им понадобятся в дальнейшем при обучении на факультетах естественного цикла высших учебных заведений.

Чтобы стало возможно таким образом организовывать работу на уроке, вашему вниманию предлагается лабораторный практикум по биологии.

Цель создания практикума - это развитие устойчивого интереса учащихся к предмету с первого дня его изучения, а также формирование умения выполнять самостоятельно любую лабораторную работу по биологии.

Поставленная цель предусматривает решение ряда задач:

  • сформировать умение учащихся действовать самостоятельно по предложенным инструкциям, умение выполнять биологические рисунки, правильно оформлять ими работу;

  • сформировать умение правильно определять цель перед выполнением работы ( т.к. весь план работы у них перед глазами), а затем делать соответствующие выводы анализирую собственную деятельность;

  • сформировать умение самостоятельно пользоваться любым лабораторным оборудованием.

  • Развивать познавательный интерес к выполняемой работе, желание самостоятельно проводить исследования по заинтересовавшим их вопросам;

  • Сформировать умение планировать свою исследовательскую работу.

В лабораторный практикум включены разнообразные работы по всем основным темам изучаемого курса. Работы подобраны с учетом предложенного материала в авторской программе Н.И. Сонина. Практикум может быть использован как дополнение к учебному комплексу, разработанному авторским коллективом: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов и др. может быть использован и при работе с другими учебниками по биологии.

Разнообразие предложенных работ позволяет проводить их как на уроках, так и во внеурочное время. Это не только повысит интерес к предмету, но и будет способствовать всестороннему развитию школьника, поможет убедиться им в истинности изученных знаний и практических следствий.

В практикуме представлены работы разного уровня сложности. Уровень сложности работы определяется несколькими показателями:

  • наличия специального оборудования для проведения работы;

  • сложностью оценки увиденного или зафиксированного в эксперименте;

  • сложностью математического аппарата ( расчеты, построение графиков, выводы)

Некоторые работы составлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Дети могут по желанию выбрать вариант работы.

Используя данный практикум на уроке, учитель выступает в роли консультанта по отдельным, возникшим в ходе работы, вопросам. Такая форма работы ученикам нравится больше, чем выполнять четкие инструкции учителя, ведь проводя свой эксперимент ребенок не может заранее предугадать полученный результат .
Содержание

Глава 1 Биологические методы 8

    1. Рисунки в биологии 8

    2. Использование ручной лупы 8

    3. Использование микроскопа 8

    4. Микроскопические методы 9

      1. подготовка материала для работы с микроскопом 9

      2. Постоянные микропрепараты 9

      3. Временные микропрепараты 10

    5. Постановка культур простейших 10

Глава 2 Живой организм 12

Лабораторная работа №1 12

« Химический состав семени»

Лабораторная работа №2 12

« Изучение физических свойств белков, жиров, углеводов»

Лабораторная работа№3 12

« Строение растительной клетки»

Лабораторная работа №4 14

« Строение животной клетки»

Лабораторная работа №5 14

« Ткани растительных организмов»

Лабораторная работа №6 14

« Строение животной ткани»

Лабораторная работа №7 15

« Строение корневой системы»

Лабораторная работа № 8 16

« Строение почек. Расположение их на побеге»

Лабораторная работа № 9 16

« Простые и сложные листья»

Лабораторная работа № 10 16

« Строение цветка»

Лабораторная работа №11 17

« Сухие и сочные плоды»

Лабораторная работа № 12 17

« Строение семян»

Лабораторная работа № 13 18

« Строение клеток крови лягушки и человека»

Лабораторная работа № 14 18

« Действие слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 15 19

« Действие желудочного сока на белок»

Лабораторная работа № 16 19

« Передвижение воды и минеральных веществ»

Лабораторная работа № 17 19

« Свойства костей»

Лабораторная работа № 18 20

« Движение инфузории туфельки»

Лабораторная работа № 19 20

« Движение дождевого червя»

Лабораторная работа № 20 20

« Черенкование комнатных растений»

Лабораторная работа № 21 21

« Строение соцветия» 22

Лабораторная работа № 22

« Определение всхожести семян»

Лабораторная работа №23 23

« Прямое и непрямое развитие»

Глава 3 Многообразие живых организмов 24

Лабораторная работа №1 24

« Выращивание белой плесени мукора»

Лабораторная работа № 2 24

« Строение плесневого гриба – мукора»

Лабораторная работа № 3 24

« Строение дрожжей»

Лабораторная работа №4 25

« Строение плодового тела шляпочного гриба»

Лабораторная работа №5 25

« Строение многоклеточной водоросли спирогиры»

Лабораторная работа № 6 25

« Строение зеленого мха кукушкин лен»

Лабораторная работа №7 26

« Строение мха сфагнум»

Лабораторная работа № 8 26

« Поглощение сфагнумом воды»

Лабораторная работа № 9 27

« Строение хвоща»

Лабораторная работа № 10 27

« Строение спороносящего папоротника»

Лабораторная работа № 11 28

« Строение хвои и шишек хвойных растений»

Лабораторная работа №12 28

« Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семени сосны»

Лабораторная работа № 13 29

« Выявление общих признаков семейства крестоцветных по внешнему строению»

Лабораторная работа № 14 29

« Строение шиповника»

Лабораторная работа № 15 30

«Выявление признаков семейства бобовых по внешнему строению»

Лабораторная работа № 16 31

« Строение пшеницы»

Лабораторная работа № 17 31

« Строение инфузории туфельки»

Лабораторная работа № 18 33

« Пресноводный полип гидра»

Лабораторная работа № 19 34

« Внешнее строение дождевого червя»

Лабораторная работа № 20 36

« Внешнее строение речного рака»

Лабораторная работа № 21 38

« Строение и особенности жизнедеятельности брюхоногих моллюсков»

Лабораторная работа № 22 38

« Внешнее строение насекомых»

Лабораторная работа № 23 40

« строение скелета костной рыбы»

Лабораторная работа № 24 41

« Строение скелета земноводных»

Лабораторная работа № 25 41

« Внешнее строение и оперение птиц»

Лабораторная работа № 26

« Строение скелета млекопитающих»

Лабораторная работа № 27 43

« Экологические группы млекопитающих»

Глава 4 Человек 44

Лабораторная работа № 1 44

« Микроскопическое строение тканей тела человека»

Лабораторная работа № 2 44

« Определение безусловных рефлексов различных отделов головного мозга»

Лабораторная работа № 3 45

« Тесты, направленные на выяснение объема внимание, эффективности запоминания»

Лабораторная работа № 4 46

« Тесты, определяющие гибкость позвоночника, нарушения осанки, наличия плоскостопия»

Лабораторная работа № 5 47

« Особенности работы мышц в зависимости от условий труда»

Лабораторная работа № 6 48

« Измерение мышечной силы с помощью ручного динамометра»

Лабораторная работа № 7 49

« Координация движений»

Лабораторная работа № 8 50

Изучение строения клеток крови под микроскопом»

Лабораторная работа №9 52

« Подсчет пульса до и после нагрузки»

Лабораторная работа № 10 53

« Проведение инструментального анализа и функциональных проб оценка измерения артериального давления»

Лабораторная работа № 11 53

« Измерение артериального давления»

Лабораторная работа № 12 54

« Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения»

Лабораторная работа № 13 55

« Минутный и систолический объем крови»

Лабораторная работа № 14 56

« Работа сердца»

Лабораторная работа № 15 56

« Проведение функциональных дыхательных проб»

Лабораторная работа № 16 57

« Гигиеническая оценка микроклимата помещений»

Лабораторная работа № 17 58

« Составление пищевого рациона»

Лабораторная работа № 18 60

« Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки»

Лабораторная работа № 19 60

« Определение энергозатрат по состоянию сердечных сокращений»

Лабораторная работа № 20 61

« Жизненная емкость легких»

Лабораторная работа № 21 61

« Изучение строения кожи, волоса и ногтя»

Лабораторная работа № 22 62

« Приемы наложения повязок на условно пораженный участки кожи»


Глава 5 Биология. Общие закономерности развития. 62
Лабораторная работа №1 62

« Изучение вопроса о возникновении микроорганизмов»

Лабораторная работа №2 62

« Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

Лабораторная работа № 3 63

« Движение цитоплазмы»

Лабораторная работа № 4 64

« Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза»

Лабораторная работа №5 65

« Строение растительной, животной, грибной клетки под микроскопом»

Лабораторная работа № 6 65

« Условия образования крахмала в листьях зеленых растений»

Лабораторная работа № 8 67

« Решение генетических задач и составление родословной»

Лабораторная работа № 9 70

« Морфологические особенности растений различных видов»

Лабораторная работа № 10 71

« Изменчивость организмов»

Лабораторная работа № 11 72

« Приспособление организмов к среде обитания»

Лабораторная работа № 12 72

« Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых»

Лабораторная работа № 13 72

« Фенотипы местных сортов растений»

Лабораторная работа № 14 73

« Изменчивость, построение вариационного рядя и вариационной кривой»

Лабораторная работа №7 66

« Митоз в корешке лука»


Глава 1.Биологические методы
1.1 Рисунки в биологии

Цель: 1) документировать результаты работы для использования их в дальнейшем.

2) Дополнить визуальные наблюдения и дать возможность увидеть исследуемый объект более точно и полно.

30 способствовать запоминанию, зарисовывая то, что вы видите.

Правила: 1) необходимо пользоваться тетрадью или бумагой для рисования соответствующей толщины и качества. С нею должны хорошо стираться карандашные линии.

2) Карандаш должен быть острым, твердости НВ, не цветным.

3) Рисунок должен быть:

- достаточно крупным – чем больше элементов составляют исследуемый объект. Тем крупнее должен быть рисунок.

- простым – включать очертания структуры и других важных деталей, чтобы показать расположение и связь отдельных элементов.

- тщательно выполненным – если объект имеет несколько сходных частей, необходимо точно вырисовывать его мелкие детали;

- нарисован тонкими и отчетливыми линиями – каждую линию необходимо продумывать, а затем нарисовать без отрыва от бумаги; не штриховать и не разукрашивать;

- надписи должны быть по возможности полными, идущие от них линии не должны пересекаться, оставляйте вокруг рамки место для подписи.

4) делать при необходимости два рисунка:

- схематический рисунок, показывающий основные черты.

- только детали мелких частей.

5) рисовать следует то, что вы действительно видите, а не то. Что вам кажется, и конечно же не копировать рисунок из книги.

6) каждый рисунок должен иметь название указание об увеличении и проекции образца. Например: поперечное сечение ( ПС), продольное сечение (ПрС).

7. при зарисовке приборов необходимо нарисовать вертикальный разрез и на нем ясно показать трубки и клапаны, через которые из сосудов могут выходить газы.
1.2 Использование ручной лупы.

Ручная лупа представляет собой вставленную в оправу двояковыпуклую линзу. Лупа может быть небольшой ( карманной ) или намного больших размера, например лупа используемая на анатомировании. Ручную лупу нужно держать близко к глазу, а объект приближать к глазу до тех пор пока не появится четкое изображение.
1.3 Использование микроскопа.

Правила использования микроскопа.

  1. храните микроскоп в ящике или под колпаком, чтобы предохранить его от пыли.

  2. вынимайте его из ящика двумя руками и ставьте на стол мягко, чтобы избежать сотрясения.

  3. линзы должны быть чистыми, для этого необходимо протирать их бумажными салфетками.

  4. микроскоп всегда нужно фокусировать, перемещая трубку вверх от препарата, в противном случае, можно повредить его.

  5. держите открытыми оба глаза и смотрите ими по очереди.

1.4 Микроскопические методы.
1.4.1 Подготовка материала для работы с микроскопом.

Биологические объекты можно исследовать как живыми, так и фиксированными.

В последнем случае материал для более детального изучения можно разделить на части и обработать рядом различных красителей. Для того чтобы выявить и индифицировать различные структуры. Из исследуемого объекта можно приготовить временные или постоянные микропрепараты.

1.4.2 Постоянные микропрепараты.

  1. Фиксация. Это сохранение материала в состоянии, близком к естественному. Необходимо быстро умертвить ткань. Это лучше достигается при работе с небольшими кусочками живой ткани. Используемое для этого вещество называется – фиксатором.

  2. Обезвоживание. Проводится при подготовке материала к заливке или при заключении его в соответствующую среду, которая не смешивается с водой. Воду необходимо удалить также потому, что иначе со временем препарат будет разрушен бактериями. Для того чтобы сохранить ультраструктуру, обезвоживания надо проводить постепенно , обрабатывая материал рядом водных растворов этанола или ацетона со все возрастающей концентрацией и , закончить обработку « абсолютным » (чистым) этанолом или ацетоном

  3. Просветление. Некоторые из обще употребляемых средств для заливки и заключения не смешиваются со спиртом . поэтому его надо замещать постепенно средой ( просветляющее вещество) , с которой заливочная среда смешивается, например ксилолом. Это приводит так же к тому, что материал становится прозрачнее.

  4. Заливка. Для получения тонкого среза необходимо, чтобы материал был залит в специальную среду. При приготовлении микропрепарата для световой микроскопии объекты заливают в парафин, которому затем дают остыть.


  5. Краситель Цвет Окрашиваемый материал
    Постоянные красители

    Анилиновый синий синий гифы грибов и споры




    Борный кармин розовый ядра: особенно для крупных препаратов

    Животного материала.




    Эозин розовый цитоплазма




    Краситель Фельгена красный ДНК ( особенно хорошо выявляет хромосомы

    во время клеточного деления)




    Гематоксилин синий ядра; главным образом для срезов животных

    Тканей в сочетании с эозином, окрашивают

    Цитоплазму; так же для мазков.
    Краситель Лейшмана красно-розовый клетки крови

    Синий ядра лейкоцитов




    Светлый зеленый цитоплазма или целлюлоза

    Или прочный зеленый зеленый
    Метиленовый синий синий ядра




    Сафранин красный ядра, лигнин у растений

    используется в основном для срезов

    растительных тканей.

    Временные красители

    Анилина сульфат желтый лигнин
    Раствор йода сине – черный крахмал



    Раствор Шульца желтый лигнин, белок.

    Синий крахмал

    Фиолетовый целлюлоза






    Изготовление срезов. Срезы можно делать бритвой или микротоме. Для работы на обычном микроскопе толщина среза должна равняться 8 – 12 мкм. Ткань следует закрепить между двумя кусочками бузины. Бритву смачивают жидкостью в которой хранилась ткань; срез делают через бузину и ткань; бритву держат горизонтально к себе медленно двигают скользящим движением, направляя чуть вкось.

  6. Окрашивание. Структуры на препарате прозрачны, поэтому для получения контраста между ними приходится окрашивать их. Некоторые красители приведены:



  1. Заключение. Окрашенные среды заключают на предметном стекле в специальные среды. Например: в канадский бальзам , который не пропускает воздух и способен неограниченно долго сохранять срез. Заключенный срез покрывают покровным стеклом.

1.4.3 Временный микропрепараты
Готовятся для проведения быстрых предварительных исследований. Для этого материал фиксируют, окрашивают и заключают в среду. Срез свежего материала

Можно сделать вручную. С помощью бритвы непосредственно в 70% растворе спирта, который служит фиксатором. Для окрашивания и заключения можно использовать ряд временных красителей. Срез помещают на чистое предметное стекло и капают несколько капель красителя, затем препарат покрывают тонким покровным стеклом. Чтобы предотвратить попадание воздуха и пыли.
1.4.4 Постановка культур простейших.

В природных условиях можно встретить простейших в небольших, загрязненных растительными остатками прудах, болотах, канавах, лесных лужах. Непосредственно перед занятиями не всегда можно найти простейших в природе, поэтому живой материал обеспечивают только культивированием. В начале учебного года необходимо создать культуру простейших. Взяв пробы воды из разных участков водоема. Особенно много простейших в придонных слоях. Банки с пробами размещают около окна. Прямые солнечные лучи не должны попадать на них. За исключением зеленых жгутиковых, простейшие не нуждаются в хорошем освещении. В первые дни содержимое исследуют под микроскопом и на каждую банку наклеивают этикетку с названиями обнаруженных простейших. Это поможет быстро найти те или другие виды при постановке культуры. Культуры закладываются не позднее ,чем за 2 – 3 недели до соответствующего занятия. Для успешного

разведения простейших в лабораторных условиях необходимо соблюдать несколько общих правил:

  1. Следует применять только стеклянную посуду ( химические стаканы, любые банки емкостью 0,5 1 л.).

  2. Водопроводную воду нужно предварительно дехлорировать ( отстаивать 7 – 10 дней в стеклянной емкости, изредка помешивать палочкой).

  3. Объем воды не должен превышать диаметра банки, иначе затрудняется проникновение кислорода в придонные слои.

  4. Для развития простейших наиболее благоприятна температура 18 – 23 С, резкая смена температуры может привести к гибели простейших.

  5. Сосуды с культурой нельзя переносить с места на место, для уменьшения испарения воды их закрывают стеклянными пластинами.

  6. Примерно за неделю до культивирования животных нужно приготовить питательную среду, богатую бактериями.



Глава II Лабораторный практикум для курса:

« Живой организм»
Лабораторная работа № 1

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Пояснительная записка Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям icon«Борисоглебская гимназия №1», г. Борисоглебск, Воронежская обл. «Удивительный человечище»
Антона Семёновича Макаренко. Ни один из русских педагогов не привлекал к себе такого внимания во всем мире. И что поразительно: с...

Пояснительная записка Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям icon1. поговори со мною, мама задайте себе вопрос, когда вы в последний...
Ну, что нового? Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. А он, пусть даже еще маленький,...

Пояснительная записка Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям iconИванова Екатерина Петровна дата рождения: 25. 05 1987г семейное положение: не замужем
Составив свое резюме, оцените его с точки зрения человека, который видит его впервые. Важно не только то, что вы написали, но и то,...

Пояснительная записка Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям iconПояснительная записка Учебно-тематический план программы
На современном этапе, характеризующемся веком деловых отношений, все большее место в жизни современного человека занимают деловые...

Пояснительная записка Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям iconТема Хозяйственный учет, его сущность и значение
Все эти процессы очень тесно связаны между собой. Все эти процессы несут в себе затраты, которые не безразличны обществу, которое...

Пояснительная записка Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям iconПояснительная записка Музей образовательного учреждения широкое поле...
Неслучайно в последнее время наметилась тенденция к развитию исторических музеев, как результат научно-исследовательской и поисково-собирательской...

Пояснительная записка Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям iconПрограмма по охране здоровья и физическому развитию для учащихся...
Целью программы является формирование у учащихся 6-9 классов, установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению...

Пояснительная записка Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям iconПояснительная записка Количество учебных часов: 35. Образовательная область: информатика
Тем, кто свяжет свое будущее с бизнесом, важно не только иметь представление об особенностях работы современного делового человека...

Пояснительная записка Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям iconПояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит...
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Родители...

Пояснительная записка Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям iconПояснительная записка Качество образования определяется компетентностью...
Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск