Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории


НазваниеМетодические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории
страница1/8
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8



Методические рекомендации

по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов

возможных террористических посягательств,

расположенных на территории

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

г. Ханты-Мансийск

2011 г.

Настоящие методические рекомендации разработаны для руководителей предприятий, учреждений и организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с целью выработки единого подхода в вопросах практической организации антитеррористической защищённости объектов возможных террористических посягательств, разработки паспорта антитеррористической защищённости объектов возможных террористических посягательств, организации контроля за поддержанием системы безопасности объектов в постоянной готовности к предотвращению и пресечению террористических актов, минимизации и ликвидации последствий актов терроризма, оказания помощи пострадавшим от террористических актов.

Методические рекомендации по разработке паспорта антитеррористической защищённости объектов возможных террористических посягательств утверждены решением совместного заседания Антитеррористической комиссии и Оперативного штаба в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (протокол от 15 августа 2011 года № 42/6).
Главными задачами противодействия терроризму на объектах возможных террористических посягательств являются:

- выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористических действий;

- предупреждение, выявление, пресечение террористических действий, минимизация и ликвидация их последствий;

- осуществление комплекса организационных и технических мероприятий профилактики терроризма во взаимодействии с правоохранительными органами и МЧС.

Раздел I
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность

по обеспечению антитеррористической защищённости объектов

возможных террористических посягательств
В своей работе по обеспечению антитеррористической защищённости объектов руководители предприятий, учреждений и организаций руководствуются законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, решениями антитеррористической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа, основными из которых являются:

- Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействию экстремистской деятельности»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;

- Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»;

- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 №352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризма»»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 №255 «Требования к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечня содержащихся в нём сведений»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»;

- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 05 октября 2010 года);

- Регламент об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утверждён Председателем Национального антитеррористического комитета 07 июля 2006 года);

- Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утверждён Председателем Национального антитеррористического комитета 07 июля 2006 года);

- Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 17.11.2010 № 217 «Об антитеррористической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Раздел II
Общие требования

к организации антитеррористической защищенности объектов
На обеспечение антитеррористической защищённости объектов существенное влияние оказывают такие факторы, как высокая уязвимость в террористическом отношении, большая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) с тяжелыми последствиями.
Стратегию реагирования на ЧС, вызванные террористическими актами можно условно разделить на следующие составляющие:
1. Предотвращение причин возникновения ЧС.

Недопущение действий и процессов, которые создают предпосылки для формирования угроз возникновения ЧС, профилактика негативных факторов и условий, способствующих их развитию.
2. Предотвращение самих ЧС.

В случаях, когда причины, порождающие данную ЧС, устранить невозможно или не удается, на первое место выступает разработка мер, направленных на пресечение ее постоянно развивающихся негативных последствий, т.е. необходимо непосредственно и адекватно отреагировать на реальную и непосредственную угрозу безопасности объектов, не допустить выхода ситуации из-под контроля, гарантировать безопасность персонала предприятий, населения путем заблаговременного оповещения, эвакуации, срочного укрытия и т.п.
3. Смягчение последствий возможной ЧС.

Подразумевает ориентацию на максимальное ослабление и локализацию всех последствий ЧС, которые нельзя или не удалось предотвратить.

Непосредственная работа по организации и обеспечению антитеррористической защищённости объектов состоит из следующих этапов:

Первый этап - выделение уязвимых в террористическом отношении объектов и составление их перечня, исходя из:

  • политической, экономической, оборонной и социальной значимости объекта, его возможного негативного воздействия на окружающую среду при аварийных ситуациях;

  • отношения объекта к опасным производствам, важности объекта для жизнеобеспечения региона (муниципального образования), его категорированности по гражданской обороне:

  • восстанавливаемости объекта, наличия дублирующих (резервных) технологических систем (схем);

  • социально-политической и криминогенной обстановки в регионе, выявленных или прогнозируемых террористических устремлений со стороны спецслужб иностранных государств, организованных преступных группировок, экстремистки настроенных элементов.

При выделении уязвимых в террористическом отношении объектов следует учитывать, что основную опасность могут представлять экстремистские действия лиц, враждебно настроенных к существующему государственному и общественному строю, особенно в периоды обострения внутриполитической обстановки, межнациональных и межконфессиональных отношений, а также со стороны персонала объектов или бывших работников, которые конфликтовали или конфликтуют с руководством предприятий.

Второй этап - определение на объектах ключевых, наиболее уязвимых участков (зон), оборудования, технологических процессов, вывод из строя или постороннее вмешательство в которые может привести к нарушению функционирования всего объекта с максимально тяжкими последствиями.

Высока вероятность совершения терактов на объектах жизнеобеспечения региона (муниципального образования), с нахождением массового скопления граждан и нанесением наибольшего ущерба.

Для определения наиболее уязвимых к террористическим проявлениям помещениям объектов, отдельных их зон (участков) и оборудования необходимо провести соответствующий анализ применительно к каждому муниципальному образованию и к конкретно взятому объекту.

Разрабатываемый паспорт антитеррористической защищённости объекта является информационно-справочным документом, определяющим готовность объекта к предупреждению и смягчению последствий ЧС, в том числе и террористического характера.

Сведения об объекте, изложенные в паспорте антитеррористической защищённости, должны тщательно охраняться от посторонних лиц и храниться в соответствии с руководящими документами по делопроизводству.

Третий этап - формирование системы антитеррористических мер (организационные, технологические, административно-режимные, физическая и инженерно-техническая защита, взаимодействие и координация действий с правоохранительными органами, информирование населения, подготовка сил и средств объектовых и ведомственных подразделений реагирования на ЧС).

Виды, система и порядок (способы) охраны объектов определяются на основании положений федеральных законов «О промышленной безопасности опасных производственных объектов от 21.07.1997 № 116-ФЗ», «О ведомственной охране», постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основными задачами охраны являются:

- защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

- обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов:

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на объектах возможных террористических посягательств;

- при возникновении ЧС участие в эвакуации, локализации и ликвидации возникших последствий ЧС, в том числе террористической направленности, в меру своих должностных обязанностей или компетенции.

Система охраны объекта включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране и обороне объекта. Она должна соответствовать особенностям охраняемого объекта, уровню его оборудования инженерно-техническими средствами охраны, обстановке в его окружении и обеспечивать наиболее эффективное и экономически рациональное использование имеющихся сил и средств.

При решении задач по охране и обороне объектов, а также пресечению террористических актов, совместно с подразделениями территориальных органов ФСБ и МВД разрабатывается Паспорт антитеррористической защищённости объектов возможных террористических посягательств.

Четвертый этап - моделирование возможных террористических актов, разработка системы профилактических мероприятий.

Система профилактических мероприятий включает в себя регулярное получение информации о состоянии объекта, выделенных участков (зон), оборудования, своевременное вскрытие недостатков и нарушений технологических регламентов работы, выявление лиц, пытающихся без видимых оснований или при подозрительных обстоятельствах проникнуть на объект. При этом следует учитывать, что, как правило, исполнители террористических акций свои преступные намерения предпочитают осуществлять на объектах, где работают (работали), имеют на них знакомых или в окружении которых проживают. Это позволяет им более полно изучить характер и специфику производственной деятельности объекта, облегчает возможность тщательной подготовки террористической акции, применение соответствующих орудий и средств их совершения, выбора соучастников и пособников.

При организации антитеррористической защиты объектов необходимо также учитывать возможность относительно свободного, при существующем уровне физической охраны и внутриобъектового режима, проникновения на них и к уязвимым участкам (зонам, оборудованию) посторонних лиц, что облегчает доставку террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, связи и т.п.

Необходимо учитывать, что террористы совершенствуют тактику подрывных действий, применяют труднораспознаваемые способы совершения террористических актов, придают им характер аварий и других ЧС, совершившихся в результате неумышленных действий, несовершенства технологических процессов, осуществляют свои акции на таких участках, где уничтожаются следы деятельности преступника, используют специальные устройства замедленного и дистанционного действия.

В настоящее время, в связи с развитием телекоммутационных связей, закупкой импортного оборудования существует реальная возможность внедрения в программное обеспечение автоматизированных систем управления (далее – АСУ) производственных объектов специальных вкладок, вызывающих сбои в работе АСУ. В результате таких действий могут произойти взрывы, пожары, вывод из строя оборудования.
Основными признаками (в том числе косвенными) возможной подготовки и осуществления террористических деятельности являются:

- Появление в окружении объектов лиц, в поведении которых усматривается проявление необоснованного интереса к наиболее важным и уязвимым участкам объекта и порядка доступа к ним, повышенный или слабо мотивированный интерес к определенным аспектам в деятельности объекта;

- Неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото- и видеосъемки, составление планов, схем и т.д. Нанесение во время нахождения на объекте или вблизи него, различных пометок, условных обозначений на топографические карты, схемы и чертежи;

- Появление в окружении объектов с характерными признаками наркотического опьянения (отсутствующий, блуждающий взгляд, нарушенная координация движения);

- Изучение порядка системы пропускного режима и охраны объекта, маршрутов и графиков передвижения нарядов ППС, ДПС и ведомственной охраны (службы безопасности/охраны) в районе объекта и прилегающей к нему территории;

- Необоснованное вступление в контакт с сотрудниками объектов и его охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т.д.;

- Внимательное изучение обстановки на объекте, стремление уклониться от контакта с нарядами из сотрудников милиции или службы охраны;

- Проникновение в технические помещения структурных объектов (подвалы, чердаки многоэтажных зданий) лиц, не имеющих отношения к обслуживанию указанных объектов;

- Использование документов и формы работников предприятия, дающих право прохода на территорию объекта и в его помещения;

- Преднамеренное оставление лицом или обнаружение в людных местах, в подсобных помещениях, около проходных - бесхозных пакетов, сумок, свертков и т.д.;

- Уклонение различными способами от досмотров (проверки документов) при проходе на территорию объекта (в здание объекта). Наличие документов с разными установочными данными;

- Желание уклониться от камер видеонаблюдения (попытка отпустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека), нервозность без видимых причин;

- Проведение религиозных обрядов на рабочем месте, свадеб, похорон и т.д., лицами, действия которых отличаются от общепринятых, либо недостаточно мотивированны;

- Наличие идейной убежденности в правоте идей исламского фундаментализма (ваххабизма) и готовности на любые самопожертвования ради них;

- Пропаганда идей ваххабизма, высказывания намерений осуществить террористические акты, наличие соответствующей литературы;

- Изменение в поведении лиц, имеющих соответствующие военно-учетные специальности (саперы, минеры, взрывотехники), либо проходивших службу в частях специального назначения, членов северокавказских землячеств, ваххабитских общин, исламских учебных заведений (появление нервозности, агрессивности, излишней веселости и т.д.), а также их исчезновение с мест жительства и работы;

- Предложения выполнить за солидное вознаграждение малозначимой работы - перегона машины, переноса пакета (мешка, свертка и т.д.), передача посылки и т.п.;

- Исполнение, изготовление и распространение печатных изданий (листовок, газет и т.п.) антироссийской направленности;

- Выяснение вопросов, связанных с возможностью искусственного создания аварийной ситуации на объекте и прилегающей к нему территории;

- Проявление интереса к возможным последствиям применения в конкретных условиях данного объекта взрывчатых, зажигательных и других пригодных для террористических актов средств;

- Изготовление самодельных террористических средств, изучение специальной литературы по взрывному делу, способам изготовления и использования террористических средств;

- Привлечение граждан из числа рабочего персонала и посетителей, способных оказать содействие в проникновении на уязвимые участки, доставке на них террористических средств или их изготовлении.
В случае получения информации, подпадающей под признаки (в том числе и косвенные) возможной подготовки и осуществления террористической деятельности, незамедлительно сообщить о получении компрометирующих или вызывающих подозрение сведениях, с максимальным предоставлением описания события, лица (фотография, фотокомпозиционный портрет, запись видеокамер и т.д.) в территориальные подразделения РУ ФСБ России по Тюменской области (с дислокацией в Ханты-Мансийском автономном округе или дежурную часть УВД (ОВД) муниципального образования.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории iconМетодические рекомендации по разработке паспорта антитеррористической...
Антитеррористической комиссии и Оперативного штаба в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (протокол от 15 августа 2011 года...

Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории iconМетодические рекомендации
Реестра паспортов антитеррористической защищенности торговых объектов, объектов общественного питания и бытовых услуг, расположенных...

Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории iconЗаконодательные акты по объектам
Рекомендация главам сельских поселений, руководителям мест массового пребывания людей, общеобразовательных учреждений и объектов...

Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории iconМетодические рекомендации по разработке паспорта безопасности мест...
По разработке паспорта безопасности мест массового пребывания людей утверждены решением совместного заседания антитеррористической...

Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории iconВестник совета безопасности и антитеррористической комиссии краснодарского края
Это и физическая защита от возможных террористических посягательств самого объекта, его сотрудников, посетителей, и оснащение объекта...

Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории iconМетодические рекомендации по исполнению требований Постановления...
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы

Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории iconМетодические рекомендации по разработке Плана повышения защищенности...
Разработка плана повышения защищенности критически важного объекта

Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории iconПриказ от 21 сентября 2015 г. N 895 об утверждении методических указаний...
Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов...

Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории iconПаспорт антитеррористической защищенности
Разработчиками паспорта атитеррориститческой защищенности Муниципального общеобразовательног учреждения Беломорского муниципального...

Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории iconПриказ 01. 09. 2010 г. № Об утверждении положения о паспорте антитеррористической...
Утвердить положение о паспорте антитеррористической защищенности маоу сош с. Левоча

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск