Литература, ресурсы Интернета


Скачать 319.65 Kb.
НазваниеЛитература, ресурсы Интернета
страница1/3
ТипЛитература
filling-form.ru > Туризм > Литература
  1   2   3
МКДОУ «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»



Обобщение опыта работы на тему:

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

Подготовил: воспитатель

Моторина С.М.

Введенское 2015г

Моторина Светлана Михайловна 02.05.1965г

воспитатель МДОУ Введенский детский сад №3. Образование высшее педагогическое, окончила Курганский Государственный Педагогический институт в 1987 году по специальности учитель биологии с дополнительной специальностью химия. С 1987 года по 1989 год работала в школе, с 1989 года – воспитателем в детском саду. Педагогический стаж – 26 лет.

Квалификационные испытания проходила в 2010 году, присвоена первая категория.

Содержание

  1. Теоретическая интерпретация опыта. …………………………….4

Условия реализации опыта

Результативность

  1. Описание реализации опыта…………………………………………7

2.1. Теоретическая основа опыта

2.2. Методы и приёмы реализации опыта…………………………10

2.3. Взаимодействие с родителями…………………………………16

2.4. Взаимодействие с педагогами….………………………………16

  1. Заключение ……………………………………………………………..17

  2. Литература, ресурсы Интернета ……………………………………18

  3. Практические приложения опыта

Приложение №1 Экологический словарь

Приложение №2 Экскурсии, прогулки Циклы наблюдений

Приложение №3 Центр природы в группе

Приложение №4 Дидактические игры, упражнения

Приложение №5 Мнемокарточки, схемы

Приложение №6 Художественная литература о природе

Приложение №7 Презентации о природе

Приложение №8 Экологические проекты

Приложение №9 Экологические праздники

Приложение №10 Диагностические материалы

Приложение №11 Взаимодействие с родителями

Приложение №12 Взаимодействие с педагогами





1 Теоретическая интерпретация опыта

Природа окружает ребенка с ранних лет. К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…».

Знакомить детей с природой нужно как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А.Сухомлинский). Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.

Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений.

Работа над словом - исходной единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова.

Работа над словом - это прежде всего работа по осмыслению его значения. Словесные обозначения (наименования объектов природы) дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей природой - как стихийного, так и специально организованного.

Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с природой осуществляется с помощью различных методов и средств. Все они направлены на решение следующих задач:

– работе над смысловой стороной слова;

– формированию обобщающих понятий;

– расширению запаса синонимов и антонимов;

– раскрытию смысловой стороны многозначного слова;

– употреблению в речи наречий;

– формированию умения употреблять слова наиболее подходящие к ситуации.

Задачи по формированию грамматического строя речи:

1. Формировать умение детей изменять слова по родам, числам и падежам.

2. Совершенствовать способы словообразования всех частей речи:

– умение образовывать (по образцу) однокоренные слова;

– умение образовывать существительные с суффиксами;

– умение образовывать глаголы с приставками;

– умение образовывать прилагательные от существительных и прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

3. Упражнять детей в употреблении предлогов.

4. Совершенствовать и усложнять синтаксис детской речи (построение предложений).

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); он усложняется с возрастом детей. В детской речи наиболее велик удельный вес существительных и глаголов, однако ребенок все больше начинает употреблять другие части речи - прилагательные, местоимения, наречия, числительные и т.д.

При работе над существительными дети обучаются правильному употреблению падежных форм (особенно формы родительного падежа во множественном числе), знакомятся с разнообразными способами согласования существительного с прилагательными и глаголами.

 Дети осваивают и различные способы словообразования. Так, у них формируется умение образовывать слово на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов) и др.

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольника правильно употреблять название детенышей животных (зайчонок, лисенок), направление действий (убежал, подбежал, взбежал) и т.п.

При работе над синтаксисом детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные. Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей производится в "ситуации письменной речи", когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.

Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс..

Работая над данной проблемой со второй младшей группой выявила следующие проблемы:

   - Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (ш, ж, ч, щ ),сонорные (р, рь, л, ль ) звуки, а некоторые пропускают.

.  - Требует совершенствования интонационная сторона речи.

   - Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.

   - Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

 - При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений.

   - Существует проблема новых словообразований

Цель исследования:

-Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.

-Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников

Объект исследования: воспитанники 2 младшей. средней , старшей группы МКДОУ

Задачи исследования:

Разработать систему игр по активизации речи с играми экологического характера.

Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас.

Вызывать интерес детей к объектам природы.

Выразительно читать стихи в процессе игровой деятельности, рассказывать о явлениях и объектах природы, расширять кругозор детей.

Воспитывать бережное отношение к природе и активизировать в речи новые слова.

Апробировать компьютерные игры экологического характера для активизации речи детей.

Работа с родителями с целью привлечения к сотрудничеству, учитывая то, что ребенок должен находиться в благоприятной речевой среде не только в детском саду, но и в домашней обстановке.

Методы исследования: анализ педагогической литературы, анализ диагностирования, анкетирования родителей.

База исследования: воспитанники 2 младшей. средней , старшей группы МКДОУ.

Гипотеза:

Уровень развития речи  существенно влияет на успешность обучения в школе. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило не испытывают трудностей в учении,  быстро овладевают навыками письма и чтения. У детей с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в общении, обучении грамоте. Дети со средним уровнем речевого развития отличаются нестабильностью успехов в учёбе.

   Разработанная система поможет сформировать  высокий уровень речевого развития:

- развитый фонематический слух

- чёткое, правильное  произношение всех звуков  речи

- достаточный активный словарь детей

- освоены грамматические категории

-развитые коммуникативные умения - умение общаться

- развита связная  речь, речевое творчество.
Условия реализации опыта.

- создание предметно - развивающей среды:

  • макеты

  • наборы иллюстративных карточек;

  • альбомы по временам года

  • сюжетные картинки и картины о природе

  • настольные печатные игры по экологии

  • библиотечка художественной литературы о природе

  • коллекции природных материалов

  • ноутбук, проектор

- вовлечение родителей в деятельность по речевому развитию детей
Результативность : Работала по теме три года. Для исследования результативности проводила диагностику по речевому развитию в начале и конце учебного года. Результаты показали положительную динамику :
2мл: высокий уровень-20% средний- 56% низкий 24%

средняя: 24% 60% 16%

старшая 32% 52% 16%
Предполагаемые результаты:

• Cовершенствование слухового восприятия

• Расширение активного и пассивного словаря.

• Совершенствование дикции, укрепление артикуляционного аппарата, уточнение и совершенствование произношения некоторых звуков.

• Развитие голоcового аппарата (умение пользоваться разной громкостью и разным темпом речи, интонационными средствами выразительности) .

• Сфoрмированность положительной мотивации на природу.

• Сфoрмированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

• Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.


  1. Описание реализации опыта

2.1. Теоретическая основа опыта

Работу по данной проблеме можно представить в виде системы:

накопление предметного словаря

(овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира)

Монологическая, диалогическая речь


развитие образного словаря

(ознакомление со свойствами и качествами предметов и явлений, словообразование, чтение стихов о природе)

Монологическая, диалогическая, полилогическая речь

формирование родовых и обобщающих понятий

Монологическая, диалогическая, полилогическая речь


речевое творчество

Монологическая речь (фантазирование, описание)

Развитие детской речи имеет возрастные особенности, которые необходимо было учитывать для построения данной системы работы с детьми. Поэтому прежде всего подробно изучила возрастные речевые умения и проблемы . Выделила для себя задачи по речевому развитию для каждого возраста, с которыми работала.

Вторая младшая группа (3-4 года)

-Закрепить представление у детей о домашних животных: козе, корове, собаке, кошке (название, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки, название детёнышей).

-Закрепить понятие об овощах (картофель, капуста, морковь, горох и др.); умение использовать в речи обобщающие слова.

- Формировать понимание того, что человек создаёт необходимые условия, заботится (кормит, ухаживает), животные приносят пользу человеку (дают молоко, сторожат дом, дают шерсть

Необходимо предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, модели животных , наборы предметов (камешки, ракушки, желуди) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.

Необходимо развивать у детей умения:

- слушать рассказы воспитателя о проказах животных (кошки, собаки, вороны); об интересной прогулке.

- различать и называть существенные детали и части объектов природы, местоположение

- понимать обобщающие слова ( овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

- слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около),употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята)] форму множественного числа существительных в родительном падеже ( груш, слив)

- получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

- вступать в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами.

- вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

- делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми (что и где видел).

- драматизировать отрывки из знакомых сказок.

 Средняя группа (4-5 лет) Нужно развивать:

- умения диалогической и полилогической речи: охотно вступать в речевое общение с окружающими; задавать вопросы, отвечать на вопросы; слушать ответы товарищей; участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая собеседника; в разговорном общении пользоваться (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса;

- умения монологической речи: составлять короткие (в 5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта; пересказывать литературные произведения; воспроизводить текст по иллюстрациям; сочинять повествовательные рассказы, используя игрушки, картины; составлять описательные загадки и загадки со сравнением;

- пользоваться элементарными формами объяснительной речи.

- использовать названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух) ; некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.) ;

- использовать слова, обозначающие части предметов, живые организмы, жизненные явления, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п., явлений (холодно, мокро, солнечно и др.) ;

- слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др., а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы - растут, размножаются, развиваются; посуда - это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи, и т. д.) ;

- слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей

- свободно пользоваться простыми предложениями (полными, распространенными, с однородными членами и др.) ;

- для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей употреблять сложноподчиненные предложения;

- правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании для выражения отношений между объектами;

- самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания.

- говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы;

- учиться эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.

Старшая группа (5-6 лет)

Расширять представления детей о многообразии окружающего мира, использовать мини-коллекции иллюстрированные книги , открытки, фотографии с изображениями природы Учить детей решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Нужно расширять и уточнять знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц ; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания

- Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (пасмурно, хмуро), с противоположным значением (, пасмурно — солнечно).

- Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.

- Отрабатывать интонационную выразительность речи.

- Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко

-Знакомить с разными способами образования слов (лесник, косопятый).

- Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица—медвежонок—медвежья),.

- Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

- Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

-Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

- Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

-Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

-Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

- Совершенствовать речь как средство общения.

- Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

-Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.

- Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.

-Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

- Помогать усваивать выразительные средства языка.

- Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

- Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

- Способствовать развитию речевого творчества.

- Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда,потому что если, если бы )..

-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

- Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

- Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылицы и загадки.
  1   2   3

Похожие:

Литература, ресурсы Интернета iconЛитература: Ход занятия № элемента занятия Элементы занятия Время,...
Оборудование и методическое обеспечение урока (электронные ресурсы, Интернет ресурсы)

Литература, ресурсы Интернета iconЛитература Введение
В статье рассматриваются бесплатные программные ресурсы, позволяющие преподавателям самостоятельно создавать разнообразные компьютерные...

Литература, ресурсы Интернета icon01. трудовые ресурсы, персонал и трудовой потенциал организации
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных...

Литература, ресурсы Интернета iconКак информация из интернета может быть использована против Вашего бизнеса!
Ваш сайт внимательно читают налоговики. Неосторожно сделанные публикации лишат компанию денег. Навредить бизнесу способен любой контент:...

Литература, ресурсы Интернета iconПеренос информации из старой формы №6 в новую при работе с пк «Трудовые ресурсы»
Порядок действий для организаций, где данные о персонале организации занесены в пк «Трудовые ресурсы» («Гран – вур», «Редактор куо...

Литература, ресурсы Интернета iconЛитература |
Студентам: электронная книга | литература | указатель | форум | мнения | однокурсники | рейтинг

Литература, ресурсы Интернета iconАлександра Васильева "Разговорный английский язык с помощью ресурсов Интернета"
Английский язык Наиболее употребительные слова тор 2500" фрагмент из книги Александра Васильева "Разговорный английский язык с помощью...

Литература, ресурсы Интернета iconЛитература по курсу 16 Основная литература 16
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9

Литература, ресурсы Интернета iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 2 Интернет технологии...
Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с понятием информационные ресурсы, общей характеристикой процессов...

Литература, ресурсы Интернета iconРусская литература XIX века. Русская литература в контексте мировой культуры
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск