Скачать 5.2 Mb.
|
ФГАОУ ДПО «АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» Основы религиозных культур и светской этики Учебно - методическое пособие для учреждений системы повышения квалификации Москва 2012 Йоффе А.Н., Мишина И.А., Мацияка Е.В., Савченко К.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Чиндилова О.В., Яковлева С.Г., Обернихина Г.А., Марченко О.Н., Емельянова Т.В. «Основы мировых религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – М. АПКиППРО, 2012. – 216 с. Рецензенты: Шамрай Н.Н. д.п.н., РАО Крутова О.Э. к.п.н., директор Центра развития федерально- региональной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования АПК и ППРО. Научный руководитель проекта: Э.М. Никитин, доктор педагогических наук, профессор Издание осуществляется в рамках проекта ФЦПРО «Консультационно-методическое сопровождение комплексного учебного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» (курс ОРКСЭ)», реализуемого в рамках мероприятия 3 «Разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования», задачи I «Совершенствование содержания и технологий образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы (с изменениями и дополнениями авторов от 2012 года). Учебно-методическое пособие «Основы мировых религиозных культур и светской этики» предназначено для оказания методической помощи учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для учащихся 4 – 5 классов. Материалы пособия могут быть использованы с одинаковым успехом, как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы. Материалы носят практико-ориентированных характер и могут представлять интерес, как для системы дополнительного профессионального педагогического образования, так и для директоров школ и педагогов. АПК и ППРО, 2012 г. СодержаниеВведение Глава 1. Требования к результатам освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» учащимися Глава 2. Методические основы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики»:
Глава 3. Тематическое и поурочное планирование модуля «Основы светской этики». 3.1. Тематическое планирование модуля «Основы светской этики». 3.2. Поурочное планирование модуля «Основы светской этики». Глава 4. Тематическое и поурочное планирование модуля «Основы мировых религиозных культур». 4.1. Тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур». 4.2. Поурочное планирование модуля «Основы мировых культур». Глава 5. Тематическое и поурочное планирование модуля «Основы православной культуры». 5.1. Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры». 5.2. Поурочное планирование модуля «Основы православной культуры». Глава 6. Тематическое и поурочное планирование модуля «Основы исламской культуры». 6.1. Тематическое планирование модуля «Основы исламской культуры». 6.2. Поурочное планирование модуля «Основы исламской культуры». Глава 7. Тематическое и поурочное планирование модуля «Основы буддийской культуры». 7.1. Тематическое планирование модуля «Основы буддийской культуры». 7.2. Поурочное планирование модуля «Основы буддийской культуры». Глава 8. Тематическое и поурочное планирование модуля «Основы иудейской культуры». 8.1. Тематическое планирование модуля «Основы иудейской культуры». 8.2. Поурочное планирование модуля «Основы иудейской культуры». Глава 9. Дополнительные материалы для учителя по изучению модуля «Основы религиозных культур». 9.1. Ценности семьи и семейной жизни в традиционных религиозных культурах и в современной светской семье. 9.2. Кальвинизм и православие в контексте культурологических аспектов изучения основ религиозных культур. Приложения.
Список литературы. Введение Цель данного пособия – помочь учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4 – 5 классов. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на 34 часа и изучается на переходной ступени от начальной к основной общеобразовательной школе: 4 четверть 4 класса (17 часов), 1 четверть 5 класса (17 часов). Данное пособие состоит из следующих частей: Введение Требования к результатам освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» Методические основы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Тематическое и поурочное планирование модуля «Основы светской этики». Тематическое и поурочное планирование модуля «Основы мировых религиозных культур». Тематическое и поурочное планирование модуля «Основы православной культуры». Тематическое и поурочное планирование модуля «Основы исламской культуры». Тематическое и поурочное планирование модуля «Основы буддийской культуры». Тематическое и поурочное планирование модуля «Основы иудейской культуры». Контрольно-измерительные материалы для самопроверки учителя. При разработке поурочного планирования основным источником является пособие для учащихся, поскольку именно в нем отражена содержательная часть курса. К основным методическим источникам относятся: «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. – М., 2009; «Основы религиозных культур и светской этики». Брошюра для родителей. – М., 2009. К учебным пособиям относятся: «Основы православной культуры». Пособие для учащихся. – М., 2011; «Основы исламской культуры». Пособие для учащихся. – М., 2011; «Основы буддийской культуры». Пособие для учащихся. – М., 2011; «Основы иудейской культуры». Пособие для учащихся. – М., 2011; «Основы мировых религиозных культур». Пособие для учащихся. – М., 2011; «Основы светской этики». Пособие для учащихся. – М., 2011. Вместе с тем следует учитывать, что в планировании зачастую содержится избыточный материал, что позволит учителю творчески подходить к решению педагогических и методических задач. Так, в качестве дополнительного материала можно рассматривать рекомендованный разработчиками уроков иллюстративный материал, не нашедший отражения ни в пособии для учащихся, ни в книге для учителя. В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями. Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработки согласованных действий и единых требований. В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим, целесообразно считать, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием. Основными задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются следующие:
Основными условиями воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника при изучении «Основ религиозных культур и светской этики» выступают:
Основными средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках рассматриваемого курса в учебной и во внеучебной деятельности выступают: учебные пособия по курсу, адресованные младшим школьникам, слово учителя и родителей, стиль взаимоотношений учителя с учеником, средства наглядности, иллюстративный материал. В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням (см. Стандарты второго поколения): Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. Глава 1. Требования к результатам освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» Требования к личностным результатам:
Требования к метапредметным результатам:
Требования к предметным результатам:
Глава 2. Методические основы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 2.1. Основные методические принципы преподавания школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» В основу построения уроков в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
2.2. Основные методические подходы в преподавании школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» В качестве основных подходов к преподаванию школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» определены культуроведческий и коммуникативный. В рамках культуроведческого подхода в процессе изучения курса школьники осознанают национальные и религиозные реалии, традиции, ценности как формы выражения культуры. Одним из основных способов организации деятельности младших школьников при освоении курса «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках культуроведческого подхода является работа с учебным текстом пособия для учащихся. Каждое пособие позволяет учащимся на основе работы с учебными текстами осваивать ценностный смысл значений реалий определенной культуры, формировать умения присваивать информацию, «живое» знание, овладевать методами и приемами работы с учебной информацией, создавать собственную духовную культуру. Опыт работы с пособием складывается на основе базовых приемов взаимодействия школьников с учебным текстом, овладение которыми формирует культуросозидательные возможности учащихся к самостоятельному познанию. Систематизацию этих приемов целесообразно осуществлять, исходя из требований деятельностного подхода к обучению. В связи с этим закономерно обращение к комплексным заданиям, предусматривающим перевод текстовой деятельности в дискурсивную. Так, в процессе выполнения заданий «обучаемые осуществляют цикл познавательных действий: восприятие (через беглость чтения); понимание, осмысление (через ответы на вопросы в парах, группах); интерпретацию (через выбор мнения, принятие решения), создание собственного «встречного» текста-дискурса (через участие в диалоге, в обсуждении и т.д.). При работе с текстом, содержащим важную для развития ребенка информацию духовно-нравственной направленности, центральное место занимает анализ единиц номинативной системы языка с национально-культурным компонентом значения. В связи с этим особое место отводится отбору тех пластов лексики, которые обеспечивают формирование поликультурной компетенции школьников. К такой лексике относят слова, обладающие культурным концептом, который является базовой единицей культуры, ее концентратом (веротерпимость, толерантность, душа, семья и т.д.) Культурный концепт выявляет специфические характеристики национального, религиозного видения мира, национального менталитета и характера. Так, в разных культурах одно и то же слово может отличаться особенностями функционирования в социуме, неоднозначно восприниматься носителями языка, принадлежащими к разным культурам. Например, этнокультурная специфика отношения к подвигу применительно к английскому, немецкому и русскому языкам обнаруживается в признаке способа осуществления этого поступка. Подвиг в глазах англичан и немцев сопряжен с благородством, изяществом, мудростью, умением, действием напоказ и прославленностью. По-русски подвиг — не искусство, а защита родной земли ценой жизни. <… > специфика отношения к чуду на материале сравниваемых языков заключается в том, что для англичан чудо — это прежде всего нечто озадачивающее, необъяснимое и вместе с тем неожиданно приятное, для немцев — нечто волшебное и притягательное, для русских — таинственное, божественное и прекрасное. Работа над освоением культурных концептов предполагает следующие этапы: знакомство со значением слова, представленным в тексте пособия; подбор синонимов; собирание цепочки слов, помогающей соединить два понятия; приведение примеров слов и словосочетаний, которые называют ассоциации, связанные с определёнными словами; определение основной мысли текста, толкование слова с помощью контекста и составление словосочетаний с данным словом; работа с Толковым словарём с целью определения однозначности или многозначности слова, определение одного из значений с помощью контекста и т.д. Особое место при знакомстве с основами разных культур занимает работа со словами-символами, позволяющими познакомиться со своеобразием символики религиозной культуры и светской этики. При анализе символов закономерно осмысление учащимися возможных причин возникновения слов-символов. К таким словам–символам относят имена: Христос (в православии), Мухаммад (в исламе), Будда (в буддизме), названия обрядов: Намаз (в исламе), Шабат ( в иудаизме); божественных книг: Библия (в православии), Коран (в исламе), Тора (в иудаизме) и т.д. В дальнейшем усвоение языковых единиц данной группы предполагает следующие этапы: ознакомление с текстами, повествующими о конкретном языковом символе (выявление взаимосвязи символа и культурных ценностей); знакомство со словами-символами, после которого осуществляется самостоятельный поиск примеров символики, связанных с конкретными культурными традициями. Коммуникативный подход в преподавании школьных дисциплин способен обеспечить развитие коммуникативной деятельности школьника, которая рассматривается в трех аспектах: как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности), как сотрудничество (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности) и как условие интериоризации -- процесса преобразования внешней социальной и предметной деятельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и рефлексии). Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет большой потенциал для развития коммуникативных и речевых действий учащихся, т.к. в силу его универсального, максимально обобщенного характера предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т. д. Одна из приоритетных задач современного образования – развитие коммуникативного потенциала личности. Коммуникативный потенциал – это комплексная характеристика личности, определяющая готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней. Наиболее важные личностные проявления коммуникативного потенциала следующие: интенсивность и широта круга общения, умение говорить и слушать, убеждать и уважительно относиться к позиции партнера, особенности эмоционального отклика на полученную информацию, самочувствие в процессе коммуникации, умение контролировать и адекватно оценивать себя как объект и субъект коммуникативной деятельности. Коммуникативная компетентность и коммуникативные универсальные учебные действия ученика в процессе обучения формируются посредством:
Основными формами учебной коммуникации на уроке являются монологические (выступление, рассказ, ответ, пересказ, вопрос, сообщение, доклад, аргументация, критика, доказательство, опровержение, выражение собственной точки зрения и т.д.) и диалогические (беседа, дискуссия, дебаты, переговоры, ролевая игра, театрализация, турнир, интервью, защита проекта и другие). Важнейшим условием успешного формирования и гармоничного развития коммуникативной компетентности учащихся является наличие коммуникативно насыщенной образовательной среды, преодоление монологизма традиционной образовательной системы, в рамках которой многие виды коммуникации имеют характер имитационных. Ребенок должен иметь возможность «примерить» на себя как можно большее количество коммуникативных ролей, оказаться в разных ситуациях общения, совершенствовать свои умения в разных видах речевой деятельности и формах взаимодействия. Современное обучение должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания — слушание; навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание — письмо, говорение. Перечисленные умения и навыки возможно формировать, опираясь на теорию речевой деятельности, с точки зрения которой речь — «деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и проч. Под речью понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные)» (Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и В. Н. Мещерякова) В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности, в частности такое базисное, исходное умение, как понимание информации, — умение, которое связывает единый процесс мышление и речь. Устная и письменная речь как типы речевой деятельности реализуются во взаимосвязанных речемыслительных процессах — восприятии и воспроизведении высказывания, обусловленных ситуацией общения. Созданная на уроке при активном привлечении межпредметных связей речевая среда становится стимулом для порождения речевой деятельности разных типов и видов. В этой деятельности, максимально приближенной к условиям протекания естественной коммуникации, формируются коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание высказываний. Следует отметить, что организация на уроке речевых ситуаций и выполнение учащимися различных видов ситуативных упражнений не самоцель, а средство формирования коммуникативных умений и навыков школьников. Виды коммуникативной деятельности. Основными видами коммуникативной деятельности являются аудирование, говорение, чтение, письмо. Со всеми этими видами деятельности предстоит иметь дело обучающимся в процессе освоения курса ОРКиСЭ. Основными источниками информации выступят учебные пособия, которые будут дополнены сообщениями учителя, одноклассников, родителей, других взрослых (лекторов, экскурсоводов, духовных лиц и общественных деятелей и т.п.), дополнительные источники текстовой информации. Поэтому предметом нашего рассмотрения в соответствии с Планируемыми результатами освоения междисциплинарных программ являются:
(Планируемые результаты начального общего образования. Серия «Стандарты второго поколения» /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.) Общая характеристика способов работы Способы создания собственных текстов Способы работы с научным, научно-популярным и публицистическим текстом Способы работы с художественным текстом Чтение и его виды Аннотирование Анализ стиля, жанра, формы Анализ идеи Вопросы Реферирование План Анализ образов Написание эссе Анализ изобразительно- выразительных средств Тезисы Отзыв, рецензия Конспект Публичное выступление Создание мультимедийных презентаций своих текстов Любой текст — вне зависимости от того, художественное ли это произведение, публицистическая статья или сочинение, — конечный, зафиксированный на письме результат речевой деятельности говорящего, отражающий особенности его сознания, т. е. способы освоения окружающего и формы их представления в ментальных и языковых структурах. Так рассматривается текст современной лингвистикой, причем всегда в центре находится «человек деятельный». Ее центральным объектом стали автор и читатель, а центральной проблематикой — порождение и понимание текста с точки зрения преобразований смыслов в значения (порождение) и значений в смыслы (понимание) в рамках триады «сознание — язык — мир». Предполагается, что язык не только выполняет функцию передачи мысли, но и является средством ее формирования. Язык в действии реализуется в творческой текстовой деятельности, вплетенной в другие виды деятельности. Овладение языком с таких позиций носит познавательный характер. Создавая или воспринимая текст, человек постоянно мобилизует свою индивидуальную смысловую систему, включающую различные виды знаний и верований, структурно организованные в схемы, сценарии ситуаций, стереотипы и т. п. Эта система предметно ориентирована в силу специализированности человеческого сознания, что обязательно выражается в содержании создаваемого текста, так же как в нем реализуются общезначимые стратегии и правила. Значение любого слова всегда является результатом процесса обобщения, будучи феноменом мышления. Кроме того, оно — единство обобщения и общения, мышления и коммуникации. Именно поэтому «слово почти всегда готово, когда готово понятие»3. Но сама речь — не простое зеркальное отражение мысли. «Она не может надеваться на мысль, как готовое платье... Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершается в слове»4. Из сказанного вытекает несколько выводов: речь — результат мышления и форма для выражения его особенностей; мышление не заканчивается, а продолжается и конкретизируется в речи; «путь от мысли к слову лежит через значение», но абстрактное значение становится конкретным только в контексте, и тогда слово приобретает смысл, который «определяется... всем богатством существующих в сознании моментов, относящихся к тому, что выражено данным словом»5; основа порождения — слово, хранящееся в памяти в свернутом виде, выступающее в высказывании и тексте знаком для смысла или группы смыслов, носителем части информации и «предметом», «который при активизации сознания вызывает цепочку ассоциаций», осуществляет «стыковку» знаний говорящего со знаниями его партнера. (Выготский Л. С. Мышление и речь. — 5-е изд., испр. - М., 1999). В рассматриваемом нами контексте понятие «текст» объединяет самые разные знаковые системы – не только словесные, но визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. В связи с включением визуальных изображений тексты принято делить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями). Типы сплошных текстов: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж); 3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы). К несплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты. Чтение В современном мире умение читать рассматривается гораздо шире, чем овладение собственно техникой чтения. Наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества (Ковалева, Красновский, 2004). Навык чтения, безусловно, является главным и определяющим фактором успешности всего последующего образования. Чтение - это сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач – понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания, и др. Чтение как деятельность определяют механизмы восприятия, узнавания, понимания, осмысления, рефлексии, антиципации и т.п. |
Учебно-методическое пособие для студентов, ординаторов и интернов, курсантов факультетов повышения квалификации | Учебно-методическое пособие предназначено для повышения квалификации преподавательского состава умц по го чс и пб санкт-Петербурга... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов, слушателей курсов повышения квалификации Брянского... | Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки владельцев гражданского оружия | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 38. 03. 01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»... | ... | ||
Метрология, стандартизация и сертификация Учебно – методическое пособие для студентов специальности 230201. 65 «Информационные системы... | Катыщук С. М. Аттестация руководителей образовательных учреждений. Методическое пособие – Красноярск: Красноярский краевой институт... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, учащихся старших классов школ, лицеев, гимназий, изучающих английский язык... | Учебно-методические материалы для повышения квалификации работников сферы образования для внедрения разработанных моделей развития... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |