Относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель


НазваниеОтносящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель
страница1/44
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

ББК 87.3

УДК 1| Шеллинг]

Ш44

Шеллинг Ф. В. Й.

Ш44 Лекции о методе университетского образования / Пер. с нем., вступ. ст., примеч. Ивана Фокина. — СПб.: Издательский дом «Mipb», 2009. - LXXXVIII + 352 с.

Предлагаемые читателю «Лекции о методе университетского образования», читанные Ф. В. Й. Шеллингом (1775 — 1854) в 1802 г., отражают взгляды немецкого философа, относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 — 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель, самостоятельно развивающий собственное понимание трансцендентального идеализма, и в которой уже можно проследить начало будущей системы абсолютного тождества. Вместе с тем эта работа — первое систематическое изложение представления о человеческом знании как о единой Науке.

Помимо историко-философского интереса «Лекции о методе университетского образования» не потеряли прикладного значения при выработке методологии учебного процесса в современных университетах.

На русский язык лекции переведены впервые.

ISBN 978-5-98846-044-2

® Иван Фокин, составление, перевод с немецкого, вступительная статья, примечания, 2009 9II7 85988 IU 60442 И © Издательский дом «Мiръ», 2009

К 70-летию Е. С. Линькова

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ШЕЛЛИНГА

жизни каждого всемирно-исторического народа всегда наступает такой момент, когда для него после долгих лет ученичества и подражания другим, древним или более развитым современным народам, наконец проясняется его собственное, самобытное и потому подлинное назначение во всеобщей истории и культуре. После многолетнего, бесцельного искания и беспечной, более или менее хлопотливой «хозяйственной» жизни он вдруг ясно внимает своему внутреннему призванию, и в пробужденном, всеобъемлющем и в то же время «богоизбранном», «мессиански-национальном» самосознании решительно устремляется к осуществлению ему одному ведомой цели.

Тысячелетняя жизнь европейских народов хорошо знает такие «мгновения вечности», когда пробивает час мировой истории, и то один, то другой народ громко подает свой голос и, явственно ощущая пульс поворотной эпохи, исполняет неповторимую партию Мировой Фуги, как говорит Гёте. В качестве примера такого духовного пробуждения достаточно указать на Италию эпохи Ренессанса и на Германию времен Реформации, когда поочередно для итальянского и немецкого народов вдруг полностью прояснился подлинный смысл их вселенского бытия. Именно в такие мгновения умственного и нравственного пробуждения народ начинает творить в ясном сознании своей возродившейся национальной воли. То, что напрасно пытались осуществить столетия, удается теперь одному духовному порыву. К чему вожделенно стремились целые поколения, ради чего боролись и умирали лучшие представители народа, в бесплодной рефлексии пытаясь сформулировать суть своей «национальной идеи», исполняется теперь, словно по волшебству, в самой прозаической действительности, через какой-то десяток лет становясь достоянием уже всей некритической массы серого большинства.

\\

Фокин. Унииерситетская реформация Шеллинга

Народ неизбежно становится могущественным и свободным, если он познает законы своей религии и живет по законам своего духа. Наоборот, он мельчает и деградирует, если в погоне за абстрактным «благосостоянием» начинает пренебрегать вечными основами своего божественно-индивидуального бытия. Ибо в конце концов все его земное призвание и заключается именно в том, чтобы не упустить тот Божественный Призыв, который обращен к нам из глубины самой Вечности.

На протяжении своей пятнадцативековой христианской истории немецкий народ пережил несколько этапов, поворотных эпох великого национального пробуждения. Самая яркая вспышка его духовного подъема, невиданного до тех пор во всей мировой истории, произошла, конечно, в начале XVI столетия, во время великой духовной волны немецкой Реформации, унесшей во мглу веков весь прежний мир средневековых воззрений на государство и церковь. Поднятая Лютером, немецкая нация впервые заявила о себе во всемирной истории, породив современный мир свободных суверенных государств и народов, словно великим трубным гласом Страшного Суда из Евангелия призывая все человечество объединиться для всеобщей культурной работы. «Духовное преобразование XVI столетия, — говорил по этому поводу Шеллинг, — явилось революцией, совершенной посредством науки, посредством подлинной метафизики вопреки механизму и физике прежней религиозной веры. Принцип, душа всякой веры, победил материю и плоть, начавшую довольствоваться самой собой. Отсюда метафизика чувства в духе самого Реформатора; поэтому не "благие дела", но таинство веры составляет Единственное и Все в его учении. То, что до сих пор было развито в немецкой науке и что особенно в наше время было с новой силой в ней затронуто, вызвано и создано, находится в теснейшей связи с этим началом немецкой науки как его непосредственное или посредственное следствие»'.

' «О сущности немецкой науки», 1811. (Цит. по: Schelling F. W. J. Samtliche Werke. Erste Abth. S. Bd. Stuttgart und Augsburg. 1861. S. 5.)

1. Эстетическо-фплософскнй метод университетского образования

И, подобно тому, как в обновленном христианстве всемирно-ис-юрических европейских народов мы видим Мартина Лютера (1483—1546), так в начале новой европейской науки высится величественная фигура Готфрида Вильгельма Лейбница (1646—1716), подлинного творца немецкого идеализма, тесно связанного со старой немецкой мистикой Мастера Экхарта (1260—1328), с реформацион-ными идеями Мартина Лютера и с новой протестантской мистикой Якоба Бёме (1575-1624).

Настало время, восклицал Шеллинг в конце XVTH столетия, восстановить философию Лейбница! «Его дух отвергал школьные основы; неудивительно, что он продолжал жить среди нас лишь и немногих родственных ему умах, а для остальных уже давно стал чуждым. Он принадлежал к тем немногим, которые считают науку свободным занятием»2. Утверждая абсолютную невозможность причинного воздействия окружающего мира на внутренний дух, на нолю и разум человека, Лейбниц утверждал, таким образом, что все духовные изменения в человеке могут следовать только из внутреннего принципа. «Когда Лейбниц это говорил, он обращался к философам. В наши дни до философствования добрались люди, которые имеют ум до всего, что угодно, только не для философии. И поэтому, когда мы утверждаем, что никакое представление в нас не может возникнуть посредством внешнего воздействия, удивлению нет конца»

Немецкий идеализм XIX столетия сделал величественную попытку внедрить основную идею немецкого духа, научно выраженную Лейбницем, в сферу всеобщего универсального образования, указавшего немецкому народу путь к будущему, к той образцовой системе универсального образования, которая до сих пор вызывает восхищение и подражание во всем мире. Одним из самых значительных первопроходцев, развернувших знамя нового университета, был великий немецкий философ Фридрих Шеллинг (1775—1854).

Какова же была та почва, на которой Шеллингу предстояло возвести здание университетского образования и науки?

Ше.иинг Ф. В. Й. Идеи к философии природы, 1798. СПб., 1998. С. 82. Гам же. С. 83.

\\

I

ЭСТЕТИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XIX В.)

Немецкие университеты, как и немецкое государство, возникли на почве немецкой духовной жизни. «Всюду, в иных случаях цветы и плоды культуры вырастали на древе власти, — говорит Виндельбанд, — а у нас питательной почвой была, наоборот, духовная культура. Ибо самое характерное в тех условиях [конца XVIII — начала XIX в.] заключалось именно в отсутствии общественной жизни. Поэзия и философия сделались в основных чертах единственными общими жизненными интересами немецкого народа того времени. Их соединение выросло из того занятия человека самим собою, которое в сентиментальности представляло отпечаток индивидуальной и социальной жизни и искало в искусстве и науке своего предметного выявления. Обе духовные власти приближаются в течение восемнадцатого столетия друг к другу, можно прямо-таки сказать, — они ищут друг друга, и они приходят к такому общению, которое с подобного рода интенсивностью и интимностью до тех пор никогда не существовало. Таким образом, вышло так, что все то, что было начато англичанами и французами в духовной работе в XVIII столетии, нашло свое завершение в Германии, и таким образом, возникла эстетическо-философская система образования, которая духовно определила в Германии последнее десятилетие XVIII столетия и первые десятилетия XIX. Она захватывает великий период развития, который ведет от Клопштока и Лессинга к исходным пунктам Гете и Гегеля, — интеллектуально самое великое время немецкой, — мы имеем, может быть, право сказать, — европейской культурной жизни, время духовной зрелости и свободы»4.

Таким образом, эстетическо-философская система немецкого образования конца XVIII — начала XIX в., как и система образования самого Шеллинга, предполагает в качестве своих последних оснований духовные движения предшествующих эпох, в особеннос-

4 Винде.пьбанд В. Философия в немецкой духовной жизни Х1Х-го столетия. М., 1910. С. 8-11.

I. Эстетическо-философский метод университетского образования

ти XVIII столетия, усматривая в противоположности чувственности и рассудка эпохи Просвещения также и свою собственную подлинную проблему.

А.

Основы универсального образования эпохи Просвещения

Во всей европейской духовной жизни XVIII столетия можно различить, как верно заметил уже Куно Фишер, два противоположных течения, из которых впоследствии черпала свое содержание эстетическо-философская система образования в Германии: рационализм и иррационализм. Наиболее ярко эти направления были представлены французскими просветителями Вольтером (рационализм) и Руссо (иррационализм). Таким образом, образование эпохи Просвещения в целом представляло собой критическую силу рассудка, с одной стороны, и элементарную силу чувства, защищающего право веры и сердца от разлагающей рассудочной критики, — с другой.

а. Начало новой эпохи. Винкельман. Рассудочное просвещение XVIII века оказалось не способно усвоить понятие монады Лейбница, и, как следствие, ему не хватало чувства оригинальности вещей; не имея понятия развития, оно не было в состоянии понять историю. Утратив принцип развития, положенный в основание монадологии Лейбница, просвещение постепенно пришло вообще к полной неспособности объяснения и понимания исторических и культурных явлений духа. В результате этого «просвещения» (очень схожего, между прочим, с рассудочным принципом так называемого «исторического материализма» советского периода, благополучно перекочевавшего и в современное российское образование под видом «истории мировой культуры»), были «затемнены»5 (awsgeklart worden), как иронизировали впоследствии романтики, возникновение и история венкой национально-особенной культуры. Выйти из этого ограниченного «просветительства» стало возможным лишь благодаря обращению абстрактно-логического рассудка в конгениальный ум, способный в от-лпчис от внешнего рассудка и рефлексии духовно проникать в ори-

' По-немецки игра слов: Aufklarung — просвещение, Ausklarung — затемнение.

\\

гинальные представления других эпох и народов, прежде чем объяснять и разбирать их с точки зрения чуждой этим представлениям современной эпохи.

Первым таким конгениальным умом в культурной жизни Германии явился Винкелъман, конгениально постигший с помощью интеллектуального созерцания классическую древность, благодаря чему в немецких университетах вновь получила преобладающее влияние в воззрениях на искусство, религию, историю и государство точка зрения развития. То, что казалось нелепым и противоречивым по сравнению с эпохой Просвещения, вновь стало рассматриваться прежде всего по отношению к своему собственному времени — исключительно из конгениального созерцания6'. Только непосредственно созерцая греческое искусство греческим взором, Винкельман смог дать его действительную историю.

Вместе с этим важным событием в мире культуры, указывающим на начало новой эпохи, началось разветвление до этого момента единого европейского просвещения XVIII века. «С того момента, — говорит Куно Фишер, — когда в немецком просвещении логический ум побеждается конгениальным, оно оставляет далеко позади себя англо-французское, поднимаясь на такую высоту, которой последнее, быть может, не достигло еще и в наши дни: англо-французское просвещение идет по наклонной плоскости от деизма к материализму, тогда как немецкое возвышается от деизма до конгениального воззрения на природу и искусство и затем до гениального художественного творчества. Там метафизические понятия становятся все более узкими, поверхностными и неспособными осветить жизнь и действительность; здесь понятия расширяются с каждым шагом и их созерцание становится все живее и глубже»7.

6 До Винкельмана, замечает по этому поводу Куно Фишер, рассудочное просвещение не было в состоянии постичь классицизм; в предшествующей философии Декарта и Спинозы, в их рационально-методическом мышлении также отсутствовало чувство оригинальности всех вещей и не было соответствующих понятий для искусства, красоты и формы. Только Лейбниц, первый в новой философии почувствовавший родство с греками, воскресил понятие формы. Однако последующая эпоха рационализма не могла мыслить греческие формы по-гречески, искажая их в стиле рококо (см.: Фишер К. Лейбниц, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1905. С. 660 и сл.).

' Там же. С. 669.

I. Эстетическо-философский метод университетского образования

Ь. Учение Лессинга как вершина европейского Просвещения.

Хотя Винкельман в своем сочинении «О подражании древним» воскресил античное искусство для понимания, тем не менее он не обратил достаточного внимания на особенные определения и характеристики каждого из родов искусства. Для этого потребовался универсальный ум Лессинга, который соединил в себе высший синтез логического ума с конгениальным глубиной эстетического проникновения в искусство древних («Лаокоон»). «Только этим сочетанием, — говорит Куно Фишер, — вполне удавшимся лишь в нем, объясняется его изумительный стиль, столь ясный, столь отчетливый и вместе с тем столь проникновенный. Один он умел расчленять логическим умом объект своего исследования и снова воссоздавать его во всей присущей ему самобытности умом конгениальным. У него в руках были одновременно и части, и духовная связь, соединяющая их в единое целое. Он чувствовал, где находится центр тяжести объекта и, что дается лишь немногим, мог логически объяснить это чувство без всякой риторики, без всяких мудреных изречений, мог осветить его понятиями и уяснить образной речью... Конгениальный ум Лессинга всегда направлял соответствующим образом его критику, почему она всегда была положительной в противоположность критике просвещения, которая не имела и не могла иметь этого качества. Ибо логический ум хорошо видит недостатки своего объекта и демонстрирует его отрицательные стороны; конгениальный, напротив, показывает нам, каково данное явление само по себе; при этом он не руководствуется предвзятыми мнениями, а проникает в его внутре-шою, изначальную сущность и раскрывает нам его положительный смысл. И этот конгениальный ум, эта конгениальная критика явля-С1ся тем фактором в натуре Лессинга, который, как он сам говорил, ими близок к гению»8.

Конгениальное рассмотрение стремится объяснить прошедшее исходя из его собственных внутренних условий и духовных особенное гей. Исходя из собственных внутренних условий греческого ис-

Там же. С. 670-671.

//. Фокин. Университетская реформация Шеллинга

кусства и духовных особенностей его исторического развития, Вин-кельман раскрыл его изначальную и своеобразную природу. Исходя из принципа исторического развития, Лессинг попытался выяснить изначальные условия христианской религии. «Во времена начального христианства, — говорит он в своем "Воспитании человечества" (1780), — слово "тайна" означало нечто совсем иное по сравнению с тем, что понимается нами нынче... В то время, когда они были открыты, то, будучи откровениями, эти истины, конечно же, не были истинами естественного разума; однако они затем и были открыты и сообщены ему, чтобы стать истинами самого разума»9. Исходя из такого доверия к разуму, Лессинг рассматривает историю христианства. Так, сравнивая христианские понятия о Боге и человеке с аналогичными понятиями в иудействе, он приходит к выводу, что христианство есть совершенно другая религия, нежели внешне обусловливающий его историческое происхождение иудаизм. При этом Лессинга не особенно смущает то обстоятельство, что из имеющихся четырех Евангелий лишь последнее, а именно Евангелие от Иоанна, понимает Христа собственно как Богочеловека (в отличие от остальных чисто исторических, еще квазиветхозаветных повествований Матфея, Марка и Луки)|0.

9 Цит. по: Гаман И. Г., Якоби Ф. Г. Философия чувства и веры. СПб., 2006. С. 311-312.

10 Тем не менее утверждение Куно Фишера о том, что именно Лессинг был первым, кто стремился постичь христианскую религию во всей ее оригинальности, во всей ее «исторической своеобразности», отличается, пожалуй, излишним пафосом, представляющимся весьма неуместным уже при знакомстве с ближайшей по времени деятельностью Гамана и Якоби. Особенно же странно выглядит это превознесение заслуг Лессинга в свете дальнейшего понимания Откровения в философии немецкого идеализма Шеллинга и Гегеля, которые, как было прекрасно известно и самому Фишеру, довольно скептически относились к просветительски-историческому методу, порожденному именно Просвещением и широко применяемому к христианству уже начиная с середины 30-х годов XIX столетия. Во всяком случае, будет напрасным пытаться искать дух подобного почитания заслуг Лессинга, скажем, в таких высказываниях Шеллинга, которые мы встречаем, например, в его лекциях по философии Откровения 1841 — 1842 г., где, касаясь типично лессинговской, просветительской («критическо-исторической») точки зрения на Св. Писание, Шеллинг (будучи, кстати, сам восторженным последователем и возродителем точки зрения развития Лейбница) полемически

1. Эстетическо-философский метод университетского образования
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Похожие:

Относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель iconСлово "документ" в переводе с латинского означает "свидетельство", "способ доказательства"
Документ — это материальный объект с закрепленной созданным человеком способом для передачи ее во времени и пространстве.[7] Документ...

Относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель iconРеннисон Серия «Из дневника Джоджии Николсон»
И снова о любви. Любовь – это как духовка, в которой, словно пирожки, поджариваются наши души. Некоторые покрываются румяной корочкой,...

Относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель iconНалоги ип: как начислить и заплатить ндс
Ндс. Но если бизнесмен использует общую систему налогообложения, выступает в роли налогового агента или выписывает счета-фактуры...

Относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель iconКурсовая работа дисциплина: «Земельное право» Тема: «Виды сделок с земельными участками»
Если же речь идет об имущественных правах на землю, то объектом таких прав выступает конкретный земельный участок или его часть

Относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель iconЙонге Мингьюр Ринпоче Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как...
Америке в начале XX века. Но оказывается, что такая точка зрения исторически недальновидна и навязана западной культурой, так как...

Относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель iconНачиная новый проект, или анализируя действующий, нам приходится...
Есть довольно простой способ. Он называется swot-анализ. Это конечно не панацея и рассматривать его как единственно верный не стоит,...

Относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель iconОтчетными периодами признаются: в 2010 году полугодие и календарный год
Пфр (по месту регистрации работодателя в качестве плательщика страховых взносов) документ, содержащий относящиеся к отчетному периоду...

Относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель iconУрок развития речи на тему "Эпистолярное творчество. Письмо как искусство"
Виды работ: наблюдение над языковым материалом, словарная работа, слово учителя, сообщения учащихся, беседа, работа с раздаточным...

Относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе огсэ. В. Эффективное...
Самостоятельная работа – это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя,...

Относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797 1807 гг.). Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Самостоятельная работа – это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск