№
урока
| Тема урока
| Тип урока. Методы обуче-
ния
| Задачи
| Элементы содержания
(проверяемый материал)
| Элементы дополнительного образования
(внутри предметные и межпредметные связи, НРК)
| Требования к уровню подготовки
(планируемые умения и навыки)
| Виды контроля.
Измерители
| Домашнее задание
| Дата
проведения
| Примечания
|
План
| Факт
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
1
| Вводный урок «В мире литературы». Мой читательский опыт
| Актуализация читательского опыта.
| Выяснить:
1)Подготовленность школьников к восприятию данного курса литературы
2)Насколько широк читательский кругозор
3)Определить, какова культура речи и техника чтения каждого
| Умение рассказать о прочитанном материале, пересказывать текст, построить рассказ о писателе, о героях того или иного произведения.
| Какие общие темы, проблемы, образы в произведениях русских и татарских писателей?
| Умение строить связный ответ, высказывание впечатлений.
| Фронтальный опрос:
1.Какие книги вызвали у вас интерес и почему?
2.Какие вопросы возникли при чтении?
3. Какую книгу вы бы взяли на необитаемый остров?
| Прочесть вводную статью учебника и составить тезисы.
2.Подготовить сообщение о собирателе татарских пословиц Н. Исанбете по книге «Татарское народное творчество», т.1,2,3. К.1987.
|
|
|
|
2
| У литературной карты Татарстана. Вн. чт . Устное народное творчество.
Пословица-всем делам помощница.
| Урок совершенствования и углубления ЗУН.
| 1.Расширить представление уч-ся о малых жанрах фольклора.
2.Рскрыть красоту и своеобразие татарских пословиц.
3.Научить употреблять татарские пословицы в устной и письменной речи.
| Художественно-изобразительные средства, знание пословиц.
| Татарские народные песни, связь татарского и русского устного народного творчества.
| Работа по карточкам.
Совершенствование монологической речи.
Инсценирование пословицы.
| Сообщение учащихся о собирателе татарских пословиц- о Н. Исанбете.
| 1.Групповое задание:
Подобрать и записать татарские и чувашские пословицы:
1)о знание;
2)о труде;
3)о дружбе.
2.Прочитать и подготовить худ. пересказ о создании Казани (в кн. «История Казани» (1 том) К., 1988.
3.Написать сочинение-эссе «Моё восприятие истории родного края».
|
|
|
|
3
| Былина «Вольга и Микула Селянинович».
| Урок изучения нового материала. Чтение с элементами анализа.
| 1)Знакомство с содержанием былины, как особым фольклорным жанром.
Гиперболические образы необыкновенных поступков и вполне возможных исторически событий.
2)Дать уч-ся представление о былине как о жанре русского фольклора, познакомить с тематикой и проблематикой былин.
| Понятия зачин, концовка, Напевная интонация, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы.
| Репродукции картин и иллюстрации В. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на рспутье», К. Васильева «Вольга и Микула», И. Билибина «Дружина Вольги».
| Выразительное чтение былины.
| Фронтальный опрос, оценка художественного чтения.
| 1.Создать диалог на тему: «Какие былины мне нравятся?»
2.Написать свою былину.
|
|
|
|
4
| Удивительные страницы «Садко».
| Урок-беседа.
| Расширить круг чтения, продемонстрировать знание текста былин, прочитать самостоятелтно, сформировать умение выразительно читать былины.
| Знание содержания былин.
Выразительное чтение диалога (дом. Задание).
| Картина И. Репина «Садко».
| Сообщение о собирателях былин Аникине В.П. Книга Аникин В.П. «К мудрости ступенька» М., 1988.
| Оценка ответов учащихся.
Викторина «Знаешь ли ты былины?»
| Подготовить чтение по ролям былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».
|
|
|
|
5
| У литературной карты Татарстана. Вн.чт. «Предания старины глубокой».(О создании Казани)
| Урок-исследование.
Научно-поисковый метод.
| 1.Проанализировать варианты предания, объяснить причины вариантности.
2.Определить научную и художественную значимость.
3.Воспитание гражданских, патриотических чувств.
| 1.Сведения о собирателях вариантов преданий.
2.Знание текстов вариантов преданий.
| НРК
1.Тукай «Сенной базар».
2.Варианты преданий о происхождении современной Казани:
а)победа плотников над змеями.
б)храбрая дочь пасечника.
в)где собака зарыта. Кн. «Из глубины веков» К.2000.
| 1.Соверщенствование исследовательских навыков.
2.Умение обобщать, систематизировать варианты легенд, сравнивать, высказывать свои мнения.
| 1.Сообщения уч-ся о Казани.
2.Конроль за составлением аналитической таблицы.
| Подготовить сообщение о Дардменде, прочитать его стихотворение «Корабль» и сравнить с лермонтовским «Парус».
|
|
|
|
6
| Поучение Владимира Мономаха.
| Урок изучения нового материала. Работа с книгой.
| 1.Формировать умение чтения летописи.
2.Научить анализирован произведения нового жанра, определять его особенность.
| Определение былины, летописи, композиции.
| Связь с историей и татарской культурой. Сопоставление с наставлениями К. Насыйри.
| Работа с текстом. Поиск языковых и худ-ых средств. Умение высказывать свое мнение по теме «Нравственное воспитание».
| Коллективная и групповая работа. Аналитическая беседа:
Какие наставления В.М. и Каюма Насыйри остаются актуальными до сих пор?Коллективная и групповая работа. Аналитическая беседа:
Какие наставления В.М. и Каюма Насыйри остаются актуальными до сих пор?
| Перечитать наставления К. Насыйри и «Поучения В.Мономаха» и написать наставление мл. брату(сестрёнке); другу.
|
|
|
|
7
| У литературной карты Татарстана.
Каюм Насыйри «Слово мудрости и милосердия».
|
|
| Изучение нового материала. Чтение с элементами комментирования.
| Заочная экскурсия по улице К. Насыйри.
| Умение анализировать текст, высказывать свое мнение, суждение.
| 1.Выразительное чтение.
2.Рассказ учителя.
| Взять интервью у бабушки или дедушки на тему «Правила жизни».
|
|
|
|
8
| Творчество писателей Древней Руси. Повесть о Петре и Февронии.
|
| 1.Повторить изученный материал.
2.Познакомить с жанром «Житие».
3.Систематизировать представление уч-ся о жанрах древнерусской литературы.
| Жизнь Древней Руси.
Новые жанры в литературе.
| История тат. Литературы.
Сопоставить с «Кыйсса и Юсуф» К. Гали.
В чем сходство и различие героев произведений?
Каково их идейное назначение? В чем актуальность образов в наши дни?
| Чтение и анализ отрывков.
Высказывание собственных отношений к образам Юсуфа и Зулейхи, Петра и Февронии.
| Фронтальный опрос.
Ответы на вопросы:
В чем причина канонизации Петра и Февронии? Юсуфа и Зулейхи?
| 1.Подготовить худ-ый пересказ понравившегося отрывка.
2.Выделить в повести основные эпизоды и озаглавить их.
|
|
|
|
9
| М.В. Ломоносов-певец 18 века.
| Изучение новой темы.
Рассказ уч-ля с элементами беседы.
| 1.Дать представление о Петровском столетии.
2.Познакомиться с личностью М.В. Ломоносова-гениального ученого.
3.Чтение и комментирование стихов Ломоносова-певца Петра.
4.Овладение литературоведческой лексикой со значением стилистических контрастов.
| Навыки связной устной речи.
| Исторические сведения об эпохе 18 в.
| Чтение и анализ стих-ий.
«Ода на день восшествия Елизаветы на престол».
| Коллективная работа.
Составление хронологической таблицы жизни и творчества Ломоносова.
| 1.Ответить на вопрос: почему «Ода» заканчивается обращением к молодому поколению?
2.Выучить одно стих-ие.
|
|
|
|
10
| Г.Р. Державин. «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…»
| Изучение нового материала, урок формирования ЗУН.
| 1.Познакомить с предшественниками Пушкина.
2.Дать представление о личности Державина.
3.Прививать навыки самостоятельной работы с критической литературой.
(кн. Ходасевича «Державин», А.Мушинского «Звездочет»).
| Чтение стих-ий, умение высказывать впечатления.
| Репродукция Репина «Пушкин на лицейском экзамене».
Исследовательская работа А.Мушинского «Звездочет».
В.Ф.Ходасевич «Державин» М., «Мысль», 1988.
| Навык выраз-го чтения, сравнение.
| Индивидуальный и фронтальный опрос.
Литературная беседа.
Комментированное чтение.
| 1.Подготовить выразительное чтение стих-я «Лебедь», «Задумчивость».
2.Выброчные страницы из книги Ходасевича «Державин».
|
|
|
|
11
| У литературной карты Татарстана. Творческая лаборатория Державина.
| Знакомство с творчеством Державина. Метод аналитической беседы.
| 1.Развивать умение аудировать, выступать перед аудиторией, аргументировать свой ответ.
2.Познакомить с искусством эпитафии На взятие Измаила».
| Чтение стих-ий, умение высказывать впечатления.
| Картина Врубеля «Царевна-Лебедь».
| 1.Умение находить поэтические приметы.
2.Умение логично излагать впечатления.
3.Выразительное чтение с последующим обсуждением.
|
| 1.Подготовить сообщение «Державин- наш земляк».
2.Анализ стих-ия «Приглашение к обеду».
|
|
|
|