ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Аннотации к рабочим программам кружков и секций по направлениям учебного плана на 2013-2014учебный год 1.В рамках ФГОС:
1классы
- образовательное направление Аннотация к рабочей программе Кружок «Волшебный мир книги»
1 класс начального общего образования Программа кружка «Волшебный мир книги» составлена на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности (ФГОС) для учащихся 1 класса.
В качестве учебного материала для формирования первоклассников читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Планирование составлено на основе
1.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
2.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007 Дополнительная литература
1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
3. Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010 Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.
Задачи:
открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
используя сказки о животных вселять уверенность в своих силах, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
развитие эмоционально – чувственной сферы;
обучение чтению – рассматриванию;
формирование навыка чтения.
Место кружка в учебном плане
В 1 классе кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 33 учебных недели, следовательно, запланировано провести 33 ч.
Формы организации кружка
Литературные игры
Конкурсы-кроссворды
Библиотечные уроки
Путешествия по страницам книг
Проекты
Встречи с библиотекарем
Уроки-спектакли.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
Универсальные учебные действия:
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
Пользоваться аппаратом книги;
Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
- художественно-эстетическое направление Аннотация к рабочей программе кружка «Волшебный мир оригами»
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Дорогова Е.Ю, Дороговой Ю.И.» Секреты оригами для дошкольников». Сергея и Елены Афонькины «Игры и фокусы с бумагой», Тарабариной Т.И. «Оригами для начинающих» и практики работы с детьми дошкольного возраста по обучению основам искусства оригами.
Детство – неповторимая, яркая страница жизни. Начиная с этого периода жизни ребёнок устанавливает связь с ведущими сферами бытия; миром людей, предметным миром, природой.
Ребёнок начинает приобщаться к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развивается эмоционально - эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста ,я пришла к выводу, что игрушка, которую мастерит ребёнок вместе со взрослым ,вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно ему дорога.
Так появилась идея занятия с детьми оригами. Это обязательно принесёт радость детям. Изучая литературу, я поняла, что «оригами» для детей – отличный способ развивать логическое и пространственное мышление, стимуляция творческой активности, путём активизации мыслительных процессов. А также способствует развитию мелкой моторики рук , что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага». В стране восходящего солнца искусство оригами называется искусством целого листа. Появилось оригами почти сразу ,после появления бумаги в Древнем Китае(12 век).
Слово « бумага» и «бог» в японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл.
Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться читать и писать.
Ребёнок её рвёт, мнёт, пытаясь придать листу определённую форму. Этот материал доступен и дёшев, поэтому его можно без страха доверять детям .С помощью различных оригами техник, легко можно развивать у детей образное, логическое мышление, воображение, интеллект, изобретательность , фантазию. При этом, делать это надо совершенно незаметно для малыша, в форме игры и интересного время препровождения.
Актуальность.
Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности, как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых детей. В такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование математических способностей, воспитывается активное, познавательное общение. Удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.
Новизна.
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно - конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.
Цель программы:
Развитие у детей образного и логического мышления, воображения, интеллекта, изобретательности, фантазии, в процессе овладения элементарным приёмам техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умение следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приёмам работы с бумагой.
-Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребёнка специальной терминологией, создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию у детей.
- Развивать мелкую моторику и глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способности детей.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки ,формировать культуру труда ,Учить аккуратности, умению бережно и экономично использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий ,наполняемость групп).
Программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на 1 год.
Кружок «Волшебный мир оригами» посещают дети по запросам родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Год
обучения
| Количество занятий
| Количество детей в группе
|
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций.
- показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе:
- научатся различным приёмам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами,
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами.
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память. мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусствами оригами,
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-составление альбома лучших работ,
-проведение выставок детских работ. Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Мастерилки»
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в первом классе. Программа рассчитана на 33 ч в год ( 1 час в неделю) Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи курса:
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках. - общекультурное направление Кружок « Радуга детства»
Курс рассчитан на детей 1 класса, 1 час в неделю, возраст 6-7 лет
Возраст 6-7 лет- переломный момент в жизни ребенка. С поступлением в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности.
Данный период очень непростой в жизни первоклассника. Ему необходима помощь и поддержка. Кружок психологической разгрузки и коррекции «Радуга детства» создается для помощи детям в приспособлении к новым для них условиям жизни.
Цели и задачи курса:
Помощь в адаптации детей к образовательному учреждению
Сплочение детского коллектива
Снижение уровня тревожности
Помощь в преодолении детской застенчивости в общении со сверстниками и взрослыми
Снижения агрессии у младших школьников
Творческое развитие ребенка
Эмоциональная разгрузка и положительный настрой
Повышение учебной мотивации путем создания благоприятного отношения к школе.
Диагностика уровня адаптации, школьной мотивации, тревожности, агрессивности, застенчивости, развития мышления, памяти, воображения.
Проведение тренингов, коррекционных игр, игровых и развивающих занятий,релаксационных мероприятий для достижения результатов, намеченных после диагностирования.
Проведение повторных диагностик для получения подтверждения эффективности или неэффективности проведенной работы.
Курс включает в себя следующие виды деятельности:
Проведение диагностик
Тренинги
Развивающие игры
Релаксационные игры
Адаптационные игры
Сказкатерапия
Игровые и развивающие занятия.
|