Скачать 0.61 Mb.
|
Министерство культуры Ростовской области Областной дом народного творчества Методическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год Содержание
Введение Разрушение традиционных институтов социализации, политические изменения в России выдвигают высокие требования к современному человеку, среди которых наиболее значимые: независимость, самостоятельность, уверенность в себе, способность к самоорганизации и осуществление жизненных целей. В настоящее время деформация привычных способов самореализации молодежи, рост социально обусловленных и социально значимых болезней, коммерциализация сфер досуга привели к тому, что деструктивные формы свободного времяпрепровождения, проблема наркозависимости и прямая преступность в наибольшей степени поразили молодежно-подростковую среду. Данный факт настоятельно требует обновления сложившихся форм воспитания и развития подрастающего поколения. Современная концепция первичной профилактики среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение. Преодоление кризисных явлений связано с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию объективных возможностей культуры как средства нравственно-эстетического воспитания детей и подростков. Являясь частью государственной системы, призванной воспитывать граждан России, учреждения культуры вносят свой вклад в работу по профилактике асоциальных явлений в детской и молодежной среде. Специалисты Областного дома народного творчества готовы помогать в распространении накопленного в муниципальных образованиях позитивного опыта по данному направлению. Данное методическое пособие адресовано специалистам клубных учреждений, занимающихся досугом детской и молодежной возрастной категории. В сборник вошли методические, репертуарные, справочные материалы, ориентируемые на профилактику асоциальных явлений. Методические рекомендации при организации профилактики асоциальных явлений в клубных учреждениях Трудно переоценить роль культуры в воспитании граждан, в формировании высоконравственной личности, способной не только не поддаться возможности совершать противоправные поступки, но и активно противостоять распространению асоциальных явлений в обществе. Клубные учреждения проводят систематическую работу по профилактике правонарушений, причем наибольшего эффекта достигают те территории, где работа учреждений культуры координируется другими ведомствами, занимающимися профилактической работой, в первую очередь, органами образования, здравоохранения, спорта, органами внутренних дел и наркоконтроля. Практически вся работа клубного учреждения играет определенную роль в профилактике асоциального поведения, так как профилактика, по сути, проводится как прямо, так и опосредованно, через привлечение подрастающего поколения к различным формам деятельности клубных учреждений, среди которых наиболее массовым является участие молодежи в творческих проектах. К сожалению, дети и подростки, являющиеся самыми активными посетителями учреждений культуры, не везде имеют возможность реализовывать свои потребности. Слабая материальная база многих клубных учреждений попросту не привлекательна для молодежи, которая ищет другое место свободного времяпровождения. Следует отметить, что материалов, поступающих в учреждения культуры для проведения профилактической работы, явно не достаточно, особенно в отдаленных территориях и сельской местности. Ощущается недостаток кинофильмов по обсуждаемой теме, не хватает методической литературы для организации профилактической работы. Снижает эффективность профилактики в учреждениях культуры и неподготовленность кадров. В обучении новым методам профилактической работы нуждается большинство клубных работников. Создание экспериментальных модельных площадок в клубных учреждениях для апробации современных технологий по реализации стратегий государственной антинаркотической политики – актуальное направление профилактической работы на данном этапе. Только объединение всех специалистов системы профилактики даст возможность использовать в работе специалистов клубных учреждений современные программы профилактической направленности. Поэтому, о профилактике асоциальных явлений в учреждениях культуры мы говорим как об интеграционном феномене. Обобщая вышесказанное, подчеркнем, что специалистам в клубных учреждениях необходима системность и охват следующих уровней:
Для успешного проведения профилактической работы программы антинаркотических мероприятий должны содержать следующие основные направления:
Все профилактические мероприятия должны быть направлены на развенчание мифов о наркотиках, формирование самостоятельной активной жизненной позицию у подростков и молодежи по отношению к любым попыткам одурманивания, стимулирование желания вести здоровый образ жизни. В проведении мероприятий асоциальной направленности можно использовать такие формы работы, как:
Современные технологии профилактики асоциальных явлений Методические основы организации и проведения информационной поддержки и антинаркотической пропаганды в клубных учреждениях Информационную поддержку и антинаркотическую пропаганду в клубных учреждениях необходимо проводить регулярно и целенаправленно, так как единичные бессистемные мероприятия не могут сформировать стойкие правильные убеждения у подростков. Необходимо разработать план антинаркотической пропаганды, включающий лекции, беседы, тематические викторины, дискотеки, эстрадные миниатюры и спектакли, конкурсы антирекламы, посещение кино– и видео сеансов, театров, оформление рабочих панелей холлов (рисунки, плакаты, сменные коллажи), использование локальных средств массовой информации, раздачу буклетов, наклеек, значков, календарей, упаковочных материалов с антинаркотической тематикой. Для организации мероприятий необходимо привлекать положительных лидеров среди подростков и молодежи, поскольку они лучше знают волнующие ребят проблемы, ориентируются в том, какой именно элемент антинаркотической пропаганды будет более действенным в конкретной ситуации. Кроме того, молодые люди могут раскрыть свои таланты при разработке сценариев викторин, вечеров, дискотек, театрализованных представлений. В работе по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде необходимо участие подготовленных специалистов профилактики всех ведомств. Учитывая тот факт, что неквалифицированная информация может сама возбудить нездоровый интерес и явиться причиной проявления стремления испытать действие наркотиков, сведения нужно преподносить максимально осторожно, избегая информации о способах получения и применения этих веществ, об условно-положительных особенностях воздействия и ощущений, возникающих при их потреблении. Акцентировать внимание слушателей необходимо на опасности тех наркотиков, которые распространены в данном регионе, населенном пункте. Обязательно следует учитывать осведомленность аудитории в отношении наркологических проблем и конкретную наркологическую ситуацию в регионе. Молодежная аудитория очень восприимчива к этическим и эстетическим положительным образам и юмористической форме подачи материала. При подготовке лекций, бесед, эстрадных миниатюр, публикаций и передач по локальным СМИ следует обращать внимание на чередование положительных и отрицательных примеров образа жизни. Следует помнить, что антинаркотическая пропаганда, проводимая навязчиво и прямолинейно, может привести к притуплению внимания, активизации механизмов психологической защиты. Эффективность пропаганды в этом случае будет невысока. Более того, в подростковой среде перенасыщение информацией о наркотиках может привести к разовым потреблениям. Технологии активизации общественного мнения Общественные технологии играют достаточно весомую роль в системе профилактики асоциальных явлений. На любой территории можно внедрить следующие способы:
Образовательные технологии Один из эффективных способов заполнения информационного вакуума – широкое использование образовательных и просветительских программ по проблемам наркотической зависимости. Классификация этих программ ведется по принципу целевых аудиторий:
Технологии занятости Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны как наиболее эффективный способ борьбы с асоциальными явлениями. Эта работа строится по следующим направлениям:
Семейные технологии Роль семьи в проблеме борьбы с асоциальными явлениями невозможно переоценить. Обеспечивая детям безопасное и здоровое детство, тем самым мы делаем реальной возможность отодвинуть наркоманию и преступность на задворки проблем современного общества. Добиться этого можно только активной работой:
В отношении асоциальных явлений у семьи может быть только одна позиция «Я против… Я действую!» |
Работа с традиционными и электронными каталогами Информационно-библиотечного центра Института управления, бизнеса и права: методическое... | Тельным культурным потенциалом: развитая сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, многочисленные объекты... | ||
Вы держите в руках методическое пособие «Основы ведения гостиничного хозяйства. Классификация гостиниц и других средств размещения».... | Ростове-на-Дону», Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 31. 07. 2013 №808 «Об утверждении Положения об адресном... | ||
Администрация ростовской области министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовское региональное... | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета, гигиенистов стоматологических со средним медицинским... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов ифжимк юфу | Методическое пособие предназначено для руководителей учреждений дополнительного образования, а также специалистов, ведущих мониторинговую... | ||
Юрьева О. А. Бухгалтерский учет на предприятиях сферы услуг. Учебное пособие. Дгту: Ростов-на-Дону. 2008 | Методическое пособие предназначено для студентов заочного факультета технических специальностей. Цели методического пособия развитие... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |