Методическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год


НазваниеМетодическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год
страница1/5
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2   3   4   5
Министерство культуры Ростовской области

Областной дом народного творчества
Методическое пособие

«Деятельность

муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений»

г. Ростов-на-Дону

2013 год

Содержание



Введение

3

Методические рекомендации при организации профилактики асоциальных явлений в клубных учреждениях.

4

Современные технологии профилактики асоциальных явлений

6

Анализ работы культурно-досуговых учреждений Ростовской области по профилактике асоциальных явлений в 2012 году

10

«Мы за здоровье!». Сценарий антинаркотической концертно-игровой программы. Составитель: Т.О. Марченко. МАУК ГДК г. Таганрога

19

«Лесная история». Сценарий агитпрограммы по формированию здорового образа жизни для младшего и среднего школьного возраста. Автор: С.А. Горбунов, МБУК РДК Обливского района

23

«Здоровье – богатство на все времена». Сценарий игры-соревнования. Автор-составитель: О.А. Ульянова, г. Ялуторовск

28

Приложение 1. Информация о выставке работ антинаркотической направленности «Образ жизни». ДК им. В.П. Чкалова, Белокалитвинский район

33

Приложение 2. Стихотворения

36

Приложение 3. Частушки

42

Словарь терминов

46

Библиография

51



Введение
Разрушение традиционных институтов социализации, политические изменения в России выдвигают высокие требования к современному человеку, среди которых наиболее значимые: независимость, самостоятельность, уверенность в себе, способность к самоорганизации и осуществление жизненных целей.

В настоящее время деформация привычных способов самореализации молодежи, рост социально обусловленных и социально значимых болезней, коммерциализация сфер досуга привели к тому, что деструктивные формы свободного времяпрепровождения, проблема наркозависимости и прямая преступность в наибольшей степени поразили молодежно-подростковую среду. Данный факт настоятельно требует обновления сложившихся форм воспитания и развития подрастающего поколения.

Современная концепция первичной профилактики среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение.

Преодоление кризисных явлений связано с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию объективных возможностей культуры как средства нравственно-эстетического воспитания детей и подростков.

Являясь частью государственной системы, призванной воспитывать граждан России, учреждения культуры вносят свой вклад в работу по профилактике асоциальных явлений в детской и молодежной среде. Специалисты Областного дома народного творчества готовы помогать в распространении накопленного в муниципальных образованиях позитивного опыта по данному направлению.

Данное методическое пособие адресовано специалистам клубных учреждений, занимающихся досугом детской и молодежной возрастной категории.

В сборник вошли методические, репертуарные, справочные материалы, ориентируемые на профилактику асоциальных явлений.


Методические рекомендации

при организации профилактики асоциальных

явлений в клубных учреждениях
Трудно переоценить роль культуры в воспитании граждан, в формировании высоконравственной личности, способной не только не поддаться возможности совершать противоправные поступки, но и активно противостоять распространению асоциальных явлений в обществе. Клубные учреждения проводят систематическую работу по профилактике правонарушений, причем наибольшего эффекта достигают те территории, где работа учреждений культуры координируется другими ведомствами, занимающимися профилактической работой, в первую очередь, органами образования, здравоохранения, спорта, органами внутренних дел и наркоконтроля.

Практически вся работа клубного учреждения играет определенную роль в профилактике асоциального поведения, так как профилактика, по сути, проводится как прямо, так и опосредованно, через привлечение подрастающего поколения к различным формам деятельности клубных учреждений, среди которых наиболее массовым является участие молодежи в творческих проектах. К сожалению, дети и подростки, являющиеся самыми активными посетителями учреждений культуры, не везде имеют возможность реализовывать свои потребности. Слабая материальная база многих клубных учреждений попросту не привлекательна для молодежи, которая ищет другое место свободного времяпровождения. Следует отметить, что материалов, поступающих в учреждения культуры для проведения профилактической работы, явно не достаточно, особенно в отдаленных территориях и сельской местности. Ощущается недостаток кинофильмов по обсуждаемой теме, не хватает методической литературы для организации профилактической работы. Снижает эффективность профилактики в учреждениях культуры и неподготовленность кадров. В обучении новым методам профилактической работы нуждается большинство клубных работников.

Создание экспериментальных модельных площадок в клубных учреждениях для апробации современных технологий по реализации стратегий государственной антинаркотической политики – актуальное направление профилактической работы на данном этапе. Только объединение всех специалистов системы профилактики даст возможность использовать в работе специалистов клубных учреждений современные программы профилактической направленности. Поэтому, о профилактике асоциальных явлений в учреждениях культуры мы говорим как об интеграционном феномене.

Обобщая вышесказанное, подчеркнем, что специалистам в клубных учреждениях необходима системность и охват следующих уровней:

  • реализация государственной молодежной политики, организация общественно значимого досуга подрастающего поколения;

  • актуализация роли нравственного воспитания в рамках воспитательной работы КДУ;

  • привлечение в учреждения культуры специалистов других профессий (правоведов, работников психосоциальной сферы и др.);

  • обеспечение информационной безопасности подростков и молодежи.

Для успешного проведения профилактической работы программы антинаркотических мероприятий должны содержать следующие основные направления:

  • изучение и анализ социологических исследований, касающихся отношения молодежи к асоциальным проблемам;

  • проведение методических мероприятий (семинары, круглые столы, ассамблеи, конференции);

  • организация работы со СМИ (радио, телепередачи, печатные издания);

  • организация социальной антинаркотической рекламы (массовые мероприятия, издание печатной продукции, использование творчества молодежи и т.п.);

  • проведение разъяснительной работы среди населения о медицинских, социальных и правовых последствиях незаконного распространения и потребления наркотиков (выступления, лекции, организация дискуссий, размещение информационных материалов);

  • привлечение к участию в пропаганде асоциальных явлений и развитию здорового образа жизни «значимых» людей (родители, молодежные кумиры и «звезды», лидеры, педагоги, тренеры и т.п.).

Все профилактические мероприятия должны быть направлены на развенчание мифов о наркотиках, формирование самостоятельной активной жизненной позицию у подростков и молодежи по отношению к любым попыткам одурманивания, стимулирование желания вести здоровый образ жизни. В проведении мероприятий асоциальной направленности можно использовать такие формы работы, как:

  • тематический вечер;

  • концертная программа, концерт;

  • вернисаж, тематическая выставка детского художественного творчества, передвижная фотовыставка;

  • фестиваль молодежных субкультур;

  • конкурсно-игровая программа, ролевая игра, анимационная программа;

  • лекторий (кинолекторий), слайд-фильм, создание антинаркотических роликов, транслируемых в кинотеатрах;

  • конференция, семинар, ассамблея, круглый стол, диспут, дискуссия для молодежи, ток-шоу, информационно-ролевые тренинги, час любопытных фактов, диалоговая площадка, устный журнал;

  • театрализованные представления, соти, СТЭМ, скетч, моралите, интермедия, свето-звуко-спектакли;

  • акция, молодежный форум;

  • шествие (демонстрация), митинг, марафон;

  • тематическая дискотека (проведение дискоминуток для информирования);

  • конкурс агитбригад, смотр-конкурс тематических программ и сценарных разработок мероприятий асоциальной направленности;

  • благотворительные мероприятия, выездные программы, волонтерское движение;

  • спартакиада;

  • анкетирование.

Современные технологии профилактики асоциальных явлений

Методические основы организации и проведения

информационной поддержки и антинаркотической

пропаганды в клубных учреждениях
Информационную поддержку и антинаркотическую пропаганду в клубных учреждениях необходимо проводить регулярно и целенаправленно, так как единичные бессистемные мероприятия не могут сформировать стойкие правильные убеждения у подростков. Необходимо разработать план антинаркотической пропаганды, включающий лекции, беседы, тематические викторины, дискотеки, эстрадные миниатюры и спектакли, конкурсы антирекламы, посещение кино– и видео сеансов, театров, оформление рабочих панелей холлов (рисунки, плакаты, сменные коллажи), использование локальных средств массовой информации, раздачу буклетов, наклеек, значков, календарей, упаковочных материалов с антинаркотической тематикой. Для организации мероприятий необходимо привлекать положительных лидеров среди подростков и молодежи, поскольку они лучше знают волнующие ребят проблемы, ориентируются в том, какой именно элемент антинаркотической пропаганды будет более действенным в конкретной ситуации. Кроме того, молодые люди могут раскрыть свои таланты при разработке сценариев викторин, вечеров, дискотек, театрализованных представлений.

В работе по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде необходимо участие подготовленных специалистов профилактики всех ведомств. Учитывая тот факт, что неквалифицированная информация может сама возбудить нездоровый интерес и явиться причиной проявления стремления испытать действие наркотиков, сведения нужно преподносить максимально осторожно, избегая информации о способах получения и применения этих веществ, об условно-положительных особенностях воздействия и ощущений, возникающих при их потреблении. Акцентировать внимание слушателей необходимо на опасности тех наркотиков, которые распространены в данном регионе, населенном пункте. Обязательно следует учитывать осведомленность аудитории в отношении наркологических проблем и конкретную наркологическую ситуацию в регионе.

Молодежная аудитория очень восприимчива к этическим и эстетическим положительным образам и юмористической форме подачи материала. При подготовке лекций, бесед, эстрадных миниатюр, публикаций и передач по локальным СМИ следует обращать внимание на чередование положительных и отрицательных примеров образа жизни. Следует помнить, что антинаркотическая пропаганда, проводимая навязчиво и прямолинейно, может привести к притуплению внимания, активизации механизмов психологической защиты. Эффективность пропаганды в этом случае будет невысока. Более того, в подростковой среде перенасыщение информацией о наркотиках может привести к разовым потреблениям.
Технологии активизации общественного мнения
Общественные технологии играют достаточно весомую роль в системе профилактики асоциальных явлений. На любой территории можно внедрить следующие способы:

  • волонтерское движение – достаточно специфическая и «интеллигентная» технология. Может принимать форму общественных советов при клубных учреждениях, форму уличных комитетов или объединений единомышленников при клубах. Суть: работа осуществляется на добровольных началах. Эта технология имеет достаточно небольшую эффективность из-за низкого порога воздействия на распространителей и потребителей психоактивных веществ. Движущая сила – благополучны родители и подростки, не имеющие проблем с наркотиками;

  • технология «натравливания» – обладает очень высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал (телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где торгуют наркотиками и нелегальным алкоголем. Информация об адресах распространителей проверяется силами общественности и публикуется в открытой печати или рассылается активистам. Движущая сила этой технологии – родители наркозависимых;

  • группы поддержки или группы созависимых – традиционная и эффективная форма работы по третичной и, отчасти, вторичной профилактике наркомании. Жизненный опыт родственников наркозависимых в преодолении проблем аддиктивного1 (зависимого) поведения вносит большой вклад в формирование общественного мнения, а при реализации единой антинаркотической политики важно направлять общественное мнение в конструктивное русло. Такие группы перестали быть новинкой, однако, многим из них не хватает методической и организационной поддержки. Группы поддержки – это массовое движение.

Образовательные технологии
Один из эффективных способов заполнения информационного вакуума – широкое использование образовательных и просветительских программ по проблемам наркотической зависимости. Классификация этих программ ведется по принципу целевых аудиторий:

  • просветительские программы по проблеме наркотической зависимости для населения;

  • программы обучения родителей;

  • программы обучения специалистов по организации досуга в учреждениях культуры;

  • образовательные программы для детей и молодежи. Нужно помнить, что данные программы несут большой риск нонконформистских2 поведенческих реакций подростков, т.е. в ответ на информирование о вреде наркотиков, подросток может быть вовлечен в потребление психоактивных веществ. Поэтому, реализация программ профилактики асоциальных явлений среди подростков и молодежи должна осуществляться только в тандеме с высокопрофессиональными специалистами ведомств профилактики.


Технологии занятости
Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны как наиболее эффективный способ борьбы с асоциальными явлениями. Эта работа строится по следующим направлениям:

  • клубная работа – организация разнообразных клубных и любительских формирований, профессиональное методическое обеспечение их деятельности может не только структурировать свободное время подростка, развивать творческую и деловую активность, но и значительно повысить коммуникативный и познавательный ресурс ребенка;

  • дополнительное образование – факультативы, семинары, воскресные школы (в т.ч. и религиозные) уменьшают запас свободного неорганизованного времени, повышают багаж знаний, занимают внимание подростка. Организация таких мероприятий в пределах одного учреждения или одной территории позволяет поднять позитивный потенциал детей и их родителей.


Семейные технологии
Роль семьи в проблеме борьбы с асоциальными явлениями невозможно переоценить. Обеспечивая детям безопасное и здоровое детство, тем самым мы делаем реальной возможность отодвинуть наркоманию и преступность на задворки проблем современного общества. Добиться этого можно только активной работой:

  • получение правдивых и точных знаний об асоциальных явлениях в обществе, воспитании детей;

  • умение говорить с детьми на эту тему;

  • профилактическая работа с детьми в семьях, в школах;

  • отстаивание своих родительских прав на безопасное окружение и, в первую очередь, в стенах учебного заведения;

  • объединение в общественные организации, содействие уже работающим.

В отношении асоциальных явлений у семьи может быть только одна позиция «Я против… Я действую!»
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год iconМетодическое пособие Ростов-на-Дону
Работа с традиционными и электронными каталогами Информационно-библиотечного центра Института управления, бизнеса и права: методическое...

Методическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год icon«Об итогах работы управления культуры области, государственных учреждений...
Тельным культурным потенциалом: развитая сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, многочисленные объекты...

Методическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год iconМетодическое пособие г. Ростов-на-Дону 2008 г. Уважаемые предприниматели!...
Вы держите в руках методическое пособие «Основы ведения гостиничного хозяйства. Классификация гостиниц и других средств размещения»....

Методическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год iconГорода ростова-на-дону постановление
Ростове-на-Дону», Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 31. 07. 2013 №808 «Об утверждении Положения об адресном...

Методическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год iconМетодическое пособие по трудовым отношениям в сфере малого предпринимательства г. Ростов-на-Дону
Администрация ростовской области министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовское региональное...

Методическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год iconУчебно-методическое пособие Кемерово 2015 г. Согласовано: кроо «памск»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета, гигиенистов стоматологических со средним медицинским...

Методическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год iconБакалавра. Учебно-методическое пособие по написанию и защите вкр...
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов ифжимк юфу

Методическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год iconМетодическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной...
Методическое пособие предназначено для руководителей учреждений дополнительного образования, а также специалистов, ведущих мониторинговую...

Методическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год iconУчебное пособие 2013 Министерство образования и науки Российской...
Юрьева О. А. Бухгалтерский учет на предприятиях сферы услуг. Учебное пособие. Дгту: Ростов-на-Дону. 2008

Методическое пособие «Деятельность муниципальных учреждений культуры по профилактике асоциальных явлений» г. Ростов-на-Дону 2013 год iconМетодические указания Ростов-на-Дону
Методическое пособие предназначено для студентов заочного факультета технических специальностей. Цели методического пособия развитие...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск