Методическая разработка практического занятия для студентов пм 05 медико социальная деятельность мдк 05. 01 Медико социальная реабилитация Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях»


Скачать 290.3 Kb.
НазваниеМетодическая разработка практического занятия для студентов пм 05 медико социальная деятельность мдк 05. 01 Медико социальная реабилитация Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях»
страница1/3
ТипЗанятие
filling-form.ru > Туризм > Занятие
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Государственный медицинский колледж г. Братска»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПМ 05 МЕДИКО – СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МДК 05.01 Медико – социальная реабилитация
Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях»
Специальность Лечебное дело

Очная форма обучения

Составил преподаватель:

Закревская С.Б.


Братск, 2014г.

Тема: «Особенности применения массажа при различных заболеваниях»
Продолжительность занятия 270 минут
Цель занятия:

Освоить основные приемы массажа, научиться использовать вспомогательные приемы массажа, освоить методику проведения массажа различных частей тела, ознакомиться с частными методиками массажа при различных заболеваниях, научиться заполнять медицинскую документацию.
В результате изучения темы студент должен:

уметь:

  • проводить основные приемы массажа;

знать:

  • виды, формы и методы реабилитации;

  • общее и специальное физиологическое воздействие массажа на организм человека;

должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов
с различной патологией.

ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию.
Методическое оснащение занятия:

Материально – техническое оснащение: видеофильм, проектор, ноутбук,

кушетка для массажа, крем для массажа, вспомогательные приспособления для массажа, мыло, полотенце.

Раздаточный материал: методическая разработка для студентов, бланки формы 044/у
Место проведения:

Кабинет доклинической практики «Медико – социальная реабилитация».
Литература:

Основная:

  1. Л.В.Козлова, С.А. Козлов, Л.А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей», Феникс Ростов-на-Дону 2011г. стр.340 – 401.

Дополнительная:

  1. В.И. Васичкин «Справочник по массажу», Ленинград «Медицина» 2004г.

  2. В.И. Дубровский «Всё о массаже», Москва «Физкультура и спорт» 1993г;

  3. И.В. Лукомский, Э.Э. Стэх, В.С. Улащик «Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж», Минск «Высшейшая школа» 1998г;

  4. С.Н. Попов «Физическая реабилитация», Феникс Ростов-на-Дону 2005г;


План занятия:

  1. Вводная часть – 15 мин.

1.1 Организационный момент;

1.2 Мотивация занятия;

1.3 Контроль исходного уровня знаний;

  1. Основная часть – 230 мин.

2.1 Изучение методических рекомендаций по технике выполнения основных приемов массажа;

2.2 Просмотр видеофильма о технике выполнения массажа;

2.3 Изучение гигиенических основ проведения массажа;

2.4 Демонстрация преподавателем техники проведения приемов поглаживания, растирания, разминания и вибрации;

2.5 Отработка практических навыков проведения основных приемов массажа;

2.6 Знакомство с частными методиками применения массажа при различных заболеваниях;

2.7 Заполнение медицинской документации;

  1. Заключительная часть – 25 мин.

3.1 Контроль конечного уровня знаний;

3.2 Подведение итогов занятия;

3.3 Домашнее задание.

Ход занятия
1. Вводная часть – 15 мин.
1.1 Организационный момент: Откройте дневник, запишите тему и цель занятия.
1.2 Мотивация занятия: Лечебный массаж является эффективным средством активной функциональной терапии и в сочетании с ЛФК широко применяется в больницах, поликлиниках, санаториях и врачебно-физкультурных диспансерах. Велика роль массажа как средства медицинской реабилитации, быстрейшего возвращения больного человека к трудовой деятельности. Массаж является важной составной частью физического воспитания, прекрасным средством гигиены тела и профилактики профессиональных заболеваний.
1.3 Контроль исходного уровня знаний:

Ответьте устно на вопросы:

  1. Что такое массаж?

  2. Какие виды массажа вы знаете?

  3. Каков механизм действия массажа на организм человека?

  4. Перечислите основные приемы массажа

  5. В чем заключается физиологическое действие приема поглаживание?

  6. В чем заключается физиологическое действие приема растирание?

  7. В чем заключается физиологическое действие приема разминание?

  8. В чем заключается физиологическое действие приема вибрация?

  9. Назовите противопоказания к проведению массажа?

  10. Какие требования предъявляются к кабинету, в котором проводят массаж.


2. Основная часть – 230 мин.
2.1 Изучите методические рекомендации по технике выполнения основных приемов массажа.
Поглаживание – прием, при котором рука массажиста скользит по коже, не сдвигая ее и не образуя кожных валиков и складок.
Техника выполнения:

Поглаживание проводят ладонными или тыльными поверхностями одного или нескольких пальцев, опорной поверхностью кисти (всей ладонью или частью ее) продольно, поперечно, зигзаго- и кругообразно, спиралевидно.
Методические указания поглаживания:

  1. Поглаживание проводят при хорошо расслабленных мышцах, удобной позе массируемого.

  2. Прием осуществляется как самостоятельно, так и в сочетании с другими приемами.

  3. С поглаживания чаще всего начинают процедуру массажа, используют его в процессе массажа, и заканчивают процедуру этим приемом.

  4. Вначале используют поверхностное поглаживание, затем более глубокое.

  5. Плоскостное поверхностное поглаживание проводят как по ходу лимфотока, так и против. Все остальные виды поглаживания – только по ходу лимфотока до ближайших лимфоузлов.

  6. Поглаживание проводят медленно, плавно, ритмично.


Наиболее частые ошибки при выполнении поглаживания:

  • Сильное надавливание при выполнении приема, вызывающее неприятное ощущение или боль у пациента.

  • Разведение пальцев или неплотное прилегание к поверхности ведет к неравномерности воздействия и неприятным ощущениям.

  • Очень быстрый темп и резкое выполнение приема, смещение кожи вместо скольжения по ней.


f:\2010-12-12\поглаживания.jpg f:\2010-12-12\поглаживания.jpg
Растирание – прием, заключающийся в смещении или растяжении кожи вместе с подлежащими тканями в различных направлениях.
Техника выполнения:

Прямолинейное – выполняется концевыми фалангами одного или несколькими пальцев. Применяется при массаже небольших групп мышц в области суставов.

Круговое – выполняется с круговым смещением кожи концевыми фалангами с опорой на 1 палец или на основание ладони.

Спиралевидное – выполняется основанием ладони или локтевым краем кисти, согнутой в кулак. Применяется на спине, животе, груди, области таза, на конечностях.

Методические указания растирания:

  1. Растирание – это подготовительный прием к разминанию.

  2. Для усиления действия приема следует увеличивать угол между пальцами массажиста и массируемой поверхностью или проводить прием с отягожением.

  3. Движения при растирании проводят в любом направлении независимо от направления лимфотока.

  4. Без необходимости при растирании не задерживаться на одном участке более 8-10 сек.

  5. Учитывать состояние кожного покрова больного, его возраст и ответные реакции на выполняемые приемы.

  6. Прием растирания чередовать с приемами поглаживания и другими.


Наиболее частые ошибки при выполнении растирания:

  • Грубое, болезненное выполнение приема.

  • Проводят растирающие движения со скольжением по коже, а не вместе с ней.

  • Растирание прямыми пальцами, а не согнутыми в межфаланговых суставах.

f:\2010-12-12\растирание.jpg f:\2010-12-12\растирание.jpg f:\2010-12-12\растирание.jpg
Разминание – захватывание, приподнимание, оттягивание, сдвигание, сжатие, растяжение подлежащих тканей, преимущественно мышц.
Техника выполнения:

Продольное – проводится по ходу мышечного волокна, вдоль оси мышц. Выполняется одной или обеими руками, движение напоминает сжатие губки.

Поперечное – проводится поперек мышечного волокна. Руки в одной плоскости, угол 45°, обхват глубоколежащих тканей.

Валяние – выполняется чаще всего на конечностях.

Накатывание применяется на животе, груди, на боковых поверхностях спины.
Методические указания:

  1. Мышцы должны быть максимально расслаблены.

  2. Прием проводится медленно, плавно, без рывков.

  3. Движения, как в восходящем, так и в нисходящем направлениях.

  4. Интенсивность массажа наращивать от процедуры к процедуре.

  5. Прием начинать от перехода мышцы в сухожилие.


Наиболее часто встречающиеся ошибки:

  • Сгибание пальцев в межфаланговых суставах. При этом массажист «щипает» больного.

  • Скольжение пальцев по коже во время сдавления, что болезненно для больного.

  • Сильное надавливание концевыми фалангами.

  • Массирование напряженной рукой, что утомляет массажиста.

f:\2010-12-12\разминание.jpg f:\2010-12-12\разминание.jpg f:\2010-12-12\разминание.jpg

Вибрация – это приемы массажа, с помощью которых массируемые ткани совершают колебательные движения с различной скоростью и амплитудой.
Техника выполнения:

Непрерывистая вибрация - не отрывая руки от массируемого участка, совершать ритмичные колебательные движения.

Стабильная – рука на одном месте.

Лабильная – рука движется по поверхности.

Точечная – в одной точке.

Скорость вибрации в начале 100-120 колебаний в минуту, в середине – 200-300 колебаний в минуту, в конце – до полного затухания.

Прерывистая вибрация (ударная) заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками пальцев, ребром ладони, тыльной стороной слегка разведенных пальцев, сжатой в кулак кистью.

Движения выполняются одной или двумя руками попеременно. Сила удара зависит ои места проведения массажа.
Методические указания:

  1. Прием не должен вызывать болезненного ощущения у массируемого.

  2. Сила и интенсивность воздействия зависят от угла между массирующей кистью и телом – чем ближе он к 90°, тем сильнее воздействие.

  3. Продолжительность выполнения ударных приемов в одной области не более 10 сек.

  4. Продолжительные мелкие вибрации вызывают успокоение, расслабление, непродолжительные, прерывистые, с большой амплитудой – противоположное состояние.

  5. На внутренней поверхности бедер, в местах проекции сердца, почек прерывистые вибрации не производят.


Наиболее частые ошибки:

  • Применение вибрации на напряженных группах мышц вызывает болезненность.

  • При проведении вибрации удары наносятся не попеременно, а одновременно, что болезненно.

  • При встряхивании на конечностях можно нарушить сумочно-связочный аппарат.



f:\2010-12-12\вибрация.jpg f:\2010-12-12\вибрация2.jpg


2.2 Просмотр видеофильма о технике выполнения массажа.
2.3 Прочитайте гигиенические основы проведения массажа.
Помещение для проведения массажа должно быть сухим, светлым, оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

Площадь кабинета около 18 м2.

Пол в кабинете должен быть деревянным или покрыт линолеумом.

Температура воздуха от +20° до +22°С.

В кабинете должны быть часы, аппарат для измерения АД, секундомер, магнитофон.
Оборудование кабинета:

  • Устойчивая массажная кушетка (длина – 1,85-2м, ширина – 0,5-0,6м, высота 0,5- 0,7 м);

  • Круглые валики;

  • Столик для массажа;

  • Шкаф для хранения чистых простыней, приборов, мыла, полотенца, приспособлений для массажа;

  • Аптечка первой помощи;

  • Раковина с подводкой горячей и холодной воды.


Подготовка пациента к массажу:

  • Перед массажем желательно принять теплый душ или обтереться влажным полотенцем;

  • Обнажать только массируемую область;

  • При значительном волосяном покрове можно массировать через белье;

  • Ссадины, расчесы и царапина предварительно обработать;

  • При массаже необходимо максимально расслабиться.


2.4 Проследите за демонстрацией преподавателем техники проведения приемов поглаживания, растирания, разминания и вибрации.
  1   2   3

Похожие:

Методическая разработка практического занятия для студентов пм 05 медико социальная деятельность мдк 05. 01 Медико социальная реабилитация Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях» iconПрограмма производственной практики по профилю специальности пм 05....
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31. 02. 01 Лечебное...

Методическая разработка практического занятия для студентов пм 05 медико социальная деятельность мдк 05. 01 Медико социальная реабилитация Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях» iconРабочая программа профессионального модуля пм. 05. Медико-социальная деятельность
Рабочая программа пм. 05. Медико-социальная деятельность является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии...

Методическая разработка практического занятия для студентов пм 05 медико социальная деятельность мдк 05. 01 Медико социальная реабилитация Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях» iconМетодическая разработка практического занятия для студентов. Учебная дисциплина: «Фармакология»
Ок организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач

Методическая разработка практического занятия для студентов пм 05 медико социальная деятельность мдк 05. 01 Медико социальная реабилитация Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях» iconМедико-социальная экспертиза
На медико-социальную экспертизу /мсэ/ направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся...

Методическая разработка практического занятия для студентов пм 05 медико социальная деятельность мдк 05. 01 Медико социальная реабилитация Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях» iconМетодическая разработка для проведения занятий со слушателями умц. Тема №13
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со слушателями умц с целью изучения основных требований...

Методическая разработка практического занятия для студентов пм 05 медико социальная деятельность мдк 05. 01 Медико социальная реабилитация Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях» iconРазработка нормативных, методических и технологических основ создания...
Донорство крови, государственная контрольная функция, служба крови, регламент информационного взаимодействия, медико-социальная экспертиза,...

Методическая разработка практического занятия для студентов пм 05 медико социальная деятельность мдк 05. 01 Медико социальная реабилитация Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях» iconМетодическая разработка открытого практического занятия тема: «работа...

Методическая разработка практического занятия для студентов пм 05 медико социальная деятельность мдк 05. 01 Медико социальная реабилитация Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях» iconМетодическая разработка практического занятия
Тема Осуществление сестринского ухода за пациентами с инфекционными заболеваниями

Методическая разработка практического занятия для студентов пм 05 медико социальная деятельность мдк 05. 01 Медико социальная реабилитация Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях» iconМетодическая разработка практического занятия по пм05 «Осуществление...
Методическая разработка практического занятия по пм05 «Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации» для...

Методическая разработка практического занятия для студентов пм 05 медико социальная деятельность мдк 05. 01 Медико социальная реабилитация Тема «Особенности применения массажа при различных заболеваниях» iconМетодическая разработка практического занятия для преподавателей....
Изучение темы базируется на системе знаний, умений, полученных студентами при изучении таких тем, как «Анатомо физиологические особенности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск