Приволжский региональный центр
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий
(Приволжский региональный центр МЧС России)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ И ДЕЙСТВИЯМ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПРИ ПРИВЕДЕНИИ В ГОТОВНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
г.Н.Новгород
2013 г.
| Настоящие «Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийно-спасательных формирований при выполнении первоочередных мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций» разработаны в соответствии с требованиями федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом опыта деятельности МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти. Использованы результаты исследований, проведенных в ЦСИ ГЗ и ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России, итоговые материалы проекта «Формирование, подготовка и внедрение механизмов поддержания в готовности нештатных аварийно-спасательных формирований» и Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. №999.
Методические рекомендации разработаны предназначены для органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, рекомендуются для использования в учебном процессе по программам подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Содержание
Введение
Основные направления современной государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций формируются и реализуются с учетом геополитических, стратегических, социально-экономических и иных факторов, которые за последние годы претерпели значительные изменения.
Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия, оружия на новых физических принципах, нарастание угрозы терроризма, техногенные аварии и катастрофы, усиление тяжести последствий стихийных бедствий, проблемы экологии, угрозы эпидемий – все это потребовало пересмотра основных направлений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от угроз терроризма, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.
Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года 122ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» внес изменения в законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О пожарной безопасности», «Об аварийноспасательных службах и статусе спасателей» и другие.
Внесенные изменения уточняют и конкретизируют сферу деятельности гражданской обороны. Гражданская оборона определена как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. К силам гражданской обороны отнесены нештатные аварийноспасательные формирования и спасательные службы.
При этом учитываются и такие факторы, как реальные экономические возможности государства, ограниченный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса, масштабы прогнозируемых последствий военного воздействия на потенциально опасные и иные объекты, демографическая ситуация в стране, возможный призыв на военную службу многих профессиональных спасателей в случае объявления мобилизации.
В этих условиях совершенствование сил гражданской обороны должно осуществляться преимущественно на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных на них задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава.
В решении комплекса указанных задач важная роль отводится нештатным аварийно-спасательным формированиям.
Количество нештатных аварийно-спасательных формирований может быть меньше, чем было гражданских организаций гражданской обороны, но они должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и более функциональными.
При подготовке Методических рекомендаций наряду с законодательными и иными нормативными правовыми актами, руководящими документами МЧС России, Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. №999 (зарегистрирован в Минюсте России 19 января 2006 г. №7383), использованы научные и методические разработки ВНИИ ГОЧС, Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, Ростехнадзора, материалы территориальных органов МЧС России. Учтены предложения и рекомендации ученых и специалистов в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, противодействия терроризму, а также практический опыт создания и применения нештатных аварийно-спасательных формирований, действующих на потенциально опасных предприятиях и объектах.
|