Скачать 0.67 Mb.
|
Филиал кафедры Туризма Карельского института туризма - филиала Российской международной академии туризма в Институте экономики Карельского научного центра Российской академии наук Чубиева Инна Васильевна Павлова Елена Анатольевна Учебно-методическое пособие по прохождению производственной практики студентами Карельского института туризма – филиала РМАТ (специальность "Менеджмент организации") Петрозаводск 2005 Работа выполнена Филиалом кафедры Туризма Карельского института туризма - филиала Российской международной академии туризма в Институте экономики Карельского научного центра Российской академии наук Рецензенты: Директор Карельского института туризма - филиала Российской международной академии туризма, к.п.н. Павлова Эльвира Николаевна Директор Института экономики Карельского научного центра РАН д.т.н., профессор Шишкин Анатолий Иванович Практическая подготовка студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях различного профиля (преимущественно туристского). Формирование методического обеспечения учебно-производственной практики (специальность "Менеджмент организации") имеет ряд специфических особенностей. По данной теме кафедра проводит опытно-экспериментальную работу с 2005г. Важными задачами работы является: разработка учебно-методического комплекса учебно-педагогических рекомендаций по организации и проведению производственной практики подготовленной в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» от 12.08.1994 № 940, Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ и другими нормативно-правовыми документами. СОДЕРЖАНИЕ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Приоритетные направления обучения персонала определяются исходя из существующих потребностей в кадрах в сфере туризма и имеющихся возможностей их удовлетворения. Программы обучения можно реализовывать по следующим направлениям:
Чрезвычайно важным является включение программ обучения и переобучения в перечень основных мер и стратегических направлений развития туризма в конкретном регионе, которые способны дать ощутимый толчок в плане его активизации. Основными целями при проведении и организации обучения и переобучения персонала могут быть:
На развитие туризма и туристскую привлекательность территории оказывает огромное влияние уровень развития современной туристской инфраструктуры. Поэтому, вопросы, связанные с ее совершенствованием и развитием приобретают особую актуальность. Разработка комплекса действий, направленных на формирование современной инфраструктуры туризма, начинается с определения существующих проблем в этой области, которые определяются исходя из анализа современного состояния туризма в регионе. При этом следует учесть то, что комплекс мер разрабатывается применительно к каждой группе объектов инфраструктуры туризма, а именно:
Цель производственной практики - активизация маркетинговых исследований в сфере туризма на территории Республики Карелия. При определении и формулировке цели следует помнить о том, что цель должна быть объективной и научно обоснованной. Она должна опираться, прежде всего, на реальное состояние отрасли в регионе в текущий момент времени и существующие возможности развития. Задачей учебной практики является получение сведений о специфике избранного направления подготовки или специальности высшего профессионального образования, а также овладение первичными профессиональными умениями и навыками. В ходе подготовки отчета по производственной практики в ней поставлены следующие задачи:
Основные задачи взаимосвязаны между собой и представляют стратегические направления, которые необходимо решить для достижения основных целей развития туризма на территории. Объектом исследования являются туристские предприятия Республики Карелия, к ним, прежде всего, относятся:
Для решения основных целей и задач производственной практики поставленных перед студентами, целесообразно применять экономико-математический инструментарий: Метод “SWOT - анализа” (анализ внешней и внутренней среды). Использование метода «SWOT – анализа» позволяет оценить внутреннею среду через определение сильных и слабых сторон и определить внешние факторы, угрозы, риски, которые могут оказать негативное влияние на процесс развития туристской отрасли в республике в целом. Используя данный метод можно получить несколько вариантов стратегического развития туризма на территории, из которых необходимо выбрать наиболее оптимальный путь развития. Метод полярного профиля – это графический метод, основанный на использовании экспертных оценок. Так, «полярный профиль» компании формируется на основании экспертных оценок по предложенному перечню показателей . Метод «конкурентного листа» - данный метод конкурентного и стратегического анализа имеет много общего с методом «полярного профиля» и может быть реализован двумя способами:
Данный метод стратегического и конкурентного анализа позволяет дать качественную оценку конкурентоспособности компании по сравнению с конкурентами. Преимущество данного подхода заключается в том, что экономится время на сбор информации и проверку ее достоверности. Метод многомерного сравнительного анализа – построен на методе рейтинговых оценок, но в отличие от метода «простой суммы мест», он дает взвешенную оценку об исследуемом объекте. Метод позволяет учитывать не только абсолютные величины исследуемых показателей, но и степень их близости друг с другом, либо по отношению к какому-либо эталону. На основании результатов анализа определяются качественно однородные группы туристско-рекреационных ресурсов с точки зрения их инвестиционной емкости. Комплекс планирования маркетинга по модели 4-Р - комплекс маркетинга является сочетанием четырех средств конкуренции: Товар (product=HP) - качество форма свойства товарный знак упаковка размер обслуживание гарантия право возврата; Цена (price=P) – прейскурант, скидки, бонусы, сроки платежа, условия кредита; Продвижение товара (promotion=P) – содействие продаже реклама торговый персонал взаимосвязи прямой маркетинг; Распределение (place= P) - каналы охваты ассортимент местонахождение склад доставка. Методика Servqual (*Парасураман, Берри, Цайтмал 1985) - часто применяемая как инструмент оценки качества обслуживания, представляющая собой анкету с обобщенными данными по следующим пяти параметрам различных видов услуг:
В настоящее время широкое распространение получил маркетинговый подход, позволяющий определить место предприятия на туристском рынке, наметить приоритетные направления развития туризма, обеспеченные спросом. Его использование позволяет осуществлять оценку существующего и перспективного туристского продукта, предоставляемого предприятиями сферы туризма. С целью разработки эффективного комплекса маркетинга турпродукта проводятся маркетинговые исследования для снижения опасности возможных рисков, возможности их прогнозирования. 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В зависимости от специализации и курса обучения в Институте проводятся следующие практики:
Производственная практика имеет целью - дать студенту общее представление о предприятии (учреждении) сферы туризма и гостеприимства, управленческих и иных связях, характере взаимодействия с потребителем услуг, о месте и роли его как будущего специалиста в структуре объекта практики. Задачами производственной практики по специальности являются:
Производственная практика включает следующие этапы:
• Непосредственное посещение мест практики и выполнение индивидуального задания, разработанного отделением практического обучения; • Прием и защиту отчетов по практике. Программа производственной практики предусматривает:
Содержание преддипломной практики определяется темой выпускной квалификационной и дипломной работы. В период преддипломной практики студенты собирают фактический материал о производственной деятельности предприятия, учреждения, организации и используют его при разработке выпускной квалификационной или дипломной работы. Сроки и содержание каждой практики определяются утвержденными учебными программами. Сроки практики Сроки каждого вида практик составляют для одного студента:
2. ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Основная цель учебной производственной практики - оказание помощи студентам 1 курса Института при первом выборе специализации и факультета для дальнейшего обучения. Учебная производственная практика имеет своей задачей ознакомить студентов I курса Института с индустрией туризма и гостеприимства, сформировать первичные представления о специфике деятельности туристских предприятий в зависимости от их профиля и места на рынке туристских услуг. Учебная производственная практика включает следующие этапы: • Проведение аудиторных семинарских занятий в соответствии с программой практики и выдачу индивидуальных заданий на практику; • Непосредственное выполнение индивидуального задания; • Прием и защиту отчетов по практике. В процессе обучения студенты на практике знакомятся с технологией работы туристских предприятий и организаций, их взаимодействием на рынке туристских услуг, а также с основными средствами рекламы и паблик рилейшенз. Программа учебной производственной практики предусматривает:
2.1. Форма индивидуального отчета студента 2.1.1. Сведения, предоставляемые туроператором (турагентом) для формирования тура с посещением Республики Карелия I. Общие сведения
II. Транспортная доступность
III. Питание
IV. Услуги по организации досуга
V. Прочая информация
2.2. Задание Студент по материалам, собранным к параграфу 2.1., оформляет отчет в виде пояснительной записки о положении туризма в Республике Карелия. 3. ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Производственная практика студентов имеет своей задачей закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в Институте, на основе глубокого изучения работы предприятия, учреждения, организации, в которых студенты проходят практику, знакомство студента с должностными обязанностями специалиста по профилю получаемого образования. В процессе ее прохождения студент выполняет функции специалиста по выбранной специализации и приобретает опыт организаторской, управленческой и воспитательной работы. В зависимости от профиля избранной в Институте специальности студенты в производственных условиях конкретного предприятия, учреждения, организации на практике закрепляют знания:
Программа производственной практики предусматривает изучение:
3.1. Форма индивидуального отчета студента 3.1.1. Маркетинговый аудит туристского рынка Факторы, влияющие на развитие туризма и отдыха:
Внешняя рыночная среда:
Внутренний аудит должен ответить на следующие вопросы:
3.1.2. Общие показатели, характеризующие ресурсный потенциал и хозяйственную деятельность субъектов индустрии туризма Приведенная система показателей отражает основные, наиболее значимые на сегодняшний день, характеристики функционирования индустрии туризма. К наиболее общим показателям, характеризующим ресурсный потенциал с позиций спроса и предложения регионального турпродукта, могут быть отнесены следующие показатели: I. Показатели, характеризующие спрос на турпродукт, туристские потоки:
II. Показатели, характеризующие предложение турпродукта:
Таблица 1
общие показатели: число профессиональных театров на конец … года (ед.), количество зрительских мест; количество посетителей всего (в т.ч. отечественных и зарубежных туристов); стоимость посещения (руб.)
общие показатели: число музеев на конец … года (ед.); пропускная способность музея (посетителей/год); число посещений (тыс. ед.), всего, в т.ч. отечественных и зарубежных туристов; стоимость посещения (руб.)
общие показатели: число общедоступных библиотек на конец … года (ед.); в них книг (млн. экз.); количество читательских мест; число посещений (тыс. ед.), всего, в т.ч. отечественных и зарубежных туристов
общие показатели: число кинотеатров на конец … года (ед.); количество зрительских мест; число посещений (тыс. ед.), всего, в т.ч. отечественных и зарубежных туристов; стоимость посещения (руб.)
общие показатели: количество выставочных фирм (ед.), общая выставочная площадь (м2), в т.ч. закрытых площадей (м2), открытых площадей (м2); количество выставок, всего (ед.), в т.ч. промышленных, научно-технических, прочих; количество посетителей выставочных комплексов (тыс. чел.), всего, в т.ч. отечественных и зарубежных туристов; средняя стоимость посещения (руб.);
общие показатели: количество конференц-залов на конец … года (ед.); количество мест; количество проведенных конференций, всего (ед.), в т.ч. международных (ед.), российских (ед.), региональных (ед.); количество участников (тыс. чел.), всего, в т.ч. приезжих из российских регионов и из-за границы; тематическое распределение конференций; средняя стоимость участия в конференции (руб.); III. Инфраструктура туризма (характеристика организаций, обеспечивающих баланс между спросом и предложением на турпродукт):
Таблица 2
Количество предприятий общественного питания на конец …. года, всего (ед.), в т.ч. рестораны, кафе, прочие; количество посадочных мест (ед.) в т.ч. рестораны, кафе, прочие; количество посетителей за год (тыс. чел.) в т.ч. рестораны, кафе, прочие; всего, в т.ч. отечественных и зарубежных туристов (тыс. чел.) в т.ч. рестораны, кафе, прочие; пропускная способность заведения (посетителей/год) в т.ч. рестораны, кафе, прочие
общие показатели: количество центров на конец … года (ед.); пропускная способность (тыс. чел./год); число посещений (тыс. ед.), всего, в т.ч. туристов (зарубежных и отечественных); средние расходы одного посетителя (руб.);
общие показатели: количество заведений на конец … года (ед.); пропускная способность (тыс. чел./год); число посещений (тыс. ед.), всего, в т.ч. туристов (зарубежных и отечественных); средние расходы одного посетителя(руб.);
общие показатели: количество клубов на конец … года (ед.); пропускная способность (тыс. чел./год); число посещений (тыс. ед.), всего, в т.ч. туристов (зарубежных и отечественных); средние расходы одного посетителя (руб.);
общие показатели: количество клубов на конец … года (ед.), пропускная способность (тыс. чел./год); количество посетителей в … году, всего, в т.ч. туристов (зарубежных и отечественных); средние расходы одного посетителя (руб.);
общие показатели: количество клубов на конец … года (ед.), пропускная способность (тыс. чел./год); количество посетителей в … году, всего, в т.ч. туристов (зарубежных и отечественных); средние расходы одного посетителя (руб.); Залы игровых автоматов: общие показатели: количество залов на конец … года (ед.); пропускная способность (тыс. чел./год); число посещений (тыс. ед.), всего, в т.ч. туристов (зарубежных и отечественных); средние расходы одного посетителя (руб.);
общие показатели: количество спортивных сооружений, всего (ед.), число посещений (тыс. ед.), всего, в т.ч. отечественных и зарубежных туристов; количество проведенных спортивных мероприятий, всего (ед.) (в т.ч. международного, национального и регионального уровней); средняя стоимость одного посещения (руб.);
общие показатели: количество объектов стационарной розничной торговли (ед.); площадь торговых помещений (тыс. м2); объем выручки за год или величина налоговых отчислений в бюджеты всех уровней; количество посетителей (тыс. чел.) (в т.ч. зарубежных и отечественных туристов) и/или количество покупок за год (тыс. ед.); общая площадь торговых помещений (тыс. м2) по отдельным предприятиям (по схеме: наименование (адрес) учреждения, площадь торговых помещений (тыс. м2), объем выручки за год или величина налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, количество посетителей (тыс. чел.) (в т.ч. зарубежных и отечественных туристов) и/или количество покупок за год (тыс. ед.)):
IV. Туристские фирмы
Из них: специализирующихся только на въездном туризме (ед.) специализирующихся только на выездном туризме (ед.) специализирующихся и на том, и на другом виде туризма (ед.) из них: специализирующихся только на туроператорской деятельности специализирующихся только на турагентской деятельности специализирующихся и на той, и на другой деятельности
Всего – 100 % в т.ч.
3.2. Задание
|
Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина | Программа по организации и прохождению производственной практики является частью учебно-методического комплекса (умк) | ||
Программа по организации и прохождению производственной практики является частью учебно-методического комплекса (умк) | Методические рекомендации определяют цели и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной... | ||
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (умк)... | Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (умк)... | ||
Кулик Ириной, по теме «Методические аспекты оценки туристских потоков в регионе», руководитель Чубиева И. В. – к э н.¸ н с. Уран... | Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (умк)... | ||
Преддипломная практика является завершающим этапом подготовки специалиста по менеджменту и проводится после освоения студентами теоретических... | Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |