Практикум (уроки стажеров и тьюторов)
Технологическая карта урока истории и культуры Санкт-Петербурга
Сальников Е.В., заведующий ОДОД,
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 585 Кировского района
Автор, разработчик
| Сальников Евгений Валерьевич
| Предмет
| История и культура Санкт-Петербурга
| Класс
| 7 класс
| Тип урока
| Комбинированный, лабораторный практикум
| Вид урока
| Изучение новой темы
| Технология урока
| Технология развития критического мышления
| Использованные приемы
| Таблица «Знаю – хочу знать — узнал»,
таблица «Сравнение источников»
| Тема
| «Вырос город…» (2-й урок темы «Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)», рассчитанной на 7 уроков)
| Цель
| Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов. Предметные (знания, умения, представления):
развитие умения соотносить исторические периоды развития города / края с историей России, Европы и оценить роль города / края в историческом процессе;
развитие умения ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
Личностные (личностные УУД):
знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, основы социально-критического мышления;
устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образующей функции познавательного мотива.
Метапредметные (познавательные (в том числе основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД):
целеполагание, включая постановку новых целей;
планировать пути достижения целей;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;
учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей
| Оборудование:
| Раздаточный материал:
- таблицы «Знаю – хочу знать — узнал»;
- текстовая информация по изучаемой теме (на каждой парте по два текста):
Источник № 1. Фрагмент из книги Луппов С.П. История строительства Санкт-Петербурга в Первой четверти XVIII века.
Источник № 2 . Фрагмент статьи о Санкт-Петербурге из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона;
- таблицы для сравнения источников.
Исторические карты: «Территория нашего края до основания Санкт-Петербурга», «Санкт-Петербург в первой четверти XVIII века»
|
Этапы урока
| Формируемые умения
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
|
Вводный этап.
Вызов
| Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:
- целеполагание, включая постановку новых целей;
- планировать пути достижения целей; Познавательные УУД:
- строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей Личностные УУД:
- знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций
| 1. Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку. 2. Вырос город на болоте,
Блеском суетным горя...
Пусть то было по охоте
Самовластного царя
Но я чту в Петре Великом
То, что он — умен и смел –
В своеволье самом диком
Правду высмотреть умел… Эти строки принадлежат Николаю Платоновичу Огареву, первые два слова из стихотворения и будут темой нашего урока.
Думаю, вы все догадались, о каком событии и какой исторической личности идет речь в данном стихотворении? 3. Данная тема вам уже знакома. Что вы знаете об этом историческом факте?
Учитель записывает ключевые слова из ответов учащихся, систематизирует информацию и отмечает, что в результате ответа на вопрос учащиеся фактически назвали основные пункты плана изучения темы «Вырос город…».
| 1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
2. Учащиеся записывают тему урока «Вырос город…», а один из них отвечает: в стихотворение идет речь об основание Санкт-Петербурга, историческая личность – Петр I.
3. Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются и заполняют таблицу «Знаю – хочу знать — узнал», заполняют колонку «знал» (дата, место основания города, с именем какого царя связано это событие, с чем связано название города, в каких исторических условиях был основан город, в чем заключалась сложность строительства города и т. д.)
| Основной этап. Осмысление
|
Метапредметные результаты: Познавательные УУД:
- учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации
Коммуникативные УУД:
-устанавливать и сравнивать разные точки зрения;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей Предметные результаты:
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей
| 1. Предлагает учащимся обозначить числами тезисы из столбца «Знаю» таблицы «Знаю – хочу знать — узнал», перенести эти цифры в таблицу по работе с источниками в колонку «Ключевые слова».
2. Предлагает внимательно прочитать предложенные тексты и выделить в них те моменты, которые связаны с заявленными ключевыми словами и перенести их во второй и третий столбцы.
3. Предлагает учащимся охарактеризовать достоинства рассматриваемых источников с точки зрения их информативности, доступности изложенной информации, логики изложения (четвертый столбец)
| 1. Учащиеся переносят цифры в таблицу по работе с источниками.
2. Учащиеся работают в парах, каждый изучает свой источник, заполняют второй и третьи столбцы (в зависимости от того у кого какой источник), после обмениваются информацией, сообщая о том, что удалось найти в своем источнике (или обмениваются источниками).
Кроме того, учащиеся фиксируют в таблице те ключевые моменты, что ими не были учтены во время водного этапа урока и заполнения таблицы «Знаю – хочу знать — узнал».
По итогам работы учащиеся сообщают о том, какую информацию им удалось почерпнуть из текстов. 3. Учащиеся высказывают свои точки зрения, подтверждая их цитированием из источников
| Заключительный этап. Рефлексия
| Регулятивные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Личностные УУД:
- основы социально-критического мышления;
- устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образующей функции познавательного мотива
| 1. Учитель предлагает учащимся заполнить третий столбец таблицы «Знаю – хочу знать — узнал», а во втором столбце подумать и сформулировать вопросы для дальнейшего самостоятельного изучения (будь то в рамках школьных исследовательских проектов, темы для научно-практической конференции или же для сообщения на следующий урок). 2. Предлагает учащимся подумать над тем, что полезного не только с точки зрения фактологического материала, но прежде всего с точки зрения организации учебного труда им удалось вынести из этого урока и что и каким образом они могут использовать в дальнейшем. 3. Благодарит за работу на уроке и сообщает учащимся домашнее задание: высказать свое мнение относительно фрагмента стихотворения Николая Платоновича Огарева с точки зрения полученных на уроке знаний (как понимают стихотворение, согласны или не согласны с позицией поэта и обосновать свою точку зрения)
| 1. Делают выводы, что нового они узнали о строительстве Санкт-Петербурга, а также формулируют вопросы для дальнейшего самостоятельного изучения темы.
Заполняют таблицу «Знаю – хочу знать — узнал».
2. Приводят примеры того, что они посчитали полезным и как планируют использовать в дальнейшем процессе обучения.
3. Записывают домашнее задание
|
Приложения
Приемы технологии развития критического мышления
Таблица «ЗХУ»
Знаю
| Хочу знать
| Узнал, чему научился
| заполняется на стадии «Вызова»
| заполняется на стадии рефлексия
|
|
|
| |