Пояснительная записка Уроков биологии 6 класс


Скачать 359.73 Kb.
НазваниеПояснительная записка Уроков биологии 6 класс
страница1/4
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Уроков биологии6 класс

Количество часов 34, 1 час в неделю,

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных школ

Учебник - Н.И.Сонин. Биология. 6 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2014, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).

Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

  1. Расширение представлений учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.

  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений.

  3. Формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:

  1. освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности растительной и животной клеток,  органов и систем растительного и животного организмов,  средообразующей роли живых организмов;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Курс «Живой организм» и рабочая программа построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения представлены в разделе  «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

В рабочую программу по сравнению с авторской программой Н.И.Сонина внесены следующие изменения:

 на изучение темы «Химический состав клеток» (Раздел 1) (в программе указано, что данная тема изучается по усмотрению учителя) взят 1 час из темы «Питание и пищеварение» (Раздел 2), т.к. данная тема является основой для первичного понимания химических процессов, происходящих на уровне клетки.

Учебно-методический комплект используемый для достижения поставленной цели:

  1. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2013.

  2. Сонин Н.И. «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2014.

Рабочая программа для 6-го класса рассчитана на 35 учебных часов при изучении биологии в объеме 1 часа в неделю. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской программой. Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков. Всего рабочей программой предусмотрено 9 лабораторных и 2 практические работы.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2014.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания.

С целью достижения высоких результатов  образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:

  1. Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные и практические работы и т.д.

  2. Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

  3. Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (сообщения, кроссворды, презентации) и т.д.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

Для обеспечения полноценного текущего контроля знаний, умений и навыков применяется промежуточное и тематическое тестирование с использованием заданий части А, В и С. Всего запланировано 3 тематических тестирований.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

  1. основные биологические и экологические понятия,

  2. иметь представление о биологии как науке,

  3. о клетке как единице живого,

  4. о способах питания и дыхания животных и растений,

  5. о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

  1. Общие признаки живого организма;

  2. Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств  цветковых растений;

  3. причины и результаты эволюции;

  4. примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  1. Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

  2. Деление клетки;

  3. Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

  4. Обмен веществ и превращение энергии;

  5. Особенности питания растительных  организмов;

  6. Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

  7. Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

  8. Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  1. Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов  и организма и среды как основу их целостности;

  2. Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

  3. Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  4. Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  1. Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

  2. Клетки, органы и системы органов растений;

  3. Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

  4. Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  1. Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  2. Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

  3. Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

  4. Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  5.  Поведения в природе;

  6. Здорового образа жизни человека;

  7. Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  1. Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

  2. Использовать рисунки;

  3. Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Биология. Живой организм (35 часов, 1 час в неделю)

Учебно-тематический план

№ раздела/темы

Наименование раздела и темы

Всего часов

Количество часов на теорию

Количество часов для практикумов

Количество часов на контрольные работы

1

Строение и свойства живых организмов

11










1.1

Основные свойства живых организмов

1

1







1.2

Химический состав клеток

1

1







1.3

Строение растительной и животной клеток

2

2







1.4

Ткани растений и животных

2

2







1.5

Органы и системы органов

4

4







1.6

Растения и животные как целостные организмы

1

1




Тест№1

2

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

22










2.1

Питание и пищеварение

3

3







2.2

Дыхание

2

2







2.3

Передвижение веществ в организме

2

1

1




2.4

Выделение

2

2







2.5

Опорные системы

2

2







2.6

Движение

2

2







2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности

3

3




Тест№2

2.8

Размножение

3

2

1




2.9

Рост и развитие

3

3




Тест№3

3

Раздел 3. Организм и среда

2










3.1

Среда обитания. Факторы среды.

1

1







3.2

Природные сообщества

1

1










Итого:

35










РАЗДЕЛ    1

Строение и свойства живых организмов (11 часов)

Тема 1.1.

Основные свойства живых организмов (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2.

Химический состав клеток (1 час)

Содержание химических элементов в клетке. Вода и  другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

• Лабораторные работы:

  1. Определение состава семян пшеницы.

  2. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Тема 1.3.

Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток.

• Лабораторная работа

  1. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*,    

Тема 1.4.

Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

• Лабораторная  работа

  1. Ткани живых организмов*.

Тема 1.5.

Органы и системы органов (4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная,   выделительная,   опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

• Лабораторная работа

  1. Распознавание органов у растений и животных.

Тема 1.6.

Растения и животные как целостные организмы (1 час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка Уроков биологии 6 класс iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по биологии для 11...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Министерства образования...

Пояснительная записка Уроков биологии 6 класс iconПрограмма элективного курса по биологии «Решение задач по генетике» (11 класс)
Изучение биологии на уровне среднего образования направлено на достижение следующих целей

Пояснительная записка Уроков биологии 6 класс iconИ. В. Душина Cценарии уроков
География: Материки, океаны, народы и страны. Становедение: 7 класс: Органайзер для учителя: Сценарии уроков. – М.: Вентана Граф,...

Пояснительная записка Уроков биологии 6 класс iconАнализ урока Жукова Надежда Николаевна, учитель биологии, химии мбоу...
Программа основного общего образования по биологии 6 9 класс В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой

Пояснительная записка Уроков биологии 6 класс iconУчебно-тематическое планирование по биологии Класс 8
Планирование составлено на основе программы: Примерной программы основного общего образования по биологии

Пояснительная записка Уроков биологии 6 класс iconПояснительная записка рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка Уроков биологии 6 класс iconРабочая программа для 9 класса Пояснительная записка Календарно-тематическое...
Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и...

Пояснительная записка Уроков биологии 6 класс iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Моделирование систем»
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга

Пояснительная записка Уроков биологии 6 класс iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности Общества...
Приложения 3 к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года №66н; 8 настоящая пояснительная записка

Пояснительная записка Уроков биологии 6 класс iconРабочая программа курса Иностранный язык 9 класс Пояснительная записка Нормативные документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Ивделя

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск