Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух


Скачать 188.38 Kb.
НазваниеНормативы платы за выбросы в атмосферный воздух
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Таблица 1. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух

загрязняющих веществ передвижными источниками

(согласно Приложению N 1 к Постановлению N 344)


Вид топлива

Единица
измерения

Нормативы платы за 1 ед.
измерения, руб.

Бензин
неэтилированный

Тонна

1,3

Дизельное топливо

Тонна

2,5

Керосин

Тонна

2,5

Сжатый
природный газ

Тыс. куб.
м

0,7

Сжиженный газ

Тонна

0,9


Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие такие экологические факторы, как природно-климатические особенности территорий и значимость природных и социально-культурных объектов. Эти коэффициенты указаны в Приложении N 2 к Постановлению N 344.

Например, в Центральном округе действует коэффициент 1,9 для атмосферного воздуха и коэффициент 1,6 для почвы (при определении платы за размещение отходов производства и потребления). Кроме того, если выброс загрязняющих веществ осуществляется в атмосферный воздух городов, дополнительно к коэффициенту 1,9 применяется коэффициент 1,2.

Базовые ставки платы умножаются на установленные коэффициенты, и таким образом получаются дифференцированные ставки.

Дифференцированные ставки платы могут устанавливать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это предусмотрено в п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.

Все нормативы платы, которые были утверждены в 2003 г. Постановлением N 344, применяются в 2006 г. с коэффициентом 1,3, а нормативы платы, утвержденные в 2005 г. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410, - с коэффициентом 1,08. Основанием служит ст. 19 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год".

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 49 в текущем году установлены сроки перечисления платы ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Обратите внимание: с 2006 г. утратил силу действовавший ранее Порядок, согласно которому 10% платы направлялось в федеральный бюджет.

Теперь налогоплательщики не распределяют сумму платы по бюджетам - это обязанность органа, который осуществляет кассовое обслуживание соответствующего бюджета.

Территориальные органы Ростехнадзора доводят до сведения плательщиков реквизиты счетов, открытых для платы территориальными органами Федерального казначейства, и порядок заполнения платежных поручений на ее перечисление.

Порядок постановки на учет плательщиков и виды отчетности, которую им надо сдавать в Ростехнадзор, в настоящее время федеральными нормативными правовыми актами не установлены. Но исходя из функций и правомочий Ростехнадзора, эти вопросы могут быть урегулированы приказами и распоряжениями территориальных подразделений данного ведомства.

Таким образом, по всем вопросам, связанным с платой за негативное воздействие, следует обращаться в то подразделение Ростехнадзора, которое действует на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Нормативы и лимиты негативного воздействия
Для расчета платы исходными данными служат предельно допустимые нормативы и лимиты негативного воздействия на окружающую среду. О них сказано в п. п. 1 - 3 ст. 23 Закона N 7-ФЗ.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду устанавливают субъекты хозяйственной и иной деятельности. При этом указанные субъекты руководствуются нормативами допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативами качества окружающей среды, а также технологическими нормативами.

Лимиты на выбросы и сбросы могут устанавливаться, только если невозможно соблюсти нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ. Это допускается лишь при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Выбросы и сбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, которые выдают указанные органы исполнительной власти.

Нормативы платы за размещение отходов установлены за превышение лимита на размещение.

Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Так сказано в ст. 1 Закона N 89-ФЗ.

Общий для всех видов негативного воздействия порядок разработки и утверждения нормативов установлен Постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 N 545. Кроме того, для каждого отдельного вида воздействия на окружающую среду имеется свой порядок разработки и утверждения нормативов (табл. 2).
Таблица 2. Нормативы и лимиты негативного воздействия

на окружающую среду


Вид
воздействия

Документы, утверждающие

Орган власти,
утверждающий
нормативы

порядок
разработки
и утверждения
нормативов

методики расчета
нормативов, которые
могут использовать
плательщики

Выбросы в
атмосферный
воздух

Постановление
Правительства РФ
от 02.03.2000
N 183

Приказы Госкомэкологии
России
от 14.04.1997 N 158,
от 12.11.1997 N 497,
от 08.04.1998 N 199
и от 30.04.1997 N 216

Территориальные
органы
Ростехнадзора -
для стационарных
источников
выбросов <*>

Выбросы
(сбросы)
в водные
объекты

Постановления
Правительства РФ
от 10.03.2000
N 208
и от 19.12.1996
N 1504

Письмо МПР России
от 09.03.1999
N НМ-61/1119 и
Госкомэкологии России
от 05.03.1999
N 02-19/24-64

Территориальные
органы
Ростехнадзора по
согласованию с
территориальными
органами
Федерального
агентства водных
ресурсов и
Федеральной
службы по
надзору в сфере
защиты прав
потребителей
и благополучия
человека

Размещение
отходов

Постановление
Правительства РФ
от 16.06.2000
N 461

Приказ МПР России
от 11.03.2002 N 115

Территориальные
органы
Ростехнадзора


--------------------------------

<*> Технические нормативы выбросов для оборудования, а также для всех видов передвижных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливается государственными стандартами Российской Федерации, а при их отсутствии и вплоть до их принятия - Ростехнадзором (Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 183).
Будущие плательщики должны самостоятельно рассчитать проекты нормативов вредного воздействия на окружающую среду по каждому конкретному источнику.

В отношении вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности расчеты делаются на основе проектной документации. По действующим объектам хозяйственной и иной деятельности расчеты производятся исходя из данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Затем расчеты согласовываются с уполномоченным органом исполнительной власти (с 2005 г. - это территориальные органы Ростехнадзора), который по результатам согласования утверждает нормативы (лимиты) и выдает разрешение на определенный вид вредного воздействия в утвержденных пределах.
Порядок расчета платы
Правила расчета платы содержатся в п. п. 3 - 5 Порядка. Прежде всего определяется ставка - базовая или дифференцированная. Последняя рассчитывается в том случае, если для конкретного природного или социально-культурного объекта установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы и значимость данного объекта.
Обратите внимание! Субъекты РФ не вправе устанавливать базовые ставки

Законодатель предоставил органам исполнительной власти субъектов РФ право устанавливать лишь дифференцированные ставки. Вводить дополнительные базовые ставки (например, по тем загрязняющим веществам, для которых Постановлением N 344 не предусмотрены ставки) они не могут. На это указано в Определении Верховного Суда РФ от 24.11.2004 N 2-Г04-7.
Как уже отмечалось, в 2006 г. к ставке (базовой или дифференцированной) применяется еще и коэффициент 1,3 или 1,08.

Если размеры выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или объемы размещаемых отходов не превышают установленные для плательщика предельно допустимые нормативы, то плата рассчитывается таким образом. Сначала ставка платы умножается на величину соответствующего вида загрязнения, а затем полученные показатели суммируются по всем видам загрязнений.
Пример 1. ООО "Альфа" получило в территориальном отделении Ростехнадзора разрешение на выброс в атмосферу следующих загрязняющих веществ:

- бензина;

- ангидрида сернистого;

- азота диоксида;

- керосина;

- сажи.

Фактический размер выбросов этих веществ за III квартал 2006 г. не превысил установленных нормативов. Для расчета платы за выбросы в атмосферу в регионе, в котором ведет деятельность ООО "Альфа", установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, - 1,9.

Базовые ставки платы по всем загрязняющим веществам, на выброс которых получило разрешение ООО "Альфа" (за исключением сажи), установлены в 2003 г. Поэтому к ним применяется коэффициент 1,3. Базовые ставки для выбросов сажи установлены в 2005 г., а значит, к ним применяется коэффициент 1,08.

Используя данные о фактических выбросах, произведенных ООО "Альфа" за квартал, нормативы платы и указанные коэффициенты, рассчитаем плату за выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников этой организации за III квартал 2006 г. (табл. 3).
Таблица 3. Расчет платы за выбросы в атмосферный воздух

в пределах нормативов


Загрязняющие
вещества

Фактический
выброс за
квартал, т

Базовая
ставка
платы, руб.

Учитываемые
коэффициенты

Дифференцированная
ставка
(гр. 3 x гр. 4)

Сумма платы
(гр. 2 x гр. 5),
руб.

1

2

3

4

5

6

Азота
диоксид

0,0058

52,00

1,9 x 1,3

128,440

0,74

Ангидрид
сернистый

0,0006

21,00

1,9 x 1,3

51,870

0,03

Бензин

0,0161

1,20

1,9 x 1,3

2,964

0,05

Керосин

0,0024

2,50

1,9 x 1,3

6,175

0,01

Сажа

0,0030

80,00

1,9 x 1,08

164,160

0,49

Итого

1,31


Сначала определим дифференцированную ставку. Для этого базовую ставку (графа 3) умножаем на соответствующие коэффициенты (графа 4). Результат записываем в графу 5.

Затем фактическое количество выброса конкретного вещества (графа 2) умножаем на соответствующую дифференцированную ставку (графа 5). Получаем сумму платы за выброс в атмосферный воздух конкретного вещества. Вносим эти данные в графу 6.

Полученные результаты по выбросам всех веществ суммируем. В результате получаем общую сумму платы, которую до 20 октября ООО "Альфа" обязано уплатить за выбросы в атмосферу стационарными источниками по итогам III квартала 2006 г. Эта сумма равна 1 руб. 31 коп.
Примечание. Налоговый учет платы за загрязнение

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, уменьшающим налогооблагаемые доходы, отнесены только платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Плата за вредное воздействие в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), но превышающее предельно допустимые нормативы, а также плата за сверхлимитные выбросы в целях налогообложения прибыли не учитывается (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Данную позицию Минфин России разъясняет в Письме от 03.12.2004 N 03-03-01-04/1/169.
Если выбросы (сбросы) загрязняющих веществ превышают нормативы, но находятся в пределах установленных лимитов, плата рассчитывается следующим образом. Сначала разница между лимитными и предельно допустимыми нормативами выбросов (по видам загрязнений) умножается на соответствующую ставку платы. Затем полученные показатели суммируются по всем видам загрязнений.
Пример 2. ООО "Омега" получило в Ростехнадзоре разрешение на сброс в водные источники нефтепродуктов и взвешенных веществ с предельно допустимыми нормативами сброса в квартал соответственно 0,0001 и 0,250 т. Однако фактически в III квартале 2006 г. сброс по нефтепродуктам составил 0,0041 т, а по взвешенным веществам - 0,263 т. Это находится в пределах установленных для ООО "Омега" лимитов, но превышает предельно допустимые нормативы (ПДН).

Рассчитаем размер сбросов нефтепродуктов, превышающий ПДН:

0,0041 т - 0,0001 т = 0,004 т.

Размер сбросов взвешенных веществ, превышающий ПДН:

0,263 т - 0,250 т = 0,013 т.

Допустим, что для бассейна реки, в которую ООО "Омега" сбрасывает загрязняющие вещества, установлен коэффициент 1,2.

Для расчета суммы платы за сбросы загрязняющих веществ сначала определим дифференцированные ставки для нефтепродуктов и взвешенных веществ.

Норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием дополнительного коэффициента. Он рассчитывается как "величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде этого водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ" (см. Примечание к Нормативам платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, утвержденным Постановлением N 344).

Предположим, концентрация природных взвешенных веществ в реке, в которую осуществляет сбросы ООО "Омега", составляет 11 мг/л. А допустимое увеличение содержания взвешенных веществ при их сбросе к фону реки - 1,2 мг/л.

Дополнительный коэффициент для взвешенных веществ - Квз для ООО "Омега" рассчитывается так:

Квз = 1 : (11 + 1,2).

В рассматриваемом примере Квз равен 0,08.

Кроме того, в 2006 г. в отношении платы за сбросы нефтепродуктов и взвешенных веществ действует коэффициент 1,3.

С учетом базовых нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в водные источники, установленных в Постановлении N 344, и указанных выше нормативов рассчитаем дифференцированные ставки (табл. 4).
Таблица 4. Определение дифференцированных ставок

для расчета платы за сбросы загрязняющих веществ

в водные источники


Вид
загрязняющего
вещества

Ставка платы
за сбросы
в пределах
ПДН, руб.

Ставка платы
за сбросы,
превышающие
ПДН, руб.

Учитываемые
коэффициенты

Дифференцированная
ставка за сбросы
в пределах ПДН
(гр. 2 x гр. 4)

Дифференцированная
ставка за сбросы,
превышающие ПДН
(гр. 3 x гр. 4)

1

2

3

4

5

6

Нефтепродукты

5 510

27 550

1,2 x 1,3

8 595,60

42 978,00

Взвешенные
вещества

336

1 830

1,2 x 1,3 x
0,08

45,68

228,38


Плата ООО "Омега" за сбросы загрязняющих веществ в реку в пределах нормативов рассчитывается с учетом фактических сбросов в пределах нормативов и с использованием дифференцированной ставки для сбросов в пределах норм (графа 5). Расчет производится аналогично тому, как показано в примере 1.

Чтобы рассчитать сумму платы ООО "Омега" за сбросы в реку загрязняющих веществ с превышением нормативов по итогам III квартала 2006 г., надо использовать размеры превышения нормативов сбросов (в пределах лимитов) и дифференцированные ставки за сбросы сверх нормативов (из графы 6 табл. 4). Этот расчет см. в табл. 5.
Таблица 5. Расчет платы за сбросы в реку, превышающие

установленные нормативы, но в пределах установленных

лимитов


Вид
загрязняющего
вещества

Размер
выбросов
в части
превышения
ПДН

Дифференцированная
ставка за сбросы,
превышающие ПДН
(из гр. 6 табл. 4)

Сумма платы за
сбросы, превышающие
ПДН
(гр. 2 x гр. 3),
руб.

1

2

3

4

Нефтепродукты

0,004

42 987,00

171,91

Взвешенные
вещества

0,013

228,38

2,97

Итого

174,88


Размеры выбросов, превышающих установленные нормативы (но в пределах лимитов), умножаем на соответствующую дифференцированную ставку. Полученные результаты суммируем. Таким образом, искомая величина составит 174 руб. 88 коп.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды определяется так. Сначала величина превышения фактической массы выбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами умножается на соответствующую ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов. Затем полученные показатели суммируются по видам загрязнений и умножаются на пятикратный повышающий коэффициент.
Пример 3. ООО "Гамма" получило разрешения Ростехнадзора на размещение отходов в виде мусора бытовых помещений, строительного мусора и стеклянного боя. Фактическое количество размещенных отходов в III квартале 2006 г. по всем названным позициям превысило установленные лимиты. Кроме того, в этот период у ООО "Гамма" образовались также отходы полиэтилена (в виде пленки и поврежденной полиэтиленовой тары), на размещение которых разрешения нет.

Следовательно, расчет платы ООО "Гамма" за размещение отходов сверх установленных лимитов делается по отходам полиэтилена - за все количество фактически размещенных отходов, а по остальным видам отходов - за количество их превышения над установленными лимитами. В пределах лимитов плата за размещение отходов рассчитывается аналогично расчету в примере 1 (см. табл. 3).

Нормативы платы, согласно Приложению N 1 к Постановлению N 344 зависят от класса опасности отходов. Класс опасности конкретного вида отходов определяется по его коду в каталоге, утвержденном Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786.

К нормативам платы за размещение отходов IV класса опасности (мусор бытовых помещений и строительный мусор) в 2006 г. применяется коэффициент 1,3, а к нормативам платы за размещение отходов V класса опасности (стеклянный бой и отходы полиэтилена) - коэффициент 1,08.

В регионе, где ООО "Гамма" размещает отходы, действует коэффициент 1,6.

Используя указанные выше данные, определим сумму платы, которую ООО "Гамма" обязано перечислить по итогам III квартала 2006 г. (табл. 6).
Таблица 6. Расчет платы за размещение отходов

сверх установленных лимитов


Вид отходов

Количество
отходов,
превышающих
лимит
размещения, т

Норматив платы
за размещение
в пределах
лимитов, руб.

Учитываемые
коэффициенты

Дифференцированная
ставка
(гр. 3 x гр. 4)

Сумма платы
(гр. 3 x гр. 4),
руб.

1

2

3

4

5

6

Мусор
бытовых
помещений

0,100

248,4

1,6 x 1,3

516,67

51,67

Мусор
строительный

0,600

248,4

1,6 x 1,3

516,67

310,00

Стеклянный бой
незагрязненный

0,002

8

1,6 x 1,08

13,82

0,03

Отходы
полиэтилена

0,070

8

1,6 x 1,08

13,82

0,96

Сумма













326,66

Повышающий
коэффициент
за размещение
сверх лимита

5

Итого 362,5 x 5 = 1813,30


Дифференцированная ставка рассчитывается так: соответствующий норматив платы (графа 3) умножается на учитываемые коэффициенты (графа 4). Затем количество отходов, размещенное сверх установленных лимитов по каждому виду загрязняющих веществ (графа 2), умножается на соответствующую дифференцированную ставку (графа 5). Получение суммы (графа 6) складываются и умножаются на повышающий коэффициент 5.

Таким образом, за размещение отходов сверх установленных лимитов ООО "Гамма" по итогам III квартала 2006 г. должно заплатить 1813 руб. 30 коп.
Для расчета платы помимо нормативов и лимитов негативного воздействия требуются данные о массе загрязнений, фактически поступающих в окружающую среду, и о величине фактически размещенных отходов.

26 января 1993 г. МПР России утвердило Методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. В них содержится в том числе порядок расчета платы по каждому виду загрязнения (Приложение N 1), а также порядок определения массы загрязнений, поступающих в окружающую среду.
Обратите внимание! Плата при отсутствии разрешения

Бывает, что у природопользователя нет оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс) загрязняющих веществ, размещение отходов. Тогда вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. В таких случаях плата за негативное воздействие на окружающую среду определяется как за сверхлимитное загрязнение. Основание - п. 6 Порядка.
Ответственность за неуплату и несвоевременную уплату
В связи с признанием платы фискальным сбором неналогового характера <**> практика начисления на суммы платы пеней и штрафов в соответствии с Налоговым кодексом в настоящее время признается судами незаконной <***>.

--------------------------------

<**> Определение КС РФ от 10.12.2002 N 284-О.

<***> См. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2005 N Ф04-9330/2004(7633-А70-23), ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2005 N А42-2603/04-27, ФАС Поволжского округа от 31.05.2005 N А12-32124/04-с29 и ФАС Северо-Кавказского округа от 21.11.2003 N Ф08-4571/2003-1745А.
По тем же основаниям невозможно взыскать плату с плательщиков в бесспорном порядке. На это указывает и ряд судебных постановлений. Например, Постановления ФАС Поволжского округа от 09.08.2005 N А12-610/05-с51 и ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2005 N Ф04-419/2005(14680-А70-7).

Однако это вовсе не означает, что можно безнаказанно не платить за загрязнения.

По ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду должностным лицам грозит штраф от 30 до 60 МРОТ, а юридическим лицам - от 500 до 1000 МРОТ. Рассмотрение дел о таких правонарушениях находится в компетенции Ростехнадзора.
Н.Ш.Шустрова

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

Подписано в печать

30.08.2006

Похожие:

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух iconОбразец заполнения платежного поручения по перечислению платы за...

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух iconОбразец заполнения платежного поручения по перечислению платы за...

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух iconАдминистративный регламент
Разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ,...

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух iconПорядок оформления документации, связанной с негативным воздействием...
Постановка предприятия на государственный учет, как имеющего источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: -заполнение...

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух iconТ ехнологическая схема предоставления департаментом экологической...
Курской области государственной услуги: «Выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных...

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух iconЗаявление о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Начальнику Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух iconРоссийской федерации
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов на выбросы...

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух iconАдминистративный регламент предоставления министерством природных...
«Выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух iconУтверждён приказом
Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области государственной услуги по выдаче разрешений на...

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух iconПриказ
Об утверждении Административного регламента Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа по предоставлению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск