Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая и социальная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая и социальная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/14
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД.Ф.12 ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050103 География, Биология

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Авторы программы:

- профессор, д.г.н. Денисов В.В.,

- ст. преподаватель, к.п.н. Кожевникова Т.А.

- ассистент кафедры географии и экологии Чумакова С.В.
1.2 Рецензенты:

- старший преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е.А

- доктор географических наук , профессор Павлова Л.Г
1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
цель курса - знакомство студентов с общими вопросами этой научной дисциплины, предваряющими изучение региональных кур­сов экономической и социальной географии России и стран зарубежного мира. Подготовка студентов к восприятию географического пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплек­са, сформировать целостное представление о современном мире, в окру­жении которого находится Россия, научить оценивать и прогнозировать происходящие в мире процессы, а также процессы, происходящие в его субрегионах, странах и районах.
задачами курса являются: подготовка специалиста к будущей рактической работе - преподаванию географии в старших классах.
место курса в общей системе подготовки специалиста:

Курс «Общая и социальная география» является одним из профилирующих в системе подготовки учителя географии. Курс включает 8 тем (теоретическое введение; историко-геогра-фическое введение; современная политическая карта мира; мировые при­родные ресурсы и охрана окружающей среды; география населения мира с основами демографии и этнографии; научно-техническая революция и наука; мировое хозяйство; основы экономики и технологии ведущих от­раслей хозяйства), которые охватывают как теоретические проблемы нау­ки, так и географическую конкретику, связанную с характеристикой поли­тической карты мира, мирового населения и хозяйства.

В каждой теме сначала выделен материал, предназначенный для лекционного изложения. Затем дается тематика лабораторно-семинарских занятий по теме.

Содержание курса позволяет показать историю формирования со­временной политической карты мира, населения, включая его рост, движе­ние, структуру, материальную и духовную культуру, особенности форми­рования международного географического разделения труда, отраслевую структуру хозяйства, законы его развития в эпоху НТР, выявить роль от­дельных регионов, а также способствует глубокому пониманию неразрыв­ного единства природы общества-хозяйства и роли географической науки в оптимизации отношений человека и природной среды.

Наряду с теоретическими знаниями будущий учитель должен овла­деть практическими навыками работы с картами, статистическим материа­лом, должен научиться обрабатывать первичные материалы, строить диа­граммы, графики, картосхемы, картодиаграммы, выступать с сообще­ниями, четко и кратко излагать мысли, делать выводы. Для достижения этих целей в программу курса включены практические и семинарские за­нятия.
После окончания курса студенты должны знать:

- причины изменений политической карты мира, влияния политиче­ских процессов на жизнь, деятельность людей, развития хозяйства:

- основные закономерности экономической и социальной географии мира и регионов;

- географо-экономические аспекты природопользования;

- закономерности размещения основных видов ресурсов, проблемы их истощения;

- особенности размещения населения, демографической ситуации и демографической политики, миграций и урбанизации, трудовых ре­сурсов, отдельных стран и регионов;

- влияние НТР на мировое хозяйство, размещение основных отраслей хозяйства;

- изменение пропорций между производственной и непроизводствен­ной сферой;

- различие в специализации хозяйства отдельных стран и регионов мира;

- причины возникновения глобальных проблем человечества.
Студенты должны уметь: прогнозировать:

- ресурсообеспеченность стран и регионов различными вилами ресур­сов;

- темпы роста народонаселения, тенденции изменения возрастного состава населения, темпы урбанизации;

- тенденции изменения мирового хозяйства, географии и отраслей

- изменения в территориальной структуре регионов и стран:

- последствия дальнейшего изменения природной среды.

- описывать географические объекты, явления, процессы.
В основе содержания программы положены исследования ученых:

В.П Максаковского, С.Б.Лаврова , В.В. Вольского.
При разработке программы использована программа курса «Общая экономическая и социальная география», авторы Т.А. Кожевникова и В.В. Денисов, Мурманск, Изд-во МГПУ, 2005.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО

Общая экономическая и социальная

Предмет, содержание, методология, основные теории, концеп­ции, понятийно-терминологический аппарат. Научные школы. Всемирный исторический процесс и его

периодизация, истори­ческая география. Современная политическая карта мира. Типология стран. Формы государственного строя. Политическая география и геополитика.

География мировых природных ресурсов. География населения мира с элементами геодемографии. Воздействие НТР на отраслевую и территориальную структуру хозяйства. География мирового хозяйства, его отраслевая и территориаль­ная структура, географические модели. География основных отраслей. Глобальные проблемы человечества, глобальные изменения и география. Глобальные географические прогнозы.
1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

№ п/п

Шифр и

наименование специальности

Курс

Сем

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. работа

1.

050103 География, Биология

3

5-6

230 (2 с.)

130

30

30

24

26

10

10

100

экзамен


1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


      1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

раб.

1.

1 семестр

Введение в предмет. История географических идей.

4

4

-




2

2.

Современная политическая карта мира.

12

8

4




2

3.

География мировых природных ресурсов.

10

6

4




4

4.

География населения мира.

12

8

4




2

5.

Научно-техническая революция.

4

2

2




4

6.

Мировое хозяйство.

4

2

2




6

7.

2 семестр

География отраслей мирового хозяйства.

Промышленность (общая характеристика)

6

4

2




4

8.

Топливно - энергетический комплекс

4

2

2




4

9.

Чёрная металлургия

4

2

2




6

10.

Цветная металлургия

4

2

2




6

11.

Машиностроение

4

2

2




6

12.

Химическая промышленность

4

2

2




4

13.

Лесная промышленность

2

2

-




10

14.

Лёгкая промышленность

4

2

2




10

15.

Сельское хозяйство

2

2

-




8

16.

Пищевая промышленность

4

2

2




2

17.

Рыболовство

2

2

-




10

18.

Транспорт.

2

2

-




10

19.

География непроизводственной сферы. Сфера услуг. Международный туризм

2

2

-




8

20.

Глобальные проблемы человечества.

Всего

2

2

-




2



1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение в предмет. История географических идей.
1.1. Становление и развитие экономической и социальной географии.

Зарождение идей и становление экономической и социальной географии. Основные этапы развития, ключевые авторы и работы европейских мыслителей и исследователей-основоположников общественной ветви географии в Европе в XVI – первой половине XIX в.в. (Гвиччардини, Варениус, Пети). Развитие экономико-географических представлений в России в XVIII-XIX в.в. (Кириллов, Татищев, Ломоносов, Арсеньев, Огарев и др.). Экономическая география во второй половине XIX – начале XX в., начало дифференциации, основные научные школы и направления (страноведческое, статистическое, экологическое, антропогеографическое). Развитие экономической и социальной географии в советский период (Баранский, Колосовский, Анучин и др.).
1. 2. История географических идей.
Историческая география.

Древний мир. Первобытная эпоха. Цивилизации древнего Востока. Древние цивилизации Средиземноморья. Племена и цивилизации Евразии, Африки, Америки и Австралии.

Средние века. Общие черты мирового развития. Развитие Европы, Ближнего и Среднего востока, Азии, Африки, Америки и Океании.

Новое время. Общие черты мирового развития. Развитие Европы, Азии. Географическое разделение труда и торговые связи.

Великие географические открытия. Основные причины и предпосылки Великих географических открытий. Причины заокеанской экспансии Испании. Открытие Америки. Христофор Колумб и его путешествия. Открытия Южной Америки соперниками Колумба. Открытие Бразилии португальцами. Америго Веспуччи и происхождение названия «Америка».

Васка да Гама и открытие морского пути в Индию. Путешествия вокруг Африки. Исследование Восточной Африки в 16 – 17 вв. Исследователи Конго и первое пересечение Африки.

Первое кругосветное путешествие. Ф.Магеллан. Первые последователи Магеллана.

Последствия и историческое значение Великих географических открытий. Образование первых колониальных империй. Складывание мирового рынка.

Раздел 2. Современная политическая карта мира.
Государственная территория и границы. Этапы формирования политической карты мира. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Формы правления и политико–административного деления мира.

Основные направления современных политико-географических исследований.

Формирование политической карты мира после второй мировой войны. Распад колониальной системы империализма. Образование мировой социалистической системы. Отражение на политической карте мира политического, военного и идеологического противостояния СССР, стран Варшавского Договора, СЭВ, с одной стороны, и США, стран НАТО, Европейского сообщества – с другой, в 1946 – 1991гг. Современная геополитическая ситуация важнейших стран мира – США, Японии, Германии, Китая, России и др.

Распад СССР и его последствия на политической карте мира. Раздробление политической карты в Европе и Азии в 90-х годах.

Современная политическая карта мира и международные отношения.
Раздел 3. География мировых природных ресурсов.
Взаимодействие общества и природы. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Рациональное и нерациональное природопользование.

Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Понятия о природных условиях и ресурсах, о ресурсообеспеченности. Проблемы ресурсообеспеченности стран мира. Классификация природных ресурсов.

Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов.
Социально-экономические аспекты использования минеральных ресурсов.

Земельные ресурсы; мировой земельный фонд, изменения в его структуре. Региональные различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблема деградации с-х земель, пути решения.

Водные ресурсы. Неравномерность распределения речного стока. Проблема пресной воды и пути ее решения. Мировой гидроэнергетический потенциал.

Лесные ресурсы; размещение лесных ресурсов. Обеспеченность лесными ресурсами различных регионов и стран. Деградация лесов, ее масштабы и последствия. Борьба с обезлесением.

Ресурсы Мирового океана.

Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы, его масштабы и последствия. Понятие о "грязных" производствах. Обострение экологических проблем и пути их решения. Критические экологические районы мира.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды на разных уровнях. Международные организации.
Раздел 4. География населения мира.
Народонаселение – важнейший элемент земного шара, главная производительная сила общества. Источники сведений о народонаселении, прежде всего – переписи населения. Изученность населения в современном мире. Международные организации в области народонаселения, особенно по линии ООН. Позиции географии населения в нашей стране и зарубежных странах.

Численность населения мира и его воспроизводство. Теория демографического перехода. Два типа воспроизводства мирового населения. Глобальные и международные проблемы быстрого роста населения земного шара, особенно ряда крупнейших стран. Демографическая политика, ее методы, пути и результаты в странах разных типов. Миграции населения, причины и направления. Проблемы, связанные с миграциями. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы, экономически активное население. Качество рабочей силы. Проблемы безработицы. Народонаселение и мировое развитие – перспективы на ближайшие десятилетия.

Расовый и этнический состав населения. Проблемы межнациональных отношений. Религиозный состав населения мира, родоплеменные, национальные и мировые религии. Влияние религии на экономическую и социальную жизнь страны. Этнические, национальные и государственные территории и границы; сложные вопросы и противоречия из-за несовпадения их в ряде районов земного шара. Деление народонаселения на языковые семьи и группы народов. Мировые и международные языки. Религиозные конфликты.

Расселение населения. Общая картина размещения населения земного шара, крайняя неравномерность. Неразрывная связь размещения населения и хозяйства. Большие различия расселения населения по материкам, регионам, странам, их внутренним районам. Важнейшие сдвиги в географии расселения населения мира после второй мировой войны, в том числе под влиянием НТР.

Географические формы расселения. Сельские и городские поселения как главные формы расселения населения. Расселение и окружающая среда.

Сельские поселения и сельская местность как преобладающая форма расселения населения на земном шаре. Функции сельской местности в разных странах мира.

Урбанизация как глобальный, сложнейший социально – экономический процесс современности и будущего человечества. Понятие об урбанизации; большие различия понятия "город" в разных странах. Источники роста городов и численности городского населения; показатели уровня урбанизированности в разных странах. Многообразие типов городов и городского расселения. Тенденции развития городов – от "точечных" до агломераций и мегаполисов.
Раздел 5. Научно-техническая революция. Наука.
Основные черты НТР. Воздействие НТР на отраслевую структуру и размещении хозяйства.

Взаимодействие природы и общества на современном этапе. Концепция устойчивого развития и роль географии в ее реализации. Понятие о геоэкологии как теоретической основе рационального природопользования.

География науки. Наука как объект географического исследования. Роль науки в современном обществе. Пространственное развитие мировой науки, организационная структура научных исследований, основные показатели эффективности. География науки стран и регионов мира, СССР и России. Современные формы инновационного развития и его научного обеспечения (инкубаторы, научные и технологические парки, технополисы). Декларация о науке и использовании научного знания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая и социальная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconФгбоу впо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая и социальная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 26 (сд 26) «Вербальные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая и социальная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога...
Автор – составитель программы: Т. Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая и социальная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconО. В. Терентьева Экономическая и социальная география мира
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических факультетов специальностей 020401 «География» (дисциплина...

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая и социальная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая и социальная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Особенности работы...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая и социальная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 2 Интернет технологии...
Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с понятием информационные ресурсы, общей характеристикой процессов...

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая и социальная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 Web-графика и web-дизайн...
Целями преподавания дисциплины «Web- графика и web- дизайн» являются: формирование у будущих специалистов общего представления об...

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая и социальная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины cд. В. 02. 1 Автоматизированный...
Цель курса: обучение студентов ведению бухгалтерского учета в системе 1С: Предприятие, обучение программированию в системе 1С: Предприятие,...

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая и социальная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык...
Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск