Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов


НазваниеУчебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов
страница1/10
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития России


Подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности

040200 - «Педиатрия»


Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских ВУЗов




Оренбург
2012 год



УДК 616 - 053.2 (075.8)
Скачкова М.А., д.м.н., профессор, зав.кафедрой госпитальной педиатрии, председатель ЦМК

Литяева Л.А., д.м.н., профессор кафедры эпидемиологии и инфекционных болезней

Тарасенко Н.Ф., к.м.н., доцент кафедры госпитальной педиатрии

Сударева Т.И., к.м.н., доцент кафедры госпитальной педиатрии

Ковалева О.В., к.м.н., доцент кафедры эпидемиологии и инфекционных болезней

Сударев А.М., к.м.н., доцент, зав.кафедрой детской хирургии

Тен М.Б., к.м.н., доцент кафедры фтизиатрии
Подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности 040200 – «Педиатрия». Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских ВУЗов РФ.- Оренбург, 2012- 124 с.

В учебном пособии представлены структура итогового государственного междисциплинарного экзамена, содержание всех его этапов, критерии оценок знаний на каждом из них. Дан перечень проблемных вопросов, синдромов, нозологических форм, неотложных состояний, лекарственных препаратов, рекомендованных для итогового собеседования. Пособие содержит так же справочный материал и список литературы, необходимые для подготовки к ИГА.

Рецензенты:

Горелов А.В.- д.м.н., профессор кафедры детских болезней ПМГУ им.И.М.Сеченова

Гасилина Е.С. - д.м.н., профессор, зав. кафедрой детских инфекционных болезней СамГМУ

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА.

Оглавление


Введение

4

Структура ИГА

5

Содержание II этапа

6

Критерии оценок знаний на II этапе практических знаний и умений

7

Содержание III этапа

9

Пример ситуационной задачи на ИГА

11

Критерии оценок знаний на III этапе собеседования

20

Перечень проблемных вопросов для итогового собеседования

21

Перечень практических знаний и умений

32

Перечень лекарственных препаратов

37

Перечень синдромов

43

Перечень неотложных состояний

45

Перечень нозологических форм

46

Приложения

53

Список литературы

116


Введение
Итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специальности «Педиатрия» предполагает определение уровня общеврачебной подготовки выпускника с оценкой знаний теоретической и практической подготовки, предусмотренной государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Требования стандарта включают набор определённых теоретических и практических знаний, направленных на осуществление полноценной медицинской помощи детям, в том числе знаний по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний, реабилитации больных в лечебно-профилактических учреждениях, особенностей организации медицинской помощи женщинам и детям.

Теоретическая подготовка означает знание основ гуманитарных, естественно научных, медико-биологических, медико-профилактических, общепрофессиональных и специальных клинических дисциплин, что необходимо для понимания и профессиональной оценки этиологии, патогенеза, клиники, методов диагностики и лечения основных заболеваний детского возраста, их прогноза и профилактики.

С практической точки зрения, выпускник на итоговом государственном междисциплинарном экзамене (ИГА) должен уметь провести полное клиническое обследование пациента по всем органам и системам, поставить предварительный диагноз, провести дифференциальную диагностику, определить план дополнительных методов исследования и оценить его результаты, разработать тактику ведения пациента, включающую лечение, прогноз, профилактику.

Всё это должно базироваться на глубоких деонтологических и этических позициях врача-педиатра.

Структура ИГА
Итоговый государственный междисциплинарный экзамен проводится в 3 этапа и включает следующие обязательные аттестационные испытания.

I этап - проверка уровня теоретической подготовленности (тестирование).

  1. этап - проверка уровня освоения практических умений (практический).

  2. этап - оценка умений решать конкретные профессиональные задачи (итоговое собеседование).

Первый этап предполагает тестирование по пакету междисциплинарных тестовых заданий. Форма оценки знаний - «зачёт», «не зачёт» (зачётный уровень - 70%). В случае если уровень правильных ответов будет ниже 70%, аттестуемый не допускается к следующему этапу. Проводится письменно тестами МЗ РФ в единый для всех ВУЗов день.

Второй этап - аттестация практических знаний и умений. Этот этап является самым ответственным, так как определяет подготовку выпускника к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

- профилактической;

- диагностической;

- лечебной;

- воспитательно-образовательной. (Приложение 1 «Алгоритм оценки уровня практической подготовки выпускника»).

Третий этап предполагает собеседование на основе решения общеклинической алгоритмизированной ситуационной задачи. (Приложение 2 «Алгоритм итогового собеседования»).

Содержание II этапа
Каждый испытуемый должен выполнить необходимый объём профессиональной деятельности, предусмотренный перечнем обязательных практических знаний и умений по II этапу.

Каждый выпускник получит пакет из 8 видов заданий, включающих:

1. Работу со здоровым или больным ребёнком;

2. Профилактические мероприятия по воспитанию здорового ребенка;

3. Профилактику инфекционных заболеваний у детей;

4. Оказание первой врачебной помощи при неотложных
состояниях у детей;

  1. Оформление типовой медицинской документации;

  2. Методику врачебных диагностических и/или лечебных манипуляций;

  3. Оценку результатов дополнительного обследования (лабораторного, инструментального и др.);

  4. Анализ показателей работы участкового врача.

В результате выполнения этих заданий аттес-туемый должен показать умения:

■ сбора и оценки анамнеза, физикального обследования у конкретного пациента с оценкой физического, нервно-психического развития ребёнка с постановкой диагноза и определением группы здоровья;

■оценить результаты ряда методов дополнительного обследования: биохимических, серологических и других лабораторных, инструментальных методов исследования;

■ по профилактике заболеваний у новорождённых и детей первого года жизни и врачебному контролю за состоянием их здоровья;

■ оценить состояние здоровья и развития детей и подростков, определить группы здоровья, диспансерных групп наблюдения и риска, принципы первичной и вторичной профилактики;

■ расчёта и коррекции питания здорового и больного ребёнка, назначения режима дня;

■ проводить комплекс массажа и гимнастики у детей раннего возраста;

  • по профилактике железодефицитной анемии и рахита у детей раннего возраста;

  • владеть методикой проведения закаливания у детей различных групп здоровья;

  • оценить степень тяжести адаптации детей к дошкольно-школьным учреждениям и степени готовности поступления детей в школу;

  • оценить физическое, нервно-психическое, половое развитие детей школьного возраста и подростков;

  • составления индивидуального календаря прививок и противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции;

  • оказать первую врачебную помощь при неотложных состояниях;

  • оформить медицинскую документацию и выписывать рецепты;

  • владеть методиками диагностических и лечебных манипуляций;

■ проводить анализ показателей работы участкового врача.
Критерии оценки знаний

на этапе практических умений
Результаты аттестационного испытания по проверке уровня освоения выпускниками практических умений имеют качественную оценку «зачёт» - «не зачёт» и являются допуском к следующему этапу.

В оценке уровня освоения практических знаний и умений аттестационная комиссия будет пользоваться следующими критериями:
Оценка «зачёт» выставляется:


  • если аттестуемый правильно оценил состояние ребёнка, его физическое, нервно-психическое развитие с правильной постановкой диагноза и определением группы здоровья;

  • знает врачебный контроль за состоянием здоровья новорождённых и детей раннего возраста, принципы рационального вскармливания детей на первом году жизни и старше года, по профилактике пограничных состояний;

  • знает специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний;

  • правильно оказал первую врачебную помощь при заданном неотложном состоянии у ребёнка;

  • продемонстрировал владение рядом врачебных манипуляций;

  • правильно оформил типовую медицинскую документацию, выписал рецепт;

  • правильно оценил все предложенные результаты дополнительного обследования;

  • показал умения анализировать показатели работы участкового врача.

Допустимо, если выпускник правильно выполнил все виды заданий своего пакета, но допустил не более двух из нижеследующих ошибок:

  • технические неточности при физикальном обследовании пациента;

  • погрешности при оформлении одной из форм медицинской документации, кроме формы № 112;

  • неправильную трактовку 1-2 результатов из дополнительных методов обследования;

  • неточность дозировки препарата в одном из выписанных рецептов;

  • неуверенное владение одной из врачебных манипуляций;

  • испытывал затруднения при анализе показателей работы участкового педиатра.


Оценка «не зачёт» выставляется, если аттестуемый:

  • не сумел правильно оценить выявленные при обследовании пациента данные;

  • не знает основ профилактической работы участкового педиатра, в том числе и профилактику инфекционных заболеваний у детей;

  • в неполном объёме оказал первую врачебную помощь при неотложных состояниях;

  • допустил ошибки при оформлении истории развития ребёнка (форма № 112), при выписывании рецепта, интерпретации анализов дополнительного обследования, а также при выполнении врачебных манипуляций и анализе показателей работы участкового педиатра.

При положительной оценке II этапа аттестации выпускник допускается к III этапу. Пересдача не допускается. II и III этапы проводятся раздельно согласно расписанию деканата.
Содержание III этапа
Каждая задача содержит 3 вида информации: вводную, дополнительную, заключительную.

Вводная информация о пациенте позволяет диагностировать ведущий синдром и определить круг заболеваний, при которых этот синдром развивается у детей, включая соматические, инфекционные, хирургические и другие заболевания. В связи с чем, от аттестуемого требуется знание патогенеза данного синдрома и перечень заболеваний, протекающих с этим синдромом.

Дополнительная информация о пациенте позволяет более конкретно предположить тот или иной диагноз и определить план обследования больного с выбором методов дополнительного обследования, необходимы для подтверждения или снятия предположительного диагноза. Количество вариантов заданий с дополнительной информацией по конкретному синдрому зависит от количества заболеваний, требующих проведения дифференциального диагноза.

В заключительной информации представлены результаты проведённого обследования, на основании которых будет подтверждён окончательно или отвергнут предположительный диагноз.

Решение конкретной задачи требует от выпускника знаний:

  • этиологии и патогенеза каждого заболевания;

  • современной классификации на основе международной классификации болезней МКБ - 10;

  • клинической картины заболеваний, особенностей их течений, возможных осложнений;

  • синдромологии поражения различных органов и систем;

  • методов диагностики, позволяющих поставить диагноз и провести дифференциальную диагностику;

  • обоснования тактики ведения больного, методов лечения, профилактики и определения прогноза.

Следует подчеркнуть, что лечебные мероприятия должны включать все виды воздействий: режим, диету, устранение причинных факторов, медикаментозное, хирургическое, физиотерапевтическое лечение, методы детоксикации, трансфузионное лечение, методы электроимпульсной терапии. По отношению ко всем специальным методам лечения, необходимо знание сущности принципов их проведения и показания к их назначению.
Пример ситуационной задачи на ИГА
Приводим пример одного из вариантов экзаменационного задания к III этапу междисциплинарного экзамена.

Вводная информация. На приёме в детской поликлинике мальчик 1 года 5 месяцев с жалобами на бледность кожного покрова и слизистых, вялость, ухудшение аппетита, плаксивость.

Вопросы к вводной информации:

  1. Выделите ведущий синдром, охарактеризуйте механизм развития данного синдрома.

  2. При каких соматических, инфекционных, хирургических заболеваниях данный синдром встречается.

  3. Какая дополнительная информация нужна для постановки предварительного диагноза.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов iconЭмоции и чувства
Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических...

Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов iconУчебно-методическое пособие для студентов-заочников неязыковых факультетов
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников I-II курсов неязыковых факультетов педагогических вузов. Оно составлено...

Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов icon"english sounds and intonation" для студентов I и II курсов гуманитарных...
Учебное пособие предназначено для студентов младших курсов гуманитарных факультетов

Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов iconУчебное пособие
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономико-управленческих специальностей по программе группового проектного...

Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов iconУчебное пособие по английскому языку для студентов биологических...
Пособие состоит из 8 разделов, посвященных некоторым из основных проблем биологии, 24 уроков, 10 текстов для дополнительного чтения,...

Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов iconА. В. Непомнящий Рынок ценных бумаг Учебное пособие Москва 2008
Учебное пособие предназначено для студентов вузов специальностей «Менеджмент организаций», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и«Финансы...

Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов iconУчебное пособие Для студентов вузов Кемерово 2006
Ш 37 Метрология, стандартизации и сертификация: Учебное пособие / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. –...

Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов iconУчебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов
Практикум составлен по ключевым темам курса арбитражного процесса и включает задачи, подготовленные на основе конкретных дел, взятых...

Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов iconУчебник для вузов Рекомендовано Учебно-методическим объединением...
Дудникова Э. В. — профессор кафедры детских болезней по ростовского государствен­ного медицинского университета, доктор медицинских...

Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов iconУчебное пособие для студентов и аспирантов естественнонаучных факультетов
Предлагаемое пособие содержит краткое описание основных возможностей системы matlab. Приведены примеры использования системы и задания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск