Общие положения


НазваниеОбщие положения
страница1/22
ТипСтатья
filling-form.ru > Туризм > Статья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Научно-практический комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный)
(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 22.07.2008 N 143-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ)




Глава 1. Общие положения



Статья 1. Основные принципы лесного законодательства

Концепция развития лесного хозяйства РФ на 2003-2010 гг., одобренная распоряжением Правительства РФ от 18.01.2003 г. с изм. от 28.09.2007 г. N 69-р, подчеркнула важную роль лесного сектора в экономике страны. Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами в соответствии с Концепцией является создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, т.е. соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия. Для достижения поставленных целей в Концепции выделено решение следующих задач:

- подготовка актов, необходимых для реализации Лесного кодекса РФ, включая нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты и акты субъектов РФ;

- организация управления в области лесных отношений в соответствии с Лесным кодексом РФ (передача в установленном порядке лесхозов субъектам РФ, формирование органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, организация финансирования расходов, связанных с введением в действие Лесного кодекса РФ, организация мониторинга реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передается субъектам РФ);

- организация эффективного межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ по пресечению незаконных заготовок, оборота незаконно заготовленной древесины и иных противоправных посягательств в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда и земель иных категорий;

- повышение эффективности использования лесов за счет вовлечения неосвоенных лесных массивов, развития долгосрочных арендных отношений, стимулирования привлечения инвестиций в освоение лесов и увеличения объемов использования малоценной древесины;

- обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

- повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;

- совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 г. N 860 была утверждена федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы), включающая в себя в том числе подпрограмму "Леса". Цель подпрограммы "Леса" - сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования. Для этого были поставлены следующие задачи:

- сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;

- обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;

- обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем в условиях радиационного загрязнения и других видов интенсивного антропогенного воздействия.

Как одно из приоритетных направлений для реализации указанных задач было выделено совершенствование нормативно-правовой базы и информационных систем, разработка экономических и экологических обоснований в области управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса, разработка проектов комплексной реабилитации лесных земель, нарушенных вследствие интенсивного антропогенного воздействия.

В плане ожидаемых результатов от научно-методического обоснования для законодательного, нормативно-правового, экономического и организационного регулирования лесного хозяйства и лесопользования с финансированием на 2002-2010 годы значилось совершенствование государственного регулирования в области использования и воспроизводства лесных ресурсов.

По своему значению любые принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, учения и т.д., руководящие идеи, основные правила. (См.: Словарь иностранных слов. - 14-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987. - С. 400.) Законодатель достаточно часто в кодифицированных источниках, в федеральных законах применяет использование принципов той или иной отрасли законодательства. Тесная связь основных принципов лесного законодательства прослеживается с основными принципами охраны окружающей среды, закрепленными в Федеральном законе от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". И это естественно, так как лесное законодательство и законодательство об охране окружающей среды являются смежными, а с точки зрения отрасли права они взаимосвязаны под эгидой экологического права как одни из его составных частей, а именно природоохранительного законодательства, к которому относится Федеральный закон "Об охране окружающей среды", и природоресурсного законодательства, к которому относится Лесной кодекс, с их основными принципами.

Такой принцип, как принцип сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, имеет конституционное начало. В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено конституционное положение о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Таким образом, в целях реализации положения Конституции данный принцип лесного законодательства подчеркивает ценные функции лесов, сохранением которых будет обеспечиваться право каждого на благоприятную окружающую среду. Понятно, положение Конституции должно реализовываться не только посредством применения норм Лесного кодекса, а всего комплекса правовых норм, регламентирующих использование и охрану как отдельных природных ресурсов и комплексов, так и окружающей среды в целом.

Важным, на наш взгляд, является провозглашенный принцип об устойчивом управлении лесами, сохранении биологического разнообразия лесов, повышении их потенциала. Действительно, сохранения лесов надлежащего уровня трудно добиться без устойчивого управления ими. Государственное управление, как было видно из прошлого, систематически подвержено административным реформам, что в целом непосредственно связано с экономической, политической ситуацией в стране. Однако при всех перипетиях нашего времени цели и задачи управления лесами не должны меняться кардинально.

Лес по своей природе считается восполнимым природным ресурсом, но надо учитывать, что у каждой породы существует свой возраст рубки. Например, возрасты рубок в равнинных лесах Российской Федерации для сосны составляет от 141 до 160 лет, кедра - 241-280 лет, осины - 61-70 лет. (См.: Ю.А. Бит, С.В. Вавилов. Измерения объемов круглого леса. Справочник. - СПб.: изд-во "ПРОФИКС", 2003. - С. 13.) Поэтому неслучаен акцент законодателя на учет длительности выращивания лесов при их использовании. Кроме того, в разных зонах произрастание леса происходит неодинаково. Так, к примеру, на севере лес растет очень медленно.

"Лес - экологический фактор огромного значения. С учетом экологии необходимо решать многие практические вопросы, связанные с защитным назначением лесов. Лес оказывает комплексное влияние на среду. Ограничивая действие прямой солнечной радиации, он создает особую, преимущественно благоприятную для человека среду. Влияние леса проявляется через изменение таких жизненных для человека субстанций, как воздух и вода, а также других существенных экологических факторов - почвы, фауны и других, обусловливающих экологию человека". (См.: Мелехов И.С. Лесоведение: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. - С. 208.) Ключевая роль, которую играют все виды лесов в деле поддержания экологических процессов и равновесия на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях посредством, в частности, защиты уязвимых экосистем, водосборных районов и пресноводных ресурсов, и в качестве накопителей биоразнообразия и биологических ресурсов и источников генетического материала для биотехнической продукции, а также фотосинтеза, были отмечены в Докладе Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.).

По сути принципов обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также воспроизводства лесов, улучшения их качества, повышения продуктивности лесов, обеспечения охраны и защиты лесов следует отметить, что их содержание отчасти включала в себя ст. 2 старой редакции Лесного кодекса РФ, чего нельзя сказать о других принципах комментируемой статьи.

Пунктом 2 ст. 36 Конституции РФ закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Сегодня существует обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, установленная Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 77). Поэтому принцип об использовании лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, реализует вышеуказанные положения.

Новеллой вновь принятого Лесного кодекса РФ является исключение деления лесов на группы, столь устоявшееся за не один десяток лет. Подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных свойств находит свое отражение в тексте нового Кодекса как сообразная альтернатива группам лесов.

Платность использования лесов, как принцип лесного законодательства, тесно переплетается с принципом платности природопользования, установленным Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Использование лесов - это один из видов природопользования, и их связь очевидна.

Некоторые вопросы вызывает новый принцип недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления. Как видно из его содержания, речь идет об органах государственной власти вообще, то есть как федерального, так и регионального уровней. При этом отметим, что в соответствии со ст. 4 ЛК РФ и Российская Федерация, и субъекты Российской Федерации, муниципальные образования наравне с гражданами и юридическими лицами являются участниками лесных отношений. Соответственно, от имени РФ, ее субъектов, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, полномочия которых, отражаются в статьях 81-84 настоящего Кодекса. В таком случае не совсем ясно, о каких ограничениях использования лесов указанными органами идет речь.

"Необходимость сочетания экологии и экономики должна предполагать рациональность и эффективность природопользования в интересах формирования и функционирования социального государства, так как обеспечение достойной жизни человека, благоприятные условия проживания настоящего и будущих поколений - конституционные задачи.

Рациональное использование природных ресурсов предполагает учет законов природы (которые являются объективными, не носят волевого характера, не зависят от желаний людей, даже облеченных большой властью) и потенциальных возможностей окружающей среды (которые не безграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки)". (См.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков [и др.]. - М.: ТК Велби, изд-во "Проспект", 2008. - С. 11.)
Статья 2. Лесное законодательство

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство регулирует лесные отношения. Место и роль международного права в статье не упоминается. П. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В развитие Лесного кодекса РФ Правительством РФ были приняты подзаконные нормативные правовые акты. Среди них:

- Постановление Правительства РФ от 15.03.2007 г. N 162 "Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (с изменениями и дополнениями) // РГ от 22.03.2007 г. N 58;

- Постановление Правительства РФ от 24.04.2007 г. N 246 "Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта РФ" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ от 30.04.2007 г. N 18, ст. 2235;

- Постановление Правительства РФ от 24.05.2007 г. N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ от 28.05.2007 г. N 22, ст. 2646;

- Постановление Правительства РФ от 24.05.2007 г. N 315 "О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений" // Собрание законодательства РФ от 28.05.2007 г. N 22, ст. 2647;

- Постановление Правительства РФ от 24.05.2007 г. N 318 "О государственном лесном реестре" // Собрание законодательства РФ от 28.05.2007 г. N 22, ст. 2650;

- Постановление Правительства РФ от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ от 04.06.2007 г. N 23, ст. 2793;

- Постановление Правительства РФ от 19.06.2007 г. N 385 "Об утверждении Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов" // СЗ РФ от 25.06.2007 г. N 26, ст. 3189;

- Постановление Правительства РФ от 22.06.2007 г. N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора" // РГ от 28.06.2007 г. N 136;

- Постановление Правительства РФ от 22.06.2007 г. N 395 "Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц" // РГ от 30.06.2007 г. N 139;

- Постановление Правительства РФ от 26.06.2007 г. N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" // Собрание законодательства РФ от 02.07.2007 г. N 27, ст. 3293;

- Постановление Правительства РФ от 26.06.2007 г. N 407 "О проведении государственной инвентаризации лесов" // РГ от 30.06.2007 г. N 139;

- Постановление Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" // СЗ РФ от 09.07.2007 г. N 28, ст. 3431;

- Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (с изменениями и дополнениями) с изм. от 07.06.2008 г. // СЗ РФ от 23.07.2007 г. N 30, ст. 3935;

- Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" // СЗ РФ от 09.07.2007 г. N 28, ст. 3432;

- Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 418 "Об утверждении Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" // СЗ РФ от 09.07.2007 г. N 28, ст. 3433 и другие.

В рамках п. 4 комментируемой статьи МПР РФ также приняло ряд документов, реализующих положения Лесного кодекса РФ:

- Приказ МПР РФ от 02.04.2007 г. N 74 "Об утверждении формы лесной декларации и Порядка заполнения и подачи лесной декларации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 07.05.2007 г. N 19;

- Приказ МПР РФ от 6.04.2007 г. N 77 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 25.06.2007 г. N 26;

- Приказ МПР РФ от 10.04.2007 г. N 83 "Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 02.07.2007 г. N 27;

- Приказ МПР РФ от 10.04.2007 г. N 84 "Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 11.06.2007 г. N 24;

- Приказ МПР РФ от 10.04.2007 г. N 85 "Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений" // РГ от 20.06.2007 г. N 129;

- Приказ МПР РФ от 17.04.2007 г. N 99 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28.05.2007 г. N 22;

- Приказ МПР РФ от 17.04.2007 г. N 101 "Об утверждении Особенностей охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28.05.2007 г. N 22;

- Приказ МПР РФ от 19.04.2007 г. N 106 "Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 09.07.2007 г. N 28;

- Приказ МПР РФ от 24.04.2007 г. N 109 "Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 11.06.2007 г. N 24;

- Приказ МПР РФ от 24.04.2007 г. N 108 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" // РГ от 04.07.2007 г. N 141 и другие.

Государство не обходится без реформирования административного аппарата, но правовые акты, изданные упраздняемыми, реорганизуемыми государственными органами, не должны автоматически исключаться из источников права. Если нормативный акт был издан в соответствии с требованиями законодательства, действующего в момент его принятия, официально зарегистрирован и опубликован в установленных случаях и не противоречит действующему законодательству в целом по всему тексту своего содержания, то упразднение органа, его издавшего, не влечет неприменение этого акта. Общее определение нормативного правового акта дано в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 г. N 2. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Определение нормативного правового акта содержится также в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 г. N 781-II "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации": нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Законами субъектов РФ в соответствии с настоящим Кодексом устанавливаются, например:

- порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд (ст. 30);

- порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд (ст. 33);

- порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд (ст. 35).

Органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления соответственно устанавливаются:

- для аренды лесного участка, находящегося в собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, - ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка (ст. 73);

- ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности (ст. 76).

По ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ, определяется плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (ст. 76).
Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством

Настоящий Лесной кодекс РФ, устанавливая, что лесное законодательство регулирует лесные отношения, не содержит ни определения лесных отношений, ни определения объектов лесных отношений.

Лесной кодекс РФ 1997 года содержал определение лесных отношений в статье 5 - это отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью. В Кодексе 1997 года подробно рассмотрены и отношения в области смежных с лесными отношениями.

Основы лесного законодательства Российской Федерации 1993 года также содержали определение лесных отношений, но несколько иначе. В преамбуле Основ было закреплено, что Основы регулируют отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Федерации (далее - лесные отношения) в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. В лесной фонд РФ в соответствии с Основами входили все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли.

Объем лесных отношений был определен и в Лесном кодексе РСФСР, действовавшем с 01.01.1979 года, который в преамбуле содержал следующее: государственная собственность на леса в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, составляет основу лесных отношений, то есть общественных отношений в области использования, воспроизводства и охраны лесов, и служит главной предпосылкой рационального ведения лесного хозяйства. Таким образом, Лесной кодекс РСФСР определял лесные отношения как отношения в области использования, воспроизводства и охраны лесов.

Лесные отношения как общественные отношения в области использования, воспроизводства и охраны лесов были определены в Основах лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года.

Действующая редакция Лесного кодекса РФ устанавливает только круг участников лесных отношений в статье 4, а об объектах лесных отношений и о самом понятии лесных отношений можно судить только на основании анализа текста Кодекса, данный вопрос законодатель отдал на откуп науке. Это обстоятельство весьма затруднит разрешение коллизионных вопросов в судах, рассматривающих лесные споры. Поскольку примат применения смежных отраслевых норм напрямую зависит от анализа содержания предмета правового регулирования, о каких отношениях идет речь? Есть опасения, что действовать будут методом от противного, то есть если это не предмет имущественных отношений, не предмет административных отношений, не предмет земельных отношений и всех тех, что определены в рамках нормативных положений, все оставшиеся и есть искомые лесные отношения.

Авторы Комментария к Лесному кодексу Российской Федерации под ред. С.А. Боголюбова пишут: "Исходя из смысла ст. 5-7 ЛК РФ объектами лесных отношений можно считать леса, земли лесного фонда и иных категорий, на которых расположены леса, лесные участки, и права пользования ими". (См.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков [и др.]. - М.: ТК Велби, изд-во "Проспект", 2008. - С. 20.)

О.И. Крассов отмечает: "Уяснить предмет правового регулирования ЛК можно в результате анализа содержания его правовых норм. ЛК регулирует в первую очередь отношения по поводу использования и охраны земель, на которых произрастают леса, но не лесов. Такой подход вполне оправдан с юридической точки зрения, если он применяется не в ущерб полному и детальному правовому регулированию собственно лесных отношений, объектом которых является лес как объект природы и природный ресурс. К сожалению, этого не произошло. Отношения по поводу использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов также являются предметом нового ЛК, однако они отодвинуты на задний план. ЛК регулирует широкий комплекс общественных отношений, которые никоим образом не связаны с использованием земель для нужд лесного хозяйства, для осуществления лесоэксплуатации. В этом легко убедиться, проанализировав ст. 25 ЛК... следует признать, что в понятие "лесные отношения" включаются отношения по поводу использования и охраны животного мира, недропользования, использования и охраны вод, использования земель для строительства объектов недвижимости, осуществления религиозной деятельности и некоторые иные. Все эти отношения являются предметом правового регулирования лесного законодательства". (См.: Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / О.И. Крассов. М.: Норма, 2007. - С. 30-31.)

Конечно, научных доводов считать строительство и эксплуатацию объектов, указанных в ст. 45 ЛК РФ (использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов), как вид лесопользования нет. Тем не менее использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов в соответствии со ст. 25 комментируемого Кодекса. Статья является новой для Лесного кодекса, поскольку ЛК РФ 1997 года содержал только ст. 66 о порядке проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, где в том числе содержался режим прокладки коммуникаций в лесном фонде. Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 11-ФЗ статья 66 ЛК РФ 1997 года была изложена в новой редакции, и режим статьи стал включать в себя осуществление строительства дорог, линий электропередач, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов. Земли лесного фонда предоставлялись для этих целей на период строительства, а точнее, не предоставлялись, а использовались.

Дело в том, что лесное законодательство не знало такого вида лесопользования. Другими словами, организации, осуществляющие эти работы на землях лесного фонда, согласно ЛК РФ 1997 года лесопользователями не становились. Следует отметить, что и землепользователями они также не были, так как земельное законодательство не определяло порядок предоставления земель лесного фонда в пользование гражданам и юридическим лицам, а только отсылало к лесному законодательству. Кроме того, ЛК РФ 1997 года устанавливал режим использования земель лесного фонда для указанных работ только на период строительства. Но после периода строительства наступает период эксплуатации этих линей объектов, которые из земли никто не извлекает и ресурс эксплуатации которых составляет не один десяток лет. И если это было не лесопользование, то и плату за пользование землями лесного фонда также взимать не могли, так как не могли заключить договор аренды на лесопользование или другой предусмотренный ЛК РФ 1997 года вид договора. Таким образом, предприятиям выгоднее было тянуть линейные объекты через земли лесного фонда, а не через иные категории земель. Кроме того, у всех этих объектов существовали охранные и защитные зоны, так что лесным службам в определенном метраже от указанных объектов и лесные работы проводить было нельзя. О размерах по возмещению потерь лесного хозяйства как разовой плате говорить уже не приходится. Конечно, подобная ситуация могла бы быть не столь печальна, если бы указанные линейные объекты были исключительной федеральной собственностью.

Сегодня развитие этой отрасли идет по пути коммерциализации, хотя и с монополистическим уклоном. Тем не менее запрет на оборот указанных объектов для юридических и физических лиц в законодательстве отсутствует, на что указывает и п. 2 комментируемой статьи, которая определяет круг субъектов, которым лесные участки могут быть предоставлены для строительства линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов, - это граждане и юридические лица.

Ситуацию попытался исправить Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда", но в связи с вступлением в силу нового Лесного кодекса РФ 2006 года его отменили. Указанный Закон опять изложил ст. 66 ЛК РФ 1997 г. в новой редакции и дополнил ЛК РФ 1997 г. новой статьей, где определял указанные работы как вид использования участков лесного фонда и уже говорил о процедуре предоставления для этих целей участков лесного фонда в аренду с переводом лесных земель в нелесные. Тем самым указанная проблема устранялась и бесплатное использование земель лесного фонда под линейными сооружениями уже было недопустимым. Однако напомним, что данный Закон просуществовал только полгода, а текст нового ЛК РФ 2006 г. таких нюансов не содержит. Поэтому принятие подзаконного акта, указанного в п. 3 комментируемой статьи, имеет очень важное значение для реализации Лесного кодекса РФ 2006 года. (См.: Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). - М., 2007.)

В пункте 2 комментируемой статьи устанавливается, что оборот лесных участков регулируется гражданским, земельным и лесным законодательством, причем приоритет в данном вопросе остается за настоящим Кодексом. Само понятие оборотоспособности закреплено в Гражданском кодексе РФ (ст. 129).
Статья 4. Участники лесных отношений

Круг участников лесных отношений по сравнению с ранее действовавшим Лесным кодексом РФ 1997 года не изменился, ими по-прежнему являются сама Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ). Законодатель не называет участником лесных отношений исключительно граждан РФ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Общие положения iconI. Общие положения
«Общие положения»; II «Должности руководителей»; III «Должности специалистов»; IV «Должности младшего медицинского персонала»; V...

Общие положения iconСто смк 77319717-14-2015
Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом регулировании», а объекты стандартизации и...

Общие положения iconСписок сокращений 3 Общие положения 4 Перечень изменений 4 Общие...
Код дохода, состоящий из кодов вида доходов (группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элемента), подвида доходов, кода классификации...

Общие положения iconОбщие положения общие сведения об открытом запросе предложений
С: Предприятие 8" во исполнение договора, заключенного с гуп "Мосгортрансниипроект"

Общие положения iconОбщие положения общие сведения о процедуре
Документация по предварительному квалификационному отбору на право участия в запросах предложений и заключения

Общие положения iconСтатья Общие положения Положение о порядке оказания дополнительных...
Общие положения и правовая основа предоставления платных дополнительных образовательных услуг

Общие положения iconОбщие положения общие сведения об открытом запросе предложений
Предмет договора: проектирование автоматических систем порошкового пожаротушения помещений

Общие положения icon1. Общие положения
Об утверждении Положения о порядке и условиях выплаты подъемного пособия молодым специалистам

Общие положения iconО порядке уплаты взносов и платежей и расходовании средств в снт...

Общие положения iconСтатья Общие положения Положение о порядке оказания дополнительных...
Общие положения и правовая основа предоставления платных дополнительных образовательных услуг

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск