Учебно-методическое пособие по специальности 210700 "Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте"


НазваниеУчебно-методическое пособие по специальности 210700 "Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте"
страница1/5
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5
РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»


(РГУПС)
Л.Н. Дубенко, В.Н. Ерёменко, Д.А. Чередниченко


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

ОБСЛУЖИВАНИЯ УСТРОЙСТВ

АВТОМАТИКИ, ТЕЛЕМЕХАНИКИ И СВЯЗИ

Учебно-методическое пособие

по специальности 210700

"Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте"
Утверждены

методическим советом университета


Ростов-на-Дону

2010

УДК 656.25(07) + 06
Дубенко, Л.Н.
Оценка эффективности совершенствования организационных процессов обслуживания устройств автоматики, телемеханики и связи : учебно-методическое пособие / Л.Н. Дубенко, В.Н. Еременко, Д.А. Чередниченко ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010. – 40 с. Библиогр. : 6 назв.


В учебно-методическом пособии приведена методика выполнения практических занятий по оценке эффективности совершенствования организационных процессов обслуживания устройств СЦБ и связи: построение «дерева целей», разработка планов-графиков технологического процесса, исследование трудовых процессов методами технического нормирования труда, организация изобретательской и рационализаторской деятельности.

Предназначено для студентов всех форм обучения по специальности 190402 «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте».

Одобрено к изданию кафедрой «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте».

года).

Рецензент канд. техн. наук, проф. Л.В. Пальчик (РГУПС)

© Ростовский государственный университет

путей сообщения, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Практическое занятие № 1 (2 часа). Построение «дерева целей». . . . . . .

4

Практическое занятие № 2 (4 часа). Количественная и качественная оценка работы производственной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


6

Практическое занятие № 3 (4 часа). Разработка четырёхнедельного плана-графика технологического процесса обслуживания устройств автоматики и связи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



11

Практическое занятие № 4 (2 часа). Разработка годового плана-графика технологического процесса обслуживания устройств автоматики и связи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



16

Практическое занятие № 5 (2 часа). Изучение затрат рабочего времени методом фотографии рабочего дня………………………………………...

18

Практическое занятие № 6 (2 часа). Изучение затрат рабочего времени методом хронометражных наблюдений ………………………………….

20

Практическое занятие № 7 (2 часа). Творческая активность как основа инновационной деятельности предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


23

Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

26

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

27

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность совершенствования организационных процессов обслуживания устройств автоматики, телемеханики и связи определяется улучшением натуральных показателей, характеризующих влияние рассматриваемых мероприятий на работу предприятия: повышение надёжности (безотказность, ремонтопригодность, долговечность, увеличение срока службы), производительность, скорость, удельный расход топливно-энергетических ресурсов, численный состав и структура контингента.

Решение стратегических задач развития предприятий сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи невозможно без нового представления о том, как должен работать персонал. Современные подходы для обеспечения стратегического соответствия персонала тем задачам, решать которые ему предстоит, следующие: определение технологической численности работников исходя из фактических объёмов работы с безусловным выполнением технологии производства работ; осуществление непрерывного контроля производства работ и оперативной оценки качества её выполнения; стимулирование качественного труда всех работников.

Создание конкурентоспособного производства предполагает массовое проявление созидательной энергии рационализаторов и изобретателей, заинтересованности в экономическом прогрессе. При этом особое внимание уделяется совершенствованию организации производства и труда предприятия.

Данные методические указания знакомят студентов с элементами совершенствования организационных процессов обслуживания устройств СЦБ и связи.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (2 часа)

ПОСТРОЕНИЕ «ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ»
1 Цель работы

Овладеть навыками систематизации процесса достижения целей управления:

1.1 Осуществить декомпозицию цели (по указанию преподавателя) путем построения «дерева целей».

1.2 Представить полную картину взаимосвязей необходимых условий, действий, событий, средств для достижения поставленной цели.
2 Порядок выполнения работы

Работа ведётся в три этапа: на первом бригада обсуждает и намечает основные пути достижения главной цели; на втором каждый из членов бригады прорабатывает своё направление при построении соответствующей ветви; на третьем все проработки обсуждаются бригадой, вносятся корректировки и строится общее «дерево».

Примерные главные цели: повышение надёжности работы устройств автоматики, телемеханики и связи, сокращение текучести кадров, повышение прибыльности работы дистанции.
3 Методические указания

Для проектирования системы управления применяется функционально-целевой анализ. Его основная идея – тщательно сформулировать конеч­ную цель системы и затем разложить её на подцели, функции или работы.

Одним из методов упорядочения и конкретизации целей является метод, получивший название «дерево целей», представляющее собой графическое изображение связи между целями и средствами их достижения.

Строится оно по принципу дедуктивной логики и позволяет представить полную картину взаимосвязей будущих событий или действий вплоть до получения перечня конкретных задач и информации об их относительной важности. Кроме того, «дерево» обеспечивает работу по доведению целей до непосредственных исполнителей путём построения соответствия между организационной структурой и структурой целей.

«Дерево» состоит из целей нескольких уровней, представленных в виде иерархий: генеральная цель – подцели 1-го уровня (главные це­ли) – подцели 2-го уровня и т. д.

Для достижения соответствующей цели необходимо реализовать цели более низкого уровня, являющиеся средством по отношению к рассматриваемой цели.

Для декомпозиции (расчленения главной цели на более мелкие) необходимо чётко представлять, от чего зависит её достижение. Следует знать также основные правила декомпозиции при функционально-целевом анализе:

- разложение сложной цели на составляющие её подцели и условия;

- разложение целей по этапам управленческого цикла;

- разложение целей по этапам экономического цикла;

- разложение целей по уровням субъектов управления.

Разложение целей осуществляют до тех пор, пока целями последнего уровня не окажутся работы, соответствующие следующим двум признакам:

1) каждую из них можно поручить одному структурному подразделению;

2) степень выполнения каждой работы или её количество можно измерить каким-либо показателем (критерием).

На этом построение «дерева целей» заканчивается. Составлять его рекомендуется экспертными методами, например «мозговым штурмом», когда к работе привлекается коллектив экспертов, имеющих разносторонний опыт и знания.
4 Контрольные вопросы

1 Главная цель коллектива предприятия.

2 Сущность функционально-целевого анализа.

3 Правила декомпозиции при функционально-целевом анализе.

4 Принцип построения «дерева целей».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (4 часа)

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

РАБОТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
1 Цель работы

Овладеть навыками определения объёма и качества работы:

1.1 Определить объём работы производственной системы в технических единицах (по заданию преподавателя).

1.2 Определить качество работы производственной системы (по заданию преподавателя).

1.3 Оценить эффективность повышения качества работы производственной системы.
2 Пример задания по технической оснащённости и результатам работы производственной системы

2.1 Пример задания по технической оснащённости и результатам работы дистанции сигнализации, централизации и блокировки.

Дистанция обслуживает двухпутный участок протяжённостью 100 км, оборудованный четырехзначной автоблокировкой (ЧАБ) с частотными рельсовыми цепями (ЧРЦ) и с автоматической локомотивной сигнализацией (АЛСЕН). Размеры движения на участке – 120 пар поездов в сутки. Грузонапряженность участка – 20 млн ткм на 1 км пути. На станциях участка 100 простых стрелок электрической централизации (ЭЦ).

За отчётный период допущены отказы в работе устройств:

- отказ устройств ЧАБ – с задержкой поезда сверх времени, установленного графиком движения поездов, на 45 мин (фактическое время восстановления отказа 1,5 ч);

- неисправность устройств электрической централизации (ЭЦ) в одном районе станции, но без задержки поездов сверх времени, установленного графиком движения (фактическое время восстановления отказа 2,0 ч).

2.2 Пример задания по технической оснащённости и результатам работы участка связи.

Участок связи обслуживает двухпутное направление железнодорожной линии протяжённостью 100 км с размерами движения 120 пар поездов в сутки, 9 промежуточных и 2 участковые станции.

Участок связи обслуживает следующие устройства:

- 120 радиостанций поездной радиосвязи, в том числе 80 % на локомотивах, приписанных к депо, обслуживаемому данным участком связи, и 20 % – на локомотивах, приписанных к депо, обслуживаемому другими участками связи;

- 10 стационарных радиостанций поездной радиосвязи;

- 10 распорядительных станций поездной радиосвязи;

- 2 локомотивные и 2 стационарные радиостанции станционной радиосвязи;

- 8 носимых радиостанций;

- 2 усилителя мощностью 600 Вт и 9 мощностью 100 Вт;

- 11 громкоговорителей;

- автоматическую телефонную станцию координатной системы ёмкостью 400 номеров;

- автоматическую телефонную станцию квазиэлектронной системы ёмкостью 1000 номеров;

- 1400 телефонных аппаратов;

- 12 электромеханических телеграфных аппаратов;

- 100 км магистральных кабельных линий связи и 140 км местных линий связи.

За отчётный период допущены отказы в работе устройств:

- неисправности линейных устройств связи, вызвавших перерыв действия всех видов связи на участке железной дороги, – 1 случай (фактическое время ликвидации отказа – 2,5 ч);

- неисправности станционных устройств связи, вызвавшие перерыв действия межстанционной поездной радиосвязи:

 сопровождаемые задержкой поездов, но не сверх установленного графиком движения времени – 1 случай (фактическое время ликвидации отказа – 0,25 ч);

 не сопровождаемые задержками поездов – 2 случая (фактическое время ликвидации отказов – 1 ч и 0,5 ч);

- неисправности станционных устройств связи, вызвавшие перерыв действия каналов телефонной связи:

 сопровождаемые задержкой поездов, но не сверх установленного графиком движения времени – 1 случай (фактическое время ликвидации отказа – 0,3 ч);

 не сопровождаемые задержками поездов – 1 случай (фактическое время ликвидации отказа – 0,7 ч).

Один случай нарушения правил технической эксплуатации (ПТЭ), зафиксированный по результатам ревизии участка связи.
3 Методические указания

3.1 Объём работы дистанции СЦБ и участка связи. Объём работы определяется в технических единицах (т. е.).

Одна техническая единица соответствует объёму работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств автоматики, телемеханики и связи, выполняемому одним работником в течение месяца.

Объём работы , т. е., рассчитывается по формуле:

,

где – количество технических единиц на измеритель (приложение 1);

– измеритель по рассматриваемому виду устройств (приложение 1);

– техническая оснащенность рассматриваемым видом устройств в единицах измерения измерителя;

– произведение поправочных коэффициентов на условия эксплуатации устройств (приложение 1).

3.2 Показатель качества работы дистанции. Удельный показатель качества () определяет балльную оценку качества технического обслуживания (ТО) на каждые 100 т. е. обслуживаемых устройств.

Показатель качества ТО устройств СЦБ и связи рассчитывается по формуле:



где – сумма баллов, начисленных за отказы устройств;

– оценка технических единиц по устройствам СЦБ или связи.

Величина характеризует работу по важнейшим показателям обеспечения безопасности и не зависит от оснащённости дистанции.

Все отказы подразделяются на группы. Пример отказов, отнесённых к разным группам, приведён в приложении 2. Нарушение безопасности движения и опасные отказы, которые произошли по вине работников других служб или в результате стихийных бедствий, при оценке не рассматриваются. В приложении 2 указана балльная оценка () каждого отказа и среднесетевое предельное время восстановления .

В случае, когда фактическое время восстановления () превышает среднесетевое, за каждый последующий период времени, равный дополнительно начисляется 50 % баллов от величины . Если фактическое время меньше среднесетевого, то количество баллов за отказ снижается. В общем случае количество баллов за отказ с учетом составляет:



где – среднесетевое время устранения отказа;

– фактическая длительность отказа, ч.

Фактическая длительность отказа считается с момента нарушения работоспособности устройства до момента её восстановления путём устранения отказа или включения резерва.

В зависимости от оценки для окончательной оценки деятельности дистанции или участка связи введены указанные в таблице 1 следующие четыре интервальные оценки и категории качества.

Таблица 1

Категории качества

Значение показателя качества,

баллы

Категория качества

0–10

Отлично

от 10,1 до Бпл (до 40 баллов)

Хорошо

от Бпл до 80

Удовлетворительно

более 80

Неудовлетворительно


Поскольку показатель даёт наиболее полную оценку технического содержания устройств, он является фондообразующим, т. е. связан с материальным стимулированием.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методическое пособие по специальности 210700 \"Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте\" iconУчебно-методическое пособие по обучению профессионально-ориентированному чтению
Учебно-методическое пособие по обучению профессионально-ориентированному чтению студентов специальности «Автоматика, телемеханика...

Учебно-методическое пособие по специальности 210700 \"Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте\" iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Системы обеспечения движения поездов (специализация "№2 Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте")

Учебно-методическое пособие по специальности 210700 \"Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте\" iconОрганизация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...

Учебно-методическое пособие по специальности 210700 \"Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте\" iconСтандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте
Разработана Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (рс фжт), Московским государственным университетом путей...

Учебно-методическое пособие по специальности 210700 \"Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте\" iconУчебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов II курса заочной формы обучения специальности 110401. 65 Зоотехния. Включает...

Учебно-методическое пособие по специальности 210700 \"Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте\" iconУчебно-методическое пособие для студентов пм. 04.(07.) «Выполнение...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по...

Учебно-методическое пособие по специальности 210700 \"Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте\" iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», и содержит материалы по всем...

Учебно-методическое пособие по специальности 210700 \"Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте\" iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и отработки мануальных навыков сестринской практики в условиях...

Учебно-методическое пособие по специальности 210700 \"Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте\" iconДоговорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности 230500 «Социально-культурный...

Учебно-методическое пособие по специальности 210700 \"Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте\" iconПриказ об утверждении Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте
Утвердить прилагаемые Правила переадресовки грузов на железнодорожном транспорте

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск