И. И. Молчанова-Сибирского Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая Нормативно-методические материалы для держателей книжных памятников Иркутской области Иркутск 2013


НазваниеИ. И. Молчанова-Сибирского Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая Нормативно-методические материалы для держателей книжных памятников Иркутской области Иркутск 2013
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6


Министерство культуры и архивов Иркутской области

Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского

Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая
Нормативно-методические материалы для держателей

книжных памятников Иркутской области

Иркутск

2013

УДК 09 (571.53)

ББК 76.11 (2Рос-4Ирк) к1

К 53

Составители: С. В. Ильина, Н. Н. Суханова, А. Н. Чикишева
Книжные памятники Иркутской области: сохранять

изучая / сост. С. В. Ильина, Н. Н. Суханова, А. Н. Чикишева. –

Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки

им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2013. – 72 с.

© Иркутская областная государственная

универсальная научная библиотека

им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2013

Введение
Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации в области развития библиотечного дела является сохранение объектов историко-культурного наследия, неотъемлемой частью которых являются книжные памятники – рукописные книги или печатные издания, обладающие выдающейся духовной и материальной ценностью.

Именно поэтому в рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов РФ (принятой в 2000 г.) были разработаны особые критерии их учета, хранения и использования. Создание подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации» позволило реализовать ее на региональном уровне, были открыты методические и координа-ционные центры сохранения библиотечных фондов.

Региональный центр по работе с книжными памятниками Иркутской области создан на базе отдела историко-культурного наследия (ОИКН) Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского (ИОГУНБ). Фонд отдела составляет более 13 тысяч книг, изданных в XVII–XXI вв., в том числе обладающих признаками книжных памятников федерального уровня.

Региональный центр по работе с книжными памятниками Иркутской области осуществляет методическую, статистическую и координа-ционную работу с фондодержателями1 по учету, сохранности и научному изучению книжных памятников. В числе наиболее крупных фондодержателей нашего региона стоит отметить Государственный архив Иркутской области, Иркутский областной краеведческий музей, Научную библиотеку Иркутского государственного университета.

Реализуется проект по созданию Свода книжных памятников Иркутской области, состоящего из двух реестров – «Единичные книжные памятники» и «Книжные памятники-коллекции». На протяжении нескольких лет совместно с нашими коллегами нами проводятся выездные семинары, консультации, научно-практические семинары и выставки. Деятельность регионального центра освещается в средствах массовой информации, в научных изданиях, на сайте «Книжные памятники Иркутской области».

Представленное методическое пособие подготовлено к ежегодному научно-практическому семинару «Книжные памятники: проблемы изучения и сохранности». Материалы пособия подобраны с учетом потребностей специалистов Иркутской области, работающих с редкими и ценными изданиями. В методическом пособии выделено два раздела: первый посвящен итогам и основным направлениям деятельности библиотек Российской Федерации по сохранению фондов (по материалам Российской государственной библиотеки), второй содержит фрагменты нормативно-правовых документов в их действующей редакции, регулирующие работу с книжными памятниками. В состав методического пособия вошли также справочные материалы – требования к описанию фондов книжных памятников и книжных памятников-коллекций, таблица определения форматов старопечатных книг и терминологический словарь.

Предполагается, что издание методических пособий станет постоянным дополнением к ежегодным семинарам регионального центра.

РАЗДЕЛ I
Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации

на 2011–2020 гг.2

Одобрены решением коллегии Министерства культуры России

(от 29 ноября 2011 г. № 16)
Итоги реализации национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации (2001–2010 гг.)
Сохранение библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны стало одним из приоритетов государственной политики в области развития библиотечного дела.

Начиная это направление в начале 1990-х гг., Управление библиотек Министерства культуры Российской Федерации считало необходимым видеть в библиотечных фондах не только часть культурного наследия, но и важную, уникальную часть информационного ресурса страны, к которому должен обеспечиваться постоянный доступ.

Основная задача библиотек – предоставление обществу накопленных ценных информационных ресурсов. При этом непременным условием их доступности является соответствующая степень сохранности документов, позволяющая полноценно использовать их сегодня и при этом сохранить для будущих поколений.

Документы, хранящиеся в библиотеках, выполнены, в основном, на бумаге и неуклонно разрушаются с течением времени. Новые носители информации – микрофильмы, микрофиши, магнитные и оптические диски также подвержены разрушению и их появление рождает новую специфическую проблему обеспечения их сохранности. Задача сохранения библиотечных фондов становится все более актуальной и сложной по мере их роста, старения и массового использования.

В российских библиотеках проблема сохранности фондов и в советский период была достаточно острой, но в 1990-е гг., в связи с отсутствием стабильного и полного бюджетного финансирования, условия и возможности сохранения библиотечных фондов, как и всего культурного наследия России, резко ухудшились.

С 1994 г. Минкультуры России начало осуществлять мониторинг состояния сохранности библиотечных фондов.

Подробный анализ материалов проверки организации учета и режима хранения фондов федеральных библиотек, а также результатов анкетирования региональных библиотек показал, что ситуация с обеспечением сохранности фондов резко ухудшилась, а в ряде библиотек стала критической.

В создавшихся условиях стала очевидной необходимость формирования новой государственной политики в области сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны.

Единственным оптимальным решением этой задачи являлась организация целенаправленной системной деятельности по сохранению библиотечных фондов, которая обеспечит модернизацию сферы сохранения документов, создание нового профессионального сообщества, развитие и внедрение новых технологий, оптимизацию расходов на сохранение документов в условиях острого финансового дефицита.

В сложившейся ситуации решение этой проблемы требовало гибкого подхода к выбору наиболее эффективных и экономичных средств, четкой постановки задач, осознанного отбора приоритетов. В условиях нехватки финансовых средств огромное значение имели организационные решения, кооперация и координация деятельности по сохранению библиотечных фондов.

Перед нашими специалистами стояла непростая задача – выработать стратегию обеспечения сохранности документов в условиях социально-экономического кризиса и минимального финансирования.

В результате большой и серьезной работы, проведенной Управлением библиотек Министерства культуры и ведущими библиотеками страны (Российской государственной (РГБ), Российской национальной (РНБ), Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ), Государственной публичной исторической (ГПИБ)) был разработан пакет документов, определяющих стратегию действий по сохранению библиотечных фондов на ближайшее будущее, формулирующих принципы государственной политики в этой области.

Коллегия Министерства культуры Российской Федерации в 1998 г. рассмотрела и одобрила подготовленные документы, утвердила концепцию Национальной программы сохранения библиотечных фондов.

К 2000 г. специалистами в области библиотечного дела была разработана, а затем утверждена приказом Министра культуры № 540 от 13 сентября 2000 г. Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, которая сформулировала государственную политику в области сохранения библиотечных фондов. В ней впервые были обозначены стратегические цели и задачи организации системной деятельности по сохранению библиотечных фондов в масштабе страны, которая значительно эффективнее и экономичнее, чем разовые мероприятия, решает обозначенную проблему.

Важнейшим направлениям библиотечной деятельности, от которых непосредственно зависит сохранность документов, соответствовали 7 основных подпрограмм, составляющих Национальную программу:

1. Консервация библиотечных фондов.

2. Создание страхового фонда документов библиотек.

3. Книжные памятники Российской Федерации.

4. Безопасность библиотечных фондов.

5. Сохранение библиотечных фондов в процессе использования.

6. Учет библиотечных фондов.

7. Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов.

Национальная программа (2001–2010 гг.) была реализована в рамках федеральной целевой программы «Культура России» 2001–2005 гг. и 2006–2011 гг. Постоянное финансирование из федерального бюджета позволило не только модернизировать и развернуть работу по сохранению документов в российских библиотеках, но и направить ее в нужное русло, на решение задач государственного уровня.

За 10 лет реализации Программы через ФЦП «Культура России» были поддержаны проекты по организации системной деятельности по сохранению библиотечных фондов более чем в 50 субъектах Российской Федерации.

Утверждение Программы и стабильное финансирование сферы сохранения библиотечных фондов из федерального бюджета в рамках ФЦП обратили внимание региональных органов власти на необходимость поддержки и разработки этого направления, дали необходимый импульс к увеличению финансирования этой важнейшей сферы библиотечной деятельности из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В реализации Программы, помимо федеральных и региональных библиотек системы Минкультуры России, принимали участие библиотеки госуниверситетов и учреждения Российской академии наук, а также отдельные музеи и архивы. В качестве механизма реализации Программы была создана и получила развитие управленческая инфраструктура сферы сохранения библиотечных фондов в виде трехуровневой системы методических и координационных центров:

1. На федеральном уровне на базе крупнейших федеральных библиотек – РГБ, РНБ, ВГБИЛ, ГПИБ, и организаций – АПРИКТ (Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма), Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», была сформирована система научно-методических координационных центров федерального значения, которые обеспечивают реализацию каждого из направлений Программы на федеральном и региональном уровнях.

2. На уровне субъектов Российской Федерации на базе центральных библиотек начала создаваться и уже успешно работает в целом ряде регионов система региональных и межрегиональных центров. На региональные центры возлагаются задачи реализации государственной политики по сохранению библиотечных фондов России, организации и координации деятельности по обеспечению сохранности фондов не только в своей библиотеке, но и во всех книгохранилищах региона вне зависимости от ведомственной принадлежности.

3. Начали создаваться центры сохранения библиотечных фондов третьего уровня системы – в Иркутской области и Алтайском крае под руководством региональных центров создаются муниципальные центры сохранения библиотечных фондов.

Создание системы координационных центров позволяет, не создавая дорогостоящих служб сохранения фондов, решать проблемы материально-технического и кадрового обеспечения сферы сохранения библиотечных фондов в российских библиотеках в возможно короткие сроки и с наименьшими затратами.

За годы реализации Национальной программы ситуация с обеспечением сохранности библиотечных фондов во многих регионах России качественно изменилась. В половине регионов были созданы необходимые условия для развития деятельности в сфере обеспечения сохранности библиотечных фондов.

Подготовлены новые профессиональные кадры в области консервации документов, повышается квалификация имеющихся специалистов. Достаточно сказать, что в 2000 г. только в 7 обще-доступных библиотеках имелись полноценные службы консервации документов: 3 – в федеральных библиотеках, 4 – в регионах, а в настоящее время более чем в 40 субъектах Российской Федерации работают специалисты-консерваторы или специально обученные библиотекари и ведется работа по созданию и развитию центров и служб консервации библиотечных фондов.

В 20 субъектах Российской Федерации уже созданы и успешно функционируют региональные и межрегиональные центры и службы сохранения библиотечных фондов, которые работают со всеми фондохранилищами своего региона вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Они имеют соответствующие профессиональные кадры и оснащены современным оборудованием. Необходимо отметить, что большая их часть начала работу в процессе реализации Программы с «нуля».

Еще в 10 центральных региональных библиотеках начали реализовываться проекты создания подразделений и служб обеспечения сохранности фондов, которые в перспективе вырастут в региональные центры.

В 2000 г. в подавляющем большинстве региональных библиотек в хранилищах не было даже термометров и гигрометров и, соответственно, не осуществлялся контроль режима хранения фондов на самом элементарном уровне. В настоящее время региональные центры оснащены новейшими контрольно-измерительными приборами и современным консервационным оборудованием, что позволило вывести работы по обеспечению сохранности фондов на совершенно новый уровень.

Организован мониторинг состояния сохранности библиотечных фондов: выполнено обследование состояния хранилищ и сохранности фондов 107 библиотек, архивов и музеев в 64 регионах России, в том числе более 77 % всех центральных библиотек субъектов Российской Федерации.

Библиотеки получили профессиональный анализ состояния своих документов и хранилищ, а также рекомендации по практической консервационной деятельности именно в данных библиотеках и в конкретных условиях.

Разработаны новые технологии и методики исследования состояния документов. Методика экспертизы и паспортизации библиотечных фондов на основе электронных баз данных – «Редкая книга» (2001 г.), «Манускрипт» (2002 г.), «Фотография» (2003 г.), «Открытка» (2010 г.), успешно внедряются и уже используются во многих региональных библиотеках.

Разработаны и вводятся новые технологии массовой консервации, в том числе фазовая консервация, нейтрализация кислотности бумаги документов. Модернизация материально-технической базы ФЦКБФ РНБ позволила начать широкое использование этих технологий в работе с регионами: изготовлять контейнеры из бескислотного картона и инкапсулировать в полимерную пленку листовые документы для фазового хранения документов региональных библиотек, проводить массовую нейтрализацию кислотности бумаги документов из фондов федеральных и региональных библиотек (более 28 тонн за 5 лет), а также использовать механизированные методы реставрации.

Применение технологий и методов массовой консервации позволяет многократно увеличивать объемы документов, спасенных от разрушения. Одновременно обеспечивается высокопрофессиональная ручная реставрация ценнейших документов, хранящихся не только в федеральных, но и в региональных библиотеках.

Разработаны нормативные документы – два межгосударственных и один национальный стандарт: «Консервация документов. Общие требования», «Консервация документов. Термины и определения», «Консервация документов на компакт-дисках».

Подготовлена научно-методическая база организации системной деятельности по консервации документов в библиотеках страны, выпущены в свет более 10 научно-методических и учебных пособий.

До 2001 г. работа по описанию и учету особо ценных документов велась только в федеральных и единичных региональных учреждениях. Не было достоверной информации о наличии, количестве и состоянии ценнейшей части библиотечных фондов, представляющей собой значимую составляющую культурного достояния России.

За период реализации Программы удалось заложить нормативно-правовую и научно-методическую основу для выявления, идентификации и библиографического учета книжных памятников, провести значительную работу по созданию системы государственного учета наиболее ценной части Национального библиотечного фонда.

3 июня 2009 г. был принят Федеральный закон № 119 «О внесении изменений в Федеральный закон “О библиотечном деле”», который ввел книжные памятники в зону правового регулирования на федеральном уровне, закрепил за ними статус объектов, охраняемых государством, и позволил подготовить подзаконные акты, утвердившие критерии отнесения к книжным памятникам и заложившие основу двухуровневой системы государственной регистрации, включающей Реестр книжных памятников как основную учетно-регистрационную форму и Общероссийский свод книжных памятников (далее – Свод) в виде информационной основы для осуществления государственной регистрации.

Развитие федерального законодательства стимулировало нормотворческую деятельность на региональном уровне: нормы, регламентирующие деятельность в сфере книжных памятников, были внесены в законодательство более 40 субъектов Российской Федерации.

C целью выявления фондодержателей книжных памятников и сбора информации для Свода было проведено специальное анкетирование федеральных, республиканских, краевых и областных библиотек, центральных библиотек различных ведомств, крупнейших музеев, архивов, учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, в ходе которого было выявлено 481 учреждение (190 библиотек, 118 музеев, 67 архивов, 28 научных учреждений, 78 учебных заведений) из 77 регионов России, в фондах которых хранятся документы и книжные коллекции, обладающие признаками книжных памятников. К книжным памятникам можно отнести около 5 млн рукописных и печатных книг. С учетом данных о фондодержателях осуществлялась работа по сбору информации о книжных памятниках-коллекциях и единичных книжных памятниках. К началу 2010 г. были собраны описания 519 книжных коллекций и 120 000 изданий и экземпляров, относящихся к категории книжных памятников.

Для формирования Свода как информационной основы для государственной регистрации в 2010–2011 гг. было разработано специальное программное обеспечение, позволяющее унифицировать учет книжных памятников разных времен и культур, и позволяющее создавать в режиме удаленного доступа машиночитаемые записи с возможностью идентификации учтенных объектов по 30 различным признакам. Начиная с 2010 г., в обновленную версию Свода было включено уже более 25 000 записей на издания, все экземпляры которых обладают признаками книжных памятников, более 5 000 записей на отдельные документы и 200 записей на книжные коллекции, готовые для регистрации в Реестре книжных памятников. В наполнении Свода принимали участие крупнейшие библиотеки и музеи, а также центральные библиотеки субъектов Российской Федерации.

Для привлечения всех учреждений-фондодержателей книжных памятников к участию в программе и координации их деятельности началось создание сети региональных центров по работе с книжными памятниками на базе центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Основными задачами региональных центров являются организация работы по выявлению, описанию, учету особо ценных документов и коллекций, хранящихся в регионах, подготовка сведений о них для включения в Свод и Реестр книжных памятников, а также формирование региональных сводов книжных памятников, создание специальных веб-сайтов. С 2006 г. к этой работе подключилось уже более 30 регионов России.

Начиная с 2001 г. в рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов создается Российский страховой фонд документов библиотек (РСФДБ). Как страховой фонд библиотечных документов, являющихся национальным научным, культурным и историческим наследием, РСФДБ является частью Единого российского страхового фонда документации (ЕРСФД) (в соответствии с «Положением о едином российском страховом фонде документации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.1995 № 1253-68).

РСФДБ представляет собой совокупность находящихся в государственной собственности страховых и пользовательских копий документов библиотек, заключающих в себе сумму знаний, необходимых для обеспечения поступательного движения цивилизации при полной или частичной утрате фондов библиотек. В настоящее время в этой работе принимают участие 40 регионов. За 10 лет работы изготовлено и отправлено на хранение в специальную федеральную техническую лабораторию около 6 млн кадров. Российский регистр страховых микроформ (РРСМ) содержит 5 000 учетных записей.

Сохранение библиотечных фондов Российской Федерации напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности сотрудников библиотек, в обязанности которых входит решение задач сохранения библиотечных фондов.

За 10 лет реализации Программы около тысячи специалистов из федеральных и центральных библиотек субъектов Российской Федерации прошли специальное обучение как в системе дополнительного профессионального обучения (АПРИКТ), так и оперативного повышения квалификации на базе крупнейших федеральных центров. Это позволило в значительной мере сформировать новую профессиональную среду и новую идеологию сохранения библиотечных фондов.

Реализуется новый образовательный проект в формате двухгодичной профессиональной переподготовки «Менеджмент сохранения библиотечных фондов», целью которого является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями системного управления в данной области деятельности, а также знаниями по всем функциональным направлениям обеспечения сохранности библиотечных фондов. Программа «Менеджмент сохранения библиотечных фондов» получила государственную аккредитацию.

В ее рамках обучение прошли более 50 специалистов из 7 федеральных библиотек и 27 субъектов Российской Федерации.

Сформирована система оперативного повышения квалификации библиотечных кадров. Двухнедельные образовательные семинары, краткосрочные обучающие семинары, мастер-классы, практикумы, семинары-совещания, стажировки по приоритетным направлениям сохранения библиотечных фондов: консервации документов; внедрению государственных стандартов в этой области деятельности; превентивным мерам, обеспечивающим сохранность документов в процессах использования; электронной паспортизации документов; комплексной работе с книжными памятниками, их идентификации, библиографическому описанию и созданию реестра; формированию страхового фонда российских библиотек; ликвидации последствий аварийных ситуаций в библиотеке. Эти мероприятия периодически организуют: ФЦКБФ РНБ, НИЦКРД И НИО редкой книги (Музей книги), РГБ, ВГБИЛ, ГПИБ, ООО «Центр по безопасности культурных ценностей», региональные центры консервации документов (например, Научная библиотека Томского государственного университета, Донская государственная публичная библиотека и др.)

Таким образом, за прошедшее десятилетие удалось сделать многое и задачи, поставленные Национальной программой, в основном решены:

  • Впервые в России спланированная деятельность по обеспечению сохранности библиотечных фондов получила комплексное государственное финансирование по всем выделенным приоритетным направлениям и реализуется на практике. Началась и успешно развивается системная деятельность по большинству направлений Национальной программы более чем в половине регионов России.

  • Улучшилось отношение к проблемам сохранения библиотечных фондов в библиотечном сообществе, а в ряде регионов – и органов власти.

  • Подготовлены квалифицированные кадры в области сохранения библиотечных фондов. Создается структурированное профессиональное сообщество специалистов по сохранению библиотечных фондов.

  • Качественно изменилась ситуация с обеспечением сохранности библиотечных фондов более чем в половине регионов страны, в которых созданы условия для развития профессиональной деятельности по сохранению библиотечных фондов.

  • Создается нормативная и научно-методическая база деятельности в сфере сохранения библиотечных фондов.

  • Внедряются новые методики и технологии обеспечения сохранности документов.

  • Модернизируется материально-техническая база сохранения библиотечных фондов.

Программа была с энтузиазмом принята в регионах России и многие центральные библиотеки субъектов Российской Федерации успешно реализуют ее в своих регионах.

В результате десятилетней работы нашли подтверждение основные принципы, заложенные в Программе, выбранные стратегия, приоритеты и направления деятельности, которые необходимо продолжать и развивать на следующем этапе:

1. Системность организации деятельности по сохранению фондов;

2. Комплексный подход в решении проблем сохранения библиотечных фондов;

3. Целевое финансирование реализации программы из бюджетов федерального и регионального уровней;

4. Ориентация на новые методы и технологии сохранения фондов;

5. Развитие организационной инфраструктуры сферы сохранения библиотечных фондов.

Цель и задачи развития системной деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011–2020 гг.
Для дальнейшего решения задачи сохранения библиотечных фондов необходимо развитие системной деятельности по сохранению библиотечных фондов Российской Федерации и целенаправленное финансирование всех ее направлений.

Основой деятельности в следующем десятилетии должны стать достижения первого этапа, не потерявшие своей актуальности, но пересмотренные в свете научных, социально-экономических и правовых изменений последних лет.

Новые законодательные нормы 2009–2010 гг. заложили правовую основу для дифференцированного подхода к сохранению библиотечного фонда, направленного на максимально рациональное и эффективное использование финансовых средств. Впервые на законодательном уровне определены понятия «библиотечный фонд», «национальный библиотечный фонд», «книжные памятники». Они позволяют выделять библиотечные фонды, имеющие разные категории ценности. С 2011 г. в бюджетах государственных библиотек предусматривается дифференциация библиотечного фонда на «особо ценное движимое имущество» и «иное движимое имущество».

Исходя из данных представлений, предстоит продолжить деятельность по сохранению библиотечных фондов на основе актуализированной концепции, базирующейся на выделении разных категорий фондов и документов, на применении к ним различных способов сохранения: от самых простейших и недорогих до обоснованно дорогостоящих. Особое отношение потребуется к книжным памятникам, которые необходимо сохранить в первозданном виде как особо ценную часть культурного достояния народов Российской Федерации. Другую часть национального библиотечного фонда – обязательный экземпляр – важно сохранить как информационный ресурс для передачи потомкам знаний, накопленных человечеством. Документы, не входящие в состав национального библиотечного фонда, образуют оперативные фонды, предназначенные для удовлетворения текущих информационных потребностей науки, образования, производства, досуга. Сохранность этих фондов рассматривается в подчинении проблемам использования и может ограничиваться наиболее дешевыми способами консервации и безопасности, достаточными для временного хранения документов.

Настоящий документ представляет основные направления организации системной деятельности библиотек и других организаций по сохранению библиотечных фондов России на 2011–2020 гг. Он является основой «Общероссийской программы сохранения библиотечных фондов. Второй этап: 2011–2020», которая была обсуждена в ряде центральных региональных библиотек и одобрена в мае 2011 г. в г. Тюмени на Всероссийском Библиотечном Конгрессе – Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации «Российское библиотечное сообщество: цели и перспективы».

Цель – обеспечение сохранности библиотечных фондов Российской Федерации как части культурного наследия и информационного ресурса России и мира.
Основные задачи:

  • Развитие системной деятельности по сохранению библиотечных фондов России.

  • Совершенствование нормативной базы и методического обеспечения всех направлений библиотечной деятельности, связанных с сохранением библиотечных фондов.

  • Создание и развитие системы федеральных, региональных и межрегиональных центров сохранения библиотечных фондов как основы реализации поставленных задач.

  • Создание и поддержание нормативных условий хранения библиотечных фондов.

  • Развитие современных технологий хранения и консервации документов, при которых утраты, процессы старения материалов документа сведутся к возможному минимуму.

  • Выявление, идентификация и описание книжных памятников, хранящихся в библиотеках, архивах и музеях страны.

  • Создание и развитие системы единого общегосударственного учета и регистрации особо ценных книжных объектов на базе Общероссийского свода книжных памятников и Реестра книжных памятников.

  • Создание Российского страхового фонда документов библиотек как части Российского страхового фонда документации.

  • Проведение целенаправленной политики в сфере сохранения библиотечных фондов в процессе их использования.

  • Разработка и внедрение новых методик и технологий в процессы сохранения библиотечных фондов.

  • Развитие системы специального образования, предусматри-вающей подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в сфере сохранения библиотечных фондов.

  • Формирование общественного мнения по проблемам сохранности книжных фондов.

  • Развитие материально-технической базы сохранения библиотечных фондов.

До 2020 г. сохраняются следующие основные направления:

1. Консервация библиотечных фондов.

2. Книжные памятники Российской Федерации.

3. Создание Российского страхового фонда документов библиотек.

4. Сохранение библиотечных фондов в процессе использования.

5. Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов.

Организационные, методические и координационные центры:

  • ФГБУ «Российская национальная библиотека» (РНБ), Федеральный Центр консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки (ФЦКБФ РНБ) – «Консервация библиотечных фондов»;

  • ФГБУ «Российская государственная библиотека» (РГБ) – «Книжные памятники Российской Федерации» и «Создание страхового фонда документов библиотек и сохранение информации»;

  • ФГБУК «Государственная публичная историческая библиотека России» (ГПИБ России) – «Сохранение библиотечных фондов в процессе их использования»;

  • ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма» (АПРИКТ) – «Кадровое обеспечение сферы сохранения библиотечных фондов».

Ожидаемые результаты:

  • Развитие в стране системной деятельности по сохранению библиотечных фондов, способной обеспечить полноценное использование и сохранение для будущих поколений национального культурного достояния и информационного ресурса, сосредоточенных в библиотеках России.

  • Создание системы нормативных и методических документов, способствующей реализации государственной политики в области обеспечения сохранности библиотечных фондов страны;

  • Модернизация сферы сохранения библиотечных фондов: разработка и внедрение инновационных методов, технологий и техники.

  • Обеспечение российских библиотек профессиональными кадрами, специализирующимися в области сохранения библиотечных фондов.

  • Повышение эффективности использования средств, выделяемых на сохранение библиотечных фондов.


Книжные памятники Российской Федерации
Работа с книжными памятниками в 2012–2020 гг. будет сопряжена с внедрением изменений, внесенных в Федеральный закон «О библиотечном деле» в 2009 г., в соответствии с которыми термин «книжный памятник» был введен в юридический оборот.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 июня 2009 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О библиотечном деле”» к книжным памятникам относятся «рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования». Таким образом, закон впервые на общегосударственном уровне поставил книгу в ряд других объектов культурного достояния, юридически закрепил положение о ее государственной защите.

В соответствии с законом книжные памятники (единичные книжные памятники и книжные памятники-коллекции) являются особо ценной частью национального библиотечного фонда, который охраняется государством как культурное достояние народов Российской Федерации, и подлежат регистрации в реестре книжных памятников.

Выполнение важнейшей для российской культуры задачи по обеспечению государственной охраны книжных памятников связано с решением целого ряда серьезных проблем юридического и организационного характера.

Созданная на первом этапе Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации нормативно-правовая и научно-методическая база заложила основы для выявления, идентификации, учета наиболее ценной части библиотечного фонда страны. Для осуществления государственной регистрации книжных памятников требуется ее дальнейшее развитие, предполагающее разработку документов, регламентирующих процедуры отнесения к книжным памятникам и регистрации в Реестре книжных памятников. Изменение российского законодательства привело к необходимости актуализации существующих нормативных актов и стандартов по вопросам сохранения и использования книжных памятников.

Проблемы организационного характера связаны, прежде всего, с масштабностью предстоящей работы и рассредоточенностью книжных памятников по всей территории нашей страны. По предварительным подсчетам, на территории России хранится не менее 5 млн единичных книжных памятников, в том числе около 3 млн старопечатных книг, изданных до 1830 г. В предыдущее десятилетие в результате выполнения одной из основных задач подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации» − создания Общероссийского свода книжных памятников (далее – Свод), с 2005 г. были собраны сведения о фондах 481 учреждения (190 библиотек, 118 музеев, 67 архивов, 28 научных и 78 учебных заведений), в которых хранятся книги и коллекции, обладающие признаками книжных памятников. В Свод были включены данные о 120 000 документах и 519 книжных коллекциях, которым можно присвоить статус памятника, но большая часть выявленных ранее редких и ценных книг еще нуждается в идентификации и дополнительном изучении.

Для привлечения всех учреждений и организаций (библиотек, музеев, архивов, научных и учебных заведений), владеющих книжными богатствами, к участию в работе по выявлению и регистрации книжных памятников началось создание сети региональных центров, обеспечивающих системность и координацию в работе с этими объектами культурного наследия. К 2011 г. в эту сеть вошли центральные библиотеки 31 субъекта Российской Федерации, в остальных регионах еще не внедрен системный подход в работу по изучению и сохранению книжных памятников. Многие из книжных редкостей продолжают оставаться неизвестными широким научным кругам. Примерно половина имеющихся в фондохранилищах страны ценных коллекций не описана в качестве целостных объектов культурно-исторического наследия.

Деятельность по выявлению и изучению книжных памятников, по подготовке их к регистрации требует высокой квалификации, особых знаний и умений, в связи с этим организационные проблемы усугубляются кадровой ситуацией в библиотечной сфере и дефицитом квалифицированных специалистов для работы с книжными памятниками.

Цель – выявление и изучение книжных памятников, развитие системы государственного учета книжных памятников как части культурного достояния народов России.

Основные задачи:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы по работе с книжными памятниками, ее гармонизация с современным законодательством.

2. Развитие системы государственной регистрации и учета книжных памятников на базе информационных технологий.

3. Научно-методическое и информационное обеспечение работы по выявлению и изучению книжных памятников, направленное на минимизацию возможных ошибок при отнесении документов к книжным памятникам и повышение качества подготовки необходимых для регистрации документов в реестре книжных памятников.

4. Совершенствование системы координации работ по выявлению и сохранению книжных памятников на федеральном и региональном уровнях.

5. Введение в научный оборот и популяризация книжных памятников Российской Федерации.

Для решения каждой из поставленных задач предусматривается проведение целого комплекса мероприятий:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы.

1.1. Разработка и принятие новых регламентирующих документов, определяющих механизмы и процедуры государственной регистрации и учета, нормативные условия хранения и использования книжных памятников.

2. Развитие системы государственной регистрации и учета книжных памятников.

2.1. Проведение дополнительных научных разработок по определению критериев отнесения к книжным памятникам рукописных книг, изобразительных, картографических, нотных изданий, изданий на восточных языках и на языках народов России, а также по уточнению социально-ценностных критериев для полномасштабного выявления книжных памятников, хранящихся, прежде всего, в библиотечных фондах.

2.2. Создание, апробация и внедрение новой автоматизированной системы – реестра книжных памятников, осуществление регистрации книжных памятников в Минкультуры России для обеспечения государственной охраны книжных памятников в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 3 июля 2009 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О библиотечном деле”».

2.3. Развитие информационно-поисковой системы Свода как информационной основы для осуществления регистрации книжных памятников, которое предполагает следующие виды работ:

2.3.1. Доработка и внедрение автоматизированной технологии наполнения Общероссийского свода книжных памятников в режиме удаленного доступа для участия в подготовке к регистрации книжных памятников федеральных библиотек и крупных книгохранилищ страны, а также региональных центров по работе с книжными памятниками;

2.3.2. Непосредственное наполнение и ведение Свода;

2.3.3. Совершенствование технологии взаимодействия всех участников системы государственной регистрации книжных памятников;

2.3.4. Развитие материально-технической базы, постоянная поддержка и своевременная модернизация программно-технического обеспечения системы учета и регистрации книжных памятников с целью повышения эффективности работы по сбору и обработке сведений о книжных памятниках.

3. Научно-методическое и информационное обеспечение по вопросам выявления и регистрации книжных памятников.

3.1. Анкетирование библиотек, архивов, музеев России с целью получения более подробных сведений о коллекциях, фондах и входящих в их состав редких и ценных изданий, обладающих критериями книжных памятников, организация адресной методической помощи.

3.2. Развитие деятельности по подготовке печатных и электронных сводных каталогов книжных памятников, каталогов отдельных крупных книжных собраний.

3.3. Кадровое обеспечение и подготовка квалифицированных специалистов, способных выявлять и идентифицировать книжные памятники, умеющих работать с базами данных и оформлять необходимую для регистрации документацию:

3.3.1. Обучение в рамках специального курса профессиональной переподготовки на базе АПРИКТ «Организация и технологии системной работы с книжными памятниками»;

3.3.2. Проведение специальных совещаний, семинаров и конференций, стажировок и мастер-классов на базе центров по работе с книжными памятниками.

3.4. Мониторинг деятельности библиотек по выявлению, изучению и сохранению книжных памятников. Получение объективной информации о функционировании системы государственной регистрации книжных памятников для исправления выявленных недостатков и совершенствования библиотечной практики.

4. Совершенствование системы координации работ по выявлению и сохранению книжных памятников на федеральном и региональном уровнях.

4.1. Развитие сети региональных центров по работе с книжными памятниками, которые являются организаторами и координаторами деятельности по выявлению фондодержателей книжных памятников и подготовке к регистрации книжных памятников на своих территориях.

Являясь проводниками и гарантами реализации единой государ-ственной политики в отношении книжных памятников в регионах региональные центры:

4.1.1. Участвуют в наполнении Свода сведениями о книжных памятниках, находящихся на территории их регионов;

4.1.2. Обеспечивают научную, методическую и информационную поддержку работы с книжными памятниками, организуя доступ к информации о книжных памятниках и отражая результаты работы с книжными памятниками на общероссийском и региональных уровнях.

4.2. Привлечение специалистов учреждений, обладающих крупными собраниями книжных памятников, для работы по созданию записей в Своде с целью обеспечения полноты государственного учета книжных памятников.

5. Введение в научный оборот и популяризация книжных памятников Российской Федерации.

5.1. Работа по подготовке к изданию печатных каталогов, факсимильных изданий, научных монографий, расширению контента научной информации о книжных памятниках в сети Интернет.

5.2. Работа по развитию музеев книги и организации выставок, в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Ожидаемые результаты:

  • Будут разработаны и приняты нормативные и регламенти-рующие документы, способствующие осуществлению государственного учета книжных памятников (национальный стандарт, инструкции по созданию записей в Своде и др.) и обеспечивающие условия для реализации государственной политики в области сохранения документного наследия;

  • Более сотни специалистов из библиотек, музеев и архивов получат знания и навыки, необходимые для выявления, изучения и сохранения книжных памятников, а также для подготовки их к регистрации;

  • На территории 25 регионов будут созданы новые региональные центры по работе с книжными памятниками;

  • На территории 55 субъектов Российской Федерации, в которых функционируют региональные центры по работе с книжными памятниками, будет организована системная работа, направленная на обеспечение комплексного решения проблем сохранения наиболее ценной части национального библиотечного фонда;

  • Будет создан уникальный по своему объему и содержанию информационный ресурс в качестве основы для осуществления государственной регистрации, включающий сведения не менее чем о 10 % всех книжных памятников, хранящихся в библиотеках России;

  • Будет начата работа по государственной регистрации книжных памятников с использованием современных информационных технологий.


Социальная значимость

Реализация мероприятий по данному направлению позволит выявить наиболее ценную часть национального библиотечного фонда, являющегося культурным достоянием народов Российской Федерации. Полученные в результате регистрации книжных памятников сведения лягут в основу экономических расчетов финансового обеспечения, расходов, связанных с проведением работ по консервации и реставрации книжных памятников, оптимизации условий их хранения и использования.

Свод, представляющий интерес для широких кругов населения и, прежде всего, научного сообщества в целях образования, самообразования и профессиональной деятельности, будет способствовать созданию условий для обеспечения выравнивания доступа различных групп граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам о них.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

И. И. Молчанова-Сибирского Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая Нормативно-методические материалы для держателей книжных памятников Иркутской области Иркутск 2013 iconДоклад о положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина...
В области Губернатору Иркутской области, в Законодательное Собрание, прокурору Иркутской области, руководителю Следственного управления...

И. И. Молчанова-Сибирского Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая Нормативно-методические материалы для держателей книжных памятников Иркутской области Иркутск 2013 iconМарка Сергеева государственные и муниципальные библиотеки иркутской...
Г 72 ежегод аналит обзор / Иркут обл гос универс науч б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского

И. И. Молчанова-Сибирского Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая Нормативно-методические материалы для держателей книжных памятников Иркутской области Иркутск 2013 iconВ субъектах российской федерации
Иркутской области ((выпуск первый), г. Иркутск, 2013г., 100 с. Составитель: Горохова М. В., помощник Губернатора Иркутской области...

И. И. Молчанова-Сибирского Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая Нормативно-методические материалы для держателей книжных памятников Иркутской области Иркутск 2013 iconДокументация об аукционе «На право заключения договора аренды в отношении...
Министр имущественных отношений Председатель огку «Фонд Иркутской области имущества Иркутской области»

И. И. Молчанова-Сибирского Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая Нормативно-методические материалы для держателей книжных памятников Иркутской области Иркутск 2013 iconДокументация об аукционе «На право заключения договора аренды в отношении...
Министра имущественных отношений Председатель огку «Фонд Иркутской области имущества Иркутской области»

И. И. Молчанова-Сибирского Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая Нормативно-методические материалы для держателей книжных памятников Иркутской области Иркутск 2013 iconДокументация об аукционе «На право заключения договора аренды в отношении...
Министр имущественных отношений Председатель огку «Фонд Иркутской области имущества Иркутской области»

И. И. Молчанова-Сибирского Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая Нормативно-методические материалы для держателей книжных памятников Иркутской области Иркутск 2013 iconДокументация об аукционе «на право заключения договора аренды в отношении...
Министр имущественных отношений Председатель огку «Фонд Иркутской области» имущества Иркутской области

И. И. Молчанова-Сибирского Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая Нормативно-методические материалы для держателей книжных памятников Иркутской области Иркутск 2013 iconАвтоматизация библиотечных процессов на основе абис «ирбис64» Методические...
Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского

И. И. Молчанова-Сибирского Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая Нормативно-методические материалы для держателей книжных памятников Иркутской области Иркутск 2013 iconАвтоматизация библиотечных процессов на основе абис «ирбис64» Методические...
Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского

И. И. Молчанова-Сибирского Книжные памятники Иркутской области: сохранять изучая Нормативно-методические материалы для держателей книжных памятников Иркутской области Иркутск 2013 iconОб утверждении положения о предоставлении субсидий из областного...
Правительства Иркутской области от 13 октября 2010 года n 251-пп "О долгосрочной целевой программе "Поддержка и развитие малого и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск