Методические указания для студентов по выполнению практических работ


НазваниеМетодические указания для студентов по выполнению практических работ
страница1/10
ТипМетодические указания
filling-form.ru > Туризм > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ

РАБОТ

Учебная дисциплин ОУД.04 ИСТОРИЯ

Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Могойтуй, 2016

Рекомендованы к использованию Координационно - методическим советом ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

Протокол № __ от __.___.20___ г.
Рассмотрены на заседании МО преподавателей общеобразовательных дисциплин

протокол № ___ от «___» _______20____г.

Председатель МО

_________ ________________________

Составитель: Барадиева С.К., преподаватель ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»


Рецензент: Рабсалова Б.Б., преподаватель ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

Методические указания для студентов по выполнению практических работ являются частью УМК по ИСТОРИИ по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» и составлены в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС СПО).

Методические указания адресованы студентам очной формы обучения.

Методические указания включают учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО, обеспеченность занятия, средствами обучения, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение……………………………………………………………………………………. 4

1. Практическая работа № 1 …………………………………………………………….. 6

2. Практическая работа № 2…………………………………………………………….. 7

3. Практическая работа № 3…………………………………………………………….. 11

4. Практическая работа № 4 ……………………………………………………………. 12

5. Практическая работа № 5………………………………………………………………14

6. Практическая работа № 6………………………………………………………………15

7. Практическая работа № 7 …………………………………………………………….. 17

8. Практическая работа № 8………………………………………………………………18

9. Практическая работа № 9……………………………………………………………….20

10. Практическая работа № 10 ………………………………………………………….. 21

11. Практическая работа № 11……………………………………………………………23

12. Практическая работа № 12……………………………………………………………25

13. Практическая работа № 13 ……………………………………………………………27

14. Практическая работа № 14…………………………………………………………....28

15. Практическая работа № 15……………………………………………………………30

16. Практическая работа № 16 ……………………………………………………………31

17. Практическая работа № 17……………………………………………………………35

18. Практическая работа № 18……………………………………………………………37

19. Практическая работа № 19 ……………………………………………………………39

20. Практическая работа № 20……………………………………………………………42

21. Практическая работа № 21…………………………………………………………….44

22. Практическая работа № 22 ……………………………………………………………47

23. Практическая работа № 23…………………………………………………………….48

24. Практическая работа № 24……………………………………………………………50

25. Практическая работа № 25 ……………………………………………………………51

26. Практическая работа № 26…………………………………………………………….53

27. Практическая работа № 27…………………………………………………………….56

28. Практическая работа № 28 ……………………………………………………………56

29. Практическая работа № 29……………………………………………………………57

30. Практическая работа № 30…………………………………………………………….58

31. Практическая работа № 31 …………………………………………………………..61

32. Практическая работа № 32…………………………………………………………...61

33. Практическая работа № 33…………………………………………………………...63

34. Практическая работа № 34 …………………………………………………………..64

Введение
Методические указания к практическим работам по дисциплине «ИСТОРИЯ» разработаны для работы на аудиторных занятиях. Приступая к выполнению практической работы, студенты должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с ФГОС, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Содержание учебного материала по истории структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе. Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом. Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно- представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран. Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв. Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества. Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России. При изложении учебного материала различных тем приведен перечень подлежащих изучению учебных элементов. После наименования учебного элемента в скобках римской цифрой указан уровень необходимого освоения данного элемента. Изучение истории основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении в школе обществознания, физики, литературы, географии и т.д. Структура программы линейная, предполагающая последовательное изучение тем по принципу «от общего к частному (конкретному)». При изучении материала преимущественно используются словесные методы обучения, которые включают рассказ, беседу, дискуссии в сочетании с демонстрацией наглядных пособий. Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение практических работ, рефератов. Наряду с федеральным базисным компонентом в содержание отдельных тем программы включены региональный компонент. Наряду с изучением теоретического материала по дисциплине «История» большое внимание должно быть уделено практическим занятиям. Практическим занятиям отводится 34 часа. Последние представляют собой весьма важную часть в общем объеме дисциплины. Они дают, возможность обучающимся ознакомиться с такими вопросами, как основные черты исторических периодов, события в истории России, особенности развития стран Востока и т.д.

Все задания к практической работе студентами выполняются в соответствии с инструкцией. Практическая работа выполняется студентами по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине. В случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу студенты должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Практические задания по программе 1 курса (34)
Практическая работа № 1

Тема: Схемы моделей исторического развития

Продолжительность 1 час

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

в соответствии с ФГОС СПО:

Студент должен:


уметь: анализировать информацию о предмете истории и исторических источниках.

Высказывать собственные суждения о значении исторической науки для отдельного человека, государства, общества. Высказывать суждения о месте истории России во всемирной истории и моделях исторического развития


знать: модели исторического развития, различные подходы к классификации истории России и всемирной истории



учебная цель: расширить представления об историческом времени и пространстве, концепции исторического развития, уметь устанавливать предметно-следственные связи

Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

1.Учебно-методическая литература: 1.Артѐмов, В.В, Лубченко Ю.Н. История для профессий технического и естественно –научного , социально экономического профилей. Часть 2. [Текст].- М.:ОИЦ «Академия», 2011.-320 с.: ил., §2, с. 22.

2. Загладин, Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времѐн до конца ХIX в.: Учебник для 10 класса [Текст].- М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2011. - 400 с.: ил., §5, 40

2.Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия:

Задание: из 2-3 словарей выписать значения слов «история», «формация» и «цивилизация», установить их происхождение, объяснить смысл, сделать анализ определений разных авторов.

Для выполнения задания рекомендуется работа со словарями разных авторов.

1. Выписать значения слов «история», «формация», «цивилизация»

2. Установить происхождение этих терминов.

3. Проанализировать определения, установить, имеются ли противоречия в определениях одних слов разных авторов.

4. Записать выполненную работу в рабочую тетрадь, выразить свою позицию.

5. Подготовить устное выступление на 2-3 минуты.

Практическая работа № 2

Тема № Археологические памятники палеолита на территории России.

Продолжительность 1 час

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

в соответствии с ФГОС СПО:

Студент должен:


уметь:

Объяснить и применить в историческом контексте понятия: «антропогенез», «каменный век», «палеолит», «родовая община». Указать на карте мест наиболее известные археологические находки на территории России

знать: о современных представлениях о происхождении человека, расселении древнейших людей (с использованием исторической карты

Учебная цель: В ходе практического занятия необходимо отработать понятия: археология, памятники прошлого. Совершенствуются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, документами, умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать. 

Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

1.Учебно-методическая литература: 1.Артѐмов, В.В, Лубченко Ю.Н. История для профессий технического и естественно –научного , социально экономического профилей. Часть 2. [Текст].- М.:ОИЦ «Академия», 2011.-320 с.: ил., §2, с. 22.

2. Загладин, Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времѐн до конца ХIX в.: Учебник для 10 класса [Текст].- М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2011. - 400 с.: ил., §5, 40

2.Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия: Задания:

Используя материал карточек:

  1. охарактеризовать климатические условия, в которых проживали обитатели указанных в тексте стоянок (1б);

  2. перечислить представителей фауны, обитавших на территории России в каменном веке (1б);

  3. указать занятия палеолитического населения на территории России (1б);

  4. указать использовавшиеся населением орудия (1б);

  5. выявить не менее 5 характерных черт жилищ палеолитического населения (2б);

  6. выявить не менее 5 особенностей погребений палеолитического населения (2б);

  7. какими религиозными представлениями обладали верхнепалеолитические люди? (2б.)

3.Раздаточные материалы (карточки-задания, инструкционные карты, образцы, заготовки):

Карточка №1

Древнекаменный век совпадает со временем последнего оледенения, являвшегося одним из самых сильных. Ледяной панцирь покрывал огромные пространства на территории Европы, Северной Америки, Азии. Климат был гораздо холоднее современного. По окраинам ледяной пустыни располагались заболоченные тундровые ландшафты, переходившие в холодные степи и лесостепи. Климат был сухой и малоснежный, что позволяло мамонтам, северному оленю, стадам бизонов и лошадей пастись здесь круглый год. В связи со столь суровыми погодными условиями палеолитической эпохи длительное время считалось, что в это время территория Европейского Северо-Востока была сплошь покрыта льдами и непригодна для жизни человека. Однако палеолитические памятники на территории России опровергли эту точку зрения. Крупнейшие из них - Костенки и Сунгирь.

Новейшие открытия показали, что верхнепалеолитическое время начинается на востоке приледниковой Европы по геологическим масштабам значительно раньше, чем думали прежние исследователи.

В условиях более благоприятного тёплого климата (микулинское межледниковье), из своих «убежищ» на Балканах и на Северном Кавказе распространяется теплолюбивая растительность. Если сначала росли одни елово-сосновые леса, то затем широко распространяется дуб, достигший полярного круга, граб, липа и бук. В средней части Русской равнины находилась зона широколиственных лесов. К северу от неё росли смешанные хвойно-широколиственные леса и, наконец, ещё дальше на севере, вплоть до Ледовитого океана, - хвойные леса. В следующий, валдайский этап сплошной массив льда был несравненно меньше по размеру. К нему вплотную примыкала зона своеобразной приледниковой растительности, состоявшей из горно-тундровых, лесных и степных видов. Южнее находилась зона лесостепи, а за ней - обширные степные пространства. Это было время наиболее широкого распространения «мамонтовой фауны» - мамонта, шерстистого носорога, северного оленя, песца, обского лемминга, сайги, байбака.

На способы охоты указывает нередко само расположение древних стоянок этой эпохи. Они находятся вблизи скалистых обрывов и оврагов, в пересечённой местности, представлявшей наибольшие удобства для устройства загонов и облавной охоты. …Всё чаще и чаще встречаются наконечники копий и дротиков, изготовленные из кости. Из кремня выделывались наконечники с боковой выемкой в основании… Встречаются, кроме того, миниатюрные наконечники метательных стрел или дротиков, очень близкие по форме к позднейшим, относящимся уже к периоду неолита (новокаменного века).

Для метания стрел и дротиков, вероятно, уже применяли специальное приспособление в виде стержня с крючком на конце - метательную «доску» (кол и т.п.). Орудие резко усиливало энергию движения копья и дальность полёта и было важным нововведением, открывавшим путь к изобретению лука.

Развиваются различные, в том числе механически действующие, ловушки и западни для добычи животных. Ямы-ловушки, в том числе для мамонтов, ловчие изгороди и даже сети, аналогичные, возможно, сетям из ремней у разных племён недавнего прошлого; при помощи таких сетей ловили северных оленей, гусей, куропаток. Ловушки экономили силы охотников, заменяли тяжёлую работу целого коллектива и обеспечивали несравненно более обильную, чем прежде, добычу. Одновременно шла заготовка мяса впрок, в основном так же, как у современных арктических племён. Мясо хранилось в ямах-кладовках, в вяленом, сушёном и мороженом виде, жир и сало в пузырях и мешках из шкур животных.

Прямым указанием на рыбную ловлю служит наличие в кухонных отбросах костей лососей, обитателей быстрых и холодных рек Севера с их чистой и прозрачной водой. На палеолитических рисунках лососи изображаются живо и точно. При ловле помимо сетей применялись и грубые прототипы позднейших рыболовных крючков, в виде заострённых на обоих концах коротких стерженьков. Но главным орудием был кол-гарпун (копье), им поражали крупную рыбу с таким же искусством и меткостью, с какими это делали и делают сейчас различные племена Юга и Севера.

Карточка №2

Комплекс «Костёнки»

Особенно богатый материал для характеристики поселений палеолитического человека был обнаружен при раскопках в селе Костёнках. Село Костенки (Воронежская обл.) является богатейшим в России местом сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита. Здесь на территории около 10 км., открыто свыше 60 стоянок, датирующихся от 40 до 15 тыс. лет назад. Вскрытое в Костёнках I раскопками 1931-1936 гг. древнее жилище, имело в плане овальные очертания. Длина его была 35 м, ширина - 15-16 м (до больших ям - около 8 метров). Жилая площадь достигала, таким образом, размера почти 600 кв. м. При таких больших размерах жилище, естественно, не могло обогреваться одним очагом. В центре жилой площади, по длинной её оси, тянулись симметрично расположенные, с интервалами в 2 м, очажные ямы. Очагов было 9, диаметром около 1 м каждый. Эти очаги были покрыты сверху толстым слоем костной золы и обуглившихся костей, употреблявшихся в качестве топлива. Один из очагов служил при этом не для отопления, а для совершенно иной пели. В нём обжигали куски бурого железняка и сферосидерита, добывая таким образом минеральную краску - кровавик. Эта краска употреблялась жителями поселения в таком большом количестве, что слой земли, заполнявший углубление жилища, местами был сплошь окрашен в красный цвет различных оттенков. Рядом с очагами или несколько в стороне от них были найдены крупные трубчатые кости мамонта, вертикально врытые в землю. Кости покрыты зарубками и насечками, они могли служить своего рода «верстаками» для древних мастеров.

Любопытным бытовым штрихом являются здесь также специальные ямки - хранилища для особо ценных вещей. В таких ямках найдены были скульптурные изображения женщин, животных, в том числе мамонта, медведя, пещерного льва, украшения из коренных зубов и клыков хищников, главным образом песца.

Карточка №3

Сунгирьская стоянка

Расположена близ города Владимир на левом берегу реки Клязьма. Открыта в 1955 г.

Исследования находок стоянки, в том числе и радиоуглеродный анализ, свидетельствуют, что поселение Сунгирь могло возникнуть от 20 тыс. до 29 тыс. лет назад (брянское межледниковье).

Стоянка существовала или регулярно посещалась людьми на протяжении 2 - 3 тысяч лет. Численность людей, единовременно обитавших на стоянке, определена в 50 человек.

За время раскопок учёные нашли свыше 50-и тысяч отдельных предметов. Ещё во время раскопок, проводимых профессором О.Н. Бадером, найдены изделия из мамонтовой кости, погребения древних людей, много орудий труда, предметов быта, ремесел, украшений, оружия того времени. Найдены жезлы, дротики и копья из бивней мамонта, кремниевые наконечники, диски из мамонтовой кости с прорезями.

Найдены украшения на верхней и нижней одежде, браслеты (под коленями и выше стопы), а также цельные кольца на пальцах.

Найдено ожерелье, при изготовлении которого поверхность бусин обработана так, чтобы соседние бусины располагались перпендикулярно друг другу.

Редкими произведениями первобытного искусства являются найденные фигурки животных - мамонта и лошади-сайги.

В погребении девочки и мальчика найдены три диска ритуального назначения диаметром несколько сантиметров, сделанных из бивня мамонта. Диски имеют четыре или восемь прорезей, идущих от периферии к центральному отверстию и расположенных друг напротив друга. Один диск содержит десять асимметричных по отношению к центру прорезей. Костяные диски найдены на голове и на теле девочки.

Карточка №4

Погребения

В 1964 г. найдено захоронение взрослого мужчины (Сунгирь-1).

«Наросты на черепе оказались украшениями головного убора - ряды просверленных клыков опоясывают череп сверху. Осторожно исследуем окрашенный кусочек глины около затылка. Конечно, это не кровь. Охра. Череп окрашен! Сохранность отличная. Все зубы. Украшения. Подбородок современного человека.

- Европеоид, - задумчиво говорит Герасимов.

- Взрослый, лет 55 - 57.

- А зубы-то стерты почти до десен. Пища, видно, была жестковатой, - обмениваемся мы впечатлениями.

Контуры костяка уже видны почти полностью. Погребенный лежит на спине. Руки вытянуты вдоль тела. Под ногами угли».

В 1969 г. - парное погребение двух детей: мальчика 12 - 13 лет (южное погребение; Сунгирь-2) и девочки 9 - 10 лет (северное; Сунгирь-3) открыл археолог Виктор Глазов. Детей похоронили в центре жилища, на месте очага. Дети были уложены в могилу в вытянутом положении, тесно прижатыми головами друг к другу. Кроме украшений, в могилу им были положены копья (1,7 и 1,1 м), вырезанные из цельного бивня мамонта» , дротики, кинжалы, огромное количество бус из бивня, нашитых когда-то на одежду, браслеты и перстни из бивня, сверленые клыки песца, прорезные диски, имевшие ритуальное значение, «жезлы» из бивня и рога.

Дно могилы засыпано углем, золой, затем охрой - естественным красителем, применявшимся в ритуальных целях. Поверхность захоронения также покрыта слоем охры. Погребённые снабжены богатым инвентарём: около 10 тысяч бус и др. украшения из бивня мамонта (по ним впервые восстанавливается одежда эпохи палеолита), произведения искусства, оружие. 

Прослеживаются признаки сложного погребального ритуала.

При раскопках подросткового погребения среди погребального инвентаря обнаружена специально обработанная человеческая кость, положенная под левую руку мальчика. Кость определена как фрагмент левой бедренной кости взрослого человека. Вероятно, эта кость выполняла важную ритуальную функцию и положена в соответствии со сложным погребальным ритуалом.

Религия

Людей хоронили с соблюдением сложнейших погребальных обрядов. Обнаруженный богатый и разнообразный материал представляет уникальные данные об образе жизни, религиозных воззрениях и обрядах наших предков. Находки Сунгиря ярче, чем других палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30-м тысячелетии до н.э. религии: «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счета».
Практическая работа № 3

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методические указания для студентов по выполнению практических работ iconМетодические указания по выполнению практических и лабораторных работ...
Учебно-методическое пособие предназначенодля студентов 3 курса, обучающихся по профессии 23. 01. 03 Автомеханик. Пособие содержит...

Методические указания для студентов по выполнению практических работ iconМетодические указания к выполнению практических работ оп 18. Адаптация...
Практикум по выполнению практических работ, предназначен для формирования у студентов профессиональных умений и навыков: применять...

Методические указания для студентов по выполнению практических работ iconМетодические указания к выполнению практических работ Адаптация на...
Практикум по выполнению практических работ, предназначен для формирования у студентов профессиональных умений и навыков: применять...

Методические указания для студентов по выполнению практических работ iconМетодические указания к выполнению практических и лабораторных работы...
Методические указания к выполнению практических работ обучающимися по дисциплине оп. 05

Методические указания для студентов по выполнению практических работ iconМетодические указания по выполнению лабораторно-практических заданий...
Методические указания предназначены для выполнения лабораторно-практических работ по проведению сервисных и восстановительных работ...

Методические указания для студентов по выполнению практических работ iconМетодические указания по выполнению практических заданий по дисциплине...
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине Технология топографо-геодезических и маркшейдерских...

Методические указания для студентов по выполнению практических работ iconМетодические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине
Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Правовое обеспечение...

Методические указания для студентов по выполнению практических работ iconМетодические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине
Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Право»

Методические указания для студентов по выполнению практических работ iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Техническое черчение»
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Техническое черчение» для обучающихся по профессии 13. 01....

Методические указания для студентов по выполнению практических работ iconМетодические указания составлены в соответствии с рабочей программой...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск