Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 35. 02. 01, Лесное и лесопарковое хозяйство п. Правдинский


НазваниеМетодические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 35. 02. 01, Лесное и лесопарковое хозяйство п. Правдинский
страница1/6
ТипМетодические указания
filling-form.ru > Туризм > Методические указания
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ОХРАНА ТРУДА
Методические указания и контрольное задание

для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования

по специальности 35.02.01, Лесное и лесопарковое хозяйство

п. Правдинский

2012

Методические указания составлены в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Охрана труда» на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01, Лесное и лесопарковое хозяйство.

Автор:

Цепляев Н.А.


- преподаватель ФБОУ СПО «Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова»

Рецензент:

Агеев В.М.


- преподаватель ФБОУ СПО «Пензенский лесной колледж»

Редактор:


Нехайчук О.Г.

- начальник отдела учебно-методического обеспечения ФБУ «Учебно-методический центр»


Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Охрана труда» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования, входящей в состав укрупненной группы специальности 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов», по направлению подготовки 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство».

Учебная дисциплина «Охрана труда» – обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производственной сферой и вопросы защиты от негативных производственных факторов.

Изучением дисциплины «Охрана труда» достигается формирование у обучающихся представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями ее безопасности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда.

Содержание учебной дисциплины «Охрана труда» предусматривает подготовку специалиста к самостоятельному выполнению организационной, производственно-технологической работы и осуществлению контроля при выполнении лесохозяйственных и лесозаготовительных работ.

Изучив дисциплину «Охрана труда», специалист должен самостоятельно уметь подготовить технологическую документацию, разработать инструктивные материалы и провести соответствующие виды обучений по охране труда работников лесного хозяйства, правильно организовать и проконтролировать их труд.

Цели и задачи дисциплины

Цель – формирование понимания современной концепции безопасной трудовой деятельности на предприятиях лесного хозяйства.

Задачи:

- познакомить с основными вопросами организации безопасной трудовой деятельности на предприятиях лесного хозяйства;

- выработать основы системного подхода к вопросам безопасности труда персонала;

- дать представление о роли и месте органов управления в достижении организации трудового процесса;

- вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для обеспечения безопасности труда.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен уметь:

- проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

- разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда;

- использовать в профессиональной деятельности правила охраны труда;

- проводить инструктажи по охране труда;

- осуществлять контроль за охраной труда;

- расследовать и оформлять несчастные случаи;

- использовать в работе нормативные правовые акты по охране труда;

должен знать:

- правила и нормы охраны труда;

- принципы системы управления охраной труда;

- систему и требования нормативных актов по охране труда;

- источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;

- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов;

- предназначение и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работы по охране труда;

- порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда

Тема 1.1 Организация охраны труда

Тема 1.2 Государственный надзор и контроль за охраной труда

Тема 1.3 Несчастные случаи на производстве

Тема 1.4 Расследование и оформление несчастных случаев

Раздел 2. Травмирующие и вредные факторы производства и защита от них

Тема 2.1 Природа негативных факторов производства

Тема 2.2 Метеорологические факторы и защита от них

Тема 2.3 Вредные вещества в воздухе рабочей зоны

Тема 2.4 Шум и вибрация

Тема 2.5 Электроток и ионизирующие излучения

Тема 2.6 Освещенность

Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в лесном и лесопарковом хозяйстве

Тема 3.1 Безопасность лесозаготовительных работ

Тема 3.2 Безопасность воспроизводства леса

Тема 3.3 Безопасность тушения лесных пожаров

Тема 3.4 Безопасность погрузочно-разгрузочных работ

Тема 3.5 Работы с повышенной опасностью

Раздел 4. Доврачебная помощь пострадавшим

Тема 4.1 Принципы оказания доврачебной помощи
Дисциплина «Охрана труда» согласно учебного плана по заочной форме обучения изучается на 2-ом курсе.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет – 50 часов, в том числе: обязательная, аудиторная учебная нагрузка – 34 часа; самостоятельная работа обучающегося – 16 часов.

В период проведения лабораторно-экзаменационной сессии планом предусмотрены учебные занятия продолжительностью 10 часов, из них 4 часа обзорных и установочных и 6 часов лабораторно-практических занятий.

Текущий контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Итоговый контроль оценки уровня освоения дисциплины обучающихся проводится на дифференцированном зачете.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о прикладном характере дисциплины в рамках специальности.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков предмет предусматривает проведение практических работ, которые проводятся после изучения соответствующей темы.

Студент-заочник до вызова на сессию изучает самостоятельно программный материал по рекомендуемой литературе.

После изучения разделов курса студент самостоятельно выполняет контрольную работу, которая должна быть представлена на проверку за две недели до экзаменационной сессии.

На экзамене студент предъявляет зачтенную контрольную работу, в которой должны быть сделаны необходимые исправления по замечаниям рецензента, и должен быть готов дать пояснения по существу каждого вопроса, входящего в контрольную работу.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Конституция РФ. М. Норма. 1997

  2. Трудовой кодекс РФ. Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12. 2001

  3. Федеральный закон № 90-ФЗ от 30.06.2006 «О внесении изменений

в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории РФ»

  1. Федеральный закон № 343-ФЗ от 08.12.2010 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

  2. Ефимцев Ю.А. Охрана труда в лесном хозяйстве. Учебник для средних профессиональных учебных заведений. М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность». 2006

  3. Девисилов В.А. Охрана труда. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.:ФОРУМ, 2009

  4. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (Минтруд РФ пост. № 73 от 24.10.2002 г.)

  5. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Приказ Минздравсоцразвития России № 342 н от 26.04. 2011

  6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации».

  7. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков. ГОСТ Р 12.0.010-2009

  8. Обучение по охране труда работников лесного сектора (учебное пособие). Ефимцев Ю.А. /при участии Назаренко Г.Л. и Слинченковой И.А/ – Пушкино: Издательство «А-Принт», 2007

  9. ГОСТ 12.0.004 « Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения»

  10. ГОСТ 12.0.003 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»

  11. ГОСТ 12.0.002 «Основные понятия. Термины и определения безопасности труда»

  12. Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ. ПОТ РМ-001-97

  13. ГОСТ 12.1.003 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»

  14. ГОСТ 12.1 003 «Шум. Общие требования безопасности».

  15. ГОСТ 12.1.012 «Вибрация. Общие требования безопасности».

  16. ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».

  17. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение.

  18. Порядок обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций. Постановление Минтруда и соцразвития и Министерства образования РФ от 13.01. 2003 № 1/29

  19. Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, критерии и классификация условий труда.

Дополнительная:

  1. В.Н. Обливин., Л.И. Никитин., А.А. Гуревич. Безопасность жизнедеятельности в лесопромышленном производстве и лесном хозяйстве (учебник для лесотехнических и лесохозяйственных ВУЗов). М.: МГУЛ, 1999

  2. Белов С.В., Девисилов В.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для средних профессиональных учебных заведений. 2002

  3. Щербаков А.С. Охрана труда в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Учебник для средних учебных заведений. М.Л.П. Высшая школа, 1990

  4. Никитин Л.И. Охрана труда в лесном хозяйстве. Учебник для лесохозяйственных факультетов. М.: ЦБНТИ, 1977

  5. Ефимцев Ю.А. Обучение по охране труда работников лесного хозяйства. М.: Композит, 2004

  6. Ефимцев Ю.А., Назаренко Г.Л. Организация охраны труда и пути ее совершенствования. М.: ООО «Бета-Композит», 2002

  7. Правила по охране труда в лесном хозяйстве в условиях радиоактивного загрязнения на период 1992-95 гг. М.: ВНИИЛМ, 1992

  8. Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров. М.: ВНИИЛМ, 2002

  9. Марадудин И.И. и др. Основы прикладной радиоэкологии леса. Учебное пособие. М.: ВНИИЛМ, 2001

  10. Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями. М.: Апрохим, 2000

  11. Межотраслевая инструкция по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях на производстве. Минтруд РФ. М.:ИЦЭНАС, 2001

  12. Инструкции по охране труда. Лесное хозяйство, деревообрабатывающая промышленность (Утверждены Минтрудом РФ от 11 мая 2004 г.)

  13. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 20 марта 1998 г. №16

  14. Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин РД 10-525-03. Утверждены приказом Госгортехнадзора России №27 от 19 февраля 2003 г.

37. Лесной кодекс Российской Федерации. М.:4.12. 06. № 201-ФЗ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен:

знать:

- содержание и задачи учебной дисциплины, ее роль в формировании специалиста;

- основные понятия, термины и определения в области охраны труда;

уметь:

- применять в практической деятельности знания трудового кодекса по охране труда и других федеральных законов и нормативно-правовых актов.

Содержание дисциплины и ее роль в формировании специалиста. Аксиома потенциальной опасности производственной деятельности. Охрана труда в Трудовом кодексе РФ. Основные понятия и термины охраны труда, их практическое применение.

Литература: (1) ст. 37, (2) ст.209-210, (3) ст.209, (5) с. 8-11, (6) с. 3-19, (15).

Методические указания

Современное общество стоит на эгоцентрических позициях и утверждает, что человек самоценен и уникален, его здоровье приоритетно по отношению к результатам деятельности.

Однако, как показывает практика, в процессе деятельности невозможно обеспечить нулевой риск, т.е. любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома лежит в основе образовательной концепции охраны труда.

Исходя из указанной аксиомы, человек постоянно находится в поле потенциальных опасностей, которые обусловлены рядом причин природного, техногенного (антропогенного) характера и др. Особенно потенциально опасна – производственная деятельность человека. Многие виды лесозаготовительных и лесохозяйственных работ в лесной отрасли относятся к работам с повышенной опасностью. В целях обеспечения безопасности и исключения производственного травматизма в лесном хозяйстве дисциплине «Охрана труда» отводится важная роль.

В Федеральных законах № 197-ФЗ от 30.12.2001 «Трудовой Кодекс Российской Федерации» и № 90-ФЗ от 30.06.2006 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» ст. 209, а также в ГОСТе 12.0.002 изучите основные понятия:

- охрана труда;

- условия труда;

- безопасные условия труда;

- рабочее место;

- опасный производственный фактор;

- вредный производственный фактор;

- производственная деятельность и др.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Здесь следует уяснить, что охрана труда – это большой, непрерывный процесс, постоянно требующий материальных затрат. И ни в коем случае охрану труда не следует путать с понятием техники безопасности. Техника безопасности – это один из разделов охраны труда, представляющий собой систему организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Знайте, что дальнейшее изучение программного материла по охране труда без знания этих терминов, определений и понятий не предоставляется возможным.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какая роль дисциплины охраны труда в формировании специалиста?

  2. В чем разница в понятиях охрана труда и техника безопасности?

  3. Почему невозможно обеспечить нулевой риск в производственной деятельности?

  4. В каких статьях ТК РФ отражаются вопросы охраны труда?

РАЗДЕЛ 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 35. 02. 01, Лесное и лесопарковое хозяйство п. Правдинский iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования...

Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 35. 02. 01, Лесное и лесопарковое хозяйство п. Правдинский iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования...

Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 35. 02. 01, Лесное и лесопарковое хозяйство п. Правдинский iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования...

Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 35. 02. 01, Лесное и лесопарковое хозяйство п. Правдинский iconМетодические указания по профессиональному модулю «Организация использования...
...

Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 35. 02. 01, Лесное и лесопарковое хозяйство п. Правдинский iconМетодические указания по профессиональному модулю «Организация и...
...

Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 35. 02. 01, Лесное и лесопарковое хозяйство п. Правдинский iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методическое пособие предназначено для студентов заочников по специальности 0601 "Экономика, бухгалтерский учет и контроль"

Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 35. 02. 01, Лесное и лесопарковое хозяйство п. Правдинский iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания составлены в соответствии и примерной (рабочей) программой профессионального модуля пм. 01. Предоставление...

Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 35. 02. 01, Лесное и лесопарковое хозяйство п. Правдинский iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания составлены в соответствии и примерной (рабочей) программой профессионального модуля пм. 01. Ведение расчетных...

Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 35. 02. 01, Лесное и лесопарковое хозяйство п. Правдинский iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания составлены в соответствии и примерной (рабочей) программой профессионального модуля пм. 02. Предоставление...

Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 35. 02. 01, Лесное и лесопарковое хозяйство п. Правдинский iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания составлены в соответствии и примерной (рабочей) программой профессионального модуля пм. 04. Составление и использование...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск