| Подспорье
Газета Союза борьбы за народную трезвость
| № 74
|
Немцева Т.В. «За здоровый образ жизни»
Программа курса для учащихся 1-4 классов 2
Программа курса для учащихся 5-6 классов 15
Программа курса для учащихся 7-9 классов 38
Программа курса для учащихся 10-11 классов 70
Программа курса для учащихся 1-4 классов
За здоровый образ жизни
Дополнительная образовательная программа Пояснительная записка. Цель курса: сформировать представление о здоровом образе жизни. Задачи курса:
- усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях и взаимосвязях окружающего мира,
- формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе.
- овладение школьниками основами личной гигиены;
- обучение учащихся противостоянию негативным явлениям,
- развитие познавательной активности у младших школьников в получении знаний об окружающем мире,
- воспитание у школьников любви к природе, к своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Современное состояние здоровья наших детей в последние годы не дает повода для оптимизма.
Конечно, причины ухудшения здоровья детей самые разные.
Разрушение системы ценностей (низкий морально-этический уровень населения), доступность психоактивных веществ и алкогольной продукции, отрицательное влияние средств массовой информации и др. – причины, которые пагубно влияют на здоровье подрастающего поколения.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема.
Очевидно, что каждая школа должна стать центром здоровьесберегающего отношения к ребенку, а сохранение и укрепление здоровья школьников должно быть приоритетной функцией образовательного учреждения. «АЗБУКА СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ» (учебное пособие для первоклассника, учителя и родителя)
- дидактический материал, который может быть использован:
- к урокам обучения грамоте как дополнительный материал,
- для внеклассных занятий,
- для занятий дома детей с родителями. Путешествуя с котом Васей по страницам «пестрой» Азбуки, дети приобретают первоначальные представления о здоровом образе жизни, о правилах личной гигиены, о режимных моментах своего дня, о тех занятиях и развлечениях, которые способствуют укреплению здоровья, о полезных прививках и вредных привычках, о правилах общения, которые помогают ребенку жить в гармонии с природой и обществом. Учитывая возрастные особенности детей, материал в Азбуке представлен в виде пословиц, загадок, стихотворений, занимательных игр и др.
Неотъемлемой частью занятия становится рубрика «полезная информация», из которой дети узнают о строении человека, о вреде табака, алкоголя и др.
Только вместе с учителем, воспитателем или родителями ребенок может постигнуть тайны «Азбуки счастливой жизни». Учебное пособие рассчитано на изучение материала в течение 31 часа, каждое занятие продолжительностью 20 минут, особенностью распределения материала по темам является алфавит, новая тема начинается с новой буквы.
Учебные пособия «Живем в радости» (2 класс) и «Жизнь прекрасна» (3-4 классы) продолжают серию занятий по культуре здоровья учащихся начальной школы, на которых школьники знакомятся с вредными и полезными привычками, с правилами личной гигиены и гигиеной питания, с проблемами, связанными с курением и употреблением алкоголя, с основами безопасной жизнедеятельности.
Каждое занятие дает материал для размышления взрослым в рубрике «для родителей».
В процессе изучения данного курса школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, таблицы и др.
Поурочно-тематическое планирование. 1 класс
№
Занятия
| Изучаемая буква
| Ключевое слово занятия
| “Опасное” слово
| 1
| А
| Аппетит
| Алкоголь
| 2
| Б
| Бабушка
|
| 3
| В
| Витамины
|
| 4
| Г
| Гигиена
|
| 5
| Д
| Дружба
|
| 6
| Е
| Еда
| Вредные привычки: курение
| 7
| Ё
| Ёлка
|
| 8
| Ж
| Желудок
|
| 9
| З
| Здоровье
|
| 10
| И
| Игра
| Изжога
| 11
| Й
| Йогурт
|
| 12
| К
| Каникулы
|
| 13
| Л
| Лекарство
|
| 14
| М
| Мама
|
| 15
| Н
| Наказание
| Наркотик
| 16
| О
| Овощи
| Отравление
| 17
| П
| Полезные привычки
|
| 18
| Р
| Режим
|
| 19
| С
| Спорт
| Сигарета
| 20
| Т
| Тренировка
| Табак
| 21
| У
| Урок
|
| 22
| Ф
| Физкультура
|
| 23
| Х
| Хлеб
|
| 24
| Ц
| Цель
|
| 25
| Ч
| Чистота
|
| 26
| Ш
| Школьник
| Алкоголь (шампанское)
| 27
| Щ
| Щедрость
|
| 28
| Э
| Экскурсия
|
| 29
| Ю
| Юность
|
| 30
| Я
| Язык
|
| 31
|
| Итоговое занятие:
Посеешь привычку – пожнешь поступок!
|
|
Тематическое планирование. 2 класс
№
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| 1
| Человек и его привычки
| 3
| 2
| Общение
| 3
| 3
| Дом вести - не лапти плести
| 4
| 4
| Дружная семья
| 3
| 5
| Старый друг – лучше новых двух
| 3
| 6
| Наши друзья – целебные растения
| 3
| 7
| Опасности, подстерегающие нас
| 3
| 8
| Живая природа
| 6
| 9
| “Живительные ”напитки
| 2
| 10
| В здоровом теле – здоровый дух
| 1
| 11
| Делу время – потехе час
| 1
| 12
| Тайна твоего имени
| 1
| 13
| Итоговое занятие: радость открытий
| 1
|
|
| 34
|
Тематическое планирование. 3 класс
№
занятия
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| 1
| Человек создан для счастья
| 4
| 2
| Там счастье не диво, где трудятся нелениво
| 3
| 3
| Счастье – каждый понимает по-своему
| 3
| 4
| Счастье и разум
| 2
| 5
| Учимся, играем – свой мозг развиваем
| 2
| 6
| Табак или здоровье?
| 2
| 7
| О добре и зле
| 3
| 8
| Как не стать равнодушным
| 2
| 9
| Страна сильна, когда здоровы ее люди
| 2
| 10
| От чего зависит здоровье?
| 3
| 11
| Чудо улыбки
| 3
| 12
| Умей владеть собой
| 3
| 13
| Что такое хорошо и что такое плохо?
| 3
|
|
| 32
|
Тематическое планирование. 4 класс
№
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| 1
| Качества человека
| 2
| 2
| Секрет успеха
| 3
| 3
| Пагубное влияние алкоголя
| 2
| 4
| О наших заблуждениях
| 3
| 5
| Ложь – прибежище слабых
| 4
| 6
| Основы безопасной жизнедеятельности
| 2
| 7
| Интуиция и рассудок
| 2
| 8
| Физическое здоровье человека
| 5
| 9
| Гигиена питания
| 4
| 10
| Культура здоровья
| 2
|
|
| 33
|
|