Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»


Скачать 164.19 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ДГМА Росздрава)

Кафедра эпидемиологии
УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол № __ от «__»_______2013 г.

Заведующий кафедрой эпидемиологии

Зульпукарова Н.М-Г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»

на практическое занятие по теме :


«Эпидемиология и профилактика брюшного тифа»
Составил: зав.кафедрой, доц.

Зульпукарова Н.М.-Г.


г.Махачкала 2013


I. Учебная цель

1. Целью темы занятия «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа» является изучение эпидемиологического процесса при брюшном тифе, и методов профилактических и противоэпидемических мероприятий.

В результате обучения по теме «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа» студенты должны:

1.Знать

- источники возбудителя инфекции;

- механизм передачи инфекции;

- пути и факторы, способствующие распространению инфекции;

- восприимчивость населения;

- влияние природной и социальной на развитие среды развития эпидемиологического процесса;

- эпидемиологический процесс тифо – паразитных инфекций;

- профилактические и противоэпидемические мероприятия.

Уметь:

- орентироваться в эпидемиолгическом очаге;;

- определять границы очага;

- орагнизовать работу с бактерионосителями;

- заполнять медицинскую документацию;

Время тематического занятия: 2 часа.

Учебно-материальное обеспечение:

1.Наглядные пособия: таблицы, схемы, слайды по теме занятия, санитарные правила.

2.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

Литература основная:


  1. Ющук Н.Д.: Эпидемиология – М., Медицина 1993

  2. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.: Эпидемиология. М.: Медицина, 1989

  3. Ющук Н.Д. и др. Эпидемиология: сборник тестов и задач, М: Медицина 1997

  4. Биглхол Р., Бонита Р., Кьельстрем Т. Основы эпидемиологии - Женева, ВОЗ, 1994 – 259с.

  5. Зуева Л.Р., Яфаев Р.Х. Эпидемиология Санкт – Петербург, 2005


Дополнительная литература:

1.Черкасский Б.Л. Системный подход в эпидемиологии – М: Медицина, 1988

2.Черкасский Б.Л.- глобальная эпидемиология, - М.Медицина 2008

3.Покровский В.И. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней М., Медицина, 1993

Учебные вопросы и расчет времени:




Учебные вопросы

Расчет времени

1

2

3

1

Введение. Преподаватель отмечает значение знаний эпидемиологического процесса брюшного тифа при проведении профилактических мероприятий.

5 мин

2

Определение исходного уровня знаний проводится с использованием тестов I уровня

20 мин

3

После предварительной домашней подготовки по соответствующим разделам учебника, студенты продолжают изучать тему, работая со специально подготовленным учебным материалом (карты эпидемиологического обследования очага инфекционного больного, экстренные извещения, санитарные правила)

40 мин

4

Контроль усвоения материала проводится путем решения ситуационных задач 3 уровня.

20 мин.

5.

Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.

5 мин.


II. Методические указания

1.Общие организационно – методические указания.

Изучения материала по теме: «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа» является составляющей частью обучения по дисциплине «эпидемиология». Базисом для изучения данной темы служат знания по таким дисциплинам, как инфекционные болезни, микробиология, патофизиология.

Отработке на занятиях в процессе изучения данной темы подлежат вопросы по эпидемиологии и профилактике брюшного тифа.
2.Методические указания по вводной части.

Преподаватель объясняет курсантам порядок проведения занятия «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа», обращает внимание на необходимую тематическую литературу, а также электронный ресурс материалов по теме «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа». Освещаются вопросы работы с больными (сбор эпид. анамнеза, анализ лабораторных исследований, работа в очаге больного брюшным тифом, определение границ очага, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге и т.д.).

Обязательной исходной информацией является знакомство с вопросами по данной теме для итогового занятия.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Характеристика возбудителей брюшного тифаи паратифов А и В.

  2. Источники инфекции брюшного тифа и паратифов А и В.

  3. Механизм при передачи. Факторы передачи.

  4. Воспреимчивость людей.

  5. Эпидемиологический процесс.

  6. Противоэпидемические и профилактические мероприятия.


Тесты:

! +Относится к антропонозам

! Имеют черты сапронозов

! Имеют черты и антропонозов, и сапронозов

! Относятся к сапронозам

! Зооантропонозы с чертами сапронозов

? Летальность при брюшном тифе и паратифах:


! Высокая

! В отдельные годы не регистрируются

! Отсутствует

!+ Более высокая у больных преклонного возраста

! Более высокая у подростков

? К брюшному тифу, паратифам восприимчивы:


! Лица с нарушением функции пищеварения

! Лица с гипоацидным гастритом

! Ослабленные интеркуррентными заболеваниями

! +Восприимчивость всеобщая, но не абсолютная

! Лица с заболеваниями желчного пузыря

? После перенесенного брюшного тифа:


! + Остается длительный иммунитет

! Иммунитет возможен, но не во всех случаях

! Иммунитета нет

! Иммунитет кратковременный до 6 мес.

! Иммунитет до 1 года

? Перенесший паратиф В, как правило:


! Гарантирован от заболевания брюшным тифом

! Гарантирован от заболевания сальмонеллезами

! Не гарантирован от заболевания брюшным тифом

! Гарантирован от заболевания паратифом А

! +Гарантирован от заболевания паратифом В

? Переболевший брюшным тифом, как правило:


! Гарантирован от заболевания паратифом А

! Гарантирован от заболевания паратифом В

! Гарантирован от заболевания сальмонеллезами

!+ Гарантирован от заболевания брюшным тифом

! Не гарантирован от заболевания брюшным тифом

? Для брюшного тифа и паратифов А и В характерны следующие иммунологические особенности:


  1. Появление антител с первых дней болезни

  2. Появление антител к концу первой недели болезни

  3. Максимум антител к 15-20 дню болезни

  4. Возможно обнаружение антител только в конце заболевания

  5. Длительное сохранение антител в сыворотке переболевшего (в течение нескольких лет)

Из перечисленного выше правильно:

! 1 и 3

! 4 и 5

! 1 и 5

! +2, 3 и 5

! 2 и 3

? Механизм передачи при брюшном тифе и паратифе А:


! Трансмиссивный

! Вертикальный

! +Фекально-оральный

! Аспирационный

! Контактный

? Бытовой путь передачи возбудителей при брюшном тифе, паратифах А и Б:


Является ведущим

Не является ведущим

Может обусловить высокий уровень заболеваемости

Не может обусловить высокий уровень заболеваемости

Не может реализоваться вообще

Из перечисленного выше правильно:

! 1 и 3

!+ 2 и 4

! 5

! 2 и 3

! 1 и 4

? Воздушно – капельный путь передачи при тифопаратифозных заболеваниях:


! Является ведущим

! +Не реализуется вовсе

! Реализуется лишь в детских учреждениях

! Не является ведущим

! Реализуется в семейных очагах

? Пищевой путь передачи при брюшном тифе и паратифе А:


Является ведущим

Не является ведущим

Реализуется через молочные продукты

Реализуется через мясные продукты

Реализуются в организованных коллективах

Реализуются в семейных очагах

Реализуются через сырые морепродукты

Из перечисленного выше правильно:

! 1, 5

! +2, 3, 6, 7

! 1, 3, 7

! 4

! 3, 5

? Водный путь передачи возбудителей при брюшном тифе и паратифе А:


  1. Является ведущим

  2. Не является ведущим

  3. Не может реализоваться вовсе

  4. Может обусловить высокий уровень заболеваемости

  5. Не может обусловить высокий уровень заболеваемости

  6. Реализуется через воду открытых водоемов

  7. Реализуется через водопроводную воду

Из перечисленного выше правильно:

!+ 1, 4, 6, 7

! 1, 5

! 1, 7

! 2, 5, 6

! 3

? Источником инфекции при брюшном тифе являются:


! Домашние животные

! +Только человек

! Птицы

! Грызуны

! Сельскохозяйственные животные

? Больной брюшным тифом представляет эпидемиологическую опасность:


  1. В конце инкубационного периода

  2. В первые 5 дней болезни

  3. В конце первой недели болезни

  4. В разгар болезни

  5. В период реконвалесценции

Из перечисленного выше правильно:

! 1

! 2

! 3 и 4

!+3, 4 и 5

! 4

? Наибольшую опасность как источник инфекции при брюшном тифе представляет:


! Больные легкими формами

! Больные тяжелыми формами

! Больные атипичными формами

!+ Хронические бактерионосители

! Кратковременные бактерионосители

? Хроническое носительство брюшнотифозных бактерий формируется после:


! Легкого течения инфекции

! Форм средней тяжести

! +Тяжелых форм с рецидивами

! Стертых форм

! Не зависит от тяжести перенесенного заболевания

? Хроническое брюшнотифозное бактерионосительство чаще формируется у лиц:


  1. С патологией желчевыводящих путей

  2. Страдающих описторхозом

  3. С хроническим соматическими заболеваниями в анамнезе

  4. С хроническими инфекционными заболеваниями

  5. С равной частотой у всех лиц, перенесших брюшной тиф

Из перечисленного выше правильно:

! 3 и 4

! +1 и 2

! 1, 2, 3 и 4

! 1,3 и 4

! 5


? Динамика заболеваемости брюшным тифом характеризуется тенденцией к снижению:


! Повсеместно

! + На территориях, где обеспечена потребность населения в доброкачественной воде

! На территориях, где отработана система профилактической работы с бактерионосителями

! Только в городах

! Такая динамика не характерна ни для каких территорий

? Для брюшного тифа характерна сезонность:


! Весеннее – летняя

! +Летнее – осенняя

! Зимняя

! Зимнее – весенняя

! Не имеет четких характеристик

? Самые высокие показатели заболеваемости брюшным тифом наблюдается среди:


! Детей первого года жизни

! Детей первых 3-х лет жизни

! Детей 3-7 лет

!+ Подростков и лиц до 30 лет

! Лиц старше 30 лет

? С целью выявления больных брюшным тифом обследованию методом выделения гемокультуры подлежат:


! Все обращающиеся за медицинской помощью

! Лихорадящие более 2-х дней

! +Лихорадящие более 3-5х дней

! С болями в животе

! С диареей более 5 дней

? Выявление больных тифопаратифозными заболеваниями (установление диагноза) проводится на основании:


  1. Клинических симптомов

  2. Эпидемиологического анамнеза

  3. Лабораторных исследований

  4. Гастроскопических исследований

  5. Ректороманоскопии

Из перечисленного выше правильно:

! 1 и 2

! 1,2 и 4

! 3 и 5

! +1, 2 и 3

! 1, 3 и 5


? Материалами для лабораторного исследования с целью выявления больных брюшным тифом и паратифами А и Б являются:


  1. Кровь

  2. Моча

  3. Ликвор

  4. Фекалии

  5. Слюна

Из перечисленного выше правильно:

! 1 и 2

! 1,3 и 4

! +1,2 и 4

! 1 и 4

! 2, 4 и 5


? Материалами для лабораторного исследования с целью выявления хронических носителей возбудителей брюшного тифа и паратифов являются:


  1. Кровь

  2. Моча

  3. Ликвор

  4. Фекалии

  5. Дуоденальное содержимое

Из перечисленного выше правильно:

! 1 и 2

! 1,3 и 4

! +4 и 5

! 1, 4 и 5

! 2 и 4


? Показаниями к госпитализации больного брюшным тифом являются:


! Только тяжесть заболевания

! Тяжесть заболевания и возраст (дети и лица пожилого возраста)

! Принадлежность больного к группе «риска» (работники пищевых предприятий и т.д.)

! Проживание в коммунальной квартире

! +Все больные подлежат обязательной госпитализации

? Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами:


! +Обязательная мера для всех переболевших

! Проводится только в местах с повышенным уровнем заболеваемости

! Обязательно только в отношении детей до 3-х летнего возраста

! Обязательно только в отношении лицдекретированных профессий

! Обязательно только для детей, посещающих детские дошкольные учреждения

? Диспансерное наблюдение за переболевшими брюшным тифом осуществляется с целью выявления:


  1. Больных

  2. Хронического носительства

  3. Транзиторного носительства

  4. Групп «риска»

  5. Больных и хронического носительства

Из перечисленного выше правильно:

! 1 и 5

! 1

! 3 и 5

! 4

! +2


? В очаге брюшного тифа проводятся:


  1. Выявление и изоляция больных

  2. Лечение больных в домашних условиях

  3. Бактериологическое исследование фекалий людей, общавшихся с больным

  4. Бактериологическое исследование мочи людей, общавшихся с больным

  5. Экстренная профилактика антибиотиками среди людей, общавшихся с больным

  6. Дезинфекция

  7. Вакцинация

  8. Фагопрофилактика

Из перечисленного выше правильно:

! 1, 3, 4 и 6

! 1, 2, 3 и 4

! 3,4,5 и 6

! 1,3,6,7 и 8

!+ 1, 3, 6 и 8


? В комплексе мер по разрыву механизма передачи при брюшном тифе ведущая роль принадлежит :


! Дезинфекции

! Дезинсекции

! Соблюдению технологии производства молочных продуктов

!+Совершенствованию качества водоснабжения

! Соблюдению правил личной гигиены

? Массовая вакцинация населения против брюшного тифа оправдана на территориях:


! + С высоким уровнем заболеваемости (на эндемичных территориях)

! Со средним уровнем заболеваемости

! С низким уровнем заболеваемости

! Только в сельской местности

! Не оправдана

? Вакцинацию против брюшного тифа целесообразно проводить в:


! Январе

! Феврале

!+ Марте

! Апреле

! Мае

? Экстренная профилактика в очагах брюшного тифа проводится:


! Антибиотиками широкого спектра действия

! +Бактериофагом

! Бактериофагом и антибиотиками оксицилинового ряда

! Сульфаниламидными препаратами

! Иммуноглобулином

? Внутрибольничные вспышки брюшного тифа возникают преимущественно в стационарах:


! Детских соматических

! Хирургических

! Туберкулезных

! +Психиатрических

! Терапевтических


? Проблема ликвидации тифопаратифозных инфекций не может быть решена прежде всего из-за:


  1. Трудностей выявления стертых форм инфекций

  2. Трудностей выявления больных легкими формами заболевания на фоне антибиотикотерапии

  3. Отсутствия методов санации хронических носителей

  4. Отсутствия эффективных вакцин

  5. Нерешенности проблемы водоснабжения

Из перечисленного выше правильно:

! 1и 2

! 1и 4

! 2 и 5

! 3 и 4

!+ 3 и 5

3.Методические указания по проверке исходных знаний по теме «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа»

В качестве формы контроля подготовленности к занятию можно рекомендовать определение уровня знаний материала по теме домашнего задания.

Методика контроля рекомендуется в двух формах: устной и письменной (возможно краткое компьютерное тестирование). Устная форма контроля может быть применена в форме собеседования. Письменная форма контроля может быть применена в виде краткого программ – контроля, где задается 3 вопроса по изучаемому материалу.

Цель проверки знаний - определить наиболее слабые звенья в знаниях курсантов.

4.Методические указания по отработке учебных вопросов.

Занятия по теме «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа» проводится в форме разбора истории болезни больного с данной патологией, анализом лабораторных данных, вопросов на которые им необходимо будет ответить в заключитеельной части занятия.

Преподователь разбивает студентов на группы по 2 – 3 человека в каждой, которые направляются в эпид.очаги больным брюшным тифом на самостоятельную работу. В очаге они определяют границы, выявляют источник инфекции, работают с лицами, общавщимимся с источником инфекции, заполняют карты эпид.лосблеования очага, экстренные извещения. Результаты эпид.обследования обсуждаются на следующем занятии.

Обязательной частью занятия является разбор ситуационных задач, Рекомендуемая форма разбора задач: преподаватель зачитывает условия задачи, а затем один из курсантов последовательно отвечает на вопросы. В случае если у него возникают затруднения, ему помогают другие.

Таким образом, согласно расчету учебного времени, тема «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа» разбирается в течение 2-х академических часов.

5.Методические указания по проведению заключительной части занятия «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа».

Проводится анализ работы каждого студента, подводятся итоги.

Преподаватель определяет общий уровень подготовки по теме «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа», знакомит с темой следующего занятия, обращает внимание на наиболее важные вопросы темы и литературу, которая необходима при подготовке.

III. Учебные материалы:

1.Обучающие материалы: таблицы, схемы, слайды, санитарные правила.

Преподаватель: зав. кафедрой, доц.

Зульпукарова Н.М.-Г.

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»
«Дагестанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»
«Дагестанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconУчебно-методические рекомендации по учебной дисциплине «история» для студентов-заочников
Основные требования и рекомендации по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «История»: – 9

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине
Методические рекомендации к проведению лабораторных и практических работ для обучающихся разработаны в соответствии с требованиями...

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconВопросы к зачету по дисциплине «эпидемиология» для отделения
Эпидемиология как наука об эпидемическом процессе. Связь эпидемиологии с другими науками. История развития эпидемиологии. Значение...

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические указания к практическим занятиям студентов по учебной дисциплине фармакология
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014....

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины одб. 01 Иностранный язык (английский)

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по...
Методические рекомендации по выполнению морфемного и словообразовательного разбора слова

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной...
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «огсэ. 02 История» для специальности 19. 02. 10...

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовой статус юридических лиц»
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск