Скачать 164.19 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО ДГМА Росздрава) Кафедра эпидемиологии УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол № __ от «__»_______2013 г. Заведующий кафедрой эпидемиологии Зульпукарова Н.М-Г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» на практическое занятие по теме : «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа» Составил: зав.кафедрой, доц. Зульпукарова Н.М.-Г. г.Махачкала 2013 I. Учебная цель 1. Целью темы занятия «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа» является изучение эпидемиологического процесса при брюшном тифе, и методов профилактических и противоэпидемических мероприятий. В результате обучения по теме «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа» студенты должны: 1.Знать - источники возбудителя инфекции; - механизм передачи инфекции; - пути и факторы, способствующие распространению инфекции; - восприимчивость населения; - влияние природной и социальной на развитие среды развития эпидемиологического процесса; - эпидемиологический процесс тифо – паразитных инфекций; - профилактические и противоэпидемические мероприятия. Уметь: - орентироваться в эпидемиолгическом очаге;; - определять границы очага; - орагнизовать работу с бактерионосителями; - заполнять медицинскую документацию; Время тематического занятия: 2 часа. Учебно-материальное обеспечение: 1.Наглядные пособия: таблицы, схемы, слайды по теме занятия, санитарные правила. 2.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор Литература основная:
Дополнительная литература: 1.Черкасский Б.Л. Системный подход в эпидемиологии – М: Медицина, 1988 2.Черкасский Б.Л.- глобальная эпидемиология, - М.Медицина 2008 3.Покровский В.И. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней М., Медицина, 1993 Учебные вопросы и расчет времени:
II. Методические указания 1.Общие организационно – методические указания. Изучения материала по теме: «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа» является составляющей частью обучения по дисциплине «эпидемиология». Базисом для изучения данной темы служат знания по таким дисциплинам, как инфекционные болезни, микробиология, патофизиология. Отработке на занятиях в процессе изучения данной темы подлежат вопросы по эпидемиологии и профилактике брюшного тифа. 2.Методические указания по вводной части. Преподаватель объясняет курсантам порядок проведения занятия «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа», обращает внимание на необходимую тематическую литературу, а также электронный ресурс материалов по теме «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа». Освещаются вопросы работы с больными (сбор эпид. анамнеза, анализ лабораторных исследований, работа в очаге больного брюшным тифом, определение границ очага, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге и т.д.). Обязательной исходной информацией является знакомство с вопросами по данной теме для итогового занятия. Вопросы для самоконтроля:
Тесты: ! +Относится к антропонозам ! Имеют черты сапронозов ! Имеют черты и антропонозов, и сапронозов ! Относятся к сапронозам ! Зооантропонозы с чертами сапронозов ? Летальность при брюшном тифе и паратифах:! Высокая ! В отдельные годы не регистрируются ! Отсутствует !+ Более высокая у больных преклонного возраста ! Более высокая у подростков ? К брюшному тифу, паратифам восприимчивы:! Лица с нарушением функции пищеварения ! Лица с гипоацидным гастритом ! Ослабленные интеркуррентными заболеваниями ! +Восприимчивость всеобщая, но не абсолютная ! Лица с заболеваниями желчного пузыря ? После перенесенного брюшного тифа:! + Остается длительный иммунитет ! Иммунитет возможен, но не во всех случаях ! Иммунитета нет ! Иммунитет кратковременный до 6 мес. ! Иммунитет до 1 года ? Перенесший паратиф В, как правило:! Гарантирован от заболевания брюшным тифом ! Гарантирован от заболевания сальмонеллезами ! Не гарантирован от заболевания брюшным тифом ! Гарантирован от заболевания паратифом А ! +Гарантирован от заболевания паратифом В ? Переболевший брюшным тифом, как правило:! Гарантирован от заболевания паратифом А ! Гарантирован от заболевания паратифом В ! Гарантирован от заболевания сальмонеллезами !+ Гарантирован от заболевания брюшным тифом ! Не гарантирован от заболевания брюшным тифом ? Для брюшного тифа и паратифов А и В характерны следующие иммунологические особенности:
Из перечисленного выше правильно: ! 1 и 3 ! 4 и 5 ! 1 и 5 ! +2, 3 и 5 ! 2 и 3 ? Механизм передачи при брюшном тифе и паратифе А:! Трансмиссивный ! Вертикальный ! +Фекально-оральный ! Аспирационный ! Контактный ? Бытовой путь передачи возбудителей при брюшном тифе, паратифах А и Б:Является ведущим Не является ведущим Может обусловить высокий уровень заболеваемости Не может обусловить высокий уровень заболеваемости Не может реализоваться вообще Из перечисленного выше правильно: ! 1 и 3 !+ 2 и 4 ! 5 ! 2 и 3 ! 1 и 4 ? Воздушно – капельный путь передачи при тифопаратифозных заболеваниях:! Является ведущим ! +Не реализуется вовсе ! Реализуется лишь в детских учреждениях ! Не является ведущим ! Реализуется в семейных очагах ? Пищевой путь передачи при брюшном тифе и паратифе А:Является ведущим Не является ведущим Реализуется через молочные продукты Реализуется через мясные продукты Реализуются в организованных коллективах Реализуются в семейных очагах Реализуются через сырые морепродукты Из перечисленного выше правильно: ! 1, 5 ! +2, 3, 6, 7 ! 1, 3, 7 ! 4 ! 3, 5 ? Водный путь передачи возбудителей при брюшном тифе и паратифе А:
Из перечисленного выше правильно: !+ 1, 4, 6, 7 ! 1, 5 ! 1, 7 ! 2, 5, 6 ! 3 ? Источником инфекции при брюшном тифе являются:! Домашние животные ! +Только человек ! Птицы ! Грызуны ! Сельскохозяйственные животные ? Больной брюшным тифом представляет эпидемиологическую опасность:
Из перечисленного выше правильно: ! 1 ! 2 ! 3 и 4 !+3, 4 и 5 ! 4 ? Наибольшую опасность как источник инфекции при брюшном тифе представляет:! Больные легкими формами ! Больные тяжелыми формами ! Больные атипичными формами !+ Хронические бактерионосители ! Кратковременные бактерионосители ? Хроническое носительство брюшнотифозных бактерий формируется после:! Легкого течения инфекции ! Форм средней тяжести ! +Тяжелых форм с рецидивами ! Стертых форм ! Не зависит от тяжести перенесенного заболевания ? Хроническое брюшнотифозное бактерионосительство чаще формируется у лиц:
Из перечисленного выше правильно: ! 3 и 4 ! +1 и 2 ! 1, 2, 3 и 4 ! 1,3 и 4 ! 5 ? Динамика заболеваемости брюшным тифом характеризуется тенденцией к снижению:! Повсеместно ! + На территориях, где обеспечена потребность населения в доброкачественной воде ! На территориях, где отработана система профилактической работы с бактерионосителями ! Только в городах ! Такая динамика не характерна ни для каких территорий ? Для брюшного тифа характерна сезонность:! Весеннее – летняя ! +Летнее – осенняя ! Зимняя ! Зимнее – весенняя ! Не имеет четких характеристик ? Самые высокие показатели заболеваемости брюшным тифом наблюдается среди:! Детей первого года жизни ! Детей первых 3-х лет жизни ! Детей 3-7 лет !+ Подростков и лиц до 30 лет ! Лиц старше 30 лет ? С целью выявления больных брюшным тифом обследованию методом выделения гемокультуры подлежат:! Все обращающиеся за медицинской помощью ! Лихорадящие более 2-х дней ! +Лихорадящие более 3-5х дней ! С болями в животе ! С диареей более 5 дней ? Выявление больных тифопаратифозными заболеваниями (установление диагноза) проводится на основании:
Из перечисленного выше правильно: ! 1 и 2 ! 1,2 и 4 ! 3 и 5 ! +1, 2 и 3 ! 1, 3 и 5 ? Материалами для лабораторного исследования с целью выявления больных брюшным тифом и паратифами А и Б являются:
Из перечисленного выше правильно: ! 1 и 2 ! 1,3 и 4 ! +1,2 и 4 ! 1 и 4 ! 2, 4 и 5 ? Материалами для лабораторного исследования с целью выявления хронических носителей возбудителей брюшного тифа и паратифов являются:
Из перечисленного выше правильно: ! 1 и 2 ! 1,3 и 4 ! +4 и 5 ! 1, 4 и 5 ! 2 и 4 ? Показаниями к госпитализации больного брюшным тифом являются:! Только тяжесть заболевания ! Тяжесть заболевания и возраст (дети и лица пожилого возраста) ! Принадлежность больного к группе «риска» (работники пищевых предприятий и т.д.) ! Проживание в коммунальной квартире ! +Все больные подлежат обязательной госпитализации ? Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами:! +Обязательная мера для всех переболевших ! Проводится только в местах с повышенным уровнем заболеваемости ! Обязательно только в отношении детей до 3-х летнего возраста ! Обязательно только в отношении лицдекретированных профессий ! Обязательно только для детей, посещающих детские дошкольные учреждения ? Диспансерное наблюдение за переболевшими брюшным тифом осуществляется с целью выявления:
Из перечисленного выше правильно: ! 1 и 5 ! 1 ! 3 и 5 ! 4 ! +2 ? В очаге брюшного тифа проводятся:
Из перечисленного выше правильно: ! 1, 3, 4 и 6 ! 1, 2, 3 и 4 ! 3,4,5 и 6 ! 1,3,6,7 и 8 !+ 1, 3, 6 и 8 ? В комплексе мер по разрыву механизма передачи при брюшном тифе ведущая роль принадлежит :! Дезинфекции ! Дезинсекции ! Соблюдению технологии производства молочных продуктов !+Совершенствованию качества водоснабжения ! Соблюдению правил личной гигиены ? Массовая вакцинация населения против брюшного тифа оправдана на территориях:! + С высоким уровнем заболеваемости (на эндемичных территориях) ! Со средним уровнем заболеваемости ! С низким уровнем заболеваемости ! Только в сельской местности ! Не оправдана ? Вакцинацию против брюшного тифа целесообразно проводить в:! Январе ! Феврале !+ Марте ! Апреле ! Мае ? Экстренная профилактика в очагах брюшного тифа проводится:! Антибиотиками широкого спектра действия ! +Бактериофагом ! Бактериофагом и антибиотиками оксицилинового ряда ! Сульфаниламидными препаратами ! Иммуноглобулином ? Внутрибольничные вспышки брюшного тифа возникают преимущественно в стационарах:! Детских соматических ! Хирургических ! Туберкулезных ! +Психиатрических ! Терапевтических ? Проблема ликвидации тифопаратифозных инфекций не может быть решена прежде всего из-за:
Из перечисленного выше правильно: ! 1и 2 ! 1и 4 ! 2 и 5 ! 3 и 4 !+ 3 и 5 3.Методические указания по проверке исходных знаний по теме «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа» В качестве формы контроля подготовленности к занятию можно рекомендовать определение уровня знаний материала по теме домашнего задания. Методика контроля рекомендуется в двух формах: устной и письменной (возможно краткое компьютерное тестирование). Устная форма контроля может быть применена в форме собеседования. Письменная форма контроля может быть применена в виде краткого программ – контроля, где задается 3 вопроса по изучаемому материалу. Цель проверки знаний - определить наиболее слабые звенья в знаниях курсантов. 4.Методические указания по отработке учебных вопросов. Занятия по теме «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа» проводится в форме разбора истории болезни больного с данной патологией, анализом лабораторных данных, вопросов на которые им необходимо будет ответить в заключитеельной части занятия. Преподователь разбивает студентов на группы по 2 – 3 человека в каждой, которые направляются в эпид.очаги больным брюшным тифом на самостоятельную работу. В очаге они определяют границы, выявляют источник инфекции, работают с лицами, общавщимимся с источником инфекции, заполняют карты эпид.лосблеования очага, экстренные извещения. Результаты эпид.обследования обсуждаются на следующем занятии. Обязательной частью занятия является разбор ситуационных задач, Рекомендуемая форма разбора задач: преподаватель зачитывает условия задачи, а затем один из курсантов последовательно отвечает на вопросы. В случае если у него возникают затруднения, ему помогают другие. Таким образом, согласно расчету учебного времени, тема «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа» разбирается в течение 2-х академических часов. 5.Методические указания по проведению заключительной части занятия «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа». Проводится анализ работы каждого студента, подводятся итоги. Преподаватель определяет общий уровень подготовки по теме «Эпидемиология и профилактика брюшного тифа», знакомит с темой следующего занятия, обращает внимание на наиболее важные вопросы темы и литературу, которая необходима при подготовке. III. Учебные материалы: 1.Обучающие материалы: таблицы, схемы, слайды, санитарные правила. Преподаватель: зав. кафедрой, доц. Зульпукарова Н.М.-Г. |
«Дагестанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» | «Дагестанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» | ||
Основные требования и рекомендации по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «История»: – 9 | Методические рекомендации к проведению лабораторных и практических работ для обучающихся разработаны в соответствии с требованиями... | ||
Эпидемиология как наука об эпидемическом процессе. Связь эпидемиологии с другими науками. История развития эпидемиологии. Значение... | Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014.... | ||
Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины одб. 01 Иностранный язык (английский) | Методические рекомендации по выполнению морфемного и словообразовательного разбора слова | ||
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «огсэ. 02 История» для специальности 19. 02. 10... | Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |