Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»


Скачать 172.15 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ДГМА Росздрава)

Кафедра эпидемиологии
УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол № __ от «__»_______2013 г.

Заведующий кафедрой эпидемиологии

Зульпукарова Н.М-Г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»

на практическое занятие по теме :

«Эпидемиологический процесс»


Составил: зав.кафедрой, доц.

Зульпукарова Н.М.-Г.


Махачкала – 2013 г.


Цель занятия: изучить структуру эпидемиологического процесса, уметь ориентироваться в конкретных эпидемиологических очагах и ситуациях, а также правильно оценивать данные, представляемые санитарно – эпидемиологической службой.

В результате обучения по теме «эпидемиологический процесс» студенты должны:

  1. Иметь представление о структуре эпидемиологического процесса, его формах проявления.

  2. Знать:

- варианты источников при различных инфекционных болезнях;

- виды механизмов передачи инфекционных болезней;

- пути и факторы передачи инфекции;

- восприимчивость организма как необходимое условие поддержания эпидпроцесса;

-факторы, определяющие специфическую и неспецифическую резистентность организма;

-влияние природной и социальной среды не развитие эпидемиологического процесса.


  1. Уметь:

- ориентироваться в эпидемиологических очагах;

- определять границы очага;

-организовывать противоэпедемическую работу в очаге инфекционного больного;

-заполнять медицинскую документацию (карты эпидемиологического обследования, экстернные извещения.)

- пользоваться эколого-эпидемиологической классификацией инфекционных болезней;
Время тематического занятия: 2 часа
Учебно-материальное обеспечение:

1.Наглядые пособия:

а) таблицы, схемы и слайды по теме «Эпид.процесс»

2.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Литература основная:

  1. Ющук Н.Д.: Эпидемиология – М., Медицина 1993

  2. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.: Эпидемиология. М.: Медицина, 1989

  3. Ющук Н.Д. и др. Эпидемиология: сборник тестов и задач, М: Медицина 1997

  4. Биглхол Р., Бонита Р., Кьельстрем Т. Основы эпидемиологии - Женева, ВОЗ, 1994 – 259с.

  5. Зуева Л.Р., Яфаев Р.Х. Эпидемиология Санкт – Петербург, 2005


Дополнительная литература:

1.Черкасский Б.Л. Системный подход в эпидемиологии – М: Медицина, 1988

2.Черкасский Б.Л.- глобальная эпидемиология, - М.Медицина 2008

3.Покровский В.И. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней М., Медицина, 1993
Учебные вопросы и расчет времени



Учебные вопросы

Расчет времени

1

2

3

1

Во введении преподаватель раскрывает значение знания эпидемиологического процесса при проведении профилактических мероприятий

5 мин.

2

Определение исходного уровня знаний проводится с использованием с использованием тестов 1 уровня

20 мин.

3.

Подготовившись к занятию дома по соответствующим разделом учебника студенты продолжают изучать тему, работая со специально подготовленным учебным материалом (карты эпидемиологического обследования очага инфекционного больного, экстренные извещения)

40мин.

4

Контроль усвоения материала студентами проводится путем решения ситуационных задач 3 уровня

20 мин.

5

Задание на следующее занятия с выделением материала для самостоятельной работы.

5 мин.


II. Методические указания

1.Общие организационно – методические указания:

Изучение материала на тему: «Эпидемиологический процесс» является составляющей частью обучения слушателей ФПО по дисциплине «эпидемиология»

Инфекционные болезни остаются актуальной проблемой мирового здравоохранения.

В основе любой инфекционной болезни лежит эпидемиологический процесс.

В современных условия нашел блестящее подтверждение сформулированный Л.В. Громашевским (1965) закон, согласно которому эпидемиология любой заразной болезни в ходе человеческой истории может претерпевать соответствующие изменения, если в социальной жизни общества наступают перемены, способные воздействовать стимулирующим или угнетающим образом на эпидемиологический процесс.

2. Методические указания по вводной части

Преподаватель объясняет студентам порядок проведения занятия «Эпидемиологический процесс». Обращает внимание на необходимую тематическую литературу по теме занятия. Обязательной исходной информацией для студентов является знакомство с вопросами для итогового занятия и тестирования, к которому необходима постепенная подготовка.

3.Методические указания по проверке исходных знаний курсантов по теме «Эпидемиологический процесс»

Методика контроля рекомендуется в двух формах: устно или письменно. Устная форма контроля основывается на собеседовании, при котором выявляется теоретическая подготовленность студента, а письменная в решении ситуационных задач и тестировании.

  1. Методические указания по отработке учебных вопросов.

Занятия по теме «Эпидемиологический процесс» проводится на базе эпид.отдела РЦИБ.

Студенты ознакамливаются с вопросами для самоподготовки:

1.Что собой представляет эпидемический процесс?

2.Перечислите звенья эпидемиологической цепи

3.Что может являться источником инфекции?

4.Перечислите и охарактеризуйте механизмы передачи инфекционных болезней.

5.Какие существуют пути и факторы передачи инфекционных болезней?

6.Дайте характеристику антропонозам, зоонозам, зооантропонозам, сапринозом.

7.Объясните такие понятия, как «эпидемия», «пандемия», «эндемия», «экзотическая» болезнь.

8.Что такое назоареал?

9.Что собой представляет эпидемиологический очаг?

10. Определение границ очага инфекционного больного (кто и как проводит?)


Тест для самоконтроля

? Эпидемический процесс:


! Это процесс взаимодействия микро – и макроорганизмов на популяционном уровне

! Непрерывный процесс

! Обеспечивает сохранение возбудителя как биологического вида

! Процесс распространения специфических инфекционных состояний среди людей

! +Все перечисленное

? Предпосылки, необходимые для возникновения и поддержания эпидемиологического процесса:


! Источник инфекции

! Механизм передачи

! Восприимчивость населения

! +Сочетанное действие перечисленного выше, определяемое социальными и природными факторами

! Сочетанное действие перечисляемого выше, определяемое природными факторами

? На эпидемический процесс влияют:


! Генотипическая гетерогенность микроорганизмов

! Фенотипическая гетерогенность микроорганизмов

! Генотипическая гетерогенность макроорганизмов

! Фенотипическая гетерогенность макроорганизмов

! +Все перечисленное

? Различают следующие группы инфекций (экологическая классификация):


! Антропонозы

! Зоонозы

! Сапронозы

! Верно А и В

! +Все перечисленное

? Эпидемический процесс имеет место при:


! Антропонозах

! Всех зооантропонозах

! Зоонозах

! Сапронозах

! +Антропонозах и некоторых зооантропонозах


? Источником инфекции является:


! Загрязненное возбудителями молоко

! Загрязненная возбудителями вода

! Зараженные клещи

! Зараженные вши

! +Зараженный организм человека, животного

? Артифициальный (искусственный) механизм передачи ассоциирован с:


! Оперативными вмешательствами

! Инвазивными диагностическими процедурами

! Инвазивными лечебными процедурами

! Инъекциями

! +Всем перечисленным

? Существуют следующие механизмы передачи:


  1. артифициальный

  2. горизонтальный

  3. водный

  4. вертикальный

  5. пищевой

Из перечисленного выше правильно:

! 1 и 3

!+ 1,2,4

! 1,2 и 3

! 2,3

! 3 и 4

? Фазы механизма передачи возбудителя:


1) Выделение из организма

2) Пребывание во внешней среде

  1. Внедрение в восприимчивый организм

  2. Размножение в организме и возникновение болезни

  3. Все перечисленное выше

Из перечисленного выше правильно:

! 1 и 2

! 5

! +1,2, 3

! 2,3,4

! 3 и 4

? Артифициальный механизм передачи определяет заболеваемость:


! + В стационарах различного профиля

! На определенных территориях страны

! В детских организованных коллективах

! Среди новорожденных

! Во взрослых коллективах

? Основные пути при фекально-оральном механизме передачи кишечных инфекций:


! Пищевой, водный, пылевой

! +Водный, пищевой

! Бытовой

! Воздушно пылевой

! Контактный

? Пути при аспирационном механизме передачи инфекций:


! Воздушно – пылевой, фекально-оральный

! Аэрозольный, контактный

! Ингаляционный

! +Воздушно пылевой, воздушно - капельный

! Контактно - бытовой


? Факторами передачи при кишечных инфекциях являются:


  1. почва

  2. соки фруктовые

  3. мясные продукты

  4. посуда кухонная

Из перечисленного выше правильно:

! Все перечисленное

! +2,3,4

! 1,3,4

! 1,2,4

! 1,3


? Факторами передачи при кишечных инфекциях являются:


  1. Вши

  2. Клещи

  3. Рыба, мясо, молоко, яйцепродукты

  4. Салаты, готовые блюда

  5. Вода колодезная, водопроводная

Из перечисленного выше правильно:

! Все перечисленное

! 2,3,4,5

!+ 3,4,5

! 1,2

! 4,5

? Факторами передачи (переносчиками) при кровяных инфекциях являются:


  1. Комары

  2. Блохи

  3. Клещи

  4. Тараканы

  5. Мухи

Из перечисленного выше правильно:

! Все перечисленное

! 3 и 5

! 1 и 5

! +1,2,3

! 2 и 3

? Предложенная Л.В. Громашевским классификация инфекционных болезней основана на:


! Особенности механизма передачи инфекций

! Характеристике источников инфекции

! Основных свойствах возбудителя

! Основной локализации возбудителя в организме

! +Основной локализации возбудителя в организме человека и связанном с нею механизмом передачи инфекции.


? В классификации инфекционных болезней, предложенной Л.В. Громашевским, не нашел отражения механизм передачи:


! Аспирационный

! Трансмиссивный

! Фекально-оральный

! +Вертикальный

! Контактный


? В классификации Л.В. Громашевского не нашел отражения механизм передачи:


! Трансмиссивный

! +Артифициальный

! Контактный

! Фекально-оральный

! Аспирационный

? Незаразность больных при большинстве зоонтропонозов объясняется:


! Отсутствие выделения возбудителя из организма животного

! Снижение вирулентности возбудителя в организме человека

! Снижением патогенности возбудителя

! Отсутствием эволюционно сложившихся механизмов передачи

!+ Отсутствием эволюционно сложившихся механизмов передачи и ограниченной восприимчивостью человека к большинству зооантропонозов

? Влияние природного фактора на эпидемический процесс наиболее выражено при:


! Кишечных антропонозах

! Кишечных зооантропонозах

! +Природно-очаговых болезнях

! Инфекциях дыхательных путей

!Инфекциях наружных покровов

? Социальные факторы влияют на:


  1. Структуру инфекционной заболеваемости

  2. Возможности завоза инфекции на территорию страны

  3. Количественные и качественные характеристики эпид. процесса

  4. Восприимчивость населения

  5. Патогенные свойства возбудителя

Из перечисленного выше правильно все, кроме:

! Все перечисленное

! 5

! 4 и 5

! +1 и 2

! 2 и 3


? Социальные факторы наиболее значимо сказываются на:


  1. Механизме передачи инфекции

  2. Состоянии неспецифических защитных сил организма

  3. Генетических иммунодефицитах

  4. Фенотипических иммунодефицитах

  5. Состоянии специфических защитных сил организма

Из перечисленного выше правильно:

! Все перечисленное

! 4, 5

! +3, 4

! 2, 4

! 1,5


? К особенностям эпидемического процесса, обусловленного условно-патогенными возбудителями, относятся:


  1. Многообразие клинических проявлений инфекций

  2. Большое число носителей

  3. Наличие персистенции возбудителей

  4. Ограниченное число манифестных форм

Из перечисленного выше правильно:

! Все перечисленное

! 1,2 и 3

! +1,2 и 4

! 3 и 4

! 1 и 3


? Природный очаг это:


! Сообщество биологических видов

! + Природный ландшафт со свойственным ему биоценозом, среди особей которого стабильно циркулирует возбудитель

! Очаг инфекции, поражающей диких животных

! Территория, на которой постоянно регистрируется антропонозная инфекция

! Место заражения человека зоонозной инфекцией

? Социально – экономическая значимость природно-очаговых болезней определяется:


! Широким распространением на земном шаре

! Возможность заражения значительных контингентов населения

! Тяжесть клинических проявлений при ряде заболеваний и инвалидизацией заболевшего

! Сложность освоения территории природного очага

! +Всем перечисленным

? К преимущественным механизмам заражения человека природно-очаговыми инфекциями относятся:


  1. Аспирационный

  2. Алиментарный

  3. Контактный

  4. Трансмиссивный

  5. Вертикальный

Из перечисленного выше правильно:

! 1 и 2

! 2 и 3

! + 3 и 4

! 2,3 и 4

! 4 и 5


? К членистоногим, имеющим эпидемиологическое значение при болезнях с природной очаговостью, относятся:


  1. Комары

  2. Москиты

  3. Блохи

  4. Клещи

  5. Вши человека

Из перечисленного выше правильно:

! Все перечисленное

!+ 1, 2, 3, 4

! 1, 4, 5

! 1, 4, 5

! 2, 3, 4

? Наиболее частыми эпидемиологическими проявлениями природно-очаговых инфекций являются:


! Выраженный профессиональный характер заболевания

! Сезонность, совпадающая с активностью переносчика

! Регистрация отдельных групповых заболеваний

! Нападение кровососущих членистоногих перед заболеванием

! +Все перечисленное


? Система эпиднадзора за природно-очаговыми болезнями включает:


! Эпизоотологическую разведку (выявление территорий с природной очаговостью)

! Диагностику заболеваний и их эпидемиологическое расследование

! Углубленное изучение состояния и тенденций эпидемиологического и эпизоотологического процессов

! Клинический и иммунологический мониторинг

! +Все перечисленное


? Основными направлениями профилактики природно-очаговых инфекций:


  1. Оздоровление условий труда лиц, работающих в природных очагах

  2. Санитарная пропаганда среди населения

  3. Ликвидация природных очагов

  4. Регламентация использования природно-очаговой территории

  5. Иммунопрофилактика при ряде инфекций

Из перечисленного выше правильно:

!+ 1, 2 и 5

! 1, 2 и 3

! 1, 4 и 5

! 2, 3 и 5

! 2,3 и 4


? Меры в отношении источника инфекции включают:


  1. Госпитализацию

  2. Лечение

  3. Уничтожение возбудителя на объектах окружающей среды

  4. Дезинсекцию

  5. Обсервацию

Из перечисленного выше правильно:

!+ 1, 2 и 5

! 1, 2 и 3

! 1, 4 и 5

! 2, 3 и 5

! 2,3 и 4


? Экстренная профилактика как мера воздействия на источник инфекции преследует цели:


! Предотвратить течение болезни

! Смягчить течение болезни

! Снизить летальность

! Перевести манифестное течение болезни в носительство

! +Прервать инфекционный процесс в инкубационном периоде до появления первых признаков болезни


? В борьбе с кишечными инфекциями ведущей мерой является:


! Фагопрофилактика

! Вакцинация

!Госпитализация больных и носителей

! Лечение антибиотиками

! +Меры по разрыву механизма передачи

? Специфическая профилактика может быть ведущей в комплексе мер борьбы при инфекциях:


  1. Вызываемых безусловно – патогенными возбудителями

  2. Вызываемых условно патогенными возбудителями

  3. Сопровождающихся выработкой длительного или пожизненного иммунитета

  4. Сопровождающихся выработкой непродолжительного иммунитета

  5. Возбудители которых обладают антигенной стабильностью

Из перечисленного выше правильно:

!+ 1, 3 и 5

! 1, 2 и 4

! 1, 3 и 4

! 1,4 и 5

! 2,3 и 5

? Меры по созданию невосприимчивости являются ведущими в комплексе мер борьбы и профилактики при :


! Кишечных инфекциях

! + Инфекциях дыхательных путей

! Кровяных инфекциях

! Инфекциях наружных покровов

! Все перечисленное

? Вакцинация является ведущей мерой в природных очагах :


! Лептоспироза

! + Желтой лихорадки

! Чумы

! Иерсиниоза

! Лихорадки Ку

? Ликвидация той или иной инфекционной болезни в глобальном масштабе означает:


! Отсутствие заболеваний

! Отсутствие условий для реализации механизма передачи

! Отсутствие носительства

! +Ликвидацию возбудителя как биологического вида

! Отсутствие восприимчивых лиц

? Предпосылки, необходимые для успешного решения задачи снижения и ликвидации инфекции:


  1. Изученность инфекции

  2. Материальные предпосылки, экономические возможности

  3. Выбор ведущего звена при комплексности мероприятий

  4. Наличие вирулицидных, бактерицидных препаратов

  5. Наличие подготовленных кадров

Из перечисленного выше правильно:

!Все перечисленное

! 1, 2 ,4

! 3,4

! +1,2,3,5

! 1,2

? К инфекции, ликвидированной в глобальном масштабе, относятся:


! Полиомиелит

! +Натуральная оспа

! Обезьянья оспа у людей

! Дракункулез

! Т - клеточный лейкоз


5.Методические указания по проведению заключительной части занятия «Эпидемиологический процесс»

Проводится анализ работы каждого студента, подводятся итоги. Преподаватель определяет общий уровень подготовки по теме «Эпидемиологический процесс».

III Учебные материалы
Обучающие материалы:

Таблицы, схемы, карты эпидемиологического обследования очага инфекционного больного, экстренные извещения, тесты, ситуационные задачи.


Преподаватель: зав.кафедрой, доцент Зульпукарова Н.М.-Г.

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»
«Дагестанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»
«Дагестанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconУчебно-методические рекомендации по учебной дисциплине «история» для студентов-заочников
Основные требования и рекомендации по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «История»: – 9

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине
Методические рекомендации к проведению лабораторных и практических работ для обучающихся разработаны в соответствии с требованиями...

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconВопросы к зачету по дисциплине «эпидемиология» для отделения
Эпидемиология как наука об эпидемическом процессе. Связь эпидемиологии с другими науками. История развития эпидемиологии. Значение...

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические указания к практическим занятиям студентов по учебной дисциплине фармакология
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014....

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины одб. 01 Иностранный язык (английский)

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по...
Методические рекомендации по выполнению морфемного и словообразовательного разбора слова

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной...
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «огсэ. 02 История» для специальности 19. 02. 10...

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовой статус юридических лиц»
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск