Секция1: «системные вопросы развития транспорта в россии»


НазваниеСекция1: «системные вопросы развития транспорта в россии»
страница1/18
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Секция1:

«СИСТЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА В РОССИИ»


1. Основные принципы использования северного морского пути
д.т.н., проф. Олег Викторович Белый,

д.т.н., проф. Дмитрий Алексеевич Скороходов,

к.т.н., доцент Алексей Леонидович Стариченков

Институт проблем транспорта Российской Академии Наук

199178, Санкт-Петербург, В.О., 12 линия, д.13

тел. (812) 321-65-98, mail: skorohodda@mail.ru
В работе рассмотрена история развития Северного морского пути и основные причины его исследований и развития в прежние годы и острая необходимость сегодняшнего и завтрашнего времени. Определено значение Северного морского пути для развития торговли, промышленности и энергетического комплекса. Проанализировано состояние средств обеспечения данного пути и определены основные задачи его конкурентно способного развития. Определены способы решения сформулированных интеллектуальных задач, финансового обеспечения, ожидаемого экономического и социального результатов, а также определены проблемы и способы их решения.
In work the history of development of Northern sea way and principal causes of its researches and developments in former years and sharp necessity of today's and tomorrow's time is considered. Value of Northern sea way for development of trade, the industry and a power complex is determined. The condition of means of maintenance of the given way is analysed and its primary goals конкурентно capable development are determined. Ways of the decision of the formulated intellectual problems, the financial maintenance, expected economic and social results are determined, and also problems and ways of their decision are determined.


1. Введение


Поводом для очередного оживления интереса к Северному морскому пути стало выступление в октябре 1987 г. в Мурманске президента СССР М. С. Горбачева, призвавшего к международному сотрудничеству в Арктике. Один из аспектов такого сотрудничества – открытие международного судоходства по Северному морскому пути. В 1993 г. по инициативе Министерства морского флота СССР норвежский Институт Фритьофа Нансена совместно с ЦНИИ морского флота и японским Фондом морского судоходства приступили к разработке Международной программы освоения Северного морского пути – International North Sea Route Programme (INSROP).

Северный морской путь в соответствии с Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (1998 г.) определяется как "исторически сложившаяся национальная единая транспортная ком­муникация Российской Федерации в Арктике. Плавание по трассам СМП, в том числе в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, ме­ждународными договорами Российской Федерации и правилами плавания по трассам СМП, утвержденными Правительством Российской Федерации и опубликованными в "Извещениях мореплавателям".

2. Значение северного морского пути


Границы СМП согласно действующим "Правилам плавания по трассам Северного морского пути" 1990 г. определяются, исходя из местоположения пригодных к ледовой проводке судов трасс, расположенных во внутренних морских водах, территориальном море или экономической зоне и прилегающих к северному побережью России. Крайние пункты трасс СМП ограничиваются: на западе - западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, на востоке - в Беринго­вом проливе параллелью 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы.

СМП почти в 2 раза короче др. морских путей из Европы на Дальний Восток — от Ленинграда до Владивостока по СМП 14 280 км, от Ленинграда до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км.

Длина основной ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения 5610 км; протяжённость судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет около 37000 км. Однако продолжительная и суровая зима при коротком и холодном лете обусловливают большую ледовитость арктических морей, являются главным препятствием для прохода судов на значительных отрезках трассы.

Наиболее трудные условия плавания складываются в районах больших скоплений тяжёлых льдов, которые до конца не разрушаются даже в самые тёплые месяцы (Таймырский и Лионский ледовые массивы). Проводка транспортов через эти массивы возможна только с помощью ледоколов.

Функциональная граница СМП начинается от западной части Кольского полуострова. СМП является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западны­ми районами страны. СМП объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири, сухопутные, воздушные и трубопроводные виды транспорта. Для неко­торых районов арктической зоны - Чукотки, островов арктических морей и ряда населен­ных пунктов побережья Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - мор­ской транспорт является единственным средством перевозок грузов и жизнеобеспечения населения. На направлении Мурманск - Дудинка осуществляется круглогодичная навига­ция в целях обеспечения деятельности Норильского горно-металлургического комбината (ГМК).

В ноябре 1999 г. в Осло состоялась международная конференция, обсудившая результаты 6-летних исследований потенциальных возможностей Северного морского пути для международного использования, проведенных в рамках INSROP. В работе конференции впервые приняли участие судовладельцы, которые также обсуждали ключевые проблемы судоходства по Северному морскому пути.

Интерес иностранных судоходных и деловых кругов к Северному морскому пути определяется двумя важнейшими факторами. Прежде всего, он может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. По этому пути, например, от Гамбурга до Иокогамы всего 6 600 морских миль, тогда как через Суэцкий канал – 11 400 миль.

С другой стороны, Северный морской путь интересен для иностранцев как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России. В прилегающих к нему районах содержится 35% мировых запасов нефти и газа1. Перевозки же российского газа и нефти морским путем могут оказаться выгоднее строительства газо- и нефтепроводов. К тому же такие магистральные трубопроводы в Западную Европу могут проходить только через бывшие советские республики, политика которых не всегда предсказуема, а транспортировка через их территорию обходится достаточно дорого. В то же время ледовая обстановка в Баренцевом море и в западной части Карского моря вполне благоприятна и позволяет проходить танкерам ледового класса без сопровождения ледоколами в течение большей части года. Кроме того, по Северному морскому пути можно организовать перевозку минеральных удобрений с Кольского полуострова в Восточную Азию, в Китай.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Секция1: «системные вопросы развития транспорта в россии» iconЗащита жилищных прав граждан: системные проблемы и системные решения...

Секция1: «системные вопросы развития транспорта в россии» icon1 роль грузвого транспорта автомобильный транспорт России представляет...
При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном...

Секция1: «системные вопросы развития транспорта в россии» iconСоциально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике
Особенности развития железнодорожного транспорта в национальной экономике России

Секция1: «системные вопросы развития транспорта в россии» iconМинистерство образования и науки российской федерации
Учебная дисциплина История и перспективы развития железнодорожного транспорта России

Секция1: «системные вопросы развития транспорта в россии» iconXx международная научно-техническая конференция и Российская научная...
Системные проблемы надёжности, качества, компьютерного моделирования, информационных и электронных технологий в инновационных проектах...

Секция1: «системные вопросы развития транспорта в россии» iconЖд открытое акционерное общество «российские железные дороги» системные меры
«Системные меры направленные на обеспечение высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов для филиалов ОАО «Российские...

Секция1: «системные вопросы развития транспорта в россии» iconПравила перевозок пассажиров багажа и грузобагажа железнодорожным...
Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. №18-фз "Устав железнодорожного...

Секция1: «системные вопросы развития транспорта в россии» iconЛекция на тему: Художественно-эстетическое направление развития дошкольников
Дистанционные материалы стажировки педагогов дошкольного образования Ульяновской области по программе «Системные обновления дошкольного...

Секция1: «системные вопросы развития транспорта в россии» iconМониторинг сми РФ по пенсионной тематике 3 октября 2014 года
В югре открылась общероссийская конференция «Пенсионная система России в свете современного законодательства: текущие вопросы и перспективы...

Секция1: «системные вопросы развития транспорта в россии» iconФгбу сибфнкц фмба россии В. А. Воробьев Основные вопросы, планируемые...
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сибирский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск