Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания Составитель: учитель биологии


НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания Составитель: учитель биологии
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Министерство образования Республики Башкортостан

МБОУ гимназия с.Месягутово Дуванского района РБ
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл. в курсе естествознания
Составитель:

учитель биологии

Середова В.П.

2014 г.

I. Содержание

I. Лабораторный практикум по теме «Основы естествознания»

  1. Планеты Солнечной системы

  2. Форма и размеры Земли

  3. Суточное и годовое движение Земли и их географические следствия

  4. Счет времени

  5. Географические карты

  6. Внутреннее строение и рельеф Земли

  7. Водная оболочка Земли

  8. Воздушная оболочка Земли

II. Полевой практикум по теме «Основы естествознания»

  1. Определение полуденной линии

  2. Ориентирование в пространстве

  3. Определение направления движения по азимуту

  4. Метеорологические наблюдения

  5. Изучение гидрологических объектов суши

III. Литература

I. Лабораторный практикум

Работа 1. Планеты Солнечной системы

Цель: получить представление о Галактике, планетах Солнечной

системы, их размерах, расстоянии от Солнца, периоде обращения вокруг Солнца; познакомиться с движением Луны вокруг Земли, лунными фазами и причиной их сменяемости.

Оборудование: на всех практических занятиях необходимо иметь учебное пособие «Естествознание и основы экологии», рабочую тетрадь в клетку, карандаши, ластики, шариковые ручки, карту звездного неба.

Методические рекомендации

При выполнении практической работы необходимо заполнить таблицы, что позволит систематизировать знания о расположении больших планет на орбитах, об их удаленности от Солнца, о некоторых физических свойствах. Необходимый теоретический материал можно взять из соответствующих параграфов учебного пособия по данному курсу (§ 1-9).

Вопросы по теме «Земля - планета Солнечной системы»:

  1. Что произошло в результате Большого взрыва?

  2. Как давно существуют Солнце и Земля?

  3. Какие планеты входят в состав Солнечной системы?

  4. Чем планеты внешней группы отличаются от внутренней?

  5. Что такое астероиды, кометы, метеоры и метеориты?

  6. Какие четыре природных состояния вещества вам известны? Какое из них самое распространенное?

Ход работы

  1. Рассмотрите таблицу 1 из § 1 учебного пособия. Заполните таблицу


«Характеристики планет Солнечной системы».

Характеристики

Планеты





Мер-

курий

Вене-

ра

Зем - ля

Марс

Юпи

-тер

Са

турн

Уран

Неп

тун

Плу

тон


1.Среднее расстояние.

2.Период обращения вокруг Солнца

3.Период обращения вокруг своей оси.

4.Радиус (относительно радиуса Земли).

5.Масса

6.Средняя плотность.

7.Спутники (количество).



Сравнительная характеристика Земли и планеты

Астрономическая характеристика

Земля

Планета

  1. Экваториальный радиус

  2. Масса

  3. Расстояние от Солнца: среднее максимальное минимальное

  4. Освещенность Солнцем в относительных единицах

  5. (принимая освещенность Земли за 1 единицу)

  6. Солнечные сутки (в земных сутках)

  7. Наклон оси к плоскости орбиты






  1. Период обращения вокруг Солнца (в земных сутках

и годах)

  1. Наклон оси к плоскости орбиты







Дайте сравнительную характеристику Земли и одной из планет по выбору. Заполните таблицу по следующей форме:

  1. Пользуясь текстом учебного пособия и данными астрономических характеристик, составьте краткую физико-географическую характеристику выбранной планеты, отвечая на вопросы и выполняя задания.

  1. Может ли планета удерживать атмосферу?

  2. Есть ли на этой планете смена времен года и если есть, то с чем связана - с изменением расстояния от Солнца (с эксцентриситетом орбит) или с наклоном оси?

  3. Велики или малы суточные контрасты температур и почему?

  4. Как влияет атмосфера на температурный режим планеты?

  5. Каков состав атмосферы?

  6. Приведите имеющиеся в литературе данные относительно планеты и ее внутреннего строения (если выбранная планета земной группы).

  7. Чем отличается эта планета от планет земной группы (если выбрана одна из больших планет)?

  8. Оцените всю сумму физико-географических условий для существования биосферы на данной планете.

  1. Оцените астрономические характеристики Земли с точки зрения существования биосферы. Какие именно характеристики важны и почему?

  2. По рис.7 учебного пособия изучите положение Солнечной системы в нашей Галактике и сделайте соответствующий чертеж.



Рис. 1. Фазы Луны

  1. Рассмотрите рис.1 и объясните, почему Луна все время повернута к Земле одной и той же стороной и почему наблюдатель с Земли видит различные фазы Луны.

Внеаудиторная СРР:

Подготовить сообщения и доклады по темам:

  1. Рождение нашей Галактики. Наша Галактика - Млечный Путь.

  2. Гипотеза происхождения Земли и Вселенной.

  3. Солнце: гипотезы образования, их характеристика.

  4. Луна - спутник Земли.

  5. Малые планеты (астероиды), их характеристика.

  6. Современные методы изучения космоса и их результаты.

  7. История освоения космоса.

  8. Последние исследования Луны, Венеры, Марса российскими и американскими учеными.

Представление результатов в виде презентаций (время 5 минут).

Работа 2. Формы и размеры Земли

Цель: познакомиться с методами определения размеров Земли,

математическими моделями, используемыми для определения ее формы.

Оборудование: карта полушарий, глобус.

Методические рекомендации

Для подготовки к работе познакомьтесь с § 10, 12 учебного пособия,

ответьте на вопросы и выполните задания:

  1. Назовите математические модели, используемые для определения формы Земли, в порядке их приближения к истинной форме Земли. Укажите размеры полярных и экваториальных радиусов этих фигур.

  2. Кто первый достаточно описал размеры Земли?

  3. Какие данные позволили людям определить форму нашей планеты до космических полетов?

  4. Какова длина земного экватора? Чему равна длина меридиана?

  5. Если мы будем взвешивать одно и то же тело на пружинных весах, одинакова ли будет его масса на полюсе и экваторе? Ответ поясните.

  6. Какое географическое значение имеет форма Земли?

  7. Как вы считаете, изменялась ли форма Земли за время ее существования?


Рис.2. Форма и размеры Земли

Ход работы

  1. Воспроизведите рис.2 и подпишите значения R1, R2, R3 и L.

  2. Посторойте график изменения дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, пользуясь данными табл.1.

Для построения кривой берется система прямоугольных координат. На оси абсцисс обозначьте высоту места наблюдения, на оси ординат - дальность видимого горизонта. Наиболее удобные масштабы: вертикальный - 1:4 000 000; горизонтальный - 1: 100 000.


Изменение дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения

Высота места наблюдения, м

0

1

10

50

100

500

1000

3000

5000

10000

Дальность видимого горизонта, км

0

3,8

12,1

27,1

38,3

85,6

121,0

210,0

271,0

383,0

Таблица 1

  1. Используя график, ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

  1. Какова дальность видимого горизонта с Эльбруса (5642 м)?

  2. Вычислите по графику дальность видимого горизонта с Джомолунгмы (8848 м), Роман - Кош (1545 м)?

  3. Можно ли с Эльбруса увидеть Черное и Каспийские моря?

  4. Можно ли с мыса Дежнева увидеть берега Америки?

Для ответа на вопросы 3 и 4 по карте определите высоту названных точек (по абсолютным отметкам или горизонталям), расстояние между точками, которые, как предполагается, могут оказаться видимыми.

По графику определяют дальность видимого горизонта с данной высоты и сравнивают с расстоянием, определенным по карте. Условно принимается, что высота противоположных берегов равна 0 м.

  1. Решите задачу. Путешественники наметили следующий маршрут: пройти из Москвы прямо на север 500 км, затем на восток 500 км, потом на юг 500 км и, наконец, на запад 500 км. Вернутся ли они в исходную точку?



Работа 3. Суточное и годовое движение Земли и их географические следствия.

Цель: получить представление о земной оси и ее наклоне к плоскости орбиты; выяснить причины смены дня и ночи, времен года, изменения продолжительности дня, наличия поясов освещенности и зональной дифференцировки земной поверхности; освоить навыки работы с глобусом.

Оборудование: циркуль, линейка с миллиметровым делением, глобус, теллурий.

Методические рекомендации

Известно, что Земля совершает два вида движения: вокруг собственной воображаемой оси и вокруг Солнца. Они имеют разные географические следствия.

Движения Земли вокруг оси приводит к дифференциации вещества Земли во всех оболочках, полярному сжатию планеты, смене дня и ночи. С ним связаны суточные ритмы в природе, приливы и отливы; отклонения падающих тел к востоку, а тел, движущихся в меридианальном направлении, вправо - в Северном и влево - в Южном полушариях.

Следствием движения Земли вокруг Солнца являются: неравномерное нагревание земной поверхности; смена времен года; образование тепловых поясов освещенности; зональная дифференциация земной поверхности и образование природных зон.

На рис.З показано освещение (нагревание) поверхности Земли в дни равноденствия и солнцестояния.

Ход работы

  1. Поставьте перед собой глобус так, чтобы северный полюс был обращен к вам. Покажите направление суточного вращения Земли. Какой опыт доказывает суточное вращение Земли?

  2. Назовите главные географические следствия суточного вращения Земли. Как вращение Земли вокруг оси влияет на нагревание земной поверхности? Объясните, почему мы не ощущаем вращения Земли вокруг воображаемой оси.

  3. Приведите примеры суточных ритмов в жизни различных организмов (растений, животных, человека).

  4. Воспроизводите рис.З, а и б и продолжите построения: 1) покажите положение светораздельной плоскости; 2) покажите направление суточного вращения Земли вдоль любой параллели; 3) заштрихуйте неосвещенную половину Земли.

  5. В тетради схематично покажите положение Земли в дни равноденствия и солнцестояния. Укажите даты для Северного и Южного полушарий.

  6. Используя теллурий, покажите движение Земли вокруг Солнца. Как изменяется угол падения солнечных лучей на разных широтах?

Рис.З. Освещенность Земли в зависимости от положения относительно Солнца: а/ летнее солнцестояние, 22 июня; б/ зимнее солнцестояние, 22 декабря; в/ дни равноденствия, 21 марта, 23 сентября

Ответьте на вопросы.

  1. В каких широтах можно видеть полуденное Солнце в зените?

  2. На какой широте угол падения солнечных лучей может изменяться от 90 до 0 градусов?

  3. Где можно видеть Солнце над горизонтом в течение суток? Когда оно не заходит, а когда не восходит?

  4. Почему на картах такие параллели, как экватор, тропики, полярные круги, обозначены особо?

  5. Как изменяются времена года на полюсах?

Представление результатов в письменной форме.


Работа 4. Счет времени

Цель: познакомиться со всемирным и местным временем, способами их определения, часовыми поясами Земли, линией смены дат, с календарем; научиться определять местное и поясное время.

Оборудование: теллурий, глобус, атлас с картой полушарий.

Методические рекомендации

Для подготовки к занятию познакомьтесь с § 11 учебного пособия. Различают время местное, поясное и декретное. Местное время зависит от долготы местности, то есть на разных долготах в один и тот же момент местное время разное, так как Солнце находится на разной высоте над горизонтом. Чтобы упорядочить местное время, его счет стали вести от нулевого меридиана, проходящего через г. Гринвич. Местное время Гринвичского меридиана стали называть всемирным.

Для того, чтобы определить местное время пункта своего пребывания, достаточно знать всемирное время и долготу этого пункта, имея в виду, что за 1 ч Земля оборачивается на 15 градусов. Таким образом, местное время Тм будет равно всемирному времени То плюс долгота места X:

Тм = То + X.

В связи с тем, что на всех меридианах местное время разное, возникла необходимость его упорядочения. Так возникли часовые пояса - поясное время.

Проблема счета времени не решена окончательно до настоящего времени. Для измерения определенных промежутков времени было создано несколько систем календарей. Календарь - от латинского слова calendarium - долговая книжка, т.е. день, когда надо платить долги. В ряде стран существуют свои разновидности календарей. Большинство стран Европы и Америки пользуются григорианским календарем.

При выполнении заданий используйте карту «Часовые пояса» (рис. 9 в учебном пособии) и атлас.

Ход работы

  1. Используя карту полушарий из атласа и глобуса, ответьте на вопросы.

  1. Что такое местное и поясное время?

  2. В чем разница между местным и всемирным временем?

  3. Как определяется местное и всемирное время?

  1. Решите задачи.

  1. Определите время в Петропавловске - Камчатском, если в Москве 12 ч дня.

  2. Определите часовые пояса, в которых находятся Лондон, Берлин, Москва, Новосибирск, Вашингтон.

  3. В Москве 12 ч дня. Какое время показывают часы в Париже, Владивостоке?

  4. На нулевом меридиане местное время 12 ч дня. Определите местное время на 30 градусов в.д. в Санкт - Петербурге.

  5. Корабль пересекает линию изменения дат с запада на восток 15 июня. Какое число будет показывать календарь в Москве? А если корабль идет с востока на запад?

  6. На какую величину отличается местное время пунктов, находящихся друг от друга на расстоянии 15 градусов и 1 градус долготы?

  7. На среднем меридиане часового пояса местное время 12 ч дня. Определите поясное и местное время на пограничных меридианах данного пояса.



  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания Составитель: учитель биологии iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания Составитель: учитель биологии iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания Составитель: учитель биологии iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания Составитель: учитель биологии iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся»...
Разработка «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся» по теме «Business English. Деловой английский»...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания Составитель: учитель биологии iconМетодические рекомендации Организация самостоятельной работы обучающихся спо
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания Составитель: учитель биологии iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания Составитель: учитель биологии iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Теория менеджмента (теория организации, организационное поведение). Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания Составитель: учитель биологии iconМетодические материалы для обучающихся при выполнении внеаудиторной...
Учебно – методическое сопровождение организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания Составитель: учитель биологии iconМетодические рекомендации для студентов 1 курса всех профессии по...
...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания Составитель: учитель биологии iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочими программами,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск