Р елигия и общество


Скачать 309.87 Kb.
НазваниеР елигия и общество
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2



Церкви Германии перед вызовом секуляризации

РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

__________________________________________________________________
Вадим Иерусалимский

Церкви Германии

перед вызовом секуляризации
Одной из основных черт современного мира, пронизанного глобализацией, является возрастание роли национальных и региональных факторов, а также традиционных форм общественного бытия и институтов, в первую очередь религиозных. Более значимыми становятся конкретные знания о самих религиозных объединениях – об их структуре, взаимоотношениях с обществом и государством, об их участии в разрешении или в обсуждении социальных проблем. Между тем сюжеты такого рода остаются практически вне поля социологических и политологических исследований. Этот пробел хотя бы отчасти можно заполнить, рассмотрев пример Германии, показав, как католическая и лютеранская церкви выстраивают свои отношения со светским обществом, насколько религиозным лидерам удаётся убедить общество услышать голос церкви. Несмотря на традиционно большое влияние католицизма и лютеранства на общественную, культурную и политическую жизнь Германии, необходимо учитывать процессы секуляризации, которые стремительно размывают христианскую религиозность немецкого общества. Вместе с тем, католическая и лютеранская церкви Германии интересны не как пример церковных структур, теряющих свою паству под натиском секуляризации, а как пример церквей, которые сумели сохранить твёрдые позиции даже в условиях значительного отступления от традиционной церковной культуры.

Религиозность и конфессии в современной Германии


Религиозность населения в Германии нельзя назвать низкой – по сравнению с Россией постоянных прихожан христианских церквей, регулярно посещающих богослужения (традиционных, практикующих верующих), в Германии не

__________________________________________________________

© Иерусалимский Вадим Павлович – доктор исторических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета.

меньше. С точки зрения статистики число граждан, относящихся к одной из двух доминирующих церквей – католической и лютеранской – к началу XXI века сравнялось – по 26 млн (данные на 2002 г.). Вместе они составляют около 63% населения. Ещё примерно 2,5 млн христиан принадлежат к христианским конфессиям иных направлений. Самым крупным из них является православие: 430 тыс. относится к Константинопольскому патриархату, 320 тыс. насчитывает Сербская православная церковь, примерно 70 тыс. верующих приходится на болгарскую, румынскую и антиохийскую православные общины1. Около 150 тыс. находятся в юрисдикции Московского патриархата и Русской православной церкви за рубежом. Можно сказать, что постепенно православие становится в Германии третьей по величине христианской конфессией.

Христианство в ФРГ охватывает, кроме того, протестантские сообщества нелютеранского направления (около 1,5 млн верующих). Это баптисты (около 900 тыс.), методисты (70 тыс.) и заметно в последние десятилетия выросшая Новоапостольская церковь (свыше 400 тыс. членов). Последняя – весьма специфическое ответвление христианства с жёсткой иерархической структурой (в мире примерно 7 млн последователей, немецкая организация – крупнейшая в Европе). Новоапостольская церковь решительно отказывается от контактов с другими направлениями христианства. Определяющие её черты – глухая самоизоляция от светской жизни в любых её аспектах (культура, политика, спорт).

Таким образом, всего примерно 54 млн жителей современной Германии могут быть причислены к христианским церквям.

Со времён Реформации и религиозных войн XVI–XVII веков юг страны (прежде всего Бавария) всегда оставался католическим, тогда как (к северу от “майнской линии”, то есть от реки Майн) север и северо-восток стали преимущественно лютеранско-евангелическими. С одним, однако, важным исключением: западно-центральный район, примерно по течению Рейна и Майна, где когда-то старейшим и влиятельнейшим архиепископствам Майнцскому и Кёльнскому веками принадлежали обширные территории, и по сей день остаётся регионом католической культуры. В середине 90-х годов формальные соотношения выглядели следующим образом: Бавария и Саар – свыше 60% населения относило себя к католицизму; Баден-Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия – от 40 до 60%.

Доменами преимущественного влияния протестантизма остаются Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, тогда как в Гессене – в общем, паритет католиков и протестантов, а в “новых восточных землях” (с формальным отнесением к протестантизму 10–15% населения) господствует – как историческое наследие ГДР-овского социализма – секулярная идеология. В начале 90-х годов 80% восточных немцев не относили себя ни к одной из церквей, свыше 40% из них заявляли, что вопросы веры им совершенно не важны и менее 7% посещало церковь хотя бы раз в месяц1.

При низком уровне религиозности общества в целом, для большинства немцев традиционная ориентация на ту или иную церковную структуру и по сей день немаловажный фоновый фактор общей политической культуры. Как известно, в Баварии, Баден-Вюртемберге, Рейнланд-Пфальце практически непоколебимо политическое лидерство христианских демократов (40–50% голосов на выборах в ландтаги), тогда как Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония и Бранденбург являются оплотом социал-демократов. К концу 90-х годов, на переломе от второго, рекордно длительного пребывания ХДС/ХСС у руля федеральной власти (“эра Коля” с 1982 по 1998 годы) к “красно-зеленой коалиции” (СДПГ – Партия “зелёных” во главе с Г. Шрёдером), а также и в особенности на досрочных общефедеральных выборах 2005 года, “майнская линия” выявилась с поразительной чёткостью: весь север – социал-демократический, “красный”, весь юг (Бавария, Баден-Вюртемберг, Саксония и Тюрингия) под руководством христианских демократов – “чёрный”.

Число номинальных (то есть числящихся за той или иной церковью) прихожан сократилось за 1990–2002 годы у лютеран с 30 до 26 млн, у католиков – с 28 до 26 млн2. Примерно четверть западных и до двух третьих восточных немцев никогда, в том числе и в праздничные дни или по семейным торжествам, не заглядывают в храмы. Даже в рождественские праздники, так плотно связанные со специфической немецкой традицией бытового “уютного” уклада, богослужения не посещают свыше трети “веси” и больше половины “осси”. Значительная часть населения (до половины!), особенно жителей крупных городов, отказывается от венчания и крестин. Даже в семьях, числящихся за католической церковью, доля крещения новорождённых в 2003 году была на треть ниже, чем всего десятилетием ранее.

С середины 1960-х годов число выходивших из церковных общин в “старой” ФРГ составляла от 250 до 300 тыс. в год (процедура, надо сказать, особенно в католицизме, весьма сложная). Последние данные на 2003 год: 180 тыс. выходов у протестантов и 117 тыс. у католиков3.

Уменьшение количества прихожан, налоговая реформа конца 1990-х годов, понизившая в том числе и ставки церковного налога и иные обстоятельства поставили церкви в ситуацию, по словам её иерархов, близкую к кризисной. В нехватку средств нередко упирается само духовное окормление прихожан. Из-за сокращения паствы и нехватки средств на ремонт церквей приходится просто их закрывать, сдавать в аренду, а то и сносить. Социальные исследования говорят, что из существующих в стране 35 тыс. церквей одна треть может быть продана без ущерба для отправления богослужений1.

Вместе с тем пастырей всё равно не хватает. В 2001–2003 годах католическая церковь потеряла 900 священников. В 13 тыс. приходов службы отправляют 9 тыс. священников (в 70-х годах их было 26 тыс., да ещё и в 1987 – свыше 12 тыс.2). Пришлось пойти на такие неординарные меры, как приглашение 1,5 тыс. священнослужителей не только из соседней Польши, но даже из Индии.

Перед лицом кадрового голода модернистское движение в католической церкви постоянно добивается позволения совершать хотя бы венчания и погребения нерукоположенным активистам из числа прихожан. Из-за оскудения церковной кассы приходится свёртывать и общественную, и благотворительную деятельность, проводить увольнение персонала социальных учреждений (больниц, школ, приютов, детских садов, кладбищ). Жизнь заставляет представителей церкви искать спонсоров, развивать свой бизнес (отели, туристические бюро и прочее), заниматься мелочной торговлей (майки с картинками, сувениры), сдавать церковные помещения для светских мероприятий, не имеющих отношения к религии (например, демонстрации мод). Наряду с этим десятки монастырей предоставляют свои кельи желающим приобщиться на время к несуетному строю монастырской жизни, систематическим богослужениям и общинному труду и таким образом хотя бы отдалённо почувствовать притягательность духовной созерцательности, христианских ценностей.

Наиболее массовым и эффектным видом “работы с общественностью” у католиков и лютеран остаются так называемые дни церкви (кирхентаги), позволяющие выйти за ограниченные рамки богослужений. Это массовые мероприятия прихожан и друзей церкви. У католиков это традиция, восходящая ещё к 1848 году; Евангелическая церковь начала их проводить столетием позднее. Евангелические дни церкви у лютеран – удачная форма сочетания богослужений, углублённых теологических дискуссий, семинаров и массовых фестивального характера мероприятий – политико-культурных диалогов, концертов, выставок. Дни евангелической церкви нередко обретают отчётливую политическую окраску (оппонирование ремилитаризации ФРГ в 1950-е годы или “антиракетное” движение в 80-е годы, поминовение жертв нацизма, в частности советских военнопленных).

В основе резкого ослабления влияния церквей лежит, прежде всего, прогрессирующая, далеко зашедшая и необратимая секуляризация массового сознания. Регулярные социологические исследования убедительно раскрывают этот процесс. Опрос 1996 года выявил своего рода исторический рубеж: Бог лишился веры большинства немцев. Лишь 45% заявили о своей уверенности в его существовании, остальные отрицали Его присутствие либо сомневались в нём (28% и 27% соответственно). В границах бывшей ГДР свою набожность подтвердило всего 20% населения1. Причём по темпам утраты веры католики почти не уступали протестантам, хотя среди них, особенно среди женщин, пожилых людей и избирателей ХДС/ХСС верующими себя продолжало считать большинство.

Утрату веры в Бога респонденты обосновывают чаще всего двумя аргументами: “Церковный образ Бога несовременен” и “Вера в Бога подрывается бедствиями, которые обрушиваются на людей”.

По сути, вера даже 2/3, которые относят себя к верующим (по опросам 2005 года), очень размыта, мозаична, противоречива: католики, приемлющие индуистскую идею перевоплощения, протестанты, отрицающие присутствие Бога в повседневной жизни (более половины признают за ним исключительно роль Творца). Для очень многих немцев отнесение себя к христианской вере – прежде всего общекультурный контекст, например отграничение от ислама, а не непосредственное участие в церковной жизни2.

В современном обществе церковь и её пастыри утрачивают свою функцию духовных наставников, “учителей жизни”, обладающих почти монопольным авторитетом в самых различных областях. Обеим церквям приходится всё труднее в условиях неуклонного распространения научных, естественно-научных представлений о природе, обществе, человеке. Перед лицом современных информационных сетей – книг, прессы, электронных масс-медиа, Интернета – позиции церквей по актуальным нравственным вопросам всё реже воспринимаются обществом без возражений и с доверием к их компетентности (всего 16% немцев верят в библейскую версию возникновения жизни).

Особенно много возражений вызвала позиция католической церкви по вопросам брака (его нерасторжимости) и сексуальной морали. Папская энциклика 1968 года с осуждением контрацепции продемонстрировала консерватизм церкви. Опросы показывали, что более половины немцев протестантского и 43% прихожан католического вероисповеданий не приняли аргументацию клира. Молодёжь не восприняла обвинений в “непомерном преувеличении эротизма”, не услышала призыва к соблюдению невинности и к сексуальной жизни только в браке, общество в целом не поддержало резкого осуждения клиром гомосексуализма.

Церкви всё труднее преодолевать барьер между традиционным мироощущением и представлениями современных поколений. Ещё несколько лет назад один католический журнал по вопросам культуры констатировал, что по большому счёту язык церкви и язык современного общественного сознания “противостоят друг другу, будучи разделёнными и враждебными”3. Одним словом, чем шире становится расхождение (и даже конфликт) в ценностях церкви и секуляризованного общества, тем слабее становится церковное влияние на общество и на общественно-политические процессы.

Показательным является кризис массового христианского образования, наступивший ещё в 70–80-е годы ХХ века. Н. Грайхер, известный теолог из Тюбинегна, констатировал: “Навсегда исчезли почти все составные элементы религиозного воспитания: верующий отчий дом, христианские молодёжные союзы, преподавание “Закона Божьего” в школе, конфирмация или просто посещение храма”1.

В Основном законе ФРГ употреблена намеренно нечёткая формулировка: религиозное преподавание – “естественная составная часть школьной программы” (ordentliches Lehrfach), таким образом избежали жёсткого понятия “обязательный предмет”. Поскольку образование по Конституции входит в компетенцию земель, то на сегодняшний день ситуация от земли к земле очень варьируется. В “чёрной” Баварии “Закон Божий” практически обязательный предмет, в Бремене и Берлине – факультативный и слабо посещаемый. В Нижней Саксонии, Гессене, Бранденбурге и Берлине существуют необязательные предметы, обозначаемые как “ценностные ориентиры и этика”, в рамках которых излагаются и вероисповедные нормы. Естественно, подавляющее большинство подростков (в Берлине 70%) отказываются от подобных факультативов2.

Необратимость распространения агностических и атеистических установок признаётся и большей частью политического класса, и многими иерархами обеих церквей (показательно, кстати, что в присяге при вступлении на должность федерального канцлера Герхард Шрёдер (СДПГ) опустил прежде само собой разумеющуюся формулу: “Да поможет мне Бог!”).

Изложенные выше многообразные симптомы упадка обеих церквей необходимо несколько скорректировать с точки зрения социологии. Кризисные явления в церкви справедливо рассматривать в контексте общего кризиса традиционных форм массовых организаций. Разве иначе обстоит дело почти повсеместно с партиями и профсоюзами? Из чего совсем не следует вывод о конце партийно-парламентской демократии.

С поразительной резкостью и откровенностью оценивает общую религиозную ситуацию председатель Совета Евангелической церкви в Германии, епископ Берлина-Бранденбурга В. Хубер: “Мы являем собой страну, в которой христианская вера, христианская традиция и христианские церкви играют важную роль, но всё же мы не христианская страна. И, стало быть, христианские церкви не могут претендовать на монополию… При этом мы отдаем себе отчёт, что при всём культурном плюрализме христианская традиция сохраняет особые значение и вес”3.
Правовой статус религии и церкви в ФРГ

Отражением религиозных предпочтений немецкого общества, которое в целом остаётся верным двум своим основным христианским конфессиям, является особый статус католичества и лютеранства, закреплённый в законодательстве. Однако этот статус фактически не ущемляет права других религиозных организаций.

Основной закон ФРГ гарантирует свободу совести и вероисповедания как неотъемлемое право и одну из фундаментальных ценностей демократического правового государства (ст. 4). Свобода вероисповедания включает в себя свободу совести, религиозных убеждений и отправления культа, свободу религиозных объединений. Конституция ФРГ не содержит таких категорий, как “светское государство” или “отделение церкви от государства”, впрочем, как и само понятие церкви (в Конституции речь идёт о “религиозных сообществах”). Правоведы предпочитают употреблять более широкое определение – “религиозно-мировоззренчески нейтральное государство”1. Индивидуальная свобода совести, право на создание религиозных объединений, а также гарантии свободы образа жизни в соответствии с мировоззренческими установками не могут быть ничем ограничены, они надёжно защищены от государственного вмешательства. Это вытекает из высших конституционных принципов: уважения, достоинства личности и её права на свободное развитие (ст. 1 и 2 Основного закона). Существование государственной церкви конституционно запрещено, равно как и какая-либо дискриминация по конфессиональному признаку, со стороны ли государственных органов, в экономической деятельности или внутри гражданского общества. Естественно, что деятельность любого религиозного объединения или любое отправление культа ограничены общим правовым полем.

Таким образом, на уровне конституционных положений провозглашены широкая веротерпимость и, в сущности, отделение церкви от государства. Во избежание обострения дискуссии эти положения, сформулированные ещё в конституции Веймарской республики, были просто признаны “составной частью” Основного закона 1949 года. В смысле “светскости” Федеративная Республика занимает своеобразное промежуточное положение между США и Францией, где конституционное отделение церкви от государства проведено с наибольшей решительностью, с одной стороны, и Великобританией, Швецией или Россией, где “государственная церковь” находится в привилегированном положении, – с другой. Характеризуя отношение государства и конфессий в ФРГ, юристы подчёркивают “положительный нейтралитет” первого: государство не может быть совершенно безразличным к ценностно-нравственным ориентациям в обществе; отсюда сложившаяся система соглашений между ним и церковью (“государственно-церковное право”), а также весьма разностороннее сотрудничество.

Так, за обеими в ФРГ доминирующими христианскими церквями признано их представительство в руководящих органах радио- и телекомпаний, право на участие в экспертизе фильмов для проката, организации основ преподавания религии в школах. Особенно многообразно и плодотворно взаимодействие церкви и государства в социальной сфере (в здравоохранении, воспитании). Система эта, правда, не лишена некоторых противоречий. Наиболее из них очевидное – расхождение между декларированным равным отношением государства к конфессиям и одновременным признанием привилегированного положения только за тремя из них, традиционными для Германии, – лютеранской, римско-католической и ортодоксально-иудейской. Только за ними признан статус корпорации публичного права, в принципе, правда, открытого для всех (ст. 137 п. 5 Веймарской конституции).

Существенным преимуществом церкви со статусом публично-правового лица является использование государственной налоговой службы для сбора церковного налога, что обеспечивает более высокие доходы, чем те, которые давали бы непосредственные сборы с общин и прихожан, особенно на фоне резкого за последние десятилетия ослабления конфессиональных уз1. Кроме того, статус публично-правовой корпорации освобождает церковь от некоторых налогов. Государство, признавая вклад церкви в общественно-полезную деятельность и благотворительность (особенно в медицинском обслуживании, окормлении военных и заключённых), систематически её субсидирует, чем существенно пополняется скудеющий бюджет церквей. “Взаимовыгодные” цивилизованные отношения между государством и обеими ведущими христианскими церквями вполне органично вписываются в современный либерально-демократичный строй.

Если иметь в виду роль церквей (особенно в первые послевоенные десятилетия и в первую очередь католической) на Западе в становлении ХДС и ХСС, а с другой стороны, вклад евангелическо-лютеранской церкви в расшатывание и в конечном счёте в опрокидывание авторитарного режима ГДР, то с основанием можно утверждать, что современная ФРГ – как единое демократичное, социально-ответственное государство является во многом результатом интеллектуальных усилий, которые предпринимались в русле христианских ценностей.

  1   2

Похожие:

Р елигия и общество iconАкционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (ао «согаз»)
Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (ао «согаз»), далее по тексту – Страховщик, в лице Заместителя Председателя...

Р елигия и общество iconАнкета эмитента
Непубличное акционерное общество  Публичное акционерное общество  Акционерное общество, созданное до 01. 09. 2014 г и не внесшее...

Р елигия и общество iconОбщество с ограниченной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту «Общество») является юридическим лицом, учрежденным

Р елигия и общество icon«01» сентября 2015г. Общество с ограниченной ответственностью
Акционерное общество «Транснефть – Верхняя Волга» (далее Общество), именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице генерального директора...

Р елигия и общество iconОбщество с ограниченной ответственностью «Домоуправление 11» (ооо «ду-11»)
Общество с ограниченной ответственностью «Домоуправление 11» (ооо «ду-11»), именуемое в дальнейшем «Общество», в лице Бителя Василия...

Р елигия и общество iconСтатья общие положения общество с ограниченной ответственностью «лика авто»
Общество с ограниченной ответственностью «лика авто» (далее – Общество) учреждено в соответствии с действующим законодательством...

Р елигия и общество iconСтатья Общие положения. Общество с ограниченной ответственностью «промтехника»
Общество с ограниченной ответственностью «промтехника», в дальнейшем именуемое «Общество» учреждается в соответствии с Гражданским...

Р елигия и общество iconМетодические рекомендации по подготовке к вступительному испытанию...
Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество...

Р елигия и общество iconР аздел I. Термины и определения
Заказчик – Открытое акционерное общество «Объединенная энергетическая компания» (далее – Общество)

Р елигия и общество iconДокументация о запросе ценовых котировок
Заказчик – Открытое акционерное общество «Объединенная энергетическая компания» (далее – Общество)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск