Скачать 2.84 Mb.
|
Из серии: «В помощь воспитателю специальных (коррекционных) школ VIII вида» Сборник № 1 воспитательных программ специальной (коррекционной) школы VIII вида 2012 г. Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» Из серии: «В помощь воспитателю специальных (коррекционных) школ VIII вида» Сборник № 1 воспитательных программ Составители: заместиель директора по воспитательной работе высшей категории Д.Ш.Шидиева; заместитель директора по трудовому обучению Е.А.Просвирнина Сборник воспитательных программ составлен с целью систематизации воспитательного процесса и эффективного использования механизмов, которые помогут воспитателям в комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. Предназначен воспитателям, классным руководителям, социальным педагогам; будет полезен студентам дефектологических факультетов вузов. 2012 г. От авторов - составителей. Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 1-4 классов рассчитана на формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработку разумного отношения к нему. Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 5 классов со сложной структурой дефекта. В программе раскрыты психолого-педагогические коррекционно-развивающие основы формирования и развития здоровья детей со сложной структурой дефекта с использованием гибкого охранительного режима, успешной адаптации, создания санитарно-гигиенических условий, оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей, обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия. Модифицированная программа по охране здоровья. Целью программы является формирование у учащихся 6-9 классов, установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе, окружающим людям и природе. Программа «Формирование квазипространственных представлений» ориентирована непосредственно на коррекционно–развивающую работу в рамках начального обучения в специальной школе VIII вида. Программа построена с учетом общих закономерностей психического развития ребенка, современных принципов коррекционно-развивающей работы. Все вместе дидактические материалы и занятия представляют логику формирования пространственных представлений у ребенка в процессе его развития в целом и, соответственно, развития его языковой, речемыслительной деятельности. За основу теоретического материала при составлении программы по «Личностному развитию» были взяты основные закономерности аномального и нормально развивающегося ребёнка (Положения теории Л.С. Выготского), учтена возможность компенсации дефекта посредством знаний структуры дефекта. Основной целью программы является на основе создания оптимальных условий для учащихся проводить компенсацию дефектов развития посредством познания учащимся совокупности признаков окружающей действительности. Программа по творческому развитию состоит из следующих видов деятельности: лепки, аппликации, рисования, которые оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности у детей с нарушением интеллекта, воспитанию у них положительных навыков и привычек. Программа по трудовому воспитанию коррекционных школ для учащихся предназначена для привития навыков самообслуживания. Решая важные задачи адаптации воспитанников школ-интернатов, трудовое воспитание занимает центральное место в общей системе учебно-воспитательного процесса. Именно через трудовое воспитание, мы имеем возможность подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях, не относящихся к системе социального обеспечения, что и является основной целью данной программы. Программа « Нравственно-этическое развитие» составлена для II, III ступени образования детей с ограниченными возможностями здоровья и является преемственной по отношению к программе I ступени «Личностное развитие». Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоничное развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность детей с ограниченными возможностями. Программа «Экономическое воспитание старших школьников с ОВЗ» рассчитана на формирование у детей адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитания экономической культуры и современного экономического менталитета. Программы составлены для внедрения в практику в помощь воспитателям общеобразовательных специальных (коррекционных) школ VIII вида. Желаем творческих успехов! Содержание 1. Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составители: воспитатели Холодова Н.Ю., Павина М.Ю. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7 2. Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 5 класса (класса со сложной структурой дефекта) специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составитель: воспитатель Гуринкова С.Х. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 32 3. Модифицированная программа по охране здоровья для учащихся 6-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составители: учитель-дефектолог высшей категории Гречаная В.Т. _ _ _ 42 4. Программа «Формирование квазипространственных представлений и пространственного ориентирования для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Составители: Гречаная В.Т., Курманьшина М.В., Курманьшина А.Л._ _ _ 48 5. Программа по личностному развитию для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составители: учитель-дефектолог высшей категории Гречаная В.Т. _ _ _65 6. Программа по творческому развитию для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составитель: Курманьшина А.Л. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ 97 7. Программа по творческому развитию для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составитель: воспитатель Гуринкова С.Х. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _106 8. Программа по творческому развитию для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составитель: воспитатель Бызова Т.А. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _113 9. Программа по трудовому воспитанию для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составители: воспитатели Шевченко А.В., Астапенко О.В., Борисова С.Д. _ 123 10.Программа по трудовому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составители: воспитатели НосоваН.В., ВерхотуроваА.В., Бизяев А.А. _ 138 11. Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составитель: воспитатель: Носова Н.В. _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 165 12. Программа «Воспитание экономической культуры старших школьников с ограниченными возможностями здоровья для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Составитель: воспитатель Тарелкина А.В. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 181 Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Составители: воспитатели Холодова Н.Ю. Павина М.Ю. Пояснительная записка. В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды. Все организации здравоохранения признают, что здоровье - состояние полного физического и психического благополучия, движение по созидательному пути к самореализации. К показателям здоровья относят благополучие:
Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к патологическим, болезненным и экстремальным воздействиям, высокий уровень выносливости и работоспособности. Следовательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая. Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не только с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, но и разумной организацией их жизни, особенно в группах нашего ОУ. К факторам благоприятной жизнедеятельности детей относят:
Задача ОУ - вселить в ребенка веру в себя, свои силы, научить максимально, реализовывать свои физические и духовные возможности, гармонично войти в жизнь и чувствовать себя здоровым в полном смысле слова. Для этого необходимо создавать условия, т.е. благоприятную социально-педагогическую, коррекционно-развивающую среду, включающую специально организованное предметно-игровое пространство и условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности, лечебно-профилактических мер и рационального питания. Здоровье школьника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании», который гласит: образовательное учреждение гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанникам и создает условия для формирования физического, психического и духовного здоровья. Если учесть, что охрана здоровья ребенка опирается на его развитие, то необходимо создавать оздоровительно-развивающие доступные и эффективные программы для воспитанников коррекционных учреждений, посредством которых можно определить индивидуальный коррекционно–развивающий - оздоровительный подход к каждому ребенку. В предлагаемой программе раскрыты психолого-педагогические и коррекционно-развивающие основы формирования и развития здоровья умственно - отсталых детей с использованием гибкого охранительного режима, успешной адаптации, рационального питания, создания санитарно-гигиенических условий, условий для закаливания, оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей, обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия. Программой предусмотрены следующие направления: - Особенности режима дня. - Организация санитарно-гигиенического режима. - Режим питания - Здоровье ребенка - Ребенок и природа - Ребенок и другие люди - Эмоциональное благополучие ребенка - Ребенок и улица - Организация двигательной активности. Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год – 36 часов 2 год – 36 часов 3 год – 36 часов 4 год – 36 часов Всего – 144 часа. Программа адресована специалистам и воспитателям, работающим с умственно – отсталыми детьми в условиях коррекционного учреждения. Основная цель программы — формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему. Согласно основной цели выделяются следующие задачи воспитания по охране и совершенствованию здоровья детей на период пребывания в ОУ:
Реализация задач предусматривается через:
В основу программы положены возрастные и психофизиологические критерии детей. Каждый возраст включает усложненное содержание деятельности. В конкретной возрастной группе предусмотрены свой режим, «занятия здоровья» и организации работы по двигательной активности детей. Реализация программы осуществляется на основе ведущей (игровой) деятельности детей младшего школьного возраста, что соответствует также интересам воспитанников. Занятия не выступают в качестве преобладающей формы обучения; используются разнообразные интегрированные виды деятельности. Сознание умственно – отсталых школьников мало структурировано, т.е. дети не всегда осознают, что организующие игры и мероприятия направлены на сохранение и укрепление их здоровья. Отличительная особенность программы — нацеленность на формирование осмысленного отношения школьников к собственному телу, формирование произвольной психической регуляции жизненных функций организма, овладение элементарным навыками самоврачевания, умение делать самомассаж, охранять органы зрения и дыхания и т.д. Программа предусматривает два направления работы: 1. создание условий для охраны, укрепления и совершенствования здоровья школьников и формирование у них представлений о роли здоровья в жизни человека; 2. формирование у школьников потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления здоровья. В целом в ходе работы по данному разделу программы происходит знакомство ребенка со своим организмом, внутренними потребностями и возможностями, элементарными навыками ухода за собой. Школьники знакомятся с полезными свойствами продуктов, овладевают элементарными приемами оказания первой медицинской помощи. У детей формируются навыки безопасного поведения на улице, при встрече с незнакомым человеком, животным и т.д.; понимание значимости двигательной активности в жизни человека. Такой подход составляет основу для формирования представлений о здоровом образе жизни. Предусматриваются личностно - ориентированный и индивидуально - дифференцированный подходы к детям, что позволяет, исходя из общих принципов, составлять индивидуальные коррекционно - развивающие программы для каждого ребенка. Реализация конкретных программных целей. К концу обучения дети должны:
|
Целью программы является на основе создания оптимальных условий для учащихся проводить компенсацию дефектов развития посредством... | Цель: Воспитание потребности в здоровом образе жизни, осознанного отношения к реальному вреду наркотиков на личность человека | ||
«Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей (далее – Учреждение) для определения... | Использование эффективных форм и методов для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в совместных мероприятиях... | ||
«Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Программа... | Основной целью Олимпиады является формирование у школьников 1-4 классов знаний, направленных на сохранение здоровья и пропаганда... | ||
Вопросы образования и здоровья сегодня рассматриваются в контексте нового, современного отношения к педагогическому процессу, как... | Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического развития дошкольников являются одним из важнейших направлений деятельности... | ||
Настоящее Положение разработано мадоу №255 для определения перечня основной документации воспитателя и установление единых требований... | Анализ работы школы по сохранению здоровья участников образовательного процесса, формирование культуры зож |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |