Процессы в сервисе


НазваниеПроцессы в сервисе
страница1/9
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ФГБОУ ВО Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)

Маюрникова Л.А., Крапива Т.В., Давыденко Н.И

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОЦЕССЫ В СЕРВИСЕ
Учебное пособие (часть 1)



Кемерово 2015

УДК 642.5(075)

ББК 36.99я7

М 38
Рецензенты:

Чугунова О.В.,

д.т.н., заведующая кафедрой технологий питания

ФГБОУ ВПО УРГЭУ

Харитонова Н.А.,

директор ресторана «Вишневый сад» (ООО «Вкус»)
Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института пищевой промышленности
Л.А. Маюрникова, Т.В.Крапива, Н.И. Давыденко

М 38 Технологические процессы в сервисе: Учебное пособие. - / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2015. – 99 с.

ISBN ……

Для студентов, обучающихся по направлению «Технология и организация общественного питания»», бакалавров, магистрантов, аспирантов, специалистов, интересующихся проблемами теории и практики управления сферой сервиса в общественном питании.


ISBN ……

УДК 642.5(075)

ББК 36.99я7
©

Л.А.Маюрникова

Т.В.Крапива

Н.И. Давыденко
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивное развитие ресторанного бизнеса в настоящее время имеет объективные причины и основания. По признанию рестораторов, этот бизнес один из самых заманчивых - хорошо организованное ресторанное производство каждый день приносит реальные и немалые деньги.

Проблема любого ресторана – найти своего клиента. Задача ресторатора – сделать так, чтобы клиент захотел посещать именно это заведение. Добиться успеха можно путем слаженной работы всего коллектива, высокого уровня развития технологий производственных процессов и не менее высокого уровня обслуживания.

У любого заведения общественного питания есть три основных блока технологических процессов, которые должны хорошо функционировать для достижения желаемого результата работы: - технологический блок (набор действий, которые необходимы для приготовления блюд и обслуживания гостей); - финансово-экономический блок (бухгалтерский учет, управление наличностью, ценовой контроль, расчет издержек и т. д.); - блок маркетинга. При этом ядром деятельности любого предприятия питания является именно технологический блок, который в свою очередь можно разделить на два основных процесса деятельности предприятия – процесс производства продукции и процесс обслуживания (сервис). Так как отличительной особенностью предприятий сервиса является совмещение процессов производства и реализации (обслуживания), значимости этих процессов для жизнедеятельности заведений общественного питания абсолютно равноценны.

Технологии сервиса – это принципы, процедуры и стандарты взаимодействия с клиентами, принятые в конкретной организации или определенной сфере бизнеса. От того, насколько отлажен технологический процесс обслуживания на предприятии питания напрямую зависит устойчивость его конкурентного положения. Важно понимать, что сегодня ресторанный бизнес требует профессионализма, знаний и использования новейших технологических разработок, в том числе в сфере сервиса.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Технология

комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом;

Изделие

любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т.п.);

Номинальное качество

качество прогнозируемое или заранее заданное (например, оговоренное стандартами производства и обслуживания предприятия индустрии питания);

Минимальные затраты

минимально возможные затраты, не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.

Технологический процесс

упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата.


ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СИСТЕМ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ СЕРВИСА ДЛЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА

ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИТАНИЯ


    1. Сущность понятия «технологический процесс».

Технологический процесс на предприятиях индустрии

питания
Технологический процесс (сокращенно ТП) - это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата.

Практически любой технологический процесс можно рассматривать как часть более сложного процесса и совокупность менее сложных (в пределах - элементарных) технологических процессов.

Элементарным технологическим процессом или технологической операцией называется наименьшая часть технологического процесса, обладающая всеми его свойствами. То есть это такой ТП, дальнейшая декомпозиция которого приводит к потере признаков, характерных для метода, положенного в основу данной технологии. Как правило, каждая технологическая операция выполняется на одном рабочем месте не более, чем одним сотрудником. Примером технологических операций могут служить сервировка стола, прием заказа у потребителя, оформление блюда, жарка картофеля и т.д.

Виды технологических процессов. В зависимости от применения в производственном процессе для решения одной и той же задачи различных приёмов и оборудования различают следующие "виды технологических процессов":

  • Единичный технологический процесс (ЕТП) - технологический процесс изготовления или ремонта изделия одного наименования, типоразмера и исполнения, независимо от типа производства (например, эксклюзивное блюдо от шеф-повара; проведение тематических мероприятий на площадке ресторана - свадьба "Яблони в цвету"; свадьба в греческом стиле; вечеринка "Стиляги" и т.д.).

  • Типовой технологический процесс (ТТП) — технологический процесс изготовления группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками (приготовление блюда (например, салата "Цезарь", солянки, рыбы на гриле и т.п.; обслуживание потребителей официантом, встреча гостей метрдотелем).

  • Групповой технологический процесс (ГТП) — технологический процесс изготовления группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками (например, массовое приготовление продукции общественного питания в столовой).

Описание технологического процесса выполняется в документах, именуемых «Операционная карта технологического процесса» (при подробном описании) или «Маршрутная карта» (при кратком описании).

  • Маршрутная карта - описание маршрутов движения (последовательности этапов) производства услуги (например, "Стандарты обслуживания в зале официантом" - рис. 1)

  • Операционная карта - перечень переходов, установок и применяемых инструментов (например, описание технологического процесса "Обслуживание в зале" – Приложение 1).

  • Технологическая карта - это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или обслуживание объекта/субъекта. (например, технико-технологическая карта блюда).

Технологические процессы делят на "типовые" и "перспективные".

  • Типовой ТП имеет единство содержания и последовательности большинства технологических операций и переходов для группы изделий с общими конструкторскими принципами.

  • "Перспективный ТП" предполагает опережение (или соответствие) прогрессивного мирового уровня развития технологии производства.



МАРШРУТНАЯ КАРТА
Стандарты обслуживания в зале официантом

Этап 1 «Подготовительный»



Этап 2 «Встреча гостей»





Этап 3 «Обслуживание гостя»


  • Прием заказа

  • Контроль качества блюд

  • Вынос блюд

  • Уборка и замена использованных столовых приборов и белья

  • Прием расчета

  • Подготовка столов к последующему обслуживанию

  • Обеспечение соблюдения трудовой дисциплины

  • Разрешение конфликтных ситуаций, возникших по вине ресторана

  • Разрешение конфликтных ситуаций, возникших по вине гостя







Этап 4 «Завершение работы»


Рисунок 1 - Маршрутная карта "Стандарт обслуживания в зале официантом"
Управление проектированием технологического процесса осуществляется на основе маршрутных и операционных технологических процессов.

  • "Маршрутный технологический процесс" оформляется маршрутной картой, где устанавливается перечень и последовательность технологических операций, тип оборудования, на котором эти операции будут выполняться; укрупненная норма времени без указания переходов и режимов обработки.

  • "Операционный технологический процесс" детализирует технологию превращения исходного объекта (например, сырья) в готовую продукцию или услугу. Здесь оформляются операционные карты технологических процессов.

Организация технологических процессов на предприятиях индустрии питания имеет ряд особенностей, связанных со спецификой общественного питания. Предприятия общественного питания (индустрии питания) выполняют не только производственные, но и торговые функции, т.е. не только производят разнообразные блюда и кулинарные изделия, но и организуют реализацию и потребление их населением. Продукция, выпускаемая предприятиями общественного питания, скоропортящаяся и требует быстрой реализации. Различные продукты и сырье, используемые для приготовления блюд и кулинарных изделий, также не выдерживают длительных сроков хранения. В связи с этим при организации технологических процессов предприятия общественного питания необходимо обеспечить максимальное сокращение сроков хранения и обработки сырья и сроков реализации готовой кулинарной продукции.

Для отпуска потребителям свежеприготовленных блюд целесообразно организовать их выпуск небольшими партиями по мере спроса. Спрос потребителей на продукцию предприятий общественного питания меняется в зависимости от целого ряда факторов (сезона, погоды, модных тенденций и т. д.). Поэтому для правильного определения объема производственной программы и ассортимента выпускаемой продукции необходимо принимать во внимание спрос потребителей на различные виды блюд и кулинарных изделий. Спрос может меняться не только по дням недели (праздничные дни, субботние и воскресные дни), но и в течение дня. В связи с неравномерностью потока потребителей создается неравномерность загрузки производства. Это также необходимо учитывать в процессе производства на предприятиях общественного питания при организации труда работников. В часы наибольшего притока посетителей на отдельных участках производства необходимо сосредоточить большее число людей, используя совмещение профессий и принцип взаимозаменяемости работников. Так, в часы пик, часть поваров может работать на раздаче, чистильщицы овощей - в моечной и т. д.

Деятельность предприятий общественного питания (индустрии питания) направлена на удовлетворение потребностей посетителей в специфических услугах. Предоставление услуг на рынке предприятий индустрии питания связано с возникновением проблем, для решения которых нужны особые стратегии.

В научно-технической литературе существует ряд определений понятия «услуга»:

  • услуга - любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем- либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом [13];

  • услуги - виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, не изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат[14];

  • услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона предлагает другой, и она неосязаема и не приводит к завладению чем-либо [15].

Согласно ГОСТ 31984-2012 «Услуги общественного питания. Общие требования», ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» услуга общественного питания – это деятельность исполнителя (предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Процесс обслуживания - совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации и потреблении продукции общественного питания и организации досуга.

При этом услуги предприятий общественного питания подразделяются на:

  • услуги питания;

  • услуги по изготовлению продукции общественного питания;

  • услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию;

  • услуги по реализации продукции общественного питания и покупных товаров;

  • услуги по организации досуга, в том числе развлекательные;

  • информационно-консультационные(консалтинговые) услуги;

  • прочие услуги общественного питания.

Т.е. услуги предприятий общественного питания носят как материальный, так и нематериальный характер.

Материальные услуги связаны с товаром в его материальном виде, нематериальные - не связаны с материальной сущностью товара. В сфере бизнеса предприятий питания имеют место как материальные услуги (блюда и кулинарные изделия) так и нематериальные (обслуживание клиентов).

Услуги предприятий общественного питания можно назвать активами предприятия, причем материальные активы (пища и напитки) клиент способен оценить, хотя и в краткосрочном периоде, а нематериальные (отдых, уют, доброжелательная атмосфера) крайне сложно проверить заранее, оценка их может быть субъективной. Материальные и нематериальные активы предприятия общественного питания ведут к покупательскому решению.

Таким образом, услуги предприятий общественного питания представляют собой предложение, которое в итоге ведет к решению клиента о посещении конкретного предприятия общественного питания.

Для предприятий общественного питания наиболее характерны четыре специфические черты услуг: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость.

Неосязаемость услуги объясняется тем, что её нельзя попробовать на вкус, на ощупь, ее не увидишь и не услышишь до момента ее непосредственного оказания. Ввиду неосязаемости услуги до её покупки увеличивается степень неопределенности приобретения. Клиент ищет нечто свидетельствующее о качестве этих услуг, чтобы уменьшить неопределенность, порождаемую неосязаемостью. Так, подходя к кафе или ресторану, посетитель видит и оценивает внешний вид, войдя вовнутрь -интерьер и обслуживающий персонал. Самые разнообразные факты могут свидетельствовать о качестве услуг. Все это в комплексе может служить основанием для оценки предприятия питания в целом.

Неотделимость от источника и объекта услуги связана с клиентом, которому она оказывается. Персонал, осуществляющий контакт с клиентами в конкретном случае, представляет лишь определенную часть предоставляемой услуги в целом. Поэтому персонал предприятий питания должен быть хорошо подготовлен к успешному взаимодействию не только с клиентами, но и между собой для удовлетворения оказания услуги обслуживания в комплексе.

Неотделимость услуги означает также, что и клиенты являются ее частью. Принцип неотделимости подразумевает, что менеджеры должны управлять не только служащими, но и клиентами.

Непостоянство услуг обусловлено тем, что они отличаются изменчивостью, т. е. их качество зависит от того, кто их оказывает и при каких условиях. «Изменчивость и колебания качества услуги - главная причина неудовлетворения клиента» [14].

Причины изменчивости:

  • услуги такого рода оказываются и принимаются одновременно, что ограничивает возможности контроля их качества,

  • временная неустойчивость спроса делает проблематичным сохранение качества обслуживания в периоды, когда спрос становится повышенным,

  • многое зависит от состояния оказывающего услугу в момент оказания.

Один и тот же человек может быть прекрасно обслужен сегодня и скверно - завтра.

Итак, услуги главным образом зависят от людей, а люди более изменчивы, чем товары.

Несохраняемость объясняется тем, что услуги нельзя хранить. Например, в ресторане зарезервирован столик, но клиент не пришел, шансов посадить кого-нибудь другого после назначенного времени очень мало. Чтобы обеспечивать себе стабильный доход, предприятию приходится лавировать между своими возможностями и текущим спросом, поскольку потери от невостребованности компенсировать практически невозможно.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Процессы в сервисе iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине дс. 01. 02....
«Сервис» специализации 100101. 19 «Сервис на предпритиях питания» направления 100100 «Сфера обслуживания»

Процессы в сервисе iconЛ. Е. Чередникова Инновации в социально-культурном сервисе и туризме
Чередникова Л. Е. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме: Учебно-методический комплекс/ нгту, Новосибирск, 2006

Процессы в сервисе iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая...
Россия, научить оценивать и прогнозировать происходящие в мире процессы, а также процессы, происходящие в его субрегионах, странах...

Процессы в сервисе iconЕлиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник
Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. – М.: Инфра-м, 2005. – 319 с. (Учебники для программы mba)

Процессы в сервисе iconИнструкция администратора лпу для работы в сервисе «Запись на прием к врачу в электронном виде»
Краткая инструкция администратора лпу для работы в сервисе «Запись на прием к врачу в электронном виде»

Процессы в сервисе iconПсихология
К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства,...

Процессы в сервисе iconТема Хозяйственный учет, его сущность и значение
Все эти процессы очень тесно связаны между собой. Все эти процессы несут в себе затраты, которые не безразличны обществу, которое...

Процессы в сервисе iconАктуальные процессы и перспективы
Испанский язык в информационном обществе: актуальные процессы и перспективы / El español en la sociedad de la información: actualidad...

Процессы в сервисе iconАмбулатория
В сервисе реализовано 4 роли участников информационного взаимодействия (в соответствии с приказом ффомс от 20. 12. 2013 г. №263)

Процессы в сервисе iconЧасто задаваемые вопросы
Какой протокол используется при разработке веб-служб, публикуемых в Сервисе ипс? 4

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск