Методические рекомендации по изучению курса «социология» для студентов заочного обучения Тема Социология как наука


НазваниеМетодические рекомендации по изучению курса «социология» для студентов заочного обучения Тема Социология как наука
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Методические рекомендации по изучению курса «СОЦИОЛОГИЯ» для студентов заочного обучения

Тема 1. Социология как наука.

Социология - это наука, помогающая обществу глубже и конкретнее познать себя, основу социального взаимодействия людей. По Смелзеру, социология - попросту говоря ,- это способ изучения людей. Социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся, голосуют, т.е. все то, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом. Короче, социологию можно определить как научное отношение общества и общественных отношений.

Для социологии характерен достаточно широкий взгляд на человека и общество. Социолог стремится встать рядом с человеком. Выбрать такую точку обзора социальной действительности, чтобы зафиксировать арену реальных действий людей, описать мир в понятиях, которые схватывают явления в привычных, легко узнаваемых человеком формах, но позволяющих увидеть мир глубоко. Иначе говоря, социология изучает привычный мир в научных понятиях.

Социология при изучении того или иного социального явления стремится познать конкретные механизмы, зависимости, связи, влияющие на изучаемый предмет.

Например, рассматривая мотивацию трудовой деятельности, социолог пытается доказательно выявить роль материальных, моральных стимулов в процессе труда, в каких условиях приобретают доминирующее значение первые, в каких условиях особую значимость приобретают вторые. Какова иерархия этих стимулов в зависимости от различных факторов: пола, образования, уровня квалификации, возраста, семейного положения, уровня материального благосостояния. Причем все эти идеи обосновываются на базе проведенных исследований, доказательно.

Так, социологический анализ показал, что люди, обладающие избыточным для данной должности образованием, квалификацией, характеризуются сниженным интересом к такому труду, являются источником конфликта, нестабильности в коллективе. А ведь исходя из умозрительной модели, казалось, должно быть наоборот. Что, кстати, двигало многими руководителями при найме на работу людей с завышенным уровнем подготовки.

Выявленные достоинства социологического знания во многом объясняет то, что в процессе социологического познания используются методы не только теоретические, но и практические, т.е. методы, направленные на изучение системы конкретных фактов.

Необходимость изучения социологии определяется прежде всего возрастанием роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств:

во первых, наша страна переживает в последнее время период глубокого реформирования. Если бы проводимые у нас реформы были бы научно (в т.ч. и социологически) обоснованы, а их последствия и ход серьезно спланированы и прогнозированы, то результаты могли быть совершенно другими., куда менее болезненными и более плодотворными со всеми вытекающими из этого последствиями;

во-вторых, современный этап развития нашего и других обществ неопровержимо свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сферы общественной жизни. Не случайно в последние годы так часто идет речь и о “сильной социальной политике” , о “социально ориентированной экономике”, о “социальной защите населения” и т.д. Жизнь доказала, что игнорирование или серьезная недооценка роли и значения социальных факторов ставит под реальную угрозу успешное проведение реформ;

в третьих, одной из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих других обществ на современном этапе является формирование гражданского общества1. Без этого невозможно ни эффективное развитие экономики, ни утверждение правового государства. Все это выдвигает на первый план исследование социального статуса личности и социальной группы, проблем соотношения взаимодействия личности, социальных общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве главного в предмет социологии.

Как считал французский социолог Дюркгейм, социология не стоила бы и часа труда, если бы не позволяла улучшить общество.

Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей Среды. Представители разных наук по разному воспринимают один и тот же объект. Так, если взять обычную семью, то экономиста будет интересовать прежде всего, какой ее бюджет, каковы доходы и расходы, юриста - права и обязанности родителей и детей, демографа - детность, психолога - мотивы вступления в брак супругов. Социолог примет все это во внимание и поставит вопрос: Какова сплоченность семьи? Такой же вопрос можно поставить в отношении школьного класса или студенческой группы. По специальной методике он может рассчитать степень сплоченности в количественном выражении.

Связи и взаимодействия индивидов образуют своего рода социальную сеть - “социум”, который, как душа в теле, имеет место в любой точке группы. Взаимодействие двух индивидов - уже социум. Чем их больше, тем сложнее структура взаимодействия. Каковы отношения индивидов, насколько они разнообразны, что их порождает? Индивиды объединяются в группы или группа объединяет индивидов?. Мы видим людей, но не видим того, что их заставляет объединяться и действовать совместно. Какие невидимые нити связывают их? Кто является субъектом действия: группа или индивид? Эти вопросы ставит социолог и пытается на них ответить.

Но только на первый взгляд, социолог изучает индивидов и группы. Но это не совсем так. Он изучает те связи, которые их образуют - связи взаимодействия. И индивид и группа для гено - это совокупность связей, но особых, социальных, порождающих сложные социальные структуры: личность, общество, культуру, государство, право, мораль, науку, государство, семью и т.д. Ни экономист, ни юрист, ни психолог не раскроют тайн социального взаимодействия. Это может сделать только социолог.

Социолог может рассчитать рейтинг популярности того или ионого политика с высокой долей вероятности, предстказать итоги выборов, а после их проведения определить по специальной методике фальсифицированы они или нет. Он может рассчитать возможные варианты событий, предсказать социальные последствия принятия и реализации того или иного юридического закона, определить механизмы согласования различных социальных групп. Деятельность социолога многообразна, но в ней есть своя изюминка: способность увидеть проблему, порожденную социальным взаимодействием, сформулировать ее на языке социологии, найти пути ее разрешения и предложить их обществу.

Таким образом, социология - это научное исследование общества и социальных отношений. Она опирается на данные или факты из реального мира и стремится следовать им, используя научные объяснения.

Понятие социального.

Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Основные черты, характеризующие основную специфику социального:

1. Общее свойство, присущее различным группам индивидов и является результатом интеграции ими тех или иных свойств общественных отношений

2. Оно выражает обусловленное современными общественными отношениями взаимное положение индивидов. Это означает, что характер и содержание отношений между различными индивидами и их группами находятся в зависимости от места, которое они занимают в различных общественных структурах, и от той роли, которую они выполняют в них.

3. Социальное проявляется в отношениях различных индивидов и групп индивидов друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

4. Это есть результат “совместной деятельности различных индивидов”, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп (общностей) индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.

Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно.

Социальное действие (по М. Веберу) - “действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него”.

Социальное действие может быть ориентировано (по М. Веберу), - на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов.

Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия, отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная группа (по Мертону) - совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других;

Социальная общность - реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения;

Социальный институты- исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

С. и. - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Социальная структура - стойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли).

Социальная структура выражает объективное деление общества на классы, общности, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

Тема 2. История социологии в Западной Европе и США

Социально-исторические и идейные предпосылки возникновения социологии.

Социология возникла в конце 30-х - начале 40-х годов ХIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности.

Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1948 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они предложили решить эту проблему с помощью социалистической революции. О. Конт и другие “отцы - основатели социологии” - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработке рекомендаций по его реформированию.

В науке в этот период на первый план развития выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839 гг.), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма.

Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия стали основой для учения об обществе, основанного на принципах биологии, - “органической теории развития общества”.

Пока речь шла в основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы развития социологии и ее методов познания. Уже в XVII - XVIIIв. Джон Граунд и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунд применил их в 1662 году к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа “Философские очерки о вероятности” построена на количественном описании динамики народонаселения.

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX века вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения - рост числа бедных, увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В тоже время ускоренно формируется “средний слой” и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляет институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений , выступающих за социальные реформы.

Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились “социальные болезни общества”, с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить “лекарство” от этих “болезней”. Особенно интенсивно развитие капитализма в то время происходило в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. Среди этих работ особо следует отметить “Статистическое описание Шотландии” Джона Сиклера (21 том), “Положение рабочего класса в Англии” Фридриха Энгельса, “Жизнь и труд людей в Лондоне” Чарлза Бута, “Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах” Луи Виллерме, “Очерки моральной статистики Франции” Андре Герри, “Европейские рабочие” Фредерика Ле Пле (6 томов).

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле “О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни” (1835 г.). Неко­торые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выра­зился А. Кетле, “социальной физики”. Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статис­тически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Позитивная социология Огюста Конта. Учение о трех стадиях умственного и общественного развития.

Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побу­дительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представле­ния об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие уче­ния об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона “Законы”, “О государстве”, в “Политики” Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика раз­рабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как само­стоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о соци­альной философии как предшественнице социологии.

Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необхо­димо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдель­ной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы “Курс позитивной философии” в 1839 году, где он впервые исполь­зовал термин “социология” и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия - поставить учение об об­ществе на научную основу - и явились тем отправным фактом, кото­рый привел к формированию и развитию социологии.

Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и воз­можность появления этой новой науки? В системе О. Конта это обос­нование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития че­ловека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе ре­лигиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественно­го. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелля­ции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстрак­ций. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абст­рактными сущностями, отказывается раскрывать причины явле­ний и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Переход от одной стадии к другой в разных науках совершает­ся последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип -- от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем про­ще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в ма­тематике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она опирается в своих иссле­дованиях на “позитивный метод”. Последний означает опору теоре­тического анализа на совокупность эмпирических данных, собран­ных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона раз­деления и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитив­ное значение в истории общества. Благодаря им появляются социаль­ные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факто­ры ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они наце­лены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобо­кую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чув­ства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутри-корпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попус­тительстве способны разрушить основу общества - чувство соли­дарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о разви­тии, делит социологию на две части: социальную статику и социаль­ную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные инсти­туты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В соци­альной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогрес­са, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духов­ное, умственное развитие человечества.

О. Конт в своем учении вывел закон о трех стадиях интеллектуального развития человека.

1. Теологическая - человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием “сверхъестественное”.

2. Метафизическая (критическая) - объясняет все при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

3. Позитивная (научная) - человек перестает оперировать абстрактными сущностями и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Переход от одной стадии к другой происходит по принципу: от простого к сложному, от высшего к низшему. Позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, затем в биологии. После биологии Конт раслоложил социологию как вершину позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на позитивный метод.

Позитивный метод - опора теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Социология Герберта Спенсера

Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер (1820-1903r.r.). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной -неорганические, органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: "Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал он, - то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое". На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские -вмешательства в естественный ход эволюции. Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно . взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д. Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основные начала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде «Основания социологии». Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности. Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем: «производя-' щей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

Классический тип научности социологии.

Учение о методе Э. Дюркгейма

Как отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самосто­ятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное ис­следование общества. Однако в истории социологии никогда не су­ществовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необхо­димым говорить о последовательном возникновении в рамках социо­логии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, эклектического.

Классический тип научности, по его мнению, был представ­лен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим:

  1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социаль­ных законов.

  2. Поэтому социология должна строиться по образу естественных “позитивных” наук.

  3. Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.

  4. Важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в се­бе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании “социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий”.

Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога 3. Дюркгейма “Правила социологического метода” (1895 г.). Дюркгеймовская соци­ология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

Первое правило состоит в том, чтобы “рассматривать социальные факты как вещи”. Это означает, что: а) социальные факты внешние для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фак­тов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

Второе правило состоит в том, чтобы “систематически отмежевы­ваться от всех врожденных идей”. Это означает, что: а) социология преж­де всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личност­ными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрас­судков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в об­ществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он по­рожден объединенными действиями индивидов, но качественно от­личается по своей природе от того, что происходит на уровне индиви­дуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой суб­страт - коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, не­сколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбина­ция породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он обра­зуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, цен­ностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

Основные этапы и направления, развития социологии в США.

Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Исследователи истории социологии считают, что если в XIX ве­ке центром социологической мысли была Западная Европа, то начи­ная с 20-х годов XX в. США прочно удерживают позиции лидера в ми­ровой социологии. Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказали два взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всех пяти стадий внешней институционализации и боль­шой объем конкретных, эмпирических социальных исследований.

В Западной Европе социология долго развивалась на инициа­тивной основе. Например, О. Конт не имел постоянного заработка, и многие социологи, за исключением Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма, были вынуждены работать вне университетской сферы. В США же социология с самого начала начинает складываться как университетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете (декан Дж. Смолл). В 1901 году курс социологии пре­подавался в 169 университетах и колледжах, а к концу 80-х годов почти в 250.

Социология в США с самого начала формируется как при­кладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество возросло на два порядка. Социологические исследования базируют­ся на большой финансовой основе. В настоящее время на проведение социологических исследований ассигнуется до 2 миллиардов долла­ров. Причем примерно половину этой суммы ассигнует правительст­во США, а половину - частный бизнес. В стране имеется около 100 тысяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ас­социаций. Правительство и предприниматели рассматривают соци­ологию как важный инструмент преодоления социальных конфлик­тов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент соци­ального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методо­логии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в точную науку.

Эмпирические социологические исследования диктовались общественными потребностями. Большое место в них занимают про­блемы социализации различных социальных групп, адаптация к но­вым для людей социальным и культурным условиям. В этом плане наибольшее влияние на разработку социологии в США оказало вы­шедшее в 1918 г. двухтомное исследование Ф. Знанецкого и У. Тома­са “Польский крестьянин в Европе и Америке”, где рассматрива­лись проблемы адаптации эмигрантов к условиям США. В этой рабо­те были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований.

Значительное развитие в США получили исследования по со­циологии труда и управления. Еще в 90-х годах американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 -- 1915) произвел комплексные ис­следования на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлор подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффек­тивны. Они упираются в так называемый “человеческий фактор”, в материальное и моральное стимулирование, в искусство администра­ции управлять предприятием. Тейлор первым из ученых раскрыл и объяснил явление рестрикционизма (от англ. гestriction - ограниче­ние), т. е. феномен “работы с прохладцей”, сознательное ограничение рабочими выработки. По Тейлору, в основе этого феномена лежит ме­ханизм группового давления и блокирования формальных норм с по­мощью неформальных, для того, чтобы воспрепятствовать стремле­нию предпринимателей увеличивать эти нормы выработки через по­нижение расценок. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер - хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной ин­формации, новую структуру функционального администрирования.

Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927 -1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жес­точайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны Запад­ной Европы, и их главной задачей было стремление изыскать дополни- тельные факторы повышения эффективности производства. Ученые - экспериментаторы в начале эксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Они изменили условия работы экспериментальной группы: освещение рабочих мест, темпера­туру в помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти факторы играют весьма незначительную роль. Главное же вли­яние на производительность труда оказывают психологические и соци­ально-психологические условия трудового процесса. В данных экспе­риментах было открыто явление неформальной организации трудо­вых коллективов. Любая группа рабочих разделяется на подгруппы (клики), но не по профессиональным, а по личным признакам. В этой группе выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая под­группа придерживалась особых правил поведения. Неформальные нормы, регулирующие отношения в данной подгруппе, распространя­лись и на трудовую деятельность. В частности, эти непредписанные нормы регулировали выработку отношений с руководством и т. д.

На основе Хоторнских экспериментов Э. Мэйо и его сотрудни­ками была сформулирована так называемая доктрина “человечес­ких отношений”. Методологической основой данной доктрины явля­ются следующие принципы:

  1. человек представляет собой социаль­ное существо, ориентированное на других людей и включенное в контекст группового поведения;

  2. с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;

  3. руководители предприятий в большей мере должны ориентиро­ваться на удовлетворение потребностей людей, или на чисто техни­ческие факторы поднятия производительности труда и максималь­ное достижение прибыли. Такая ориентация способствует удовле­творенности индивида своей работой и благоприятствует социальной стабильности;

  4. производительность труда будет более эффектив­ной, если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено груп­повым, коллективным, а экономические стимулы - социально-пси­хологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворен­ность трудом, демократический стиль руководства). Отсюда берет начало разработка новых средств повышения производительности труда, таких, как “сопричастное управление”, “гуманизация труда”, “групповое решение”, “просвещение служащих” и т. д.

Доктрина “человеческих отношений” дала толчок разработке проблем мотивации поведения. На ее основе Абрахамом Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая теория потребностей. А. Маслоу классифицировал потребности личности на базисные (основные) и про­изводные (метапотребности). Базисные (в пище, в воспроизводстве, бе­зопасности, в одежде, в жилище и т.д.), производные (в справедливос­ти, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). Маслоу рас­положил все потребности в восходящем порядке -- от низших физиологических до высших духовных. Главное же в теории А. Маслоу заключается не в самом расположении потребностей, а в объяснении их движения. Потребности каждого нового уровня становятся актуальны­ми, т. е. насущными, требующими удовлетворения лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод движет человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, вступают в дейст­вие в качестве мотивов поведения другие потребности. На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга (1950) и теория стилей управления Д МакГрегора (1957). Соглас­но теории Ф. Херцберга, только внутренние факторы, т. е. содержание работы, повышают удовлетворенность трудом. Внешние же факторы, т. е. условия работы: заработок, межличностные отношения в группе, политика компании, стиль управления и другие - Херцберг называл гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности тру­дом, способствовать закреплению кадров, но не окажут существенного влияния на повышение производительности труда. Ф. Херцберг сфор­мулировал такие зависимости: удовлетворенность есть функция со­держания работы, а неудовлетворенность - функция условий труда. Обе системы являются разнонаправленными плоскостями поведения.

Теория стилей управления Д. МакГрегора описывает черты трех основных стилей управления:

  1. авторитарный стиль, для ко­торого характерен жесткий контроль, принуждение к труду, нега­тивные санкции, акцент на материальное стимулирование;

2) демо­кратический стиль, делающий упор на использование творческих способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду;

3) Смешанный тип, чередующий элементы авто­ритарного и демократического стиля управления.

Д. МакГрегор не считает необходимым рекомендовать как более предпочтительный тот или иной стиль управления. По его мнению, преж­де чем выбрать ту или иную модель на предприятии, следует провести диагностическое исследование и выяснить ряд вопросов: каковы уровень доверительности в отношениях управляющих и подчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности и другие элементы соци­ально-психологического климата в коллективе. На основе этих исследо­ваний в США сформировались два общественных течения - внедрение новых форм организации труда и программа улучшения качества жизни.

Проведение эмпирических социологических исследований и создание различных прикладных теорий базировались на опреде­ленных методологических установках. Долгое время в США в мето­дологии социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) утверждает, что со­циология - это поведенческая наука, или наука о человеческом по­ведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все пове­дение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали за­дачу социологии как создание науки об управлении людьми.

Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследо­вания. Смысл исследования социологов, с точки зрения его предста­вителей, состоит не в объяснении, а в описании поведения. Поэтому главные усилия исследователя должны быть сосредоточены на соби­рании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки бихевиористы рассматри­вают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования. При обработке данных абсолютное предпочтение отдается количе­ственным, математическим и статистическим методам.

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм ис­следования и количественных методов анализа ведет к упрощенно­му взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимо­действие, в частности, так как наблюдаемые объекты по многим су­щественным параметрам не могут быть изморены. Для проведения глубоких социологических исследований необходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научных гипо­тез, понятийного аппарата и т. д. Не менее важное значение имеет разработка методологии проникновения во внутренний интимный мир человеческой личности, познание ее ценностных, психологичес­ких и иных мотиваций. Поиски таких методологий в американской социологии привели к разработке функционализма, структурно-функционального анализа и других теорий. Рассмотрение этих тео­рий будет проведено в последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальных проблем социологии.

Иерархия потребностей по Маслоу.



1. Физиологические - являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в пище, еде, воде, одежде, отдыхе.

2. Безопасности и защищенности - потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены.

3. Социальные - понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Уважения - включают потребности в самоуважении, личных достижений, уважений со стороны окружающих, признания.

5. Самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Так как с развитием человека как личности, расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть удовлетворена. Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды пытается построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, вначале человек будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. И только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его возможностями. По иерархической лестнице можно опустится вниз (случай в Андах в 1975 году).

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по изучению курса «социология» для студентов заочного обучения Тема Социология как наука iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

Методические рекомендации по изучению курса «социология» для студентов заочного обучения Тема Социология как наука iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология социальных проблем»
Главной целью курса «Социология социальных проблем» является знакомство с его основными положениями и овладение формальным аппаратом...

Методические рекомендации по изучению курса «социология» для студентов заочного обучения Тема Социология как наука iconПрограмма дисциплины «Социология потребления»
Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-1» и...

Методические рекомендации по изучению курса «социология» для студентов заочного обучения Тема Социология как наука iconПрограмма дисциплины «Экономическая социология (часть 2-я)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...

Методические рекомендации по изучению курса «социология» для студентов заочного обучения Тема Социология как наука iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...

Методические рекомендации по изучению курса «социология» для студентов заочного обучения Тема Социология как наука iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...

Методические рекомендации по изучению курса «социология» для студентов заочного обучения Тема Социология как наука iconМетодические рекомендации к изучению курса «Микроэкономика» для студентов...
Методические рекомендации предназначен для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения

Методические рекомендации по изучению курса «социология» для студентов заочного обучения Тема Социология как наука iconПрограмма учебной практики образовательной программы по направлению...
«Социология социальных процессов и социальных изменений» (набор 2013 г.), очная форма обучения

Методические рекомендации по изучению курса «социология» для студентов заочного обучения Тема Социология как наука iconУчебное пособие по дисциплине «Социология в строительной сфере» составлено...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации по изучению курса «социология» для студентов заочного обучения Тема Социология как наука iconМетодические указания по изучению специального курса «особые производства в уголовном процессе»
Методические рекомендации предназначены для студентов пятого курса дневного отделения, обучающихся по специальности «Юриспруденция»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск