Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебно-методическое пособие


НазваниеПедагогическая практика по физической культуре в школе Учебно-методическое пособие
страница1/5
ТипПедагогическая практика
filling-form.ru > Туризм > Педагогическая практика
  1   2   3   4   5


Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ленинск-Кузнецкое училище

(техникум) олимпийского резерва»
Педагогическая практика

по физической культуре в школе
Учебно-методическое пособие


2014

Педагогическая практика по физической культуре в школе:

Учебно-методическое пособие/Т.Н. Лешихина, Г.А.Фролова.

Авторы - составители:

Т.Н. Лешихина - преподаватель спец. дисциплин высшей категории.

Г.А. Фролова - преподаватель спец. дисциплин высшей категории.

Рецензенты: Л.В.Трофимова – инструктор-методист, преподаватель спец. дисциплин высшей категории.


Пособие раскрывает содержание педагогической практики студентов. Содержит практические рекомендации по организации учебной и внеурочной работы студентов-практикантов в образовательных учреждениях. Поможет выполнить задания по педагогической практике и справиться с отчетной документацией.

Пособие предназначено для учителей физической культуры, студентов и организаторов педагогической практики.

От авторов-составителей

Одним из средств успешной подготовки студентов к работе в сфере физической культуры является педагогическая практика, которая проходит в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

Педагогическая практика студентов факультетов физической культуры является формой организации учебного процесса, позволяет познакомиться с будущей профессиональной деятельностью, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом педагогической работы. Государственные образовательные стандарты по специальности «Физическая культура» предполагают обязательное прохождение практики в образовательных учреждениях.

Многолетний опыт авторов учебного пособия показал, что будущие спортивные педагоги не всегда качественно справляются с теми требованиями, которые предъявляются к ним в период прохождения педагогической практики в условиях образовательных учреждений. Особенно это проявляется в оформлении отчетной документации по таким разделам, как разработка документов планирования, составление конспектов уроков, педагогический анализ урока по физической культуре. Не меньшие затруднения вызывают составление документов по организации внеурочных форм работы со школьниками, выбор темы доклада и выступление на итоговой конференции. Умениям правильно организовать педагогическую практику студентов посвящаются первые три раздела данного пособия.

Информация, располагающаяся в пособии, поможет студентам-практикантам в оформлении документов отчетности.

Авторы надеются, что данное учебное пособие вызовет интерес у

студентов, начинающих спортивных педагогов, а также у организаторов педагогической практики в вузах и учебных учреждениях.
СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГОПЕДАГОГА

5

1.1 Цель и задачи педагогической практики студентов по предмету

«Физическая культура» в школе………………………………….……

5

1.2 Содержание и организация педагогической практики ……….........

6

1.3 Требования по организации и проведению учебных занятий……...

7

1.4 Требования по организации и проведению воспитательной

работы…………………………………………………………………….

8

1.5 Отчетная документация студентов………………………………......

9

1.6 Требования к студентам и организаторам педагогической практики……………………………………………………………………

9

Глава 2.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПРАКТИКАНТОВ…......

13

2.1Основные требования к разработке документов планирования

педагогической практики студентов……………………………………..

13

2.2 Педагогический анализ урока физической культуры………………

16

2.3 Подготовка к уроку: анализ конспекта, подготовка учителя и учащихся к уроку ………………………………………………………..

17

2.4 Определение плотности урока физической культуры……………...

37

2.5 Методика хронометрирования……………………………………….

40

2.6. Организация наблюдения …..............................................................

42

2.7 Методика пульсометриии……………………………………………

42

2.8 Методика анализа урока ……………………………………………..

43

2.9 Техника безопасности на уроках физической культуры…………...

49

2.10 Оценка физической подготовленности школьников ……………..

57

2.11 Деятельность учителя и учащихся на уроке………………………

60

2.12 Учет успеваемости и подведение результатов урока……………..

62

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ……………............................................

66

3.1 Организация воспитательных и спортивно-массовых мероприятий ……………………………………………………………..

66

3.2 Организация спортивных соревнований в учебном заведении……

71

Список литературы …...…………………………………………………..

75

Приложения ………………………………………………………………

77

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА

    1. Цель и задачи педагогической практики студентов по предмету «Физическая культура» в школе

Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки спортивного педагога: учителя физической культуры, тренера, инструктора по избранному виду спорта, специалиста в области адаптивной физической культуры. В системе высшего физкультурного образования она является основой для приобретения соответствующих навыков и умений в будущей профессиональной деятельности.

Цель педагогической практики: формирование профессиональных умений студентов по организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях.

Задачи педагогической практики:

- углубление и закрепление теоретических знаний студентов;

- развитие потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самовоспитании;

- воспитание и закрепление интереса к профессии учителя физической культуры;

- воспитание профессионально значимых качеств личности будущего

учителя;

- формирование и развитие профессиональных умений и навыков;

- изучение опыта работы по физическому воспитанию в общеобразовательных школах;

- формирование творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности.

Студенты проходят педагогическую практику в образовательных учреждениях по распределению руководителя учреждения. В исключительных случаях студенты могут проходить педагогическую практику по месту жительства в сроки, предусмотренные учебным планом училища, по разрешению руководителя учреждения.

Руководство школьной практикой и методическое обеспечение осуществляет ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва».

Педагогическая практика проводится в 3-м семестре в течение четырех недель. Непосредственное руководство работой студентов на практике осуществляется руководителем практики, в условиях образовательного учреждения - учителем физической культуры.

    1. Содержание и организация педагогической практики

Педагогическая практика включает ряд заданий, выполняемых в определенной последовательности. В течение первой недели студенты работают в качестве помощников учителя физической культуры. Затем на протяжении оставшихся недель практиканты работают самостоятельно. В конечном итоге каждый из студентов должен провести контрольный урок.

В процессе педагогической практики студенты должны получить знания об основных особенностях содержания учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, ознакомиться с основными законодательными и регламентирующими документами: Законом РФ «Об образовании», Государственным образовательным стандартом по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе, комплексными программами физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, а также с организацией врачебно-педагогического контроля над учащимися во время занятий физической культурой.

В начале педагогической практики студенты под руководством учителя физической культуры составляют индивидуальный план прохождения практики. В плане определяются конкретные мероприятия, которые должны быть проведены по всем разделам программы практики в установленные сроки применительно к условиям школы. На все время практики студент прикрепляется к одному из классов в качестве помощника классного руководителя.

За педагогическую практику в школе студенту выставляется дифференцированная отметка. Для получения положительной отметки необходимо полностью выполнить программу практики, успешно провести контрольный урок, своевременно сдать руководителю отчетную документацию, подготовленную в процессе практики. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную отметку, считается не выполнившим учебный план.

Для успешного прохождения школьно-педагогической практики рекомендуем ознакомиться с основными требованиями по организации и проведению учебных и внеурочных занятий.

1.3 Требования по организации и проведению учебных занятий

Овладеть навыками планирования учебной работы.

Практиканту необходимо уметь:

- распределять материалы программы в годовом плане-графике;

- составлять четвертной план;

- составлять конспекты урока по физической культуре.

Овладеть организационными навыками и умениями, необходимыми в подготовке и проведении урока.

Практиканту необходимо уметь:

- подготовить места занятий, инвентарь и оборудование в соответствии с задачами урока;

- целесообразно организовать учащихся для решения задач в процессе урока;

- применять на практике различные методы организации учащихся;

- выбирать место для руководства уроком, четко и правильно давать

команды и распоряжения;

- осуществлять за учащимися педагогический контроль.

Овладеть умениями и навыками обучения движениям и развития физических качеств.

Практиканту необходимо уметь:

- целесообразно выбирать и использовать основные средства и методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств в зависимости от задач урока, возраста и условий проведения занятий;

- проводить занятия по теоретическому разделу программы;

- осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом физической подготовленности и состояния здоровья.

Овладеть умениями и навыками педагогического анализа уроков.

Практиканту необходимо:

- уметь анализировать основные стороны деятельности учителя физической культуры, фиксировать поведение учащихся на уроке;

- выполнять педагогический анализ урока;

- научиться хронометрировать урок, регистрировать и анализировать

пульсовые данные, полученные на уроке;

- уметь обрабатывать полученные данные и делать соответствующие

педагогические выводы.

1.4 Требования по организации и проведению воспитательной работы:

- Овладеть умениями и навыками проведения внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.

- Закрепить навыки организации и проведения судейства спортивных соревнований.

- Ознакомиться с содержанием, формами и методами воспитательной работы с учащимися.

- Уметь провести с учащимися беседы на спортивную тематику.

- Уметь организовать воспитательные мероприятия с учащимися

(трудовые, культурно-массовые, физкультурно-массовые).

1.5 Отчетная документация студентов:

1. Тематический план прохождения педагогической практики.

2. Три конспекта уроков различных типов (обучение новому материалу, совершенствования, контрольный или смешанный урок).

3. Протокол хронометрирования урока.

4. График регистрации и анализ пульсовых данных на уроке.

5. Развернутый педагогический анализ урока (на выезде).

6. Протокол тестирования физических качеств учащихся илидневник самоконтроля одного ученика.

7. Сценарий воспитательного (физкультурно-массового) мероприятия либо документы о проведении спортивного соревнования.

8. Отзыв (характеристика) учителя физической культуры о работе практиканта.

9. Отзыв классного руководителя.

10.Выводы и предложения студента об организации школьно-педагогической практики.

11.Дневник практиканта.

12.Тезисы выступления о прохождении педагогической практики на итоговой конференции.

Каждый отчетный документ проверяется или заверяется учителем физической культуры. Содержание отчетной документации представлено в приложениях 1, 2, 3.

1.6 Требования к студентам и организаторам педагогической практики.

1) Обязанности студента-практиканта:

- выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики,

на высоком качественном уровне осуществлять учебно-воспитательный процесс;

- организовать свою деятельность в соответствии с уставом учебного заведения, в котором проходит практику, подчиняться правилам внутреннего распорядка, распоряжениям администрации и руководителя практики. В случае невыполнения предъявляемых к нему требований он может быть отстранен от прохождения практики.

2) Обязанности руководителя педагогической практики от кафедр:

- организует и проводит педагогическую практику;

- участвует в подготовке проекта приказа о педагогической практике;

- организует консультационную помощь студентам в период практики;

- организует и проводит установочные собрания студентов перед началом практики;

- принимает участие (выборочно) в обсуждении и анализе открытых уроков, проводимых студентами;

- организует и проводит студенческую конференцию по итогам педагогической практики;

- принимает отчеты по педагогической практике у студентов и выставляет им дифференцированные отметки в ведомости и в зачетные книжки;

- организует хранение на кафедре в течение 5 лет отчетов студентов

по практике.

3) Учебная нагрузка студентов-практикантов:

- проведение 5 уроков в качестве помощника учителя;

- проведение 20 самостоятельных уроков;

- проведение 1 открытого урока;

- посещение школы по выбору (педагогический анализ урока студента-практиканта);

Первые три дня практики студентам рекомендуется отвести назнакомство со школой. Выделить время на организацию встречи с администрацией школы, а также на посещение уроков учителя физической культуры, ознакомление с документацией по организации учебного процесса.

4) Внеурочная нагрузка практикантов:

- организация помощи школе по оформлению наглядной агитации, методических разработок, по ремонту инвентаря и др. виды работ;

- организация и проведение одного внеклассного мероприятия.

5) Обязанности директора школы:

- отвечает за организацию педпрактики в школе;

- обеспечивает условия для проведения педагогической практики;

- знакомит студентов со школой, ее основными задачами, составом учителей, постановкой учебно-воспитательной и внеклассной работы, традициями и правилами внутреннего распорядка, которые обязаны соблюдать практиканты;

- посещает отдельные уроки практикантов и участвует в их разборе;

- обеспечивает студентам возможность изучения опыта работы учителей;

- участвует в подведении итогов педпрактики в школе.

6) Обязанности учителя физической культуры:

- обеспечивает изучение студентами постановки физического воспитания в школе, знакомит их с планами работы и отчетной документацией;

- проводит открытые показательные уроки для практикантов;

- закрепляет студентов за классами, определят темы и конкретны езадачи учебной работы;

- помогает студентам в составлении планов, подготовке к урокам идругим мероприятиям;

- утверждает учебные и рабочие планы, проверяет конспекты очередных уроков;

- осуществляет анализ уроков, оценивает каждый урок;

- по окончании практики оценивает деятельность студента и представляет методисту характеристику на каждого практиканта.

7) Обязанности классного руководителя:

- знакомит студента с составом класса, с задачами и планом воспитательной работы;

- помогает в составлении и выполнении плана классного руководителя, присутствует на мероприятиях, проводимых практикантом, даетотзыв на них;

- составляет характеристику на студента по выполненной им работе.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по курсам «Учебная практика», «Педагогическая...
«Оренбургский государственный университет» в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по программам высшего...

Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебно-методическое пособие iconМетодические рекомендации, разработанные территориальными органами...
Учебно-методическое пособие. Организация и проведение занятий по физической подготовке по теме «Гимнастика»38-494. Учебно-методическое...

Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Эмблема агму
Воронцов П. Г. Основы научно-исследовательской работы студентов по изучению человека в сфере физической культуры, спорта и здоровья...

Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебно-методическое пособие iconРабочая программа дисциплины «педагогическая практика»
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов

Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебно-методическое пособие iconРабочая программа дисциплины «педагогическая практика»
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов

Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебно-методическое пособие iconРабочая программа дисциплины «педагогическая практика»
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов

Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебно-методическое пособие iconРабочая программа дисциплины «педагогическая практика»
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов

Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебно-методическое пособие iconРуководство по организации и проведению педагогической практики «Менеджмент...
Руководство по организации и проведению педагогической практики «Менеджмент в физической культуре и спорте»: методическое пособие...

Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебно-методическое пособие iconМетодическое пособие по курсу «Правовое обеспечение профессиональной...
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарское училище олимпийского...

Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебно-методическое пособие iconФакультет физической культуры и спорта
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск