Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к гиа и егэ пояснительная записка


Скачать 486.48 Kb.
НазваниеПрограмма психологического сопровождения и подготовки выпускников к гиа и егэ пояснительная записка
страница1/5
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ


Пояснительная записка

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей.

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности  у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии: 1) согласие  сделать   что-нибудь,   желание  и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко); 2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин); 3)момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень   зрелости   позволяет    ему   извлечь   пользу   из   конкретного опыта (А.А. Бодалев).

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает  формирование положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА и ЕГЭ.

Для этого была разработана Программа психологической подготовки субъектов образовательного процесса к прохождению ГИА и сдаче ЕГЭ. 

Цель программы: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-ых классов и их родителям в подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Задачи программы:

  1. Развитие познавательного компонента психологической готовности к ГИА и ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции.

  2. Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.

  3. Содействие  адаптации учащихся к процессу проведения ГИА и ЕГЭ.

  4. Создание  необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей,  учащихся    и     их   родителей  во время  подготовки и проведения  экзаменационных испытаний.

Субъекты программы: выпускники 9 и 11-х классов, их родители, учителя.
Программа включает 5 направлений:

  1. Диагностическое направление.

  2. Психокоррекционная  и  развивающая  работа  с обучающимися.

  3. Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

  4. Профилактическая  работа.

  5. Организационно-методическая  работа.  

Основными направлениями психологической подготовки субъектов образовательного процесса к сдаче ГИА и ЕГЭ являются: диагностическое – определение уровня психологической готовности у выпускников и ее коррекция; информационное – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку. 

Диагностику изучения уровня психологической готовности у выпускников школы составляют такие методы:

1.Анкета «Готовность к ГИА и ЕГЭ» 2.Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) 3. Изучение общей самооценки с помощью тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.) 4.Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний 5. Анкета « Определение детей группы риска» (по желанию, для учителей)

Программа психологической подготовки субъектов образовательного процесса прохождению ГИА и ЕГЭ предполагает следующие формы работы психолога с выпускниками школы:

  • групповые занятия –тренинги;

  • игры (овладение процедурой ГИА или ЕГЭ на стимульном материале);

  • индивидуальные консультации;

  • формулировка рекомендаций для обучающихся и родителей.

Возможное содержание групповых занятий с выпускниками включает:

  • ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ГИА и ЕГЭ в аспекте психологической подготовленности учащихся;

  • освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг  и т.д.) для снятия эмоционального напряжения во время ГИА и ЕГЭ

Формы работы с родителями:

  • тематические родительские собрания.

  • индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником).

  • рекомендации для родителей

Направления работы с педагогами:

  • обсуждение и коррекция нереалистических установок на тестовую форму ГИАи ЕГЭ;

  • ознакомление с психологическими характеристиками выпускников (по результатам диагностических исследований);

  • взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологических процессов у отдельных учащихся, необходимых для успешного прохождения экзаменационных испытаний.

Задачи:

  1. Снижение уровня тревожности у всех субъектов ГИА и ЕГЭ

  2. Повышение сопротивляемости стрессу.

  3. Развитие навыков саморегуляциии и самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

  4. Устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.

Ожидаемые результаты:

  1. Психологическая готовность участников к ГИА и ЕГЭ:

  1. Снижение уровня тревожности.

  2. Повышение сопротивляемости стрессу.

  3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

  4. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

  5. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ГИА и ЕГЭ).

Итак, важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при прохождении ГИА и сдаче ЕГЭ. Она формирует психологическую устойчивость к стрессам. При этом полученные выпускниками психологические знания и умения в дальнейшем могут применяться и в их дальнейшей службе и личной жизни.

Практические аспекты организации  подготовки обучающихся  к ГИА и ЕГЭ, учителям - предметникам и классному руководителю.

Учителям-предметникам необходимо:

- адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

- индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;

- провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;

- проанализировать результаты пробного тестирования и др.;

- составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета  к ГИА и ЕГЭ.

Классный руководитель, является  своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива.

Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к ГИА и ЕГЭ предлагается следующая система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:

1)    направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;

2)    осуществление постоянной связи родитель-учитель-ученик;

3)    оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА и ЕГЭ, во время проведения, а также после окончания процедуры;

4)    ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации. 

 

Работа классного руководителя с родителями заключается:

 1.    в оказании помощи в изучении нормативно-правовой базы ГИА и ЕГЭ;

2.     в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимися ГИА и ЕГЭ.

3.     в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся;

4.     в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для экзамена.

Психологические аспекты подготовки школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ и ГИА, как правило, идет на протяжении последних лет обучения в школе. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ.

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена.

Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи итоговой государственной аттестации и Единого государственного экзамена:

- высокая мобильность, переключаемость;

- высокий уровень организации деятельности;

- высокая и устойчивая работоспособность;

- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;

- чёткость и структурированность мышления, комбинаторность;

- сформированность внутреннего плана действий.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.

Лёгкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Почему они так волнуются?

-Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.

-Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.

-Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей – тревожности, неуверенности в себе.

-Боятся незнакомой, неопределённой ситуации.

-Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.

Рекомендации педагога-психолога по вопросу подготовки

 к ГИА и ЕГЭ  для  родителей

 Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать, жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса – ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и ГИА и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

1. Не тревожьтесь сами! Ваше состояние передается ребенку. Родители не могут ВМЕСТО  ребёнка сдать экзамены, но они могут быть ВМЕСТЕ с ребёнком во время его подготовки к экзамену. Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

2. Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности, развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к ГИА и ЕГЭ . При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов. 

3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. Виржиния Сатир (американский психолог) выявила, что для хорошего самочувствия, и даже просто для жизненного выживания  ребёнку необходимо минимум 8  объятий  в день! Не стесняйтесь – обнимайтесь!

4. Наблюдайте за самочувствием ребёнка, т.к. никто кроме вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением.

5. Контролируйте режим подготовки, не допускайте перегрузок. Посоветуйте  вовремя сделать передышку. Объяснит ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления.

6. Обратите внимание на питание ребёнка. Исключить чипсы, газированную воду, кофеин содержащие напитки. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, мёд, курага стимулируют работу головного мозга.

7. Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» – основная подготовка проводится днём, если «сова»- вечером.

8. Домашняя физиотерапия: прохладный или контрастный душ с утра; вечером-успокаивающие, теплые ванны (хвойные, ароматизированные); массаж головы или шейно-воротниковой зоны

9. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых. Договоритесь, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

10. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

- пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть какого типа задания в нём содержаться, это поможет настроиться на работу;

- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);

- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему  вернуться;

- если не смог в течение отведённого времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

  1. На время подготовки к ГИА и ЕГЭ лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.

12. Не критикуйте ребёнка после экзамена.

Самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребёнка и помочь ему организовать самого себя.

Рекомендации педагога-психолога по вопросу подготовки

к ГИА и ЕГЭ  для  обучающихся

ЕГЭ и ГИА – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ и ГИА. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приёмы

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряжённое, скованное внимание. Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене.

Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно всё время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий. Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Соблюдайте режим сна и отдыха.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное – распределение повторений во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места. Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут. Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями.

Рекомендации при подготовке к ЕГЭ и ГИА

Повышение уверенности в себе, в своих силах, тестирования. ЕГЭ и ГИА требуют предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Для решения этих задач рекомендую следующее:
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к гиа и егэ пояснительная записка iconПрограмма подготовки к егэ и гиа гбоу №9 на 2013 – 2014 учебный год
Программа предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к гиа, егэ в 11х классах в новой форме

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к гиа и егэ пояснительная записка iconПрограмма подготовки к егэ и гиа мбоу «Бишевская средняя общеобразовательная...
Программа предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к гиа, егэ в 11 классе в новой форме

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к гиа и егэ пояснительная записка icon05. 03. 2011 Новый формат видео-консультаций по егэ и гиа выпускников...
Азования для официального информационного портала единого государственного экзамена специалистами Рособрнадзора подготовлены видео-консультации...

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к гиа и егэ пояснительная записка iconПояснительная записка 3 2 Требования к уровню подготовки выпускников 5
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к гиа и егэ пояснительная записка iconЗаседание шмо «Организация методической работы по вопросам подготовки к егэ, гиа 9»
Совещание при директоре «Утверждение плана – графика подготовки школы к егэ, гиа 9»

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к гиа и егэ пояснительная записка iconПлан подготовки выпускников мкуо «сош с. Таллык» 11 класса к сдаче...

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к гиа и егэ пояснительная записка iconПрограмма подготовки к егэ и гиа в мбоу сош №4 на 2013-2014 учебный год
Целью программы является эффективная подготовка выпускников к егэ по обязательным предметам: русскому языку и математике, а так же...

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к гиа и егэ пояснительная записка iconПрограмма «Д еятельность педагогического коллектива школы по подготовке...
«Деятельность педагогического коллектива школы по подготовке и проведению итоговой аттестации выпускников (егэ, гиа)»

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к гиа и егэ пояснительная записка iconПрограмма подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников...
Егэ, системы психолого-педагогической поддержки выпускников в период подготовки и проведения экзаменов

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к гиа и егэ пояснительная записка iconТематическое планирование подготовки к егэ и гиа с учётом содержания...
Проведённый анализ позволил выделить проблемное поле и определить субъективные и объективные проблемы подготовки к егэ и гиа

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск