Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации «Утверждаю»Проректор по учебной работе профессорС.Н.Мамаев____(Ф.И.О.)
____________________________(подпись)
«___»______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине пропедевтическая стоматология
наименование дисциплины
по специальности 31.05.03 ‒ стоматология
(шифр и наименование специальности)
уровень высшего образования специалист
квалификация выпускника врач-стоматолог общей практики
факультет стоматологический
кафедра пропедевтической и профилактической стоматологии
форма обучения очная
(очная, заочная)
курс 1, 2
семестр 2, 3
всего трудоемкость (в зачетных единицах/часах) 6/216
-
лекции
| 48(часов)
|
практические (семинарские) занятия
| 96(часов)
|
самостоятельная работа
| ____72____(часов)
|
зачет
| _____3___(семестр)
|
Махачкала 2015 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВОс учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки
31.05.03 ‒ стоматология
Программа дисциплины одобрена на заседании кафедры пропедевтической и профилактической стоматологии
от «__» «________________» 2015г. Протокол____________
Заведующий кафедрой ______________________ Омаров О.Г.
подпись Ф.И.О.
Рабочая программа согласована:
Директор НМБ ДГМА ____________________ Бекеева А.В.
подпись Ф.И.О.
УМО ____________________ Гаджимурадов М. Н.
подпись Ф.И.О.
Зам. декана по ____ курсу ____________________ Абакаров Т.А.
подпись Ф.И.О.
по ____ курсу ____________________
подпись Ф.И.О.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета от «__» «________________» 2015г. Протокол____________
Председатель СФ А.Н.Чудинов
(подпись) (Ф.И.О.)
Составители:
зав. кафедрой, доцент __________________ О.Г.Омаров
(занимаемая должность) (подпись) (Ф.И.О.)
зав.учебной частью
ассистент кафедры ___________________ Мусалов Х.Г.
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
ассистент кафедры ___________________ Абакаров М. Г.
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ ____________________
Рецензент:
зав. каф.стоматологии ФПК и ППС
профессор А.И.Абдурахманов
(занимаемая должность) (подпись) (Ф.И.О.)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности «стоматология» (2010 г.) с учетом рекомендаций примерной (типовой) учебной программы дисциплины.
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является предклиническая подготовка, овладение студентами теорией и практикой основных стоматологических манипуляций, начальных профессиональных навыков врача-стоматолога для дальнейшего обучения на клинических стоматологических кафедрах.
Задачамиосвоениядисциплины являются:
обучение студентов принципам работы на стоматологическом оборудовании с использованием инструментария, стоматологических материалов и соблюдением санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности;
обучение студентов основам врачебной деонтологии;
обучение студентов основным методам обследования стоматологического больного;
обучение студентов основным профессиональным мануальным навыкам врача-стоматолога на фантомах головы, стоматологических симуляторах, в том числе с применением виртуальных технологии.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Пропедевтика» является частью дисциплины «Стоматология» и относится к учебному циклу профессиональных дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Стоматология», изучается на 2-3 семестрах.
Для изучения модуля необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:
в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык;
в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин(физика, математика: медицинская информатика, химия, биологическая химия биохимия полости рта, биология, анатомия человека ‒ анатомия головы и шеи; гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта; нормальная физиология – физиология челюстно-лицевой области). .
Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний и умении, полученных в курсе предшествующих дисциплин:
в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин,
в т.ч.:
философия, биоэтика (знать основные философские категории, место и роль философии в культуре и медицине, уметь применять философскую методологию познания для развития клинического мышления, осуществления научной деятельности в сфере медицины; выражать и отстаивать свое мнение, знать морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций; уметь оценивать степень риска для пациентов при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск, сохранять конфиденциальность (врачебную тайну), отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии);
история медицины (знать выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину: уметь оценить взаимосвязь общественно-экономического развития общества с достижениями науки для оценки уровня развития медицины изучаемого периода; иметь навыки работы с научной литературой, поиска различных изданий, написания рефератов, курсовых работ и их оформления);
иностранный язык (знать лексический минимум общего и терминологического характера, владеть иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников): латинский язык (умение ориентироваться в названиях таксономических групп микроорганизмов, знать основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке);
в цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе:
физика, математика (устройство оптического и электронного микроскопов, разрешающая способность линз; строение биомембран, механизмы активного и пассивного транспорта веществ через мембрану: люминесцентные и радиоактивные метки и зонды):
медицинская информатика (математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине);
химия (основы теории химических процессов; строение и химические свойства основных классов биологически важных веществ);
биологическая химия ‒ биохимия полости рта (структура и функции липидов, полисахаридов, белков и нуклеиновых кислот, биохимические механизмы жизни микро- и макроорганизма);
биология (принципы номенклатуры и таксономии организмов, структура и функция гена, законы генетики, её значение для медицины, закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии заболеваний человека, основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания);
анатомия человека ‒ анатомия головы и шеи (основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов);
гистология, эмбриология, цитология ‒ гистология полости рта (гистологические аспекты дифференциации органов и тканей);
нормальная физиология ‒ физиология челюстно-лицевой области (физиологические особенности строения и развития здорового организма).
в цикле профессиональных дисциплин (внутренние болезни, клиническая фармакология, общая хирургия – хирургические болезни; лучевая диагностика).
Изучение модуля необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками: терапевтическая стоматология; стоматология детского возраста, профилактическая стоматология, хирургическаястоматология, стоматология детского возраста.
2.1. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП Наименование обеспечиваемых дисциплин
| Се-местр
| Раздел дисциплины
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
Терапевтическая стоматология
| 4-10
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
| +
| +
|
| +
|
|
Хирургическаястоматология
| 3-10
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
Стоматология детского возраста
| 4-8
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
Ортопедическая стоматология
| 3-10
| +
| +
| +
|
|
| +
|
|
| +
| +
| +
| +
|
Профилактическая и коммунальная стоматология
| 3-6
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| +
|
| +
|
|
3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 216академических часа.4. Результаты обученияВ результате освоения дисциплины студент должен:ЗНАТЬ:
Основные принципы организации стоматологической помощи.
Оснащение стоматологического кабинета и основные правила техники безопасности.
Основные стоматологические инструменты и приспособления и правила их дезинфекции и стерилизации. Обязанности медсестры и санитарки.
Анатомо-физиологические особенности строения зубочелюстной системы.
Биомеханику жевательного аппарата.
Основные и дополнительные методы обследования, их значение в диагностическом процессе.
Схему обследования стоматологического больного, этапы диагностического процесса. Правила заполнения истории болезни.
Понятие об основных стоматологических заболеваниях (кариес, пульпит, периодонтит, гингивит, пародонтит, пародонтоз).
Отдельные лекарственные препараты, применяемые в стоматологии.
Понятие о кариесе. Классификация кариеса по Блеку. Роль зубных отложений в его возникновении. Принципы, методы и этапы препарирования кариозных полостей, одонтопрепарирования. Реставрация, реконструкция зубов терапевтическими и ортопедическими методами.
Стоматологические материалы (пломбировочные, конструкционные, вспомогательные). Показания и противопоказания к применению, методика работы с ними.
Эндодонтия. Методы и этапы эндодонтического лечения. Манипуляции в полости зуба, корневых каналах.
Способы восстановления анатомической формы и функции зуба после эндодонтического лечения (реставрация, реконструкция, штифтовые конструкции, искусственные коронки).
Понятие о пародонте и его патологии. Зубные отложения и методы выявления и удаления зубных отложений.
Этапы операции удаления зубов.
Возможные ошибки и осложнения при стоматологических вмешательствах.