Скачать 1.89 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Е. В. Мигунова ИЗУЧЕНИЕ КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ» НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ Великий Новгород 2008 Федеральное агентство по образованию Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Е.В.Мигунова ИЗУЧЕНИЕ КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ» НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ Великий Новгород 2008 ББК 74.102.12 я73 Печатается по решению М 57 РИС НовГУ Рецензент: кандидат педагогических наук Е.В.Пчелинцева Мигунова Е.В.
Пособие включает рекомендации к работе над курсом «Теория и методика развития речи детей» заочно-ускоренной формы обучения, содержание теоретических и практических занятий, задания для самостоятельной работы, вопросы на закрепление материала, список литературы, контрольные материалы. Предназначено преподавателям, студентам заочного обучения специальности 050703- дошкольная педагогика и психология. ББК 74.102.12 я73 © Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2008 © Е.В. Мигунова, 2008 Введение Дисциплина специальности «дошкольная педагогика и психология» ставит своей целью формирование у студентов представления о теоретических подходах к речевому развитию дошкольников. Основными задачами курса являются: учить студентов анализировать основные теоретические положения методики развития речи детей; формировать умение самостоятельно работать с первоисточниками; учить выделять закономерности и особенности речевого развития детей дошкольного возраста; формировать умение определять задачи речевого развития в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка. В ходе работы над курсом студенты овладевают следующими знаниями: знают способы овладения речью ребенком, особенности речевого развития детей дошкольного возраста, основные методики речевого развития детей; умениями: применять полученные знания в практической деятельности; отбирать и структурировать теоретический и практический материал по дисциплине; составлять планы и конспекты разных видов речевой деятельности с детьми, занятий, индивидуальной и самостоятельной работы. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук и является отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики, а также относится и к прикладным наукам, поскольку решает задачи воспитания и развития детей. Студентам заочного отделения предлагаются краткое содержание теоретического материала курса, вопросы к отдельным разделам, экзамену, темы для контрольных работ, литература. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Изучение методики развития речи детей1 Методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания русского языка в начальной и средней школе. Методика развития речи - педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Она относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей. Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста. Выделим фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения. Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами: 1) речевые умения и языковые формы, которые надо усвоить в процессе обучения: создание программ, дидактических пособий; 2) условия, формы, средства, методы и приемы для развития речи: разработка путей и методов развития речи, систем занятий и упражнений, методических рекомендаций для дошкольных учреждений и семьи; 3) обоснование методики развития речи: обоснование выбираемой методики, проверка программ и методических рекомендаций на практике2. Методика развития речи как учебная дисциплина составляет основу профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности. Профессиональная подготовка специалистов включает усвоение теории развития детской речи и овладение умениями управлять процессом развития речи и речевого обращения. Оперирование основными понятиями курса, понимание особенностей развития ребенка, реальных педагогических ситуаций, применение теоретических знаний на практике составляют основу формирования педагогического мышления специалиста. Различают такие уровни профессиональной подготовки, как фактологический (практический), теоретический и рефлективный. Первый уровень предполагает овладение определенным запасом знаний и умением ориентироваться во всей эмпирической базе своей профессии. Второй уровень связан с усвоением знаний о принципах функционирования объектов, третий требует знаний о происхождении этих принципов, осознания проблем, которые стоят перед изучаемой дисциплиной. В педагогическом училище основное внимание уделяется практической подготовке (первый уровень). В колледже усиливается внимание к изучению теоретических основ методики, к обоснованию форм, средств, методов и приемов работы с детьми. Выпускник колледжа должен: — знать основные принципы речевой коммуникации и владеть способами речевого общения с детьми и взрослыми; — располагать знаниями об организации работы по развитию речи во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка; — уметь осуществлять деятельность по отбору и использованию дидактического материала; — уметь выявлять, анализировать и оценивать результаты педагогического воздействия (второй уровень). В вузе углубляется теоретико-методическая подготовка, соответствующая рефлективному уровню. Основные задачи преподавания курса в вузе: — вооружить студентов научно-методическими знаниями о процессе развития речи и речевого общения детей; — сформировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности развития речи и речевого общения дошкольников на разных возрастных этапах; — научить определять содержание речевой работы с группой детей и отдельными детьми, правильно выбирать наиболее эффективный путь воздействия на их речь, анализировать полученный результат; — обеспечить усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения родному языку, а также знаний конкретных способов речевого развития детей и умений применять их в изменяющихся условиях; — сформировать умение анализировать и критически оценивать опыт работы других, проводить экспертизу программ развития детей; — стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремление создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей (третий уровень). Практическая готовность включает комплекс профессиональных умений организовывать дидактическое общение, применяя эффективные способы педагогического воздействия и взаимодействия с детьми с целью добиться позитивных результатов в обучении речи и воспитании детей. Условно все умения можно объединить в пять блоков. В первый блок умений, направленных на изучение речи ребенка и ориентировку в условиях общения, входят три группы: умения обследовать речь детей, составлять характеристики речевого развития, выделять необходимые для предстоящего общения с детьми особенности среды их развития. Второй блок составляют умения моделировать процесс дидактического речевого общения: составлять перспективный план, план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи, планировать отдельный коммуникативный акт. В третий и четвертый блоки входят умения организовывать процесс дидактического общения и управлять им: умения привлекать внимание детей, устанавливать эмоциональный контакт с ними, обеспечивать мотивацию речевой деятельности; социально-перцептивные умения, умения владеть речью и использовать невербальные средства общения, создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми. Пятый блок составляют умения анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребенка и обобщать полученные результаты1. |
![]() | Изучение курса инженерной графики должно основываться на теоретических положениях курса начертательной геометрии, нормативных... | ![]() | Учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования «юриспруденция». Объем... |
![]() | «Нотариат», «Арбитражный процесс». Изучение курса направлено на закрепление имеющихся знаний и дополнительное изучение вопросов взаимосвязи... | ![]() | Предметом курса «Нотариат» является изучение вопросов нотариальной деятельности, Основ законодательства Российской Федерации о нотариате,... |
![]() | «Нотариат», «Арбитражный процесс». Изучение курса направлено на закрепление имеющихся знаний и дополнительное изучение вопросов взаимосвязи... | ![]() | «Нотариат», «Арбитражный процесс». Изучение курса направлено на закрепление имеющихся знаний и дополнительное изучение вопросов взаимосвязи... |
![]() | «Нотариат», «Арбитражный процесс». Изучение курса направлено на закрепление имеющихся знаний и дополнительное изучение вопросов взаимосвязи... | ![]() | Изучение курса базируется на международной интеграции современного банковского образования, знаниях студентами компьютеризированных... |
![]() | Изучение курса базируется на международной интеграции современного банковского образования, знаниях студентами компьютеризированных... | ![]() | Изучение устава предприятия. Изучение функций отделов строительной организации. Изучение должностных обязанностей итр |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |