В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа


НазваниеВ. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа
страница1/27
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27



В.Л. Теуш

КРАТКИЙ ОЧЕРК ВНУТРЕННЕЙ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА




Предисловие (И.И. Зильберберг)

Том первый. ДО ХРИСТА

Введение. Миссия еврейского народа
         1. О духовном познании
         2. Ритмическое начало в эволюции космоса
         3. Эволюция, направленная сверху вниз
         4. Поворот эволюции. Христос. Миссия еврейского народа
     I. Раннее детство
    II. Сефер Берешит  (Космогония Моисея)
   III. Моисей и Тора. Посвящение Израиля
  IV. Первые цари и пророки
         1. Царь Давид
         2. Соломон. Древние царства
         3. Первые пророки
   V. Пророки-писатели
         1. Обличения и угрозы
         2. О великом будущем еврейского народа
  VI. Еврейский народ - символическая жена Иеговы
         1. Идолопоклонство как блуд и кара за него
         2. Слова прощения, любви и утешения
 VII. Христианские и эсхатологические пророчества
VIII. Вавилонское пленение
         1. Изгнание
         2. Возвращение
         3. Значение Вавилонского пленения
  IX. Великий инициатор послевавилонской эпохи - Эзра
   X. От Вавилона до Рима
  XI. Перед пришествием Христа
 XII. Сошествие Христа на Землю
        Жизнь Иисуса Назорея до крещения
        Сущность христианского учения


Предисловие
Авторы нередко снабжают свои книги, в дополнение к основному тексту, предисловиями/послесловиями пояснительного или информационного характера. Иногда - по большей части в посмертных изданиях - к книгам пишутся специальные предисловия или послесловия, представляющие читателю автора и его труд. Так было и с данной книгой. Когда она была опубликована в 1998 году, к столетнему юбилею автора, но через четверть века после его смерти, за авторским текстом следовали два других: в одном говорилось об авторе, в другом - о его книге.

Однако в данном, электронном, издании книги последний текст был изъят, а вместо него появились новые предисловие и послесловие. Претерпела книга и ряд других изменений, включая своё название (её прежнее название - "О духовной истории еврейского народа"). Чем же все эти изменения были вызваны и кто и на каком основании внёс их? Как их инициатор я чувствую себя обязанным ответить на эти вопросы. Но в предисловии я ограничусь лишь теми пояснениями, которые могут быть полезны читателю перед чтением книги, оставив остальные на послесловие, когда у читателя уже будут собственные суждения и оценки прочитанного.

Как и В.Л. Теуш теперь, я являюсь одним из авторов, чьи работы размещены на данном сайте ("Библиотека духовной науки"). Но главным здесь является не наше электронное соседство, а наша необыкновенная десятилетняя дружба, во время которой и писалась помещаемая здесь книга. Более того, я был не только первым её читателем - я был её единственным слушателем, ибо она рождалась, прежде всего, не на бумаге, а в процессе живых бесед, разговоров, обсуждений. И вот эта-то форма доверительной беседы перешла в книгу и стала её органичной тканью - как естественная форма общения с читателем, а не как намеренно выбранный "литературный приём".

Эта форма задушевного разговора, когда другому - в данном случае, совершенно незнакомому читателю, - открывают, как другу, душу, делятся с ним самым сокровенным, - а именно так написана эта необычная книга - делает её не отвлечённо-научной, что можно ожидать от исторического исследования, а эмоционально-личной. Но чтобы это личное не осталось для читателя лишь мёртвой формой, а ожило в его душе, я решил предоставить ему, в доступных мне пределах, возможность познакомиться с личностью автора, как-то ощутить его живое присутствие. Читатель может сделать это, не отходя от компьютера: о В.Л. Теуше, а также о некоторых трудностях, связанных с публикацией его работы, говорится на страницах моей книги "Необходимый разговор с Солженицыным" (судьбы этих людей оказались повязаны непростыми нитями нашего времени). Вместе с тем, такие знакомство и присутствие ни в коем случае не должны стать для читателя эмоциональной нагрузкой, мешающей ему объективно воспринимать и оценивать написанное. И если он чувствует, что они могут помешать ему, то лучше не допустить их вовсе или же, по крайней мере, отложить до полного прочтения книги.

Настоящее издание книги появляется в библиотеке, которая относится к категории тематических, "специализированных". Но поскольку она открыта, как и должно быть, для самой широкой читательской аудитории, книга может попасть в руки, то бишь на компьютерный экран, читателю, не знакомому с данной тематикой. Вот такому читателю мне и хотелось бы сказать ещё несколько пояснительных слов.

Слово "духовный" ("внутренний"), которым Теуш пользуется в своей книге, является ключевым для её понимания. Хотя слово это имеет широкое хождение, его общеупотребительный смысл размыт, абстрактен, эфемерен. Этого обычно не замечают, и употребляя его, подразумевают под ним каждый что-то своё, но не конкретизируют это даже для самих себя. Приведу один характерный пример из личного опыта (я мог бы привести и другие).

Мне как-то довелось участвовать в проходившем в одном английском университете симпозиуме под названием "Духовные ценности в образовании". Участниками были не только профессиональные педагоги - практики и теоретики, учителя и профессора, но и деятели культуры, а также священники и теологи. Слово "духовный", как можно себе представить, многократно фигурировало в каждом выступлении. И вот на одной из сессий я решил задать участникам простой и очевидный вопрос - как оказалось, на засыпку: "Мы всё время употребляем прилагательное "духовный". Но ведь это слово производное - от существительного "дух". А что такое дух?" Наступило молчание - неловкое, потому что никакого ответа не последовало. Ну, англичане мастера выходить из неловких положений, и мой вопрос был благополучно обойдён и забыт на оставшееся время симпозиума. Лишь после него я вдруг получил письмо от одной участницы, которая хотела обсудить со мной этот волновавший её вопрос (на симпозиуме она не решилась сделать это даже приватно). Мы жили недалеко друг от друга, и я предложил встретиться. Но до встречи и до выяснения вопроса о духе так и не дошло - после непродолжительного письменного контакта она исчезла так же неожиданно, как и появилась.

Теуш употребляет слово "духовный" в смысле духовной науки Рудольфа Штайнера, антропософии, некоторые положения которой послужили основой для его работы. Это слово наполнено для него, как и для любого антропософа, конкретным и реальным содержанием, без которого его книга лишается смысла. Поэтому в ней он говорит и о Штайнере, и о его духовной науке, и о духе. Но Теуш был ограничен рамками и тематикой своего основного повествования, и его кратких сведений об антропософии, боюсь, может оказаться недостаточно для неподготовленного читателя. Правда, сделать его полностью "подготовленным" может лишь длительное углублённое изучение, приводящее к необходимым знаниям и пониманию. Такого, разумеется, нельзя требовать от не знакомого с антропософией читателя, который открыл книгу Теуша с совершенно другой целью. Ему можно лишь дать совет: прежде чем приниматься за её чтение, постараться получить больше сведений об антропософии и её основателе и из других доступных ему источников. Рискуя оказаться нескромным, я могу указать на один легко доступный источник - на свою статью "Рудольф Штайнер - жизнь, учение, деятельность".

Ознакомившись с антропософским миропониманием, читатель сможет понять то новое и главное, что Теуш говорит в своей книге и ради чего, собственно, и стоит её читать. Не предвосхищая читательского прочтения книги, а тем более её оценок, и, конечно же, не навязывая своих, я лишь укажу, в самых общих чертах, на те основные положения, которые составляют фундамент книги. Теуш, прежде всего, рассматривает историю еврейского народа с внутренней, духовной точки зрения, где внешние события являются лишь выражением и проявлением недоступного для обычного восприятия духовного процесса развития. Далее, он рассматривает эти отдельные события и явления не сами по себе, а в контексте этого всеобъемлющего эволюционного процесса, начавшегося в далёком прошлом, продолжающегося сегодня и устремляющегося в отдалённое будущее. И, наконец, оценки, которые он даёт событиям и явлениям, не основаны на эмоциях или идеологии, но вытекают из его понимания духовно-исторической судьбы еврейского народа.

А сама эта судьба, озабоченность ею, явилась для Теуша побудительным мотивом к написанию книги и составляет её основное содержание и смысл. Если читатель не увидит этого, он может не найти в книге ничего, кроме некоторых известных и бесспорных фактов и субъективных и спорных оценок. Они тоже, разумеется, могут послужить пищей для размышлений, но только не в том направлении, в каком ведёт своё повествование автор.

Вот этим мне хотелось предварить путешествие читателя в неизведанную и таинственную страну, чем всегда является новая книга. Надеюсь, он благополучно завершит его, обогащённый новыми впечатлениями и плодами собственных раздумий. Тогда мы и встретимся с ним ещё раз. Мне остаётся лишь поблагодарить организаторов сайта "Библиотека духовной науки" за размещение в ней книги В.Л. Теуша и за предоставленную мне возможность снабдить её необходимыми пояснениями - за возможность выполнить свой долг и перед автором, и перед читателями.

Илья Зильберберг

Том первый
ДО ХРИСТА

Введение
Миссия еврейского народа


 


Ты избрал нас из всех народов,
Ты возлюбил и приблизил нас.
Ты возвысил нас над всеми племенами
И освятил нас своими заповедями.
Ты привлек нас, Владыка, к служению Тебе
          И именем Твоим
          Святым и Великим
          Ты нас назвал.

                                   Еврейская молитва

"Еврейский вопрос есть вопрос христианский".

"Проходя через всю историю человечества с самого ее начала и до наших дней (чего нельзя сказать ни об одной другой нации), еврейство представляет собой как бы ось всемирной истории".

                                  Владимир Соловьев

1. О духовном познании
Внешняя история еврейского народа началась около 4000 лет тому назад.

Внутренняя же (духовная) история его началась гораздо раньше - за десятки или сотни тысяч лет до его исторического возникновения как нации.

Сразу же возникает вопрос: из каких источников можно добывать сведения о ранних, доисторических эпохах существования еврейского народа?

И ещё один вопрос: откуда можно вообще черпать сведения о внутренних, духовных событиях в жизни этого народа, именно о тех событиях, которые, собственно, определили его миссию и судьбу во все времена?

Такие вопросы относятся, вообще говоря, к истории всех народов.

Ведь только для последних 3-4 тысяч лет мы располагаем некоторой исторической материальной документацией, как правило, тенденциозной (особенно - пресловутые древние надписи всяческих царей), при помощи которой можно ещё проследить события внешней истории, а внутренней - очень редко.

Наше гордое земное человечество, имеющее за плечами миллионы лет бытия, но знающее свое прошлое всего за несколько тысяч лет, и то с грехом пополам, - это было бы воистину малопочтенное безродное племя, если бы положение было на самом деле таково. Но дело обстоит не так.

В отличие от материалистического мировоззрения, Духовная Наука, или Антропософия, развившаяся в Европе в XX столетии, благодаря новым христианским откровениям Рудольфа Штейнера, выяснила, что материя есть только подчинённая часть нашего космоса, духовного по существу и по действующим в нем силам, в том числе историческим. Таким образом, история нашего космоса есть прежде всего история Духовного Мира, и познание её относится к Духовной Науке.

Духовный мир вообще состоит из многочисленных царств как материальной, так и нематериальной природы, в том числе из смертных живых земных существ (людей, животных, растений), а также из многочисленных нематериальных, т.е. бестелесных и физически невидимых существ, начиная от некоторых существ рангом ниже человека и кончая высокими Божественно-Духовными иерархиями, включая Богов старых времён (например, греческих), Господина мира - Христа, а также ряд других существ, например, противодействующих человеку (Ариман, Азуры и др.).

Все события не только земного, человеческого, но и всего космического прошлого, оставляют в духовном мире свои нематериальные следы, как бы отпечатки, в виде образов, которые могут быть расшифрованы и прочтены людьми, обладающими специальными духовными органами, способностями и подготовкой. Эта невидимая духовная запись прошлого называется восточным термином "Хроника Акаши". Это - непреходящая, вечная летопись вселенной, Земли и человечества.

"Читать" эту хронику могут только ясновидящие и посвященные.

Ясновидящий - это человек, имеющий на самом деле внутренние, хотя физически и невидимые, духовные органы, при помощи которых он воспринимает в духовном мире явления, не воспринимаемые физическими органами чувств, т.е. сверхчувственные явления. Он "видит" и "слышит" эти явления, что соответствует "ясновидению" и "яснослышанию".

Посвященные - это люди более высокого ранга, чем простые ясновидящие. Они не только воспринимают явления сверхчувственного мира, они ориентируются в них, видят и познают их связи и законы, например, - читают Хронику Акаши. Они относятся к простым ясновидящим , как образованные наблюдатели и исследователи физически-чувственного мира относятся к простым бездумным созерцателям этого мира, например, к детям, которые способны усваивать только то, что физически воспринимается глазами.

Ясновидящие же вообще относятся к нам, обычным людям, не обладающим их даром, приблизительно так, как относятся нормальные люди, обладающие цветным зрением, к людям, не воспринимающим цветов, а видящим только контуры или черно-белые изображения вещей, т.е. крайним дальтоникам. Действительно, ясновидящим открывается сияющая внутренними красками картина окружающего духовного мира и духовных существ, скрытых за физическими существами и явлениями. Они, например, могут видеть вокруг человека его световую многокрасочную ауру (свет, свечение), которую старинные художники-иконописцы изображали условно в виде светлого кружка вокруг головы святого. Слово "аура" древнеперсидского и древнееврейского ("ор") происхождения. Цвета и яркость ауры каждого человека точно отражают в сверхчувственном мире его духовный облик.

По-видимому, М.Ю. Лермонтов обладал даром ясновидения в форме прозрения будущего (см. его юношеское стихотворение, условно названное "Предсказание", и стихотворение "Сон", в котором подробно предсказана его смерть), а также даром яснослышания, что видно из его стихотворения "Есть речи...". Подобными способностями обладали еще некоторые русские писатели прошлого. Другой славный русский писатель нашей эпохи, М.М. Пришвин, в автобиографическом романе "Кащеева цепь" рассказывает о внезапно появившейся у его героя Алпатова (т.е. у самого Пришвина) способности ясновидения после года одиночного заключения (Пришвин сидел в тюрьме в 1897-1899 гг.), очевидно, в результате перенесенных в тюрьме страданий. Советский цензор, пропустивший этот "еретический" текст в печать, либо ничего не понял в нем, либо принял его за поэтическую выдумку. Исторически известен шведский учёный Э. Сведенборг (1688-1772 гг.), обладавший большой силой дальновидения.

Но помимо этих отдельных случаев непосредственного ясновидения, люди в наше время могут широко созерцать духовный мир, например, в его наиболее доступной теперь форме - в форме искусства и для многих особенно отчётливо - в виде музыки.

В самом деле, искусство - это одна из областей духовного мира, или, точнее, - одна специфическая область деятельности человека в духовном мире, резко отграниченная от других, как будто близких областей его деятельности, например, интеллектуальной (скажем, естественнонаучной). Специфичность искусства видна на многочисленных примерах весьма распространенной теперь духовной немощи особого вида, называемой "непониманием искусства", у людей, обладающих нормальным и даже большим умственным развитием, например, у крупных ученых, философов и даже у художественных критиков и искусствоведов. Особенно часто это явление ("непонимания") относится к музыкальным произведениям, наиболее отдалённым от интеллектуальности, от сюжетности и другой "зримости", за которую, как, например, в картинах и скульптурах, цепляется внимание зрителя-интеллектуала в стремлении найти в них хоть какое-нибудь рассудочно видимое "содержание", которое можно было бы, наконец, описать словами и "понять". Музыкальные же произведения нельзя даже по видимости пересказать в словах и логических понятиях.

Произведения искусства - это духовные существа, образующие некую область духовного мира. То обстоятельство, что они являются созданиями человека, не умаляет их реальности, а только указывает на высокую миссию человека. В форме таких великих памятников искусства, как книги еврейских пророков или музыкальные творения Баха, Шопена, Скрябина, Высокие существа обитают в духовной атмосфере вокруг нас, облагораживают ее и помогают нам. Памятники изобразительных и пластических искусств, как, например, афинский Парфенон, знаменитые картины "Тайная вечеря" Леонардо, "Сикстинская мадонна" Рафаэля и многие другие, существовали вначале в физических формах, которые уже погибли или погибают, но в качестве духовных существ они продолжают жить в сверхчувственном духовном мире, как бессмертные ангелы.

Посвященные, о которых я уже говорил, свободно общающиеся с духовным миром через собственную душу, видят с той или иной ясностью прошлое и будущее. К ним относятся, например, еврейские пророки, великие греческие духовные вожди и философы: Орфей, Пифагор, Гераклит, Платон, многие "святые отцы" христианской Церкви и другие духовные учители и вожди человечества, инспираторы духовных движений, как открытые, всем известные, так и скрытые. К ним, в известной мере, относится в близкую к нам эпоху великий Гете - всемирно известный как поэт и ученый, но мало кому известный как посвященный. Кстати, его творения, содержащие целые кладези высокой мудрости, открытой и сокрытой ("оккультной" - тайной), остаются в основном нерасшифрованными для широких кругов читателей.

В наше время новым обстоятельством является то, что сведения, полученные посвященными оккультными способами из духовного мира, например, из чтения Хроники Акаши, могут быть сообщаемы простым людям, неясновидящим, поняты и усвоены ими к великой пользе для себя и человечества. Это стало впервые возможным благодаря развитию в нашу эпоху естественнонаучного логического мышления и привело к созданию в XX веке так называемой Духовной Науки, не существовавшей раньше. (До нашего времени считалось общепризнанной истиной, что сами понятия духовности и научности несовместимы). Изложенные здесь духовно-исторические сведения о нашем народе основаны главным образом на данных Духовной Науки.

Судьба еврейского народа связана с самыми глубокими процессами эволюции Земли и человечества. Выше приведены слова замечательного русского мудреца Владимира Соловьева о еврействе как "оси всемирной истории".

Отсюда ясно, что даже самый краткий, хотя бы схематический, обзор истории еврейского народа невозможен без хотя бы столь же краткого очерка эволюции Земли и человечества. И, наоборот, без истории евреев невозможно понять до конца историю человечества.

Эта книга, основанная на духовно-научном мировоззрении, может представить значительные трудности для очень многих читателей, не знакомых с основами духовной науки. Настоящая же, вводная, глава может оказаться недостаточно доступной для освоения нужных сведений из этой науки.

Поэтому для некоторых читателей может оказаться целесообразным ограничиться вначале лишь предварительным, беглым знакомством с вводной главой. В некоторых же случаях даже целесообразнее начать первое чтение со второго тома, включающего современную, более знакомую, эпоху и меньше сведений по древней истории.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа iconФ. А. Брокгауз И. А. Ефрон Энциклопедический словарь (С)
Е. Голубинский, «Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской или молдо-валашской» (М., 1871); прот....

В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа iconКонстантин Костюк Православный фундаментализм социальный портрет и истоки
В настоящей статье мы намереваемся дать очень краткий очерк истории и развития православного фундаментализма, основное же внимание...

В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа iconМ. И. Еникеев юридическая психология. 4
I. Предмет, методы и структура юридической психологии. Краткий очерк исторического развития юридической психологии 4

В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа iconДэвид Дюк Еврейский вопрос глазами американца Оглавление Глава I. Еврейский вопрос 2
В последнем десятилетии XX века наихудшим из моральных преступлений считается критика еврейского народа, его религии или государства...

В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа iconОчерк по истории советского радиовещания и телевидения
Великий Октябрь, ознаменовавший коренной поворот в истории нашей страны, поставил на службу социалистической революции, на службу...

В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа iconОчерки истории мировой культуры (В. А. Головашин)
Данное пособие содержит краткий теоретический курс и ряд очерков по истории мировой культуры, начиная с первобытнообщинного строя...

В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа iconОтдел федеральной миграционной службы по еврейской автономной области
Дальнего Востока, ранее не бывшей местом компактного проживания еврейского народа. Евреи-переселенцы и их потомки никогда не составляли...

В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа iconШломо Занд Кто и как изобрел еврейский народ Перевод: Михаила Урицкого
В своей книге, за несколько месяцев ставшей мировым бестселлером, профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд смело ломает статус-кво...

В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа iconАктивное участие в предметных олимпиадах, конференциях и конкурсах. Профориентация
Воспитание гражданской ответственности; уважения к государственным символам, истории, культуре, традициям своего народа

В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа iconПравительство республики марий эл военный комиссариат республики марий эл
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск