Курс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся по специальности 38. 02. 07 Банковское дело


НазваниеКурс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся по специальности 38. 02. 07 Банковское дело
страница1/13
ТипЛекция
filling-form.ru > Туризм > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сибирский политехнический техникум»


КУРС ЛЕКЦИЙ

по ПД.03 Экономика
для студентов ГПОУ СПТ, обучающихся по специальности

38.02.07 Банковское дело

Составитель: Якупова Светлана Загитовна

Кемерово 2016
Якупова С.З. Курс лекций по ПД.03 Экономика, для студентов ГПОУ СПТ,

Кемерово, ГПОУ СПТ, 2016 г., 91 с.

Оглавление
Введение

Тема: Экономика и экономическая наука

Лекция 1. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов

Лекция 2. Выбор и альтернативная стоимость

Лекция 3.Типы экономических систем

Лекция 4.Собственность. Конкуренция

Лекция 5. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Тема: Семейный бюджет

Лекция 6. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование

Лекция 7. Рациональный потребитель

Тема: Рыночная экономика

Лекция 8. Рыночный механизм. Рыночное равновесие.

Лекция 9. Рыночные структуры

Лекция 10. Экономика фирмы: цели, организационные формы

Лекция 11. Производство, производительность труда.

Лекция 12. Издержки. Выручка

Лекция 13. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

Тема: Труд и заработная плата

Лекция 14. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда

Лекция 15. Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы

Тема: Деньги и банки

Лекция 16. Понятие денег и их роль в экономике

Лекция 17. Банковская система. Финансовые институты

Лекция 18. Инфляция и ее социальные последствия

Тема: Государство и экономика

Лекция 19. Роль государства в экономике. Общественные блага

Лекция 20. Налоги. Система и функции налоговых органов

Лекция 21. Государственный бюджет. Государственный долг

Лекция 22. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы

Лекция 23. Основы денежной политики государства

Тема: Международная экономика

Лекция 24. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли

Лекция 25. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы

Лекция 26. Особенности современной экономики России

Список учебной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Кажется, что экономика занимается исследованием сложных таблиц и диаграмм, статистики и чисел, но, более определенно, это — исследование того, что составляет рациональное человеческое поведение при попытки удовлетворить его потребности.

Как человек, например, Вы часто сталкиваетесь с проблемой исключительно ограниченных ресурсов, с которыми можно выполнить Ваши желания, в результате Вы должны сделать определенный выбор исходя из своих денег. Вы, вероятно, потратите часть своих денег на арендную плату, электричество или еду. Тогда Вы могли бы использовать остальные свои ресурсы, чтобы пойти в кино и/или купить новую пару джинсов. Экономисты интересуются выбором, который Вы делаете и исследует, почему, например, Вы тратите Ваши деньги на новый DVD-плеер вместо того, чтобы заменить Ваш старый ТВ. Экономисты хотели бы знать, купите ли Вы пачку сигарет, если цены увеличатся на 2$ за пачку. Таким образом, основная суть экономики заключается в том, чтобы понять, как люди и страны ведут себя в ответ на определенные существенные ограничения.

Мы можем сказать, что экономика, часто называемая «мрачной наукой«, является исследованием определенных аспектов общества. Адам Смит (1723 — 1790), «отец современной экономики» и автор известной книги «Исследование о природе и причинах богатства народов», который зародил дисциплину экономики, пытаясь понять, почему некоторые страны процветают, в то время как другие живут в бедности. Другие экономисты после него также исследовали, как национальное распределение ресурсов затрагивает их богатство.

Чтобы изучить эти вещи, экономика делает предположения, что люди будут стремиться преследовать свои личные интересы. Это также предполагает, что люди рациональны в своих усилиях удовлетворить свои неограниченные желания и потребности. Экономика, поэтому, является социологией, которая исследует людей, ведущих себя согласно их личным интересам. Определение, изложенное в конце двадцатого века Альфредом Маршаллом, автором «Принципов Экономики» (1890), отражает основный принцип, лежащий в основе экономики: «Таким образом, с одной стороны, экономика исследует богатство; а с другой, более важной стороны, экономика исследует человека».

ТЕМА: ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Лекция 1. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов

Безграничность потребностей человека

Условием жизни любого человека, семьи и общества в целом является удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище. Но «не хлебом единым жив человек». У каждого из нас есть вполне естественное стремление удовлетворять свои духовные потребности: читать книги, посещать кино и театр, совершать туристические поездки по своей стране или за границу. Люди должны познавать окружающий их мир, расширять и накапливать свои знания. Поэтому существует объективная потребность в образовании, изучении природы и общества. Любая страна имеет право на обеспечение своей безопасности, государство обязано заботиться об охране окружающей среды, о здоровье своих граждан и т.д., что предполагает существование жизненно важных потребностей общества.

Круг потребностей каждого человека и общества в целом постоянно расширяется, а сами потребности становятся не только более многообразными, но и более совершенными. Сейчас, например, никому не нужны галоши или кареты, зато появились потребности в видеомагнитофонах и услугах авиакомпаний.

Потребности каждого человека практически безграничны. Это вполне естественно, так как каждый из нас предпочитает употреблять вновь появляющиеся наиболее высококачественные и экологически чистые пищевые продукты, носить удобную одежду, соответствующую новой моде, посещать концерты «звезд» эстрады и совершать туристические вояжи в комфортабельных условиях и т. д. Однако подавляющее большинство людей, а возможно, и все люди без исключения, не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности.

Ограниченность дохода и проблема выбора

Степень удовлетворения потребностей человека зависит от размера того дохода, который он получает. Но никто не может заработать столько денег, сколько ему захочется. Поэтому доход любого человека, любой семьи ограничен.

Ограниченность дохода означает, что все без исключения каждодневно решают важную практическую проблему: на что истратить заработанные деньги? Например, члены российской семьи со средним доходом должны решить, какая часть их дохода может быть израсходована на мясо, какая — на масло, какая — на книги и т. д. Они могут хорошо питаться и пополнять свою библиотеку новинками художественной литературы, но тогда им придется отказаться от покупки модной одежды. Для «нового русского» нет вопроса о том, купить ли деликатесы или французский коньяк многолетней выдержки, — и то и другое ему вполне доступно. Но ему приходится выбирать, приобрести ли виллу в Италии на берегу Адриатики или в США близ Сан-Франциско, так как купить обе виллы ему не по карману.

Аналогичный выбор приходится делать руководителям или финансовым менеджерам различных фирм. Имеющиеся в их распоряжении денежные капиталы могут быть очень велики, но в любом случае они ограниченны. Поэтому они вынуждены решать, вложить ли средства в новое оборудование, или купить завод, поставляющий им вспомогательные материалы (например, тару), или построить собственный цех по производству тары.

Перед необходимостью выбора стоит и правительство любой страны. Получая в свое распоряжение известную сумму доходов, главным образом в виде налоговых поступлений, оно должно решать, какую часть этих доходов следует выделить на развитие образования, науки и культуры, какую — на охрану окружающей среды, какую — на оборону страны и т. д.

Таким образом, и перед домашней хозяйкой, и перед руководителем фирмы, и перед премьер-министром стоит, по сути дела, одна и та же проблема — проблема выбора того, каким образом использовать имеющиеся в их распоряжении доходы. Эта проблема возникает вследствие того, что в любом случае отдельные семьи, крупные или мелкие фирмы и государства обладают ограниченными доходами. Проблемы выбора не существовало бы, если бы все хозяйствующие субъекты общества получали бы неограниченные доходы. Возможность полного удовлетворения всех потребностей людей и общества является давней, но несбыточной мечтой. Существование такого общества не более чем утопия.

Экономические блага и ограниченность ресурсов

Чем обусловлена ограниченность доходов? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представим себе такую ситуацию, когда все люди зарабатывают много денег, но, придя в магазин, они обнаруживают, что полки пусты и купить на заработанные деньги нечего. Это означает, что реальный размер доходов населения страны определяется тем количеством товаров и услуг, которые приобретаются на полученные покупателями доходы. Поэтому доходы всех членов общества ограничены количеством товаров и услуг, которые производятся в экономике. Иными словами, любое общество имеет в своем распоряжении ограниченные блага, т. е. средства, благодаря которым удовлетворяются потребности людей. Все виды ограниченных благ называются экономическими.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

В распоряжении людей имеются также неограниченные, или свободные, блага. Они достаются каждому человеку в количестве, достаточном для удовлетворения его потребностей. Однако в природе имеется лишь несколько видов подобных благ. Например, вода в лесном роднике равно доступна всем, кто в этом лесу побывает. Воздух, которым мы дышим, является свободным благом. Но уже в настоящее время усиливается его загрязненность, особенно в крупных промышленных центрах. Поэтому обществу приходится тратить немалые средства на очистные сооружения, чтобы не допускать загрязнения воздушного бассейна.

Для создания экономических благ необходимы ресурсы: времени, трудовые, природные, финансовые (денежные) и материальные. Ресурсы используются людьми для производства и потребительских товаров и услуг, и новых ресурсов.

Ресурсы, которыми располагает любая страна, ограниченны.

Прежде всего ограниченны трудовые ресурсы. В производство экономических благ может быть вовлечена только часть трудоспособного населения страны, только те ее жители,

которые могут работать и которые намерены работать. Общество располагает ограниченными природными ресурсами, например пригодными для производства сельскохозяйственной продукции землями. В стране, возможно, имеются колоссальные запасы руды или каменного угля и других минералов, но их добыча лимитируется производственными мощностями добывающей промышленности. Следовательно, и здесь мы сталкиваемся с довольно жесткими границами тех ресурсов, которыми располагает экономика.

Именно ограниченность ресурсов лежит в основе того, что люди не могут производить беспредельное количество разнообразных экономических благ. Причем в обществе должно происходить распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные виды экономических благ. И если в одни отрасли окажется вовлеченным большее количество ресурсов, то другим отраслям останется меньшее их количество.

Лекция 2. Выбор и альтернативная стоимость

Итак, мы установили, что ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, и факторов производства, которые применяются людьми, чтобы создавать экономические блага, ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. Объективно людям всегда приходится решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. Для того чтобы понять, как решается проблема выбора, нужно исходить из следующей предпосылки: Совершая свой выбор в условиях ограниченности экономических благ и факторов производства, люди ведут себя РАЦИОНАЛЬНО.

Рациональное поведение людей

Если вы читали повесть Лескова «Очарованный странник», то, наверное, помните, как ее герой в пьяном угаре швырнул к ногам танцующих цыганок несколько тысяч рублей (громадную по тем временам сумму), предназначенных для покупки новых лошадей для эскадрона, в котором он служил. Да и в реальной жизни не только отдельные (частные) лица, но и государственные руководители нередко принимают решения, которые ведут к нерациональному использованию ресурсов. Так, в недалеком прошлом в соответствии с решениями, принятыми руководителями органов КПСС, студенты, преподаватели, научные сотрудники, работники конструкторских бюро направлялись на сельскохозяйственные работы. В результате в некоторых случаях специалисты, занятые конструированием уборочных машин, вместо того, чтобы разрабатывать более совершенную уборочную технику, вручную копали картофель.

Что же предполагает рациональность поведения человека в экономике?

  1. Прежде всего, человек (будь то домашняя хозяйка, менеджер, глава государства и т.д.) так организует свою деятельность, деятельность руководимой им фирмы или государства, чтобы добиться наибольшего результата при имеющихся в его распоряжении ресурсах. В частности, использование факторов производства предполагает затраты труда, расходование сырья, снашивание оборудования и т. д. Рациональность поведения предполагает, следовательно, что при данных затратах факторов производства необходимо произвести как можно больше экономических благ, т. е. максимизировать результат при данных затратах. Человек поступит рационально и в том случае, если он достигнет желательного результата при наименьших затратах, т. е. минимизирует затраты для достижения данного результата.

  2. Рациональное поведение, с точки зрения экономиста, не обязательно является «правильным», если его оценивать с позиции норм морали. Предположим, экономист помогает собственнику табачной фабрики добиться высокой прибыльности путем наиболее эффективного использования ресурсов. Экономист при этом не должен считаться с тем, что курение вредно для здоровья. Моралист осудит собственника табачной фабрики, полагая, что производство сигарет нерационально с точки зрения интересов общества и норм морали. Экономист с ним согласится, но скажет: «Если уж сигареты производятся, то их нужно производить, рационально используя факторы производства».

  3. Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели. Например, государство, решая проблему повышения уровня жизни людей в ближайшее время, должно выделять средства на оказание социальной помощи неимущим и стимулировать рост капиталовложений для производства потребительских товаров. Но тогда возникает опасность «проедания» большей части произведенного сегодня продукта, что может привести к невозможности роста производства в будущем, так как ресурсов на совершенствование и обновление материальной базы производства будет не хватать. Если же целью является обеспечение стабильного роста благосостояния в последующие годы, то придется большую часть ресурсов вкладывать в развитие производства, его модернизацию, совершенствование, но в этом случае придется смириться с ограничением потребления в ближайшее время. Если правители какой-либо страны полагают, что главная цель — наращивание военной мощи, то большинству населения этой страны придется оставить мечты о росте благосостояния и в ближайшем будущем, и в отдаленной перспективе.

  4. Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора. Скажем, решая истратить имеющуюся сумму денег на обновление своего гардероба, разные люди будут руководствоваться различными критериями достижения поставленной цели. Для одних важна дешевизна приобретаемых вещей — это позволит приобрести их в большем количестве; для других — добротность и прочность, что позволит носить их дольше; для третьих — соответствие современной моде, престижность.

Цена выбора и альтернативные издержки

  1. В любом случае выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага. Если школьнику, имеющему немного денег, хотелось бы пойти в кино и купить мороженое, но на то и другое денег не хватает, то ему приходится чем-то жертвовать. Предположим, что школьник принял решение идти в кино. Он отказал себе в удовольствии съесть мороженое ради того, чтобы посмотреть кинофильм. Мороженое в этом случае явилось ценой его выбора, т. е. альтернативными издержками билета в кино. Если руководство фирмы принимает решение приобрести пять «Роллс-Ройсов», чтобы укрепить престиж своего президента и вице-президентов, и отказывается от покупки новейшего оборудования, то новое оборудование является альтернативными издержками приобретенных автомобилей. В обоих случаях альтернативные издержки выражаются в товаре, который был отвергнут покупателем, сделавшим выбор в пользу другого товара или услуги. Альтернативные издержки могут быть выражены и в услуге. Например, если школьник выбрал мороженое и не пошел в кино, то отвергнутая услуга (показ фильма) будет альтернативными издержками мороженого.

  2. Альтернативные издержки могут иметь и денежное выражение.

  3. Предположим, что выпускник средней школы решил поступить в платную «Школу бизнеса», готовящую специалистов в области менеджмента. Что будут представлять собой альтернативные издержки его обучения? Чтобы определить их, необходимо учесть только те денежные расходы, которые связаны с обучением в «Школе бизнеса» и которые могли бы иметь альтернативное применение. К этим расходам должны быть отнесены: плата за обучение, затраты на покупку учебников, расходы на дорогу до учебного заведения и домой. Если бы этот юноша не учился в «Школе бизнеса», он мог использовать эти деньги иначе, например совершить турне по городам Западной Европы. При этом некоторые расходы (на питание, услуги парикмахера и т. д.) не должны включаться в альтернативные издержки, так как они не зависят от того, учится или путешествует наш герой.

  4. Принцип альтернативных издержек может быть распространен и на экономику в целом. Например, правительство

  5. может стоять перед выбором: закупить у предприятий военно- промышленного комплекса новые танки, чтобы перевооружить несколько армейских соединений, или приобрести очистное оборудование и установить его на государственных заводах, сбрасывающих отравленную воду в реки страны. Если правительство примет решение закупить танки, то их альтернативными издержками будет очистное оборудование. Это означает, что развитие военно-промышленного комплекса будет происходить за счет ухудшения экологической обстановки в данной стране.

  6. На практике любой субъект экономики имеет возможность выбирать между несколькими и даже многими товарами и услугами.

  7. Вернемся к примеру с нашим школьником, который пошел в кино, отказав себе в мороженом. В действительности школьник имел более широкий выбор: он мог купить интересную книгу, коллекционную марку, «сникерс» и т. д. Однако «сникерсы» ему надоели, коллекционированием марок он не увлекается, такую же книгу он может попросить почитать у приятеля. Следовательно, с точки зрения школьника, наилучшим из отвергнутых вариантов является мороженое. Перед аналогичным многовариантным выбором может стоять руководство фирмы, правительство и т. д. Итак,

  8. Альтернативными издержками товара или услуги могли бы служить те товары или услуги, от которых приходится отказаться, чтобы приобрести товар или услугу, которому(ой) отдано предпочтение. Но определяются альтернативные издержки НАИЛУЧШИМ ИЗ ОТВЕРГНУТЫХ ВАРИАНТОВ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Курс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся по специальности 38. 02. 07 Банковское дело iconКонспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело
Статистика: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080110. 51 «Банковское дело» / сост ст преп кафедры экономики...

Курс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся по специальности 38. 02. 07 Банковское дело iconКонспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело
Структура и функции Центрального банка рф: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080110. 51 «Банковское...

Курс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся по специальности 38. 02. 07 Банковское дело iconСборник лекций для студентов, обучающихся по специальности спо «Лечебное дело» Шадринск 2016
Организационно-аналитическая деятельность. Сборник лекций для студентов, обучающихся по специальности спо «Лечебное дело» / авт сост....

Курс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся по специальности 38. 02. 07 Банковское дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080110 «Банковское дело»
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....

Курс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся по специальности 38. 02. 07 Банковское дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080110 «Банковское дело»
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....

Курс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся по специальности 38. 02. 07 Банковское дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080110 «Банковское дело»
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....

Курс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся по специальности 38. 02. 07 Банковское дело iconРабочая программа дисциплины Для студентов, обучающихся по специальности...
Для студентов, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» специализация «Банковское дело»

Курс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся по специальности 38. 02. 07 Банковское дело iconМетодическое пособие тренинг продаж кредитных продуктов банков-партнеров...
Методическое пособие по специальности Банковское дело направлено на формирование у студентов целостного представления о продвижении...

Курс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся по специальности 38. 02. 07 Банковское дело iconМетодические указания по прохождению производственной практики предназначены...
Рекомендовано к использованию Координационно методическим советом гпоу «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

Курс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся по специальности 38. 02. 07 Банковское дело icon38. 02. 07 «Банковское дело»
Программа учебной и производственной практики для специальности 38. 02. 07 «Банковское дело» рассмотрена и утверждена на заседании...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск