1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка;
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий
1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
1.2.1.2. Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты)
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
2.3. Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
2.5. Программа коррекционной работы.
3.Организационный раздел
3.1. Учебный план
3.2.План внеурочной деятельности.
3.3.Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования в МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа № 1», обеспечивающей реализацию программы ФГОС по основным образовательным программам «Перспектива», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования к структуре основной образовательной программы, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября2011 г. N 2357 г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373», Концепции духовно-нравственного развития, Концепцией образовательной программы «Перспектива».
Программа определяет содержание и организацию образовательногопроцесса на ступени начального общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственнойполитики РФ в области образования, изложенным в Законе РоссийскойФедерации «Об образовании». Это:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и обучения картины мира;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народаминезависимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования— обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовнонравственное,гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования
Программа опирается на следующие системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно - ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно- ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения);
- проблемно-диалогическую технологию;
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа— особый этап в жизни ребенка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка— с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11лет):
центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словеснологическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступаетает формирование устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательной программы начального общего образования в школе №1
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.
В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО
Планируемые результаты
| 1 класс
| 2 класс
| 3 класс
| 4 класс
| междисциплинарные программы
| Формирование универсальных учебных действий»
| Личностные:
ученик научится
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья»;
уважать свою семью , своих родственников
формировать интерес (мотивации) к учению;
оценивать жизненные ситуаций и по ки человека с точки зрения общечеловеческих норм.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
положительной адекватной дифференцрованной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и по ках.
| Личностные:
ученик научится
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»;
уважать свой народ, свою Родину;
осваивать личностный смыса учения, желания учиться.;
оценивать жизненные ситуации и по ки человека с точки зрения общечеловеческих норм.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в по ках и деятельности;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и по ках.
| Личностные:
ученик научится
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
уважать свой народ и традиции народов других национальностей ,
осваивать личностный смыса учения, желания учиться.;
оценивать жизненные ситуации и по ки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в по ках и деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
| Личностные:
ученик научится
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д;
уважать свой народ и традиции народов других национальностей ,
осваивать личностный смысл учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута;
оценивать жизненные ситуации и по ки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. и гражданина России
Ученик получит возможность для формирования:
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в по ках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне,
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в по ках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
| Метапредметные
Коммуникативные:
ученик научится
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
слушать и понимать речь других;
участвоватьв паре.
Ученик получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
| Метапредметные
Коммуникативные:
ученик научится
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
| Метапредметные
Коммуникативные:
ученик научится
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поки.
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. критично относиться к своему мнению
понимать точку зрения другого
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработкеобщего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
| Метапредметные
Коммуникативные:
ученик научится
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поки.
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
читать вслух и про себя тексты ччебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
понимать точку зрения другого
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидетьпоследствия коллективных решений.
Ученик получит возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработкеобщего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
| Познавательные:
ученик научится
ориентироваться в учебнике:;
определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему;
Ученикполучит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
| Познавательные:
ученик научится
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
отвечать на простыеи сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
сравниватьи группировать предметы, объектыпо нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;составлять простой план;
определять,в каких источникахможнонайтинеобходимую информацию длявыполнения задания;
находить необходимую информацию,как в учебнике, так и всловарях в учебнике;
наблюдать и делать самостоятельныепростые выводы
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
| Познавательные:
ученик научится
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материал;
самостоятельно предполагать, какаядополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимыеисточники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владетьобщими приёмами решения задач
| Познавательные:
ученик научится
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно предполагать, какаядополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимыеисточники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
Сопоставлятьи отбирать информацию, полученную изразличных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Составлять сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач
| |