Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ


НазваниеРеспублики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ
страница1/25
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму

Республики Татарстан

Республиканский центр молодежных, инновационных

и профилактических программ


Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде Республики Татарстан

Сборник научно-методических

и информационных материалов

Казань, 2011
ББК 66.75

П 78

Под редакцией

заместителя министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

А.С.Кондратьева

Составители:


Петрухина Н.В.

- директор РЦМИПП

Марданова Р.Я.

-специалист РЦМИПП

Сахуриева А.П.

-специалист РЦМИПП

Аверина Ю.В.

-специалист РЦМИПП

Никонорова А.

-специалист РЦМИПП

Якупова Н.А.

-специалист РЦМИПП















П 78 Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде Республики Татарстан: Сб. научно-методических и информационных материалов. / Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ. Центр молод., инновац. и проф. программ. – Казань: РЦМИПП, 2011. – 180с.

Сборник подготовлен с целью организации профилактической работы в муниципальных образованиях Республики Татарстан и формирования эффективной системы противодействия экстремистским проявлениям в молодежной среде. Содержит нормативные правовые, научно-методические и информационные материалы для организации профилактической деятельности: основные законодательные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, результаты социологических исследований, методические рекомендации, примерные формы и методы работы. В сборнике использован опыт организаций субъектов Российской Федерации и Республики Татарстан.

Предназначен для руководителей и специалистов органов по делам молодежи, спорту и туризму Исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, учреждений для молодежи и общественных молодежных организаций.
© Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

© Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение Обоснование актуальности проблемы экстремизма в молодежной среде………………………………………………………………………………………5

1. Основные термины и понятия……………………………………………………..8

II. Законодательная и нормативная база для организации профилактической деятельности в области экстремизма в молодежной среде

2.1. Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25 июля 2002 г. (ред. От 29.04 2008г.)…….……………………...10

2.2. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с принятием федерального закона "О ратификации конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального Закона "О противодействии терроризму" №153 –ФЗ от 27 июля 2006г……………………………………………………………………………….17

2.3. Указ Президента Республики Татарстан «Об организационных вопросах деятельности антитеррористической комиссии в Республике Татарстан» № УП-128 от 4 апреля 2006 г. (в ред. Указов Президента РТ от 18.08.2006 № УП-314, от 03.12.2007 № УП-645, от 05.09.2008 № УП-443, от 17.04.2009 № УП-205, от 22.06.2009 № УП-342, от 22.03.2010 № УП-157, от 03.06.2010 № УП-362)………………………………………………………………………………..30

2.4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2009 - 2011 годы» № 956 от 31 декабря 2008 г. (с изм., внесенными Постановлением КМ РТ от 21.12.2009 № 865)…………………………………………………….…………32

2.5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «О комплексной программе по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011 - 2014 годы» № 890 от 10 ноября 2010 г. …………………33

III. Научные основы профилактики экстремизма и радикализма в молодежной среде

3.1.Смирнов В.А. Основы молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма …………………………………………………………………..34

3.2. Горшкова Е.А., Емельянова И.А. Молодежная субкультура: истоки, сущность, следствия…………………………………………………………..41

3.3. Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России ……...44

3.4.Урсул В. Скинхеды: миф или реальность в современной России……57

3.5. Детинкин Д.С. Социальные проблемы молодежи как фактор становления неформальных политических организаций…………………60

3.6. Кисляков П. Вуз – противодействию идеологии экстремизма и терроризма…………………………………………………………………….61

3.7. Зинурова Р.И., Фатыхова Ф.Ф. Экстремизм как социальный и культурный феномен современного российского общества……………….62

3.8. Миронов А.С. Профилактика наркомании и подросткового экстремизма……………………………………………………………………64

3.9. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма……………………………………………….….70

3.10. Тайбаков А.А. Преступная субкультура……………………….…….77

3.11. Борисова С.Н. Молодежная преступность…………………………...81

3.12. Илле А. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов………………………………………....82


IV. Информационные материалы для обучения кадров методам профилактической работы среди молодежи

4.1. Дружков С.Н. Доклад на заседании Общественной палаты Республики Татарстан «О противодействии экстремизму» ……..........................…….93

4.2. Архиреева Т.С., Павлов О.Ф., Титов М.В. Предупреждение экстремизма в молодежной среде в Республике Татарстан……………...100

4.3. Максимова О.А. Молодежная культура: История возникновения молодежных субкультур. Специфика современных российских молодежных субкультур в контексте развития молодежного общественного движения, в профилактике радикализма в Республике Татарстан» (Лекция)………………………………………………………..101

4.4. Демидова Е.В Экстремизм, идеология экстремизма: структурные особенности и региональная специфика. Профилактика экстремистских проявлений в молодежных группировках (Лекция)…………………..…104

4.5. Национальный антитеррористический комитет (Информация)……108

4.6. В Татарстане число экстремистов выросло за год в два раза (Электронный ресурс)………………………………………………………110

4.7. Без компромиссов (Интервью)……………………………………..…110

4.8. Пропаганда толерантности и профилактика экстремизма (Методические рекомендации Свердловской обл. межнац. б-ки)……...113

V. Опыт работы по профилактике экстремизма и радикализма среди молодежи в Республике Татарстан

5.1. Деятельность в области профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде и формирования толерантного сознания (МБУ «Центр психолого-педагогической помощи «Диалог» г. Набережные Челны)...126

5.2.Разработка социально-значимого проекта в сфере общественной безопасности, противодействия терроризму и экстремизму «Форум «Диалог культур против экстремизма» (Казанский государственный архитектурно-строительный университет)……………………………….131

5.3. Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта (Республиканский Центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «Форпост»)………………………………………………………………….140

5.4. Памятка по противодействию распространения экстремизма в Республике Татарстан (Республиканский Центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «Форпост»)…………………………………………...……………………..149


ВВЕДЕНИЕ.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
В современных условиях пореформенного экономического и социального развития России одной из острейших социально-политических проблем становится распространение молодежного экстремизма. Анализ данной проблемы показывает, что наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15-25 лет. Состояние и динамика преступности свидетельствует о нарастании количества преступлений, повышения уровня насилия в среде молодежи. Уровень преступности подростков по оценкам специалистов, в 4 - 8 раз выше, чем показатели зарегистрированной преступности. Следовательно, социальная значимость, мера общественной опасности преступности подростков гораздо более высока, чем об этом можно судить по цифрам статистики.

Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодёжи, представляющее собой особую форму активности молодых людей, которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направленную на разрушение социальной системы или какой-либо ее части. связанное с совершением действий насильственного характера по социальным, национальным, религиозным и политическим мотивам. При этом важно то, что такая активность является осознанной и имеет идеологическое обоснование либо в форме стройной идеологической концепции (национализм, фашизм, исламизм, и т. д.), либо в виде обрывочных символов, архетипов, лозунгов. Данное обстоятельство ведет к росту неопределенности, разрушению каналов воспроизводства общества.

В этой ситуации особого внимания требует разработка и внедрение модели общенациональной системы противодействия экстремизму и снижения его проявлений в молодежной среде. Таким образом, особое значение приобретает научно - аналитическое обеспечение по профилактике экстремизма в молодежной среде.

Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. Причинами роста экстремистского поведения, включающего и криминальные формы поведенческой активности молодежи становятся: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус, что может быть инструментом манипуляций для политических сил, преследующих цели сепаратизма, ослабления социальных и управленческих институтов государства.

Изучение проблем преступности молодёжных группировок экстремистской направленности, равно как и преступности общей, требует учёта конкретной ситуации – социально-экономической и политической, на фоне которой формируются и развиваются криминогенные процессы. Анализ сложившейся обстановки позволяет констатировать, что в настоящее время социально-экономический и политический фон зачастую оказывает крайне негативное воздействие на молодёжную среду. Неопределённая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной массы населения страны приводит к росту психоэмоциональных перегрузок и усилению кризиса в межличностных отношениях.

Снижение уровня благосостояния граждан Российской Федерации в сочетании с ослаблением социального контроля над поведением молодёжи, заметное ослабление влияния общества и государства на формирование личности, утрата роли общественных и семейных институтов в воспитательной работе ведут к неуклонному росту преступности экстремистского характера. Обеспокоенность вызывает растущее влияние в обществе экстремистских молодёжных группировок и леворадикальных организаций. Существующие молодёжные группировки как правило агрессивны, организованны, политизированы, а некоторые из них находятся под влиянием преступных сообществ. Известно, что в настоящее время в России насчитывается около десятка подобных партий и движений. В молодежной среде самым массовым является движение скинхедов, в котором участвуют десятки тысяч подростков и молодых людей. По данным МВД РТ в Республике Татарстан насчитывается 150 приверженцев экстремистских течений. За год их число увеличилось в два раза, причем это, только те, кто попал в сферу внимания МВД. Признание данного факта говорит о развитии «анормативных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия - то есть в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном сознании.

Актуальность проблемы экстремизма в молодёжной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьёзные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки. Анализ статистики свидетельствуют о существенном росте преступлений экстремистской направленности. Так, в 2005 г. на территории Российской Федерации были зарегистрированы 144 преступления экстремистской направленности, что на 16,9% больше, чем в 2004 г. В 2006 г. только за 10 месяцев зарегистрировано 211 преступлений, из них раскрыто 115. Однако официальная статистика не отражает реального положения дел в этой сфере. В последнее время наметившаяся в России тенденция экстремизации массового сознания молодёжи привела к росту количества неонацистских и националистических молодёжных движений.

По данным социологических исследований, наиболее значимым полем экстремизма являются межэтнические отношения (до 40 % опрошенных молодых людей в той или иной степени испытывают антипатию к представителям других национальностей), политические (12 %), религиозные (4–5%). Таким образом, в аспекте направленности экстремистской активности преобладающим ее видом является межнациональный экстремизм, основанный на идеях национализма, расизма, шовинизма.

Наблюдается процесс втягивания в экстремистскую деятельность неформальных молодёжных объединений и организаций (футбольных фанатов, байкеров и др.), деятельность которых ранее не носила экстремистский характер. Одновременно отмечается рост числа противоправных акций, совершаемых членами неформальных молодёжных группировок националистического толка и радикальной политической направленности, а также расширение масштабов антиобщественных выступлений молодёжных объединений.

Эти процессы приобретают особое значение в контексте проблем социальной безопасности российского общества, вызванных действиями экстремистов, и ведущих к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства. Поскольку активизация экстремизма молодежи в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, именно поэтому она должна быть глубоко и всесторонне изучена, как явление, требующее общественного: социально-правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия.

В настоящее время не выработано единого понимания термина «экстремизм». Это связано со сложностью и многоплановостью этого явления. В то же время можно указать два центральных вектора, позволяющих дифференцировать различные проявления экстремизма – «направленность деятельности » и «степень сформированности экстремистских установок».

По направленности выделяются этнический экстремизм, религиозный экстремизм, политический экстремизм, социальный экстремизм, экстремизм в молодежных субкультурах. По «степени сформированности экстремистских установок» можно выделить экстремистских установок. По данному критерию выделяют стихийный экстремизм и организованный экстремизм.

Такое разнообразие типов экстремизма приводит к необходимости формирования эффективной системы профилактики и противодействия экстремистских проявлений, в основе которой лежит комплекс превентивных мер, учитывающий психологические, социальные и культурные особенности молодого поколения, направленный на разрешение существенных противоречий.

Такими наиболее существенными противоречиями являются:

  • противоречие между потребностью в развитии и совершенствовании системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения и сокращением для значительной части молодежи возможностей по проведению полноценного досуга;

  • противоречие между отсутствием авторитетных массовых общественных молодежных организаций, ориентированных на созидательную деятельность и потребностью молодого поколения в конструктивном объединении и творческой реализации личности в среде сверстников;

  • противоречие между потребностью молодежи в самоопределении, культуре межнационального общения и недостаточным уровнем сформированности толерантности;

  • противоречие между задачами усиления профессиональной подготовки и повышения социально-экономического статуса молодежи и недостаточным учетом этой задачи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;

  • противоречие между потребностью в эффективных формах профилактической работы по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде и недостаточной разработанностью инновационных форм такой работы с участием самой молодежи;

Преодолеть указные противоречия предполагается через реализацию различных проектов в области государственной молодежной политики. Проектный подход доказал свою эффективность и действенность обеспечиваемой им интеграции ресурсов государства и общества в мировой практике. В рамках методологии этого подхода центральным понятием является понятие «проект» - цепь действий и мероприятий, связанных одной целью и задачами, направленных на определенные результаты, достигаемые именно благодаря действиям этого конкретного проекта, ограниченные во времени, выполняемые определенным кругом людей. В целом проектный метод представляет собой актуальное направление в развитии современного процесса управления как коммерческими, так и некоммерческими организациями и процессами. Термины «проектирование, проекция» происходят от лат. «projectus», что дословно означает «брошенный вперёд». Применительно к социальным процессам проектирование представляет собой перенос социальной субъективности настоящего в будущее. Субъект, осуществляющий социальное проектирование, выбирает из множества путей, вариантов социального развития те направления, которые в максимальной степени соответствует шкале его социальных ценностей. Проектирование – это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния и процесс перехода к новому состоянию. Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме определяет те изменения, которые должны быть достигнуты последующей реализацией проекта.

При условии активной поддержки со стороны государства, социальное проектирование в сфере профилактики экстремизма позволит осуществлять целенаправленное расходование средств на достижение конкретных результатов работы с молодежью – в том числе активизацию жизненной позиции различных групп молодежи, осуществление информационно-просветительской работы, профилактику девиантного поведения. Эффективность реализации комплекса проектов может оцениваться на основе системы социологического мониторинга, исследующего как социальное самочувствие молодежи (или отдельных ее групп) вообще, так и выраженность экстремистских и радикальных идей и склонность к экстремистским и радикальным действиям в молодежной среде.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ iconРеспублики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных...
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических...

Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ iconРеспублики Татарстан Государственное бюджетное учреждение «Республиканский...
Д. М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук

Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ iconРеспублики Татарстан Государственное бюджетное учреждение «Республиканский...
Д. М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук

Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ iconРеспублики Татарстан Государственное бюджетное учреждение «Республиканский...
Д. М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук

Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ iconРеспублики Татарстан Государственное бюджетное учреждение «Республиканский...
Д. М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук

Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ iconРеспублики Татарстан Государственное бюджетное учреждение «Республиканский...
Д. М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук

Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ iconРеспублики Татарстан Государственное бюджетное учреждение «Республиканский...
Д. М. Мустафин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук

Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ iconПоложение о Республиканском летнем палаточном лагере «Доброград Родной край» Общие положения
Региональная молодежная общественная организация «Центр развития добровольчества Республики Татарстан» при поддержке Министерства...

Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ iconУсловия и порядок обращения граждан в Конституционный суд Республики Татарстан
Татарстан о несоответствии Конституции Республики Татарстан нормативных правовых актов Республики Татарстан. Гражданин вправе обжаловать...

Республики Татарстан Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан...
Республике Татарстан Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск