Программа дисциплины «Социальная история» для направления 39. 03. 01. «Социология»


НазваниеПрограмма дисциплины «Социальная история» для направления 39. 03. 01. «Социология»
страница1/6
ТипПрограмма дисциплины
filling-form.ru > Туризм > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 39.03.01. «Социология» подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет гуманитарных наук

Школа исторических наук


Программа дисциплины «Социальная история»
для направления 39.03.01. «Социология» подготовки бакалавра

Разработчик программы:
Сергей Викторович Польской, кандидат исторических наук, доцент spolskoy@hse.ru


Одобрена на заседании школы исторических наук «___»____________ 2015 г.
Руководитель школы исторических наук профессор А.Б.Каменский________ [подпись]
Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г., № протокола_________________

Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

_________________ [подпись]

Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 39.03.01. «Социология», обучающихся по бакалаврской программе.

Программа разработана в соответствии

  • со стандартом НИУ ВШЭ;

  • с образовательной программой;

  • с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 39.03.01. «Социология» подготовки бакалавра

2. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Социальная история» - изучить основные тенденции развития, этапы становления и формы существования российского общества

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с теоретическими проблемами, связанными с определением понятий «общество» и «государство», пониманием происхождения различных форм социальности, выявлением типологии социальных групп в отечественной истории.

- рассмотреть основные факты и явления, характеризующие особенности развития российского и европейского общества от раннего средневековья до нашего времени.

- проанализировать основные историографические точки зрения по важнейшим проблемам истории российской и европейской социальной жизни.

- овладеть базовыми навыками анализа источников по социальной истории России с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. 

 В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать основные факты и явления, характеризующие особенности развития российского и европейского общества от раннего средневековья до XX вв.

- знать основные историографические мнения по важнейшим проблемам истории России и европейских стран.

- уметь анализировать исторические источники с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.

- уметь обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

     Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции

Способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого

СЛК-1

Знает основные факты и явления, характеризующие особенности развития общества

Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.

Способность к критическому восприятию концепций различных научных школ исторической науки

ПК-8

Знает основные историографические мнения по важнейшим проблемам истории российского общества

Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.

Способность работать с информацией из различных типов и видов источников

ИК-7

Умеет анализировать источники по истории общества с целью извлечения информации о социально-значимых явлениях и процессах.

Семинарские и практические занятия, написание контрольных работ и реферата.

Способность понимать существо исторических процессов и явлений; роль человека в историческом процессе, особенности социальной, политической и экономической организации общества и развития культуры в различные исторические эпохи

ПК-5

Умеет обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам,  
используя для аргументации исторические сведения.

Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к блоку профессиональных дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку.

Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть следующими исходными знаниями и компетенциями:

- знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

- знание обществознания на уровне программы общеобразовательной школы;

- понимание языка научной и учебной литературы по истории.
5. Тематический план  учебной дисциплины



Название раздела



Тематика лекций (в часах)

Лекции

Семинары

Всего

1

Социальная история: предмет, задачи, функции. Основные категории и понятия социальной истории


    1. Историческое знание и его функции в культуре (2)

    2. Исторический факт и исторический источник (2). Источники по социальной истории.

    3. Исторические концепции и подходы (2)

    4. Метаистория и социальная история (2)

    5. Предмет и методы социальной истории. Социальная история и историческая антропология (4)

12

8

20

2

Средневековое общество в Европе и России


2.1 Особенности и характер традиционного общества (2)

2.2 Феодализм как социально-политическая система (2)

2.3 Социальная структура европейского общества в средние века. Понятия «сословие» и сословные группы (2)

2.4 Ментальность и социальные модели поведения средневекового человека (2)

2.5 Социальная структура русского средневековья и ее динамика (4)

12

8

20

3

Европейское и российское общество в раннее Новое время


3.1 Трансформация традиционного общества в Европе в XVI-XVIII вв. и ее причины. Реформация и развитие капитализма (4)

3.2 «Дисциплинарная революция» и ее значение (2)

3.3 Социальная структура европейского общества и ее динамика . Зарождение «публичной сферы» (2)

3.4 Российское общество в ранее Новое время. Развитие сословной системы и социальные движения XVII-XVIII вв. (4)

12

8

20

4

Социальная динамика в XIX-XX вв.: от индустриального к информационному обществу

4.1 Индустриализация и модернизация социального строя в Европе во второй половине XVIII- середине XIX вв. Формирование классовой системы и последствия роста социальной мобильности (2)

4.2 Нации и национальные движения в XIX-XX вв. Национализм и национальные государства (2)

4.3 Массовое общество и социально-культурные изменения в XX веке (2)

4.4 Развитие российского общества в XIX-XX вв. (4)

4.5 Социальные последствия перехода к информационному обществу (2)

12

8

20




 

48

32

80

  1. Формы контроля знаний студентов.




Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры оценки

Текущий

Активность на занятиях, письменная работа

1-2 модули

Участие в обсуждении тем семинарских и лекционных занятий, письменная работа (60 %)

Итоговый

Экзамен, неблокирующий

2 модуль

Письменный ответ по билетам (40 %)


6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 

Реферат – владение первичными навыками рецензирования научной литературы, а также умение анализировать источники по истории российского общества с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.

Экзамен – знание основных фактов и явлений, характеризующих особенности развития российского общества, основных историографических мнений по дискуссионным проблемам, а также умение обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам. 
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине.

Оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Накопленная оценка (работа на семинарских занятиях и письменная работа) - 60 %.

  • Письменный экзамен по содержанию учебной дисциплины – 40 %.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за ответ на письменном экзамене по 10-ти балльной шкале, Онакопленная– накопленная оценка за работу на семинарах и выполнение письменной работы (в соотношении –семинары 80%+20% письменная работа):

Оитоговый = k1·Онакопленная + k2·Оэкзамен

k1 = 60%;

k2 = 40%;

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: в пользу студента.


  1. Содержание дисциплины


7.1. Содержание тем лекций
Тема 1. Социальная история: предмет, задачи, функции. Основные категории и понятия социальной истории (12 часов)

1.1. Историческое знание и его функции в культуре (2 часа ) История как социальная наука. История, ее предмет, цели, задачи и функции. Историческое сознание и историческая память. Особенности исторического знания.

1.2. Исторический факт и исторический источник (2 часа). Событие и факт. Исторический факт и критерии его установления. Двойная субъективация. Научно-исторический факт. Исторический источник. Классификация и характеристика основных видов исторических источников. Источники по социальной истории.

1.3. Исторические концепции и подходы (2 часа) Историческая концепция и своеобразие исторических подходов. Метаистория: основные идеи философии истории от античности до современности. Критерии научности в историческом знании.

1.4. Метаистория и социальная история (2 часа). Социальная история: предмет, задачи, функции. Социальная история в широком и узком смыслах слова. Традиции изучения социальных структур и социальных иерархий. Классические и новые источники по социальной истории. «Новая» социальная история, социальная история культуры, «культурная история социального».

1.5. Предмет и методы социальной истории. Социальная история и историческая антропология (4 часа). Основные категории социальной истории. Общество и его историческое значения. Власть и общество. Социальный порядок и способы самоорганизации общества. Социальные корпорации. Крестьянская община и ее значение. Понятие «народ» в русской истории. Чины, сословия и классы в русской истории. Общество и «публика». Становление и развитие «публичной сферы» в Европе и России. Гендер, брак, семья и детство как социальные явления.
Основная литература к теме 1.

  1. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986.

  2. Дингес М. Историческая антропология и социальная история: через теорию «стиля жизни» к «культурной истории повседневности» // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 96–124.

  3. Зелдин Т. Социальная история как история всеобъемлющая // Thesis. Вып. 1. М., 1993. С. 154–162.

  4. Зидер Р. Что такое социальная история? Преемственность в освоении социального // Thesis. Вып. 1. М., 1993. С. 163–181.

  5. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 1998.

  6. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50.

  7. Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: РГГУ, 2000.

  8. Репина Л. П. Новая историческая наука» и социальная история. М., 2009.

  9. Репина Л.П., Зверева В.В, Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учеб. пособие. М., 2013.

  10. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка / Пер. с англ. М., 2000. - Гл. 2. Для чего нужна история? и Гл. 8. История и социальная теория.

  11. Хосбаум Э. Дж. От социальной истории к истории общества // Философия и методология истории. Сб. статей. М., 2000. С. 289-320.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа дисциплины «Социальная история» для направления 39. 03. 01. «Социология» iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

Программа дисциплины «Социальная история» для направления 39. 03. 01. «Социология» iconПрограмма дисциплины «Экономическая социология (часть 2-я)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...

Программа дисциплины «Социальная история» для направления 39. 03. 01. «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...

Программа дисциплины «Социальная история» для направления 39. 03. 01. «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...

Программа дисциплины «Социальная история» для направления 39. 03. 01. «Социология» iconПрограмма дисциплины История Испании Средних веков и Раннего Нового...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления

Программа дисциплины «Социальная история» для направления 39. 03. 01. «Социология» iconПримерная программа дисциплины «История»
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Программа дисциплины «Социальная история» для направления 39. 03. 01. «Социология» iconПрограмма дисциплины «История государства и права» для направления 40. 04. 01 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов по направлению подготовки...

Программа дисциплины «Социальная история» для направления 39. 03. 01. «Социология» iconПрограмма дисциплины «История и теория европейской интеграции» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...

Программа дисциплины «Социальная история» для направления 39. 03. 01. «Социология» iconРабочая учебная программа по дисциплине Социология Для направления 040100 Социальная работа
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 030300 «Психология» высшего профессионального образования...

Программа дисциплины «Социальная история» для направления 39. 03. 01. «Социология» iconРабочая программа дисциплины Исламская цивилизация и мусульманское...
«Государственное и муниципальное управление», 46. 03. 01 «История», 38. 03. 02 «Менеджмент» (образовательные программы «Менеджмент»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск