Ханты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа югры «методический центр развития социального обслуживания» Технологии социальной реабилитации


НазваниеХанты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа югры «методический центр развития социального обслуживания» Технологии социальной реабилитации
страница1/8
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯлоготип центраэмблема1

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

Технологии социальной реабилитации

Несовершеннолетних, реализуемые

в учреждениях системы социальной защиты

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Сургут

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Методический центр развития социального обслуживания»

2013
УДК 364.6.-053.2

ББК 88.52

Т 384

Под общей редакцией

А. В. Бодак, к.п.н., доцента, директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;

И. А. Медведевой, заместителя директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания».
Составители:

А. В. Сутула, к.и.н., начальник методического отдела бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;

Х. Я. Мавлютова, социолог методического отдела бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания».

Издается по решению редакционно-издательского совета

бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Методический центр развития социального обслуживания», г. Сургут.
Т 384 Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних, реализуемые в учреждениях системы социальной защиты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / авт.-сост. :
А. В. Сутула, Х. Я. Мавлютова. – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»,
2013. – 78 с.

В сборнике представлены технологии социальной реабилитации несовершеннолетних, реализуемые в учреждениях системы социальной защиты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, отражающие опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, теоретические и практические аспекты социальной реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Издание предназначено для специалистов учреждений социального обслуживания, а также специалистов других ведомств и учреждений, интересующихся вопросами социальной реабилитации несовершеннолетних.

УДК 364.6.-053.2

ББК 88.52
© Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2013

© Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………..………………………………………………..……………

4

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….

6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ..……………………………………….………………………….
8

1.1. Научно-методическая основа социальной реабилитации несовершеннолетних

8

1.2. Социальная реабилитация несовершеннолетних……………………………………

16

1.3. Принципы социальной реабилитации несовершеннолетних……………………….

19

1.4. Социальные технологии работы с несовершеннолетними…………………………

21

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕН-НОЛЕТНИХ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ……………

23


  1. I. Научно-правовое направление:

    1. Приказ о проведении социологического исследования в учреждении социального обслуживания;

    2. Инструкция по организации исследования в учреждении;

    3. Разработка форм отчетности о ходе проведения исследования
    2.1. Группы родительской взаимопомощи…………………………………………………..

23

2.2. Социальная реабилитация несовершеннолетних матерей....................................

27

2.3. Социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением, страдающих пограничными психическими расстройствами……………………………..
34

2.4. Межведомственная мобильная служба «Экстренная детская помощь»…………

38

2.5. Социальная адаптация несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы………………………………..………………..……….
41

2.6. Интенсивная семейная терапия………………...……………………………………….

45

2.7. Активная поддержка родителей………………………………………………………….

49

2.8. Социальная работа по участковому принципу………………..………………………

52

2.9. Оказание экстренной психологической помощи несовершеннолетним, находящимся в экстремальной ситуации, «Телефон доверия»………………………...
60

2.10. Социальная реабилитация несовершеннолетних, допускающих употребление наркотических и психотропных веществ…………………………………..
63

2.11. Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений.…………..

69

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………………………..

76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..

77


ПРЕДИСЛОВИЕ
Обеспечение благополучного и защищенного детства, создание благоприятной для проживания и воспитания детей среды является национальным приоритетом социальной политики Российской Федерации.

Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 годы, Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 года ставятся задачи по разработке современной и эффективной политики в области детства, в том числе по совершенствованию системы мер, направленных на предотвращение социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних, развитие различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан.

Столь пристальное внимание к проблеме обеспечения защищенного детства со стороны руководства страны обусловлено тем, что эффективность профилактической работы остается низкой, число находящихся в социально опасном положении детей – стабильным. Анализ социальной действительности показывает, что одной из основных причин сложившейся ситуации, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, является недостаточная эффективность работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении1.

Сложившаяся ситуация актуализирует процесс создания научно-методического издания, обеспечивающего тиражирование наиболее эффективных практик социальной реабилитации несовершеннолетних, реализуемых в учреждениях системы социальной защиты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Задачами данного сборника являются определение теоретических, научно-методических основ социальной реабилитации несовершеннолетних и практико-технологических аспектов организации реабилитационной деятельности в учреждениях системы социальной защиты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В данном сборнике практики реабилитации несовершеннолетних, реализуемые учреждениями, подведомственными Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, впервые получили представление в качестве технологий2 социальной реабилитации несовершеннолетних.

Технологии, включенные в сборник, являются значимым инструментом формирования перспективного детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и представляют особый интерес для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при работе с семьей и ребенком, оказавшимися в социально опасном положении, осуществляется взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, деятельность которых направлена на своевременное выявление семей, нуждающихся в помощи и поддержке, проведение реабилитационной работы с семьей с целью изменения ситуации и предотвращения изъятия ребенка из семьи на этапе, когда сотрудничество с ребенком и его родителями еще является возможным и эффективным без разрыва семейных отношений.

В качестве объекта профилактической и реабилитационной работы рассматриваются дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, прежде всего дети из семей, где родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Учреждения системы социальной защиты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проводят обширную реабилитационную работу с несовершеннолетними и их родителями, основными целями которой являются:

  • сокращение численности детей, находящихся в социально опасном положении, в том числе социальных сирот;

  • обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье;

  • предотвращение утраты родительского попечения детьми, проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры систематически внедряет в деятельность учреждений и служб автономного округа, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

Опыт реализации технологий социальной реабилитации несовершеннолетних, накопленный в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, является основой для его осмысления и технологизации (определения базовых элементов процесса работы с несовершеннолетними). Анализ данного опыта осуществляется в рамках научного подхода к процессу социальной реабилитации, представленного в первой главе издания, раскрывающей сущность понятия и специфику процесса социальной реабилитации несовершеннолетних. Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних, реализуемые в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, представлены во второй главе издания как совокупность структурных элементов:

  • цель технологии (прогнозируемый результат ее внедрения);

  • задачи технологии (операции (шаги) по достижению цели);

  • целевая группа (категория клиентов);

  • содержание технологии (направления деятельности, этапы реализации технологии, условия предоставления услуг);

  • ожидаемые результаты (результаты реализации технологии).

Специфика реализации данных технологий в учреждениях системы социальной защиты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (учреждения, реализующие технологию, результаты реализации и пр.) отражена в информационной справке.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1. Научно-методическая основа социальной реабилитации несовершеннолетних
Проблема реабилитации является комплексной, поэтому к ней обращаются представители различных социальных наук – педагогики, социологии, социальной философии, социальной психологии и антропологии и т. д., которые используют методологические подходы, свойственные определенной науке.

Импульс в изучении теории реабилитации с точки зрения процесса внесли педагоги и психологи (А. В. Гербеева, Г. М. Иващенко,
Р. В. Овчарова, Л. Г. Шульга и др.). Их исследования исходят из общетеоретических положений о субъект-субъектных отношениях в процессе организованного взаимодействия. Изучаются психологические особенности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их резервные возможности и мотивация. Эти работы дополняются выводами ученых, изучающих условия реабилитации в социальных центрах для детей-сирот в закрытых учреждениях и детских домах (М. Ю. Кондратьев,
A. M. Прихожан, Л. Б. Филонов, Н. Н. Толстых, В. А. Торхова,
Е. И. Цымбал). Социальная реабилитация освещается А. Мухоевой,
К. Н. Новиковой, А. И. Осадчей. Особенно интересны работы
Е. И. Холостовой и Н. Ф. Дементьевой, посвященные социальной реабилитации людей с нарушениями в развитии.

Также представляют интерес труды социальных педагогов, исследующих педагогическую поддержку (Е. И. Казанкова); условия включения клиентов в различные виды реабилитирующей деятельности
(Н. П. Вайзман, А. В. Гордеева, В. В. Морозов, Л. Г. Шульга); возможности среды как условия реабилитации (Г. М. Иващенко, Л. Я. Олиференко,
В. А. Иванников); условия, при которых личность реабилитанта способна проявить свои субъектные качества (М. Ю. Кондратьев, A. M. Прихожан,
Н. Н. Толстых, Л. Б. Филонов).

Понятие «социальная реабилитация» неразрывно связано с такими понятиями, как социализация, ресоциализация, адаптация и дезадаптация.

Общетеоретические проблемы социальной реабилитации и социализации анализировались в трудах отечественных ученых, из которых следует выделить работы А. М. Панова, Е. И. Холостовой,
Н. Ф. Дементьевой, Л. С. Алексеевой, Г. И. Камаевой, Ю. А. Блинкова,
С. А. Игнатьевой, Н. К. Горшуновой, Э. А. Манукян, С. А. Беличевой и др.

Автором термина «социализация» является американский социолог
Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному – развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человека к социальной жизни.

Социализация – процесс социокультурного становления личности, усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе, к которому он принадлежит3.

Существуют два подхода к пониманию роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход называется субъект-объектным (общество – субъект воздействия, а человек – его объект).
У истоков этого подхода стоят французский ученый Э. Дюркгейм и американский исследователь Т. Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход определяется как субъект-объектный. Основоположниками этого подхода являются Ч. Кули и Дж. Г. Мид.

Н. Смелзер понимает социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их ролям. По его мнению, успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Смелзер отмечает, что социализация дает возможность взаимодействовать и обеспечивать сохранение общества в ходе смены поколений. На социализацию значительное воздействие оказывают биологические и культурные факторы4.

Близким понятием к социальной реабилитации является повторная социализация.

Повторная социализация – подготовка индивида к вступлению в культуру и социальное окружение, которые стали для него непривычными из-за кризиса, травм, изменения жизненных обстоятельств.

Например, в такую ситуацию попадает подросток, вернувшийся после пребывания в специальной школе. В условиях специализированного реабилитационного учреждения дети также осваивают новое социальное окружение, новую систему отношений с людьми, новые социальные нормы. К понятию «социализация» примыкает понятие «ресоциализация».

Ресоциализация – организованный социально-педагогический процесс по восстановлению социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков дезадаптированных детей и подростков; переключение их социальных установок и референтных ориентаций на новые, позитивно ориентированные отношения и виды деятельности в педагогически выстроенной среде.

Рис. 1. Процесс социальной реабилитации

Социализация указывает на процесс адаптации человека к обществу, а нарушения в этом процессе порождают потребность в реабилитации. В этом значении данное понятие близко к ресоциализации. Отличие понятий заключается в том, что реабилитация делает акцент на восстановлении способностей человека самому преодолевать неблагоприятные обстоятельства, а ресоциализация – на весь спектр факторов, в том числе, например, на материальные факторы.

С негативными проявлениями в детско-юношеской среде, требующими социального контроля и социальной реабилитации, ассоциируется девиантность. В зарубежной науке социология девиантного (отклоняющегося) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического статуса: на сегодняшний день она находится на пути становления и развития. Тем не менее, ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение». Одни исследователи считают, что речь идет о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие включают в это понятие только нарушения правовых норм, третьи – различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т. п.).

Девиантным называют поведение, которое не соответствует общепринятым нормам и ролям. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды). Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя.

В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту социальную группу подростков: «трудновоспитуемые», «кризисные», «педагогически запущенные», «дезадаптивные», «асоциальные» и др. При этом считается, что поведение подростков отличается рядом особенностей:

  • недостаточностью жизненного опыта;

  • низким уровнем самокритики;

  • отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств;

  • повышенной эмоциональной возбудимостью;

  • импульсивностью;

  • двигательной и вербальной активностью;

  • внушаемостью;

  • подражательностью;

  • обостренностью чувства независимости;

  • стремлением к престижу в референтной группе;

  • негативизмом;

  • неуравновешенностью возбуждения и торможения.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность.

Таким образом, девиантное поведение – поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил; поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам5.

Девиация включает в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно-обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от школьных занятий или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественное поведение и иные действия сексуального характера; попытки суицида.

Делинквентное (от лат. delinguens – «совершающий проступок» и провинность, или более точно, психологическая тенденция к правонарушению) – преступное, криминальное поведение, гораздо более опасное для общества, чем девиантное.

Не случайно делинквентное поведение вызывает со стороны государства активные действия по его пресечению и наказанию преступника. В то же время микросредовые ценности (даже когда сама по себе среда не противоправна, ориентированна) могут реабилитировать правонарушителя в собственных глазах, и порой, вместо раскаяния, он чувствует себя несправедливо обиженным. Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижении ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.

Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и деликвентного поведения.

Наиболее серьезные виды отклоняющегося поведения рассматривают как социальную патологию. К ним относятся преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция, суицид и некоторые другие проявления отклоняющегося поведения.

Социальная девиация является поставщиком клиентов для социальной реабилитации. Социальная реабилитация охватывает определенный класс явлений, связанных с восстановлением нарушенных или временно утраченных способностей человека и достижением им необходимого для самореализации социального статуса.

«Социальная реабилитация» более узкое по значению, чем понятие «социализация» и акцентирует внимание на выход человека в режим самообеспечения и самостоятельной организации своей жизни. В отличие от социализации, социальная реабилитация имеет определенный временной интервал, когда происходит восстановление способностей человека или исчерпывается его реабилитационный восстановительный потенциал.

Понятие «реабилитация» возникло в медицине. Оно было введено для характеристики одного из третичных видов профилактики (по определению Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения). Первый вид профилактики подразумевает профилактику, предупреждение аномальных социальных явлений, связанных со здоровьем, второй – их лечение, а третий – предотвращение осложнений и негативных последствий болезни, готовность к встрече с неизвестным, восстановление нарушенного здоровья. Постлечебная программа называлась реабилитационной. Влияние этого подхода иногда подчеркивается в термине «медико-социальная реабилитация» (Н. Ф. Дементьева,
Э. В. Устинова).

Выделяется объект реабилитации – больной (в отличие от исследований в области социальной работы, где реабилитанты представлены как объекты, а реабилитационные институты и учреждения – как субъекты взаимодействия (M. B. Фирсов, С. И. Григорьев, Е. И. Холостова).
В педагогических работах реабилитация рассматривается как субъект-субъектный процесс, при котором средствами оказания помощи являются медицинские, а целью реабилитации – социальное функционирование. Сам же процесс реабилитации определялся как восстановление. Для того чтобы подчеркнуть целевую установку медицинской реабилитации, ее трансформировали в двуединую комплексную программу, содержащую два достаточно самостоятельных раздела: медицинский и социальный. Постепенно социальный раздел начинает занимать все большее место, а содержание приобретает комплексный характер.

Комплексная реабилитация – системное понятие, которое включает взаимосвязанные элементы концептуального плана и частные технологии социальной работы при решении конкретных вопросов; единство медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации, соединяющей роли и функции родителей, социального окружения.

Применительно к деятельности учреждения социального обслуживания (реабилитационного центра) это означает интеграцию (а не противопоставление) медицинских, психологических и педагогических знаний для восстановления социально значимых способностей человека. Важной проблемой в этой ситуации является структура реабилитации. От ее понимания и правильного определения зависят направления деятельности реабилитационных центров.

Выделяются виды реабилитации:

  • медицинская;

  • психологическая;

  • педагогическая;

  • социально-экономическая;

  • профессиональная;

  • трудовая терапия;

  • бытовая;

  • спортивная6.

Эти и другие формы реабилитации имеют социальную направленность.

Одним из наиболее общих понятий является социальная реабилитация.

Социальная реабилитациякомплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.)7. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающихся. В зависимости от этого определяются и направления реабилитационной деятельности:

  • социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  • социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями;

  • социальная реабилитация пожилых людей;

  • социальная реабилитация военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах;

  • реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.


1.2. Социальная реабилитация несовершеннолетних
Особым объектом социальной реабилитации являются несовершеннолетние. В связи с тем, что социальный статус человека в период детства низок, несовершеннолетний не способен самостоятельно решать ряд проблем и в силу этого особо уязвим.

Специфика реабилитации несовершеннолетних определяется:

  1. незавершенностью процесса личностного развития (ребенок – человек в состоянии развития);

  2. интенсивностью эмоциональных переживаний собственных проблем;

  3. малыми возможностями собственного участия в социальной реабилитации;

  4. сложным материальным положением современной семьи и другими факторами.

Социальная реабилитация сталкивается с двумя типами объектов: один из них имеет трудности в социальной адаптации вследствие объективно сложившихся обстоятельств (рождение в неблагополучной семье, генетические сбои и т. д.), другой тип представлен группой детей, у которых процесс социализации был прерван (бродяжничество, сиротство, миграция и т. д.).

Исходя из этого, социальную реабилитацию детей и подростков можно определить как содействие в формировании или восстановлении субъектных способностей человека в преодолении им личной пограничной ситуации и достижении им независимого образа жизни.

Предметное поле социальной реабилитации несовершеннолетних включает четыре группы явлений:

  • социальные качества (состояния) несовершеннолетнего – социальная интегрированность, социальная адаптивность, конкурентоспособность в жизни, толерантность, мотивация изменений, психоэмоциональное состояние;

  • социальные умения несовершеннолетнего – умение бытового самообслуживания, трудовые (учебные) умения, коммуникативная компетентность, самоконтроль, нормативное поведение;

  • социальные отношения несовершеннолетнего – отношения в семье, отношения с учителями и воспитателями, отношения со сверстниками, отношение к себе (самооценка);

  • социальная среда несовершеннолетнего – общее состояние социальной среды, состояние семейной среды, состояние школьной среды.

Социальная реабилитация несовершеннолетних является сложным явлением, включающим различные виды реабилитации.

В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются несовершеннолетние, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

  1. Социально-медицинская реабилитация – предназначена для оказания ребенку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т. п.).

  2. Социально-психологическая реабилитация – направлена на внутренний мир ребенка и предполагает определенную коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (технологии психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т. п.).

  3. Социально-педагогическая реабилитация – способствует повышению образовательного и интеллектуального уровня ребенка, формированию системы ценностных ориентаций и представлений, адекватных окружающим его условиям (технологии образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

  4. Социально-правовая реабилитация – включает в себя определенные процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности несовершеннолетнего в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребенка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

  5. Социально-средовая реабилитация – направлена на восстановление у несовершеннолетнего чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство ребенка с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность).

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов в их совокупности и единстве.

1.3. Принципы социальной реабилитации несовершеннолетних
Социальная реабилитация несовершеннолетних строится на базовых принципах:

Добровольность участия в программе реабилитации. Необходимо согласие несовершеннолетнего на участие в программе реабилитации, которое фиксируется письменно и подписывается им и его законными представителями.

Конфиденциальность. Участие несовершеннолетнего в реабилитации не разглашается, передача информации третьим лицам возможна только с согласия самих несовершеннолетних и их законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Опора на позитивные, личностно значимые социальные ценности.
В ходе реабилитации у несовершеннолетнего поддерживаются позитивные установки к процессу реабилитации, к дальнейшей жизни, ориентированные на конструктивные формы поведения, на успешное достижение жизненных целей.

Доверительность и партнерство. Эффективная реабилитация несовершеннолетнего осуществима в случае построения системы партнерства между ним и персоналом, основанной на максимальном взаимодействии, сотрудничестве, откровенном диалоге. Такая реабилитационная атмосфера помогает поддерживать уверенность реабилитанта в возможности решения сложных личных проблем, достижения достойного места в обществе.

Непрерывность. Непрерывность реабилитации предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий.

Последовательность реабилитационных мероприятий. Процесс реабилитации несовершеннолетнего строится поэтапно с учетом объективной оценки реального состояния конкретного реабилитанта в динамике.

Преемственность этапов реабилитации. Учет конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего.

Комплексность реабилитационных мероприятий. Применяемые педагогические, психологические, медицинские, социальные и иные реабилитационные мероприятия составляют неразрывное единое целое в плане их взаимодействия и направленности на обеспечение эффективности программы реабилитации. Приоритетность тех или иных методов определяется индивидуальной нуждаемостью, особенностями структуры личности, а также задачами каждого конкретного этапа реабилитации.

Личная ответственность реабилитанта за успешную реализацию индивидуальной программы реабилитации. Успешность и результативность процесса реабилитации во многом зависит от личных усилий и активности самого реабилитанта. С самого начала его включения в программу реабилитации необходимо стремиться к тому, чтобы он играл максимально активную и ответственную роль в достижении личностного роста и развития. Таким образом, обеспечивается отказ от патернализма – излишней опеки, принятия на себя ответственности за успешность реабилитации со стороны персонала.

Соблюдение данных принципов реабилитации позволяет начать социально-реабилитационный процесс, включить несовершеннолетнего в индивидуальную программу реабилитации, обеспечить его активность в ходе ее реализации и рассчитывать на итоговый положительный результат.

1.4. Социальные технологии работы с несовершеннолетними
Повышение результативности и эффективности реабилитационной деятельности обеспечивается посредством ее технологизации, т. е. использования специальных социальных технологий.

Социальные технологии система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации8.

Социальные технологии традиционно подразделяются на две группы:

  • технологии социального анализа и социального исследования, которые позволяют глубоко и подробно изучить и проанализировать конкретную социальную ситуацию;

  • технологии социального воздействия, которые предполагают организацию и осуществление деятельности по непосредственному решению конкретной проблемы. К ним можно отнести универсальные социальные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация, социальная реабилитация и т. п.).

Технологии социального воздействия подразделяются на частные социальные технологии, предназначенные для решения проблем конкретных социальных субъектов (детей, инвалидов, пожилых граждан, малоимущих и др.).

Социальные технологии по работе с несовершеннолетними детьми направлены на решение следующих основных задач:

  • задачи по спасению детей – ликвидация реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребенка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребенком, эвакуация из района бедствия и т. п.);

  • задачи по социальному функционированию детей – создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т. п.);

  • задачи по социальному развитию детей – создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребенка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в существующих условиях жизнедеятельности).

Технологии реабилитации несовершеннолетних отличаются вариативностью целей и задач работы, содержания и направлений деятельности, системы критериев и оценок, форм и методов работы в зависимости от категории детей, специфики их проблем.

В практике социальной реабилитации несовершеннолетних применяются следующие технологии:

  • психолого-педагогическая коррекция;

  • профилактика правонарушений;

  • обучение навыкам самообслуживания;

  • стабилизация семейных отношений;

  • социально-правовое сопровождение;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • активная поддержка родителей;

  • интенсивная семейная терапия;

  • профориентация и трудовая реабилитация;

  • профилактика социального сиротства;

  • профилактика употребления психоактивных веществ;

  • оздоровление и отдых детей и пр.

Технологии реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, направлены на создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребенка, социальную адаптацию к существующим условиям жизнедеятельности, гармонизацию его отношений с социальным окружением, оказание экстренной психологической помощи.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Ханты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа югры «методический центр развития социального обслуживания» Технологии социальной реабилитации iconХанты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского...
А. В. Бодак, к п н., доцента, директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития...

Ханты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа югры «методический центр развития социального обслуживания» Технологии социальной реабилитации iconДепартамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» с 01. 01. 2008 года изменен вид и название Учреждения на Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского...

Ханты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа югры «методический центр развития социального обслуживания» Технологии социальной реабилитации iconО государственной программе ханты-мансийского автономного округа...
Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 12 июля 2013 года n 247-п «О...

Ханты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа югры «методический центр развития социального обслуживания» Технологии социальной реабилитации iconПравительство ханты-мансийского автономного округа югры постановление
Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года №419-п «О государственной программе Ханты-Мансийского...

Ханты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа югры «методический центр развития социального обслуживания» Технологии социальной реабилитации iconПравительство ханты-мансийского автономного округа югры постановление
Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года №408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского...

Ханты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа югры «методический центр развития социального обслуживания» Технологии социальной реабилитации iconО государственной программе ханты-мансийского автономного округа югры
Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 12 июля 2013 года n 247-п "О...

Ханты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа югры «методический центр развития социального обслуживания» Технологии социальной реабилитации iconПравительство ханты-мансийского автономного округа югры постановление
Российской Федерации", Закона Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 27 июня 2014 года n 51-оз "О регулировании отдельных вопросов...

Ханты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа югры «методический центр развития социального обслуживания» Технологии социальной реабилитации iconПравительство ханты-мансийского автономного округа югры постановление
Ханты-Мансийского автономного округа Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 24 июня 2013...

Ханты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа югры «методический центр развития социального обслуживания» Технологии социальной реабилитации iconДепартамент социального развития ханты-мансийского автономного округа – югры
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социального обслуживания населения «На Калинке», г. Сургут (далее по тексту –...

Ханты-мансийского автономного округа югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа югры «методический центр развития социального обслуживания» Технологии социальной реабилитации iconПравительство ханты-мансийского автономного округа югры постановление
Югры "Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2014 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск