Аннотации к рабочим программам VIII вида дисциплин в составе образовательной программы
В организации учебного процесса школа руководствуется Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, допущеных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебные программы определяют содержание образования по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Программы специальной коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями, уровень речевого развития. Они направлены на всестороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для социальной адаптации. Рабочая программа – нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с примерными программами, в условиях конкретного образовательного учреждения
Предмет
| Класс
| Аннотация к рабочей программе
| Русский язык
| 1-4 классы
| Рабочие программы по русскому языку в начальных классах составлены на основе программы В.В. Воронковой (М. «Просвещение», 2013) .Главным принципом, организующим все рабочие программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Русский язык в младших классах включает следующие разделы и соответствующие программы: обучение грамоте (1 класс), чтение (2—4 классы), письмо (2—4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1—4 классы). Послебукварный период приходится на второй год обучения (2 класс).
В программах прописана значимость дифференцированного подхода к обучению обучающихся с интеллектуальными нарушениями различной степени выраженности. Программы по грамматике, правописанию и развитию речи включают следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». На каждом году обучения по всем разделам программ определяется уровень требований, учитывающий интеллектуальные и возрастные возможности обучающихся. Для реализации программы используется учебники: В.В. Воронкова, Букварь – 1 класс; : В.В. Воронкова, Русский язык - 2 кл.; А.К. Аксенова, Русский язык - 3 кл.; А.К. Аксенова, Русский язык 4 кл.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно – тематическое планирование, содержание программы, основные требования к ЗУН, учебно - методический комплекс, литература, календарно – тематическое планирование, приложения.
Учебно - методическое обеспечение рабочих программ описано в разделе 3.6. Характеристика УМК АОП.
| Чтение
| 1-4 классы
| Рабочие программы по чтению составлены на основе программы В.В. Воронковой. (М. «Просвещение», 2013) Основная цель прохождения данной дисциплины: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. В рабочих программах на каждый год обучения представлена примерная тематика литературных произведений, определен уровень требований к технике чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся постепенно овладевают правильным, полным, последовательным пересказом литературных произведений.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно – тематическое планирование, содержание программы, основные требования к ЗУН, учебно - методический комплекс, литература, календарно – тематическое планирование, приложения.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока. Для реализации программы используются учебники: В.В. Воронкова, Букварь – 1 класс ; В.В. Воронкова , Чтение 2, 3, 4 классы
Учебно - методическое обеспечение рабочих программ описано в разделе 3.6. Характеристика УМК АОП.
| Окружающий мир
| 1-4 классы
| Рабочие программы по окружающему миру составлены на основе программы В.В. Воронковой. (М. «Просвещение», 2013) Рабочие программы имеют интегративный характер. В программе отражены методы и приемы направленные на формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире. В программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения; конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного воспитания детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также трудовыми навыками; в связи с фрагментарностью усвоения обучающимися учебного материала предложена более совершенная система межпредметных связей. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно – тематическое планирование, содержание программы, основные требования к ЗУН, учебно - методический комплекс, литература, календарно – тематическое планирование, приложения.
Для реализации программы используются учебники: С.В.Кудрина, Окружающий мир,1-4 классы.: Е.Д. Худенко « Знакомство с окружающим миром», 1-4 классы.
Учебно - методическое обеспечение рабочих программ описано в разделе 3.6. Характеристика УМК АОП.
| Математика
| 1-4 классы
| Рабочие программы по математике в начальных классах составлены на основе программы В.В. Эк. (М. «Просвещение», 2013) Программы учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушениями интеллектуального развития и направлены на разностороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию и коррекции познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанию трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированию умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Программы по математике носят практическую направленность и тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью, готовят обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учат использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. К концу четвертого класса обучающиеся должны уметь:
- Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
- Определять время по часам;
- Решать, составлять простые арифметические задачи в два действия;
- Чертить прямоугольник, квадрат с помощью чертежного угольника;
- Уметь пользоваться таблицами умножения на печатной основе для нахождения, как произведения, так и частного.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно –тематическое планирование, содержание программы, основные требования к ЗУН, учебно - методический комплекс, литература, календарно – тематическое планирование, приложения.
В рабочих программах прописаны те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем для обучающихся, которые в силу особых психофизических нарушений усваивают программный материал не в полном объеме. Для реализации программы используется учебники: Т.В. Алышева, Математика - 1 кл. в 2-х ч.; Т.В Алышева., Математика 2 кл. в 2-х ч.; В. В. Эк Математика - 3 кл.; М.Н. Перова Математика - 4 кл.
Учебно - методическое обеспечение рабочих программ описано в разделе 3.6. Характеристика УМК АОП
| Трудовое обучение
| 1-4 классы
| Рабочая программа по трудовому обучению составлена на основе программы Гаврилушкина О.П. Соколова Н.Д. (М. «Просвещение», 2013.
Основное содержание обучения логически выстроено с группировкой содержания учебного материала по разделам и темам с указанием конкретного количества часов, выделяемых на изучение данной темы и кратким описанием вопросов.
В программе прописаны и соответствуют содержанию обучения обязательный минимум диагностического инструментария, творческих и др. работ, требования к уровню подготовки обучающихся и список литературы.
Программа соответствует учебному плану ОУ и уровню обучения в данном классе.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, календарно – тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, требования к уровню подготовки учащихся, характеристику контрольно-измерительных материалов, приложения.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду были отобраны наиболее доступные для выполнения работы.
Рабочие программы по трудовому обучению носят практическую направленность и тесно связаны с другими учебными предметами: чтением и развитием речи, рисованием, математикой.
Предусмотрены следующие виды труда:
-работа с природным материалом;
- работа с пластилином;
- работа с бумагой и картоном;
-работа с металлоконструктором и проволокой;
- работа с текстильными материалами.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом особенностей учащихся класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.
Для реализации программы используются учебники: Кузнецова Л.А., Ручной труд, 1-4 классы.
Учебно - методическое обеспечение рабочих программ описано в разделе 3.6. Характеристика УМК АОП
| Изобразительное искусство
| 1-4 классы
| Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный и 1 – 4 классы» под редакцией В.В. Воронковой , М.: «Просвещение», 2013.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, календарно – тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, требования к уровню подготовки учащихся, характеристику контрольно-измерительных материалов, приложения.
В программе представлено единство учебных, коррекционно-развивающих и творческих задач. Правильное их взаимодействие дает возможность эффективно влиять на формирование изобразительной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.
В учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 1-4 классах отводится 1 час в неделю. Всего – 35 часов в год в каждом классе.
Учебный материал, предлагаемый детям на занятиях, подбирается и компонуется таким образом, чтобы одновременно прослеживалась его связь с предыдущими темами и подводилась основа для усвоения нового материала. При разработке содержания программного м атериала учитывались особенности времени года для того, чтобы у детей усилить наглядные образы природных объектов.
Рабочей программой предусмотрены следующие виды работ:
1. Беседы об изобразительном искусстве.
2.Рисование – экспериментирование.
3.Рисование с натуры.
4.Декоративное рисование.
5. Тематическое рисование:
- сюжетное рисование;
- рисование по представлению;
- рисование по замыслу.
Важным условием успешного обучения изобразительному искусству в школе VIII вида является индивидуальный подход к детям в процессе обучения. Выбор содержания, психолого-педагогических приемов и средств обучения, отражает психофизические особенности учащихся. Задания для детей представлены разных уровней сложности. Также для овладения техническими приемами изображений разработаны схемы рисования, четкие и подробные инструкционные карты с последовательным объяснением плана работы, шаблоны, трафареты для более слабых учеников.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом особенностей учащихся класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.
Учебно - методическое обеспечение рабочих программ описано в разделе 3.6. Характеристика УМК АОП
| Музыка и пение
| 1-4 классы
| Рабочая программа создана на основе авторской программы И.В. Евтушенко.
Целью музыкального и музыкально-ритмического воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, коррекция недостатков психического и физического развития.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальном инструменте.
Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала, различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений, для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В учебном плане на изучение курса «Музыка и пение» в 1-4 классах отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа в год в каждом классе.
Музыкально-эстетическая деятельность обучающихся предполагает развитие у детей умения слушать музыку, слухоречевого координирования, точности интонирования, умения чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умения различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, развитие исполнительских навыков в пении и игре на детских музыкальных инструментах и на свирели, способствуют общему развитию школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, календарно – тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, требования к уровню подготовки учащихся, характеристику контрольно-измерительных материалов, приложения.
Учебно - методическое обеспечение рабочих программ описано в разделе 3.6. Характеристика УМК АОП
| Основы религиозных культур и светской этики.
| 4 класс
| Рабочая программа по «ОРКСЭ» модуль в 4 классе разработана на основе авторской программы
На родительском собрании родителями было принято решение о выборе учебного модуля - «Основы светской этики». Данный выбор зафиксирован протоколом и заявлениями родителей.
В рамках курса ОРКСЭ и конкретно модуля «Основы светской этики» учащиеся получат знания об основах российской светской этики, познакомятся с «золотым правилом нравственности», вместе с педагогом будут размышлять над тем, что такое дружба, милосердие, сострадание и в чем они проявляются.
Изучение данного модуля направлено на достижение следующих целей:
Формирование у детей мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Для реализации программы используются учебники: учебник «Основы культуры народов России Светской этики», автор: А.Я. Данилюк « Основы религиозных культур и светской этики» .
Учебно - методическое обеспечение рабочих программ описано в разделе 3.6. Характеристика УМК АОП
| Физическая культура
| 1-4 классы
| Рабочая программа по физической культуре разработана на основе программы В.М. Белова, В.С. Кувшинова, В.М. Мозгового « Физическое воспитание». Разнородность состава обучающихся начальных классов по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания: - коррекция и компенсация нарушений физического развития; - развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; - развитие у обучающихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре.
Содержание программного материала состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений. В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика,лыжная подготовка, подвижные игры, для 4 класса – пионербол.
Занятия проводятся в оборудованном спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, календарно – тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, требования к уровню подготовки учащихся, характеристику контрольно-измерительных материалов, приложения.
Учебно - методическое обеспечение рабочих программ описано в разделе 3.6. Характеристика УМК АОП.
| |