Е. П. БЛАВАТСКАЯ «Нет религии выше Истины!»
СЕРИЯ «Белый Лотос» СБОРНИК СТАТЕЙ В Поисках Оккультизма
Москва Издательство «Сфера» Российского Теософского Общества 1996 Содержание
От редакции. «Взыскуя Правды» (Д.Н.Попов)
Легенда ночного цветка
Важное замечание
О спиритуализме
Филадельфийское «Фиаско» или кто есть кто?
Кто фальсифицирует?
Оккультизм, или Магия
В поисках Оккультизма
Наука Магии
Магическое вызывание духа Аполлония Тианского
Медиумы, берегитесь!
Гексли и Слейд: кто больше виноват в «обмане»?
Фокус или магия?
Факиры
Буддизм в Америке
«И начал умывать ноги ученикам»
«Элементарии»
Взгляды каббалистов на «духов»
«Дух» и «душа»
«Что есть человек?»
Метафизика и метафизики
Тодды
Ахунд из Свата
Персидский зороастризм и русский вандализм
«Свет Азии»
Древность Beд
Крест и Огонь
Рождество прежде и теперь
Популярная идея о бессмертии души
Магнетическая цепь
Великий Свет под спудом
Арья Самадж
Ошибочные мнения относительно доктрин теософов
Магия
Теософы и их оппоненты
Отголоски Индии
Что такое Теософия?
Кто такие теософы?
Направление развития западного спиритуализма
Война на Олимпе
Приложение
Приложение 1 «Спиритуализм»
Приложение 2 Братья Эдди
Приложение 3 Дело Холмсов
Приложение 4 «Хираф» и «Розенкрейцерство»
Приложение 5 Чарльз Содеран
Приложение 6 Элементарии
Приложение 7 Доктрина перевоплощения
Приложение 8 Арья Самадж
Приложение 9 Джексон Дэвис
Приложение 10 Элифас Леви Захед
Словарь иностранных слов и выражений
Взыскуя Правды...
«Меж болот мирской неправды, среди дебрей ложного знания, минуя скалы человеческой глупости, обретешь равнину исканий... А посреди — озеро живой воды...»
Когда мы обращаемся мысленно к яркому и загадочному образу Елены Петровны Блаватской и ее богатейшему литературному наследию, — мы явственно ощущаем прикосновение к чему-то титанически огромному, необъятному и значительному.
Если попытаться определить этот удивительный образ одним емким словом, которыми столь богат наш язык, то думается, что это будет Странник... — неутомимый искатель, скитающийся по белому свету в неутолимой жажде живой воды Высшей Правды и Высшей Мудрости. Мирская неправда, ложное знание, суеверие и несправедливость человеческие, вставая препятствиями на этом бездорожном пути, лишь обостряют стремление путника — найти, обрести... и разделить с ближними...
Одна из притч Круга странников «Светлого Града», со слов которой мы и начали это краткое введение, содержит по этому поводу такое наставление:
«Меж людьми ты хочешь стать странником, чтобы будить в них тоску по совершенству. Скажи, хочешь ли ты уважать все искания? Хочешь ли сам искать свет совершенства? Ты ответил — хочу? ... Вот тебе посох с крыльями. Иди. Цветок луга странников — подорожник...»
Именно этот круг идей определил всю жизнь, творчество и деятельность Е.П.Блаватской с самого раннего детства до последних дней жизни. Весь ее неисповедимый для нас сегодня жизненный путь — одно большое странствие по самым разным уголкам мира и духовной культуры человечества, одно широчайшее — вне всяких догматических границ — искание единой духовной истины. Эти же мысли и стремления стали основой созданного ею Теософского Общества и всех ее литературных и философских трудов.
Наиболее широкой известностью пользуются ныне ее фундаментальные работы: «Разоблаченная Изида», «Тайная Доктрина», «Теософский словарь», «Ключ к теософии», историко-литературные очерки Индии: «Из пещер и дебрей Индостана», «Загадочные племена на Голубых горах», «Дурбар в Лахоре» и, конечно же, поэтически проникновенные эзотерические тексты тибетского буддизма: «Голос Безмолвия», «Семь Врат» и «Два Пути», впервые переведенные и прокомментированные ею. Менее популярны до сей поры ее многочисленные статьи и письма.
Однако, по мнению такого выдающегося авторитета в эзотерической философии, как Е.И.Рерих, именно статьи Е.П.Блаватской открывают нам в доступном и вместе с тем глубоком изложении, как основы, так и самые различные аспекты исповедуемого ею Учения, а кроме того, дают возможность увидеть и оценить всю глубину многогранной личности этой поистине великой женщины.
Действительно, публицистическое наследие Блаватской весьма велико и необычайно разнообразно. С 1874-го года, с которого началась ее общественная и литературная деятельность, она неутомимо писала статьи, очерки, рассказы, письма и заметки во множество периодических изданий (в основном спиритуалистического и парапсихологического толка).
Тематика ее выступлений в печати весьма широка, но, тем не менее, в ней явственно выделяется одна ведущая нить, которой и последовали составители настоящего сборника и всего многотомного собрания теософской публицистики Блаватской, началом которого он является.
С жаром, присущим ее эмоциональной натуре, включается она в обсуждение проблем реальности медиумических феноменов и их теоретического истолкования.
Памятная ночь! Той ночью в сиянии луны, садившейся в Рамсгейт 12 августа 1851*, я встретила М, Учителя своих снов!!
[* ...31 июля, по русскому календарю, мой день рождения. — Двадцать лет!]
...Все величие Природы — торжественное безмолвие ночи, аромат цветов, бледные лучи луны, пробирающиеся сквозь зелень дерев, звезды — цветы огня, рассыпанные по небосклону, светлячки — цветы огня, разбросанные по траве, — все это создано для того, чтобы сделать АДЕПТА достойным ПРИРОДЫ в тот миг, когда она впервые шепчет Человеку: «Я твоя», — слова, рождающиеся из божественного аромата души, возносящегося к небесам вместе с благоуханием цветов, — в тот единственный миг его жизни, когда он царь, когда он Бог — мгновение, искупаемое ценою жестоких мучений целой жизни.
«Тот миг — награда за все наши страдания». 1
Легенда ночного цветка2
Предание Степей
В самом начале сотворения Мира, задолго до грехопадения Евы, на берегу маленькой речушки раскинул широкие листы молодой зеленый куст. Солнце, в ту пору совсем еще молодое, изможденное первоначальными попытками, медленно клонилось к закату и, укутываясь покровами тумана, обволакивало землю густою и мрачною тенью. В это время на веточке куста расцвела скромная фиалка. Не было в ней ни свежей красоты розы, ни царственной гордости прекрасной лилии. Застенчивая и робкая, раскрыла она свои лепестки и с волнением окинула взором мир великого Будды. Вокруг все было холодно и мрачно! Соседи мирно спали, склонившись на гибких стеблях; сестры ее, дочери того же куста, отвращали прочь свои взгляды; мотыльки, крылатые любовники цветов, лишь мгновение покоились на ее груди, но тут же улетали к цветам красивее ее. Огромный жук, бесцеремонно взбиравшийся на нее в поисках ночлега, едва не рассек ее пополам. И несчастная фиалка, напуганная отчуждением и одиночеством посреди столь равнодушной компании, бездыханно поникла, уронив горькую слезинку-росинку. Но вот на мрачном небосклоне зажглась крошечная звездочка. Ее сияющие лучи, нежные и стремительные, пронзили волны мрака. Осиротевшая фиалка вдруг почувствовала в себе жизнь и свежесть, словно омылась благодатной росою. Воскреснув, она взглянула вверх и увидала приветливую звездочку. Она принимала ее лучи прямо в сердце и трепетала от любви и благодарности. Они возродили ее к новой жизни.
Заря своею розовой улыбкой понемногу рассеивала тьму, и вскоре звезда погрузилась в океан света, изливаемого полуденным светилом. Тысячи цветов приветствовали своего возлюбленного, жадно купаясь в его золотистых лучах. Он излил их и на крошечную фиалку; величественное солнце удостоило и ее осыпать своими пламенными поцелуями. Но не в силах забыть о вечерней звезде и ее серебряном мерцании, фиалка не откликнулась на ласки надменного солнца. Она все еще видела ласковый и нежный свет звезды, она все еще чувствовала в сердце живительную каплю росы и, отвернувшись от ослепляющих лучей солнца, она сложила лепестки и заснула, уютно устроившись в густой листве отчего куста. С тех пор для скромной фиалки ночь обернулась днем, а день — ночью. Как только взойдет солнце и озарит золотыми лучами небеса и землю, она скрывается; но едва лишь солнце садится, и восходит, пронизывая темный горизонт, звезда, фиалка радостно приветствует ее, и играет ее серебряными лучами, и вдыхает в себя ее мягкий свет.
Таково и сердце женщины. Первое доброе слово, первая нежная ласка глубоко западают в ее израненное сердце. До глубины души тронутая дружеским участием, она отныне равнодушна к пламенной любви всей вселенной. Первая звезда может ничем не отличаться от других, она может затеряться среди тысяч звезд, подобных ей — и все же сердце женщины знает, где ее найти, вблизи или вдали, и с любовью и радостью последует за нею, рассыпая благословления на ее скромном пути. Она может приветствовать надменное солнце и восхищаться его великолепием, но любовь ее, преданная и благодарная, всегда будет принадлежать одной-единственной звезде.
Важное замечание
Да. Я с сожалением вынуждена признать, что во время этого позорного разоблачения медиумов Холмсов мне пришлось отождествить себя со спиритуалистами. Я должна была спасать ситуацию, так как меня специально послали из Парижа в Америку, чтобы доказать истинность и реальность феноменов и ошибочность спиритуалистических теорий о «духах». Но как я могла сделать это наилучшим образом? Я не хотела, чтобы весь мир узнал, что я могу производить подобные феномены по желанию. Мне было Велено этого не делать; и в то же время я должна была поддержать веру в реальность, истинность и возможность этих феноменов в сердцах бывших материалистов, превратившихся в спиритуалистов, а теперь, за разоблачением нескольких медиумов, отступивших и вновь впавших в скептицизм. Вот почему, вместе с несколькими преданными друзьями, я отправилась в дом Холмсов и, при помощи М и его силы, воспроизвела лицо Джона Кинга и Кети Кинг в астральном свете, материализовала их и... позволила всем спиритуалистам поверить, что это сделала миссис Холмс. Она страшно испугалась, ибо знала, что на сей раз привидение было настоящим. Поступила ли я неправильно? Мир еще не готов воспринять философию оккультных наук – так пусть он для начала убедится, что в незримом мире есть другие существа – будь то «духи» умерших или элементалы, и что в человеке присутствуют скрытые силы, способные сделать из него бога еще на земле.
Когда меня не станет, люди, возможно, оценят мои бескорыстные побуждения. Я поклялась, что пока жива, буду помогать людям в обретении Истины – и сдержу свое слово. Пусть меня оскорбляют и поносят. Пусть одни называют меня медиумом и спиритуалисткой, а другие – обманщицей. Настанет день, когда потомки узнают и поймут меня.
О, бедный, глупый, доверчивый, злой мир!
М дает указание основать Общество3 – тайное общество, подобное ложе розенкрейцеров. Он обещает помочь.
|