Российской федерации


НазваниеРоссийской федерации
страница1/28
ТипКонтрольные вопросы
filling-form.ru > Туризм > Контрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. ПОЛЗУНОВА

О.В. ГОЛОВАНЬ
СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Учебник для вузов

Рекомендовано Советом по социологии, социальной антропологии и организации работы с молодежью УМО по классическому

университетскому образованию при Министерстве

образования и науки РФ

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


Изд-во АлтГТУ

Барнаул  2005

ББК 66.01

Г 61
Федеральная учебно-научно-издательская программа

«Основы качества национального социального образования

для России XXI века»
Рецензенты:

С.И. Григорьев, доктор социологических наук, профессор,

чл.-корр. РАО;

Г.В. Оболянский, кандидат исторических наук, профессор;

Ю.Е. Растов, доктор социологических наук, профессор
Головань О.В. Социальные и культурные основания политической науки: учебник для вузов. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005. – 299 с. ISBN 5-7568-0477-3
Рассмотрены наиболее важные проблемы современной политической науки, ее тесная связь с социальными и культурными процессами, специфика дисциплины, связь с другими науками об обществе. На базе зарубежной и отечественной литературы, а также материалов исследований ведущих политологов рассматриваются такие разделы, как политическая власть, политическая система общества, государство и гражданское общество, политические партии и политическая культура общества. Закономерности политического процесса в России исследуются с учетом особенности социальных отношений и культуры государства.

Учебник снабжен рисунками и таблицами, а также ссылками на использованные материалы по тексту, что облегчает изучение курса. Для удобства самостоятельного изучения в конце каждой главы приведены контрольные вопросы, а в конце учебника – 50 вариантов контрольных тестов.

Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся проблемами политической науки.


В оформлении переплета использован фрагмент картины

Сальвадора Дали «Незримый человек» (1929)

ISBN 5-7568-0477-3  О.В. Головань, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. Влияние социальных и культурных факторов на политические процессы. Предмет, цели, задачи и история политической науки

Контрольные вопросы

Литература

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
1.1. Политическая власть как предмет исследования

1.1.1. Взаимодействие политической и других властей

1.1.2. Происхождение власти

1.1.3. Структура власти

1.1.4. Изменение соотношения властей в обществе

1.2. СМИ и демократия

1.2.1 Формирование субъектов политики

1.2.2 Роль СМИ в международной политике

1.2.3 Основные каналы и особенности политического

влияния СМИ

1.2.4 Политическое манипулирование и его способы

1.2.5 Функции СМИ

1.2.6 Зомбирование в СМИ

1.2.7 Проблема загрязненности информации

1.3. Современное состояние СМИ

1.3.1 Современные СМИ в России

1.3.2 История российской медиа-среды

1.3.3 Периодизация СМИ

1.3.4 Телевидение в России

1.3.5 Интернет в политической жизни России

1.3.6 Преимущества Интернета

Контрольные вопросы

Литература

ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

2.1. Марксистское понимание понятия и структуры

политической системы

2.1.1 Понятие политической системы

2.1.2 Структура политической системы

2.2. Немарксистское видение понятия и структуры

политической системы

2.2.1 Понятие политической системы

2.2.2 Структура политической системы

2.3. Типы политических систем

Контрольные вопросы

Литература

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ

ОБЩЕСТВО

3.1. Государство

3.1.1 Составляющие элементы государства

3.1.2 Функции государственной власти

3.1.3 Понятие формы государства и ее элементы

3.1.4 Факторы, определяющие форму государства

3.1.5 Формы правления

3.1.6 Парламентаризм и принципы разделения властей

в устройстве государства

3.1.7 Президент в системе разделения властей

3.1.8 Парламент в системе разделения властей

3.1.9 Эволюция формы правления в современной России

3.2. Гражданское общество

3.2.1 Проблема гражданского общества в истории

социально-политической мысли

3.2.2 Соотношение гражданского общества и государства

3.2.3 Перспективы развития гражданского общества

3.2.4 Гражданское общество в России

Контрольные вопросы

Литература

ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

4.1. Формирование политических партий

4.1.1 Понятие, основные признаки и структура

политических партий

4.1.2 Происхождение партий и процесс их становления

4.2. Партии в политической системе общества

4.2.1 Функции политических партий

4.2.2 Типология политических партий

Контрольные вопросы

Литература

ГЛАВА 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

Место политики в культуре и культуры в политике

5.1. Политическая культура

5.1.1 История вопроса

5.1.2 Определение понятия, общие вопросы

5.1.3 Структура политической культуры

5.1.4 Типология политических культур

5.1.5 Политическая субкультура

5.1.6 Ориентации, индикаторы и динамика

политических культур в современном обществе

5.2. Политическая культура как социально-политическое явление

5.2.1 Общие вопросы

5.2.2 Характеристика составных элементов

5.2.3 Формирование политической культуры

5.3. Политические манипуляции, массовое сознание и формирование политической культуры

5.3.1 Социальные группы в политике

5.3.2 Феномен манипуляции

5.3.3 Политико-психологические методы воздействия

на поведенческие стереотипы масс

5.3.4 Роль языка в формировании политической культуры

5.3.5 Способы манипуляции массами посредством СМИ

5.3.6 Особенности политической культуры региона

5.3.7 Политические манипуляции в современном обществе

5.4. Политическая культура российского общества

5.4.1 Особенности политической культуры современного российского общества

5.4.2 Русская ментальность и ее влияние на политическую культуру

5.4.3 Типологическая идентификация политической

культуры современного российского общества

Контрольные вопросы

Литература

Библиография

Контрольные тесты



6

19

20

21

21

23

24

29

30

32

33

35
37

39

44

48

49

53

54

55

56

61

63

65

65

67

69
70

70

74
82

82

89

96

101

101
102

102

102

107

111

114

114
122

127

132

136

143
143

148

157

161

176

177

178

179
179

183

186

186

189

199

199
202

205

205

208

209

212

218
219
222

222

225

232
234

234

236
239

244

245

254

263

269
269
274
278

282

282

285

290

ВВЕДЕНИЕ
Влияние социальных и культурных факторов на политические процессы. Предмет, цели, задачи и история политической науки
Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».

Политика – неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу, и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей.

Широк диапазон представлений о политике. Приведем некоторые ее определения:

«Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика» (О. Шпенглер).

«Политика – это процесс управления» (О. Ренни).

«Политика – властное распределение ценностей внутри государства» (Д. Истон).

«Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений» (Р. Шнайдер).

Каждое из приведенных определений содержит рациональное зерно, так как отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и, соответственно, сложностью его познания.

Анализ различных подходов к теоретической интерпретации политической сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном характере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:

  1. как сфера общественной жизни;

  2. один из видов активности социальных субъектов;

  3. тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами и т.д.).

В первом аспекте политика предстает в контексте структуры общества как его элемент, занимающий свое место и играющий в нем определенную роль. Начиная с Аристотеля, за политикой как автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами.

Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпретацией как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения.

Что же касается третьего аспекта, то еще Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения. Французские историки периода Реставрации и марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. В XX веке разрабатываются концепции «конфликта – консенсуса», характеризующие политику как тип социальных отношений и социальных взаимодействий.

В структуре политики выделяют форму, содержание и процесс.

Форма политики – это ее организационная структура (государство, партии), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость и стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает.

В политическом процессе находит отражение сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

  1. Низший уровень включает решение местных проблем. Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями;

  2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона;

  3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов;

  4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, возможностью безграничного проникновения и способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами.

Многообразны и функции политики, характеризующие основные направления воздействия политики на общество.

Стремление понять, осмыслить политику, рáвно как и выразить свое отношение к ней, уходит корнями в то далекое прошлое, когда начали формироваться первые государства. Исторически первой формой познания была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божественном происхождении власти, а правитель рассматривался как земное воплощение Бога. Примерно с середины первого тысячелетия до новой эры политическое сознание стало постепенно приобретать самостоятельный характер, появляются первые политические воззрения, концепции, составляя часть единого философского знания.

В I тысячелетии до н.э. в странах Средиземноморья бурное экономическое развитие было вызвано распространением железных орудий. Появление новой городской цивилизации, развитие товарно-денежного обмена, процесс имущественной и социальной дифференциации, возникновение новых религий способствуют зарождению и развитию философии и науки. Так, Древняя Греция стала родиной рационалистической политической теории и науки. Причиной, почему возникшие в рамках философии приемы стали применяться в социальной области, является уникальный характер созданной греками политической организации – демократического полиса. Принципиальное отличие полиса от всех предшествовавших типов государства состояло в том, что гражданский коллектив, формирующий народное собрание, совещательные органы, побуждал всех членов общества к активному участию в политической жизни. Обсуждение законопроектов в народном собрании стимулировало развитие ораторского искусства. В период наивысшего расцвета полиса в Греции возникли многочисленные школы риторики, в которых граждане могли обучиться основным приемам политического искусства. Софистические идеи о «велении природы», об обычаях, о государственности и т.д. были направлены против традиционных идеологических ценностей античного полиса и не могли не встретить решительного противод
Рис. 1 – Статуя

Платона (Афины)
ействия со стороны представителей консервативного направления политической мысли. Развитие политической мысли Древней Греции характеризуется рядом черт: во-первых, поиском идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок; во-вторых, рассмотрением политики как единственной формы цивилизационного бытия человека, п редполагав­шей нерасчлененность государства, общества и отдельного индиви­да; в-третьих, отсутствием четкой границы между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучитель­ный характер работ по политической проблематике; в-четвертых, ограниченным рационализмом политической мысли, обусловлен­ным заметным влиянием религии.

Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались вопросов власти, управления государством.

Однако наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли древнегреческие философы Платон (рис. 1) и Аристотель. Политические воззрения Платона существенно менялись на протяжении его долгой жизни. Если в ранних работах, таких как «Апология Сократа», «Протагор», «Критон», доминируют взгляды и метод Сократа – рационализм, то в более поздних – «Государство», «Политика», «Парменид», «Законы» – прослеживаются религиозно-мифологические мотивы. Главным в учении Платона является его воззрение о двух мирах: мире идей (истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира) и мире явлений (нечто мнимое, подвижное, искаженная копия мира идей). Отрицательный тип государства, по Платону, выступает в четырех формах: тимократия, олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальным государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение идеальной формы. Раскрывая смысл государства, Платон выделяет следующие его черты: подобно космосу и человеческой душе, у которых есть три начала, в государстве должно быть три сословия: разумному началу души соответствуют философы-правители, яростному началу – воины-охранители, деловому – земледельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является тягчайшим преступлением, "заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость". Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в целое, запечатленное единством и гармонией. Это наилучшая государственная система должна, по Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые были бы способны обеспечить государству решение самых важных задач. Такое государство, во-первых, должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, оно должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности творчества. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление идеи блага как высшей "идеи", правящей миром в государстве Платона, необходимой для общества в целом.

Политические взгляды Аристотеля (рис. 2) изложены в "Политике", примыкающей к его ''Этике". Обе работы составляют единое целое. О политике и политических устройствах Аристотель говорит уже в "Этике". В "Политике" он опять возвращается к вопросу о добродетелях и рассматривает нравственные задачи политики и государства. Сущность политики Аристотель раскрывает через ее цель, а она, по мнению философа, самая высокая – воспитательная – и состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе говоря, "цель политики – благо, притом справедливое, то есть общее благо". Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели политического устройства.

М
Рис. 2 – Бюст

Аристотеля (Ликея)
етод политики как науки – это метод анализа: "Каждое дело должно исследовать в его основных, самомалейших частях". В данном случае это разложение государства на части: "Как во всех других случаях сложное необходимо делить на простые элементы, так и теперь рассмотрим, – говорит Аристотель, – из каких элементов состоит государство". Необходимо также исследование реально существующих форм политического устройства, особенно тех, которые известны своими хорошими учреждениями, а также изучение социальных проектов, созданных философами, чтобы "мы сами казались людьми, желающими только мудрствовать". То есть политик не должен отрываться от реальности, ему следует интересоваться не только наилучшими формами государственного устройства, но и лучшими при тех или других реальных обстоятельствах, лучшими по возможности.

Аристотель подчеркивает, что понятие государства определяется разнообразно и что существует много форм государства с различными политическими устройствами. "Политика" Аристотеля начинается словами: "Всякое государство представляет собою некоторую форму общежития". Но общежитие – это род, государство лишь один, хотя и главный вид общежития; "государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством". "Политическое устройство есть тот порядок, который лежит в основании распределения государственных властей и определяет собою как верховную власть, так и норму всякого в нем общежития". Политическое устройство предполагает власть закона, ибо, где не властвуют законы, там нет политического устройства. Аристотель определяет закон и порядок, и "бесстрастный разум": "Закону страсть не причастна". Более развернутое определение закона таково: "Законы... суть те основания, по которым властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного быта против тех, которые ее нарушают". При этом законы управляют всем вообще, каждое дело в отдельности обслуживается в соответствии с законом государственной властью. Аристотель подчеркивает, что следует стремиться к тому, чтобы законы не менялись, ибо "закон не имеет никакой другой силы, принуждающей к подчинению ему, кроме обычая, а обычай образуется не иначе как в продолжение известного времени". Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную власть, административную и, наконец, судебную.

Аристотель подчеркивает, что "государство по природе своей множество", "нечто сложное", "состоит из многих частей", причем друг другу неподобных. Прежде всего, это люди, ибо из людей одинаковых государство образоваться не может. Каждый должен быть знатоком своего дела, ибо "один человек наилучшим образом может исполнить только одно дело". Государство далее состоит из семей, которые также отличаются друг от друга. Аристотель выделяет также в государстве благодарных и неблагодарных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов. Он подробно описывает элементы, необходимые для существования государства, различая элементы качества и элементы количества: под элементами качества он разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества – численное превосходство массы.

Государство состоит из граждан, оно есть не что иное, как масса граждан. На гражданина, как и на государство, "есть разные воззрения, так как одного и того же человека не все признают гражданином". Понятие гражданина в каждом политическом устройстве свое. Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении (это абсолютное понятие гражданина). Называя это понятие гражданина абсолютным, Аристотель, по-видимому, хочет сказать, что истинно для всех форм политического устройства, разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, на какие слои населения распространяется право участвовать в управлении государством и в суде, так что, когда он говорит, что есть столько же видов граждан, сколько форм политического устройства, то это не следует понимать буквально, ибо все дело в том, кого сочтут за гражданина: "Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто не считается за гражданина в олигархическом", ибо "в демократиях... все граждане безразлично участвуют во всех делах государства, а в олигархиях напротив". Кроме того, граждане несут военную службу и служат богатым. Итак, граждане это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая. Под "управлением" Аристотель имеет в виду, по-видимому, и законодательную, и исполнительную власти. Гражданин пользуется гражданскими почестями.

В целом политическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины и генезиса рабства, а затем в условиях усиления его противоречий в период расцвета и кризиса. На политическую мысль большое влияние оказывало развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. Политические исследования еще не выделились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно связаны с философскими и этическими идеями.

В средние века и Новое время проблемы политики, власти, государства были подняты на качественно новый теоретический уровень в исследованиях таких выдающихся представителей политической и философской мысли, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Г. Гегель, которые не только окончательно освободили политическую науку от религиозно-этической догмы, но и вооружили ее такими концептуальными установками, как теория естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства.

Российская политическая наука прошла долгий и сложный путь развития. Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего средневековья. До возникновения государства Русь на территории Восточной Европы не существовало устойчивых государственных образований. На уровень государственности вышли кочевники причерноморских степей – скифы во второй половине I тысячелетия до н.э., но их держава пала под натиском ираноязычных кочевников – сарматов.

Это было время, когда ушла в прошлое геополитическая структура Европы, включавшая в себя Римскую империю на юге и западе континента и варварские племена на севере и востоке. Новая этническая и политическая карта Европы формировалась как результат миграционного движения этих племен, получившего название Великого переселения народов (IV-VIII вв.). Главными действующими лицами в нем были германцы и славяне.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточно-славянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, видимо, союз племен во главе с князем Кием. Есть сведения о русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева. С 859 года берет свое начало русская княжеская династия Рюриковичей, объединившая под своим именем славянские племена и образовавшая государство в 862 году.

Русское общество и государство, развиваясь, постепенно поднималось на более высокий уровень развития по сравнению со своими восточными соседями, в то же время существенно отставая от более «старых» западноевропейских государств. Политическая мысль, сопоставимая по уровню развития с западноевропейскими политическими идеями и концепциями, не формировалась, хотя к основным политическим идеям Древней Руси можно отнести утверждение божественного происхождения государственной власти, главенство церкви над государством, тему идеального государя. В отличие от западноевропейских государств, где политическая мысль выражалась в философских трактатах, на Руси она находила отражение преимущественно в литературных произведениях, например, в трактате Иллариона «Слово о законе и благодати», в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве», а также в «Житиях святых».

Вообще, до XVIII века русская политическая мысль в целом развивалась в религиозной форме; с XVIII века в ней начинают преобладать секулярные и просветительские тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I. Появляются собственно политические учения Ф. Прокоповича, М.М. Щербатова, С.Е. Десницкого.

В России не было «классического феодализма»: помещики владели людьми, а не землей, получая поместья в награду за преданную службу. Да и в сознании народа веками земля принадлежала Богу или помещику, но не всякому человеку. «Третье сословие» в политической жизни государства не играло значительной роли, только при Екатерине II началось формирование гражданского общества, продолженное реформами Александра I в XIX веке.

Состояние общественно-политической мысли в России после окончания Отечественной войны 1812 года и особенно после возвращения русских войск из Западной Европы претерпевает серьезные изменения. В стране начинается реакция. В ответ на репрессии появляются тайные общества по образцу и подобию масонских лож. Декабристы детально проработали программу коренного переустройства государственной власти.

После разгрома восстания декабристов и польского восстания 1830 г. общественно-политическая мысль развивалась уже в условиях николаевской реакции. Обсуждение политических вопросов на многие годы перемещается в салоны и кружки, тем не менее с середины 30-х гг. XIX века вновь заявляет о себе оппозиционная идеология, происходит дальнейшая дифференциация политических направлений, сложившихся в предшествующие периоды. В сфере проправительственной мысли заметным явлением стало оформление господствующей официальной идеологии, выраженной С.С. Уваровым в виде так называемой триединой формулы «православие, самодержавие, народность». «Справа» от нее расположилась идеология и практика полицейского деспотизма, политической реакции (А.А. Аракчеев, А.С. Шишков, С.А. Бурачек). Примыкали к официальной идеологии религиозно-политическая и аристократическая идеологии.

В политических трактатах первой половины XIX века большое место занимали внешнеполитическая и военно-политическая проблематика, анализ причин возникновения войн в Европе. Много говорилось об идее патриотизма, подчеркивалась особая роль, которую играла Россия в европейских делах и которая, в зависимости от идейных позиций, трактовалась весьма широко – от жандарма Европы до гаранта стабильности европейских порядков.

Во второй половине XIX века в России широкое распространение получают революционно-демократические идеи. Глава революционно-демократического лагеря Н.Г. Чернышевский ближайшей целью ставил полное уничтожение крепостного права, считал перспективной борьбу за социализм.

В 1870-х гг. настроение политического радикализма продолжало нарастать. Большое влияние получили идеи революционного анархизма, представленные М.А. Бакуниным.

К концу века произошло усиление революционных настроений, вызванное многими причинами, среди которых не последнюю роль сыграли контрреформы, что подготовило выход на общественно-политическую арену социал-демократического движения.

Начало XX века в России отмечено небывалым подъемом общественной активности. Революционная ситуация 1905-1907 годов, нерешенность аграрного вопроса, реформы П.А. Столыпина, Первая мировая война ускорили созревание революционной ситуации в стране, да и победу большевиков в октябре 1917 г. В свете современной политической конъюнктуры многие оценивают революцию, деятельность Ленина, большевиков негативно. Но вот что говорят непосредственные участники и свидетели тех исторических событий. Так, Н. Бердяев считал, что революция – «необратимая судьба России, давшая ей шанс на возрождение».

Итак, эволюция и основные направления отечественной политической мысли XIX – начала XX вв. убеждают нас в ее чрезвычайном многообразии, богатстве, оригинальности и противоречивости. Особенностью русской политической мысли является ее антропологическая ориентация, «идея личности как носителя и творца духовных ценностей» и ее этический пафос.

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX века, когда она сформировалась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии и как самостоятельной учебной дисциплины.

Судьба отечественной политической науки складывалась в прошлом непросто. Первые оригинальные работы, посвященные анализу политики и ее законов, появились еще в начале XX века. Бурные события того времени заставляли искать ответы на животрепещущие вопросы о политическом настоящем и будущем страны. Принадлежащие к различным политическим течениям ученые, такие как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.М. Ковалевский, М.Я. Острогорский, П.Б. Струве и многие другие, анализировали в своих работах проблемы власти, государства, революции, политической судьбы Отечества. С 1917 г. и вплоть до второй половины 1980-х гг. на политологии лежало идеологическое табу. Только в 1989 году Высшая аттестационная комиссия ввела политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология определена и как учебная дисциплина в вузах.

Политология есть наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества.

Как наука о политике, политология «охватывает» весь спектр политической жизни, включая ее духовную и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.

Главными проблемами современной политологии являются такие проблемы, как политическая власть, ее сущность и структура; политические системы и режимы современности; формы правления и государственного устройства; политическая стабильность и политический риск; партийные и избирательные системы; политические права и свободы человека; гражданское общество и правовое государство; политическое поведение и политическая культура личности; политическая коммуникация и средства массовой информации; религиозные и национальные аспекты политики; средства и методы урегулирования политических конфликтов и кризисов и др. Конечно же, к изучению и исследованию проблем политики в силу их сложности и многоаспектности имеют отношение не только политология, но и другие гуманитарные и социальные науки – философия, социология, психология, экономическая теория, юридические и исторические науки (рис. 3).



Рис. 3 – Связь политологии с другими науками
Центральной методологической проблемой политологии, важнейшей ее социальной задачей является познание и определение политических закономерностей.

Политические процессы и явления познаются с помощью различных методов. Методы – это средства анализа, способы проверки и оценки теории.

Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Периодизация развития методологии политической науки может быть представлена следующим образом:

  1. классический период (до XIX в.);

  2. институциональный период (XIX – начало XX вв.);

  3. бихевиористский период (1920 – 1970 гг.);

  4. постбихевиористский период.

Споры о приоритетных методах продолжаются до сих пор, основными течениями в рамках методологии политической науки по-прежнему являются «традиционные» и «бихевиористские».

Институциональный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества. Особенность сравнительного метода  сопоставление двух или более политических объектов. Социологический метод представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Антропологический метод исходит из природы человека, он широко используется при анализе механизмов, институтов власти и социального контроля преимущественно в доиндустриальных обществах. Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций. В рамках бихевиористского метода политическая жизнь анализируется путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. Коммуникативный метод позволяет разработать кибернетическую модель политического процесса, рассматривая политические структуры как коммуникативные единицы, единицы общения. Метод политического моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей.

Политология выполняет ряд функций в обществе научно-познавательного, методологического и прикладного характера.

Во-первых, это гносеологическая функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности. Во-вторых, выполняет функцию рационализации политической жизни. В-третьих, политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры. В-четвертых, это прогностическая функция.
Контрольные вопросы:

  1. Объясните высказывание Аристотеля: «Человек по природе своей есть существо политическое».

  2. В чем отличие политики от других сфер общественной жизни?

  3. Сформулируйте определение предмета политологии.

  4. Охарактеризуйте методы и функции политологии.

  5. Каково место политологии в системе гуманитарного знания?

  6. Проанализируйте связь политологии с другими науками.

  7. Какое значение имеет изучение политологии для формирования политической культуры личности, а следовательно, и общества?


Литература:

  1. Политология: учебник для вузов / под ред. М.А. Василика. – М., 1999. – Гл. 1. – С. 6-39.

  2. Галаганова С.Г. Современная западная политическая теория / С.Г. Галаганова, М.А. Фролова. – М., 1993.

  3. Головань О.В. Политология / О.В. Головань. – Барнаул, 2003. – Введение. – С. 6-10.

  4. Голосов Г.В. Сравнительная политология / Г.В. Голосов. – Новосибирск, 1995. – Гл. 1.

  5. Гельман В.Я. Столкновение с «айсбергом»: формирование концептов в изучении российской политики / В.Я. Гельман // Политические исследования. – 2001. – №6. – С. 6-18.

  6. Ильин М.В. Основные методологические проблемы сравнительной политологии / М.В. Ильин // Политические исследования. – 2001. – №6.- С. 140-156.

  7. Пляйс Я.А. Отечественная политология на рубеже двадцатого и двадцать первого веков / Я.А. Пляйс // Политические исследования. – 2002. – №2. – С. 175-180.

  8. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: сборник материалов / под ред. Е.Ю. Мелешкиной. – М., 2001.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Российской федерации iconМетодические рекомендации по представлению к награждению государственными...
Й федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации,...

Российской федерации iconОб утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации
О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации...

Российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Российской федерации icon"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...
Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "о верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской...

Российской федерации iconПравительство российской федерации постановление
Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской...

Российской федерации iconРоссийской федерации федеральная служба по надзору в сфере защиты
Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных...

Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о...

Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о...

Российской федерации iconОб утверждении положения
Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск