Статья 13. Пункт 2


Скачать 158.44 Kb.
НазваниеСтатья 13. Пункт 2
ТипСтатья
filling-form.ru > Туризм > Статья
Если Вас остановили сотрудники полиции.

Часто в жизни многих бывают ситуации, когда, вроде как, стоишь/идешь, никого не трогаешь, но тут к тебе подходят сотрудники полиции и начинают обвинять во всех смертных грехах, требовать документы, заставлять выворачивать карманы и угрожать задержанием. Это небольшая инструкция для тех, у кого подобное случается. Заранее скажу, что не стоит хамить и кричать на сотрудников полиции, так как это может быть расценено как агрессия и оскорбления с Вашей стороны и плохо для Вас закончиться, причем, на совершенно законных основаниях.

В первую очередь, в соответствии с ч.4 п.2 ст.5 Федерального закона «О полиции», сотрудник обязан:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЛИЦИИ" от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Статья 5.

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.


Если сотрудник этого не сделал, у Вас нет оснований верить человеку, стоящему перед Вами и любые дальнейшие разговоры с ним потенциально опасны для Вас, в связи с чем вы в праве звать на помощь, звонить 02 и далее по списку.

Далее, сотрудники полиции могут сделать следующее:


  1. Требуют документы / угрожают задержанием.

Федеральный Закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»

Статья 13. Пункт 1.2.

  1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;…

Данные, дающие основание подозревать Вас в чем-либо (т.е. иметь основания к задержанию/доставлению) и, как следствие, проверять документы, изложены в Уголовно-процессуальном Кодексе России, части 1 статьи 91 (аналогично с административными правонарушениями):

Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации

Статья 91. Основания задержания подозреваемого

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Пытающиеся задержать Вас сотрудники ППС или УВО являются сотрудниками органа дознания в соответствии со ст.40 Уголовно-процессуального Кодекса России:

Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации

Статья 40.

К органам дознания относятся:

  1. органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции...

Также, имейте ввиду, что доставление и задержание – это две разные процедуры. При доставлении Вас в отделение внутренних дел, целью Вашего там нахождения будет составление протокола, после которого Вас немедленно должны отпустить. Административное задержание же происходит в «исключительных случаях», например, если вы начинаете лезть в драку и мешать делопроизводству. Выражаясь проще, в «обезьянник» без особой причины Вас сажать права никто не имеет. Кстати, всегда требуйте выдать Вам копию протокола, обязательно под роспись, иначе она не будет иметь юридической силы.

Очень часто, оправдывая беспричинное задержание/доставление или угрожая его применить за отказ предъявить документы, сотрудники полиции рассказывают о некой «ориентировке» на некоего гражданина, очень похожего на Вас. К сожалению для них, оснований к задержанию Вас это не даёт, так как в этом случае грубейшим образом будут нарушены вышеуказанные статьи. «Некая ориентировка» со слов сотрудника не является «данными, дающими основания подозревать в преступлении» и с большой натяжкой может подпасть лишь под часть 2 вышеупомянутой 91-й статьи УПК, но там, как вы видите, есть определенные условия.

Более того, в соответствии с п.3 ст.15 Конституции РФ (высшего закона, имеющего преимущество перед любым законом, постановлением, приказом и т.д.), любые нормативные правовые акты, затрагивающие Ваши свободы, в обязательном порядке должны быть опубликованы (ориентировки нигде официально не публикуют):

Конституция Российской Федерации

Статья 15

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, в соответствии с п.2 ст.24 Конституции РФ, вам в обязательном порядке данную ориентировку должны предоставить. Не предоставив её Вам, сотрудник полиции не имеет права производить Ваше задержание, так как фактических оснований к этому нет:

Конституция Российской Федерации

Статья 24.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, задержание на основании «у нас в отделе где-то лежит ориентировка с твоим лицом» не имеет под собой никакой законной силы и в случае доставления Вас в отдел по этой причине, Вы можете смело писать заявление о превышении сотрудником полиции своих служебных полномочий и самоуправстве. Также, особо стоит отметить, что никто не в праве (за исключением суда) отбирать Ваш паспорт или любой другой документ. По требованию сотрудника в определенных ситуациях вы обязаны предъявить его, но не передавать в руки (за исключением случаев проверки водительских прав сотрудниками ГИБДД – в этом случае Вы обязаны именно передать свои документы для проверки).

  1. Хотят обыскать.

Очень часто сотрудники полиции требуют вывернуть карманы, порой даже сами в них лезут в поисках каких-либо запрещенных предметов и веществ. Однако, такие действия абсолютно незаконны.

Требовать от Вас выкладывания личных вещей сотрудник не имеет права без присутствия двух понятых одного с Вами пола (также, сам сотрудник должен быть такого же пола), а также при наличии определенных причин (собственно, нарушение закона) в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ:

Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

...

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

Однако, та же статья позволяет производить досмотр без понятых в случае, если есть основания полагать, что у гражданина при себе оружие и только в исключительных случаях. Это надо иметь ввиду, если вдруг Вы собираетесь грабить банки или заниматься рэкетом – воткнут лицом в пол и обыщут без лишних разговоров :)

Многие сотрудники при требовании привести понятых, начинают откровенно лгать, что процедура, которую они требуют провести не является личным досмотром и понятых не требует. Обычно, называют её «первичным осмотром», «внешним досмотром», «визуальным осмотром» и т.д. Таких понятий в законодательстве нет. Если сотрудник хочет Вас внешне осмотреть – пусть осматривает, но демонстрировать содержимое своих карманов Вы ему без причины не обязаны.

Тоже самое относится и к автомобилям. Процесс поиска сотрудником чего-либо внутри Вашего автомобиля также является досмотром и без понятых и протокола проходить не может. Причем, невозможность поиска понятых (например, если Вас остановили где-нибудь посреди поля, где почти не ездят автомобили и нет населенных пунктов) не является поводом к проведению досмотра без них.

Также, надо отметить, что процедура личного досмотра производится исключительно под протокол и только в случае административного/уголовного производства в отношении Вас. То-есть, когда у сотрудника уже есть основания обвинить Вас в чём-либо.

  1. Видеофиксация

Большинство сотрудников полиции начинают крайне возмущаться, если граждане производят в отношении них видеофиксацию, хотя это совершенно законно в соответствии с данными статьями, думаю, особо комментировать нечего:

Федеральный Закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года «О полиции» N 3-ФЗ

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.




Федеральный Закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» N 149-ФЗ

Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;



Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334

"О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию"

3. Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;



в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;






Федеральный Закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» N 8-ФЗ

Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;




В отношении сотрудников ГИБДД:

Приказ Министра Внутренних Дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185

25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.


Таким образом, находясь при исполнении, сотрудник полиции не имеет права требовать от Вас прекращения видеофиксации.

А в случае, если Вы журналист и имеете при себе удостоверение сотрудника СМИ, попытки воспрепятствовать Вам в ваших съемках могут быть расценены как воспрепятствование законной деятельности журналистов в соответствии со статьёй 144 Уголовного Кодекса РФ:

Уголовный Кодекс Российской Федерации

Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации - ...

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, - ...

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, - ...

Наказанием может быть штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до шести лет. Напомните об этом сотруднику, пытающемуся мешать Вам заниматься своими профессиональными обязанностями.

  1. Распитие и раскуривание.

Зачастую, поводом для задержаний является распитие алкоголя в общественных местах, либо курение в общественных местах. В данных случаях почти невозможно уйти от ответственности. Да и не стоит.

К сожалению или к счастью, но в России и то и другое является административными правонарушениями в соответствии со статьями 20.20, 6.24 и 6.25 КоАП РФ.

Места же, в которых запрещено распивать алкогольные напитки (в том числе пиво), обозначены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ:

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ

3. Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах втором - седьмом пункта 2 настоящей статьи, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.

Абзацы 2-7:

детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;

в организациях культуры

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;

на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;

в нестационарных торговых объектах;

Курить же запрещено в следующих местах в соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ:

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Нарушение одного из этих законов без каких-либо лишних разговоров будет наказываться штрафом или, как минимум, предупреждением. Однако, не стоит забывать, что поводом для незаконного досмотра это всё равно не является.

  1. Приезд в отделение

Также, стоит добавить, что в случае доставления/задержания Вас в местное ОМВД, могут начаться требования о прохождении процедуры дактилоскопии (откатывание «пальчиков») и фотографирования. Если вы не являетесь подозреваемым, обвиняемым или осужденным за какое-либо преступление (замечу, уголовное), то от дактилоскопии органами внутренних дел Вы имеете полное право отказаться в соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998 N 128-ФЗ “О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации” (перефразировали отсылки для удобства чтения):

Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ

Статья 11.

Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию определенной категории лиц проводят следующие органы:

  1. Граждане, призываемые на военную службу

  2. Военнослужащие

  3. Подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;

  4. Совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно

  5. Граждане, проходящие службу в органах внутренних дел

  6. Граждане, проходящие службу в МЧС

  7. Граждане, проходящие службу в ФССП

  8. Граждане, проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

  9. спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;

  10. члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;

  11. граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

  12. граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;

  13. граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника;

  14. работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;

  15. работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия.

Как Вы видите, в основном, все пункты связаны с государственной службой. Непосредственно Вас касаются лишь пункты 3 и 4, но если Вас доставили в отделение без причины, то при всём желании «пришить» их Вам у сотрудников полиции не выйдет. В ответ на отказ пройти дактилоскопию, Вам могут угрожать оставить в ИВС на двое суток. Что абсолютно незаконно, так как максимальный срок административного задержания составляет 3 часа. Задерживать на 48 часов в досудебном порядке имеют право, если на Вас возбуждается уголовное дело, либо если вы находитесь в розыске и т.д.

Также, как уже говорилось, никто не в праве забирать Ваш паспорт или другой документ в свои руки кроме случаев заключения под стражу или случаев проверки документов сотрудниками ГИБДД.

Также, обязательно заставьте сотрудника, производившего Ваше задержание составить протокол о задержании с проставлением времени, иначе время Вашего нахождения в отделе может здорово затянуться.

И, в завершение, несколько полезных телефонов:

ГУСБ МВД России

(495) 667-07-30 (для подачи заявлений),

(495) 667-74-47 («горячая линия» в случае нарушения Ваших прав сотрудниками МВД)


УСБ ГУВД Москвы:

(495) 255-96-57

Прокуратура г. Москвы

(495) 951-71-97, 951-37-46 - Справочная служба Прокуратуры города Москвы


Горячая линия Аппарата Мэра и Правительства Москвы по вопросам противоправных действий сотрудников органов исполнительной власти при исполнении служебных обязанностей

(495) 777-11-44

Горячая линия Федеральной налоговой службы по борьбе с коррупцией:


(495) 913-00-70

Справочный телефон ФСБ России

(495) 914-43-69

02 и 112 – по этим телефонам вы также можете сообщить о неправомерных действиях сотрудников и вызвать помощь.

Похожие:

Статья 13. Пункт 2 icon Пункт 1
Пункт 3 адрес места осуществления фактической выгрузки. Этот пункт можно дополнить пунктом 13, где обычно указываются все дополнительные...

Статья 13. Пункт 2 icon Пункт 1
Пункт 3 адрес места осуществления фактической выгрузки. Этот пункт можно дополнить пунктом 13, где обычно указываются все дополнительные...

Статья 13. Пункт 2 iconРоссийской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012г. №273-фз (статья 30, 55, часть...

Статья 13. Пункт 2 iconРоссийской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012г. №273-фз (статья 30, 55, часть...

Статья 13. Пункт 2 iconСтатья 45. Закон Кыргызской Республики «Об образовании»
Предоставление начального образования глава 1, пункт 7 Единого реестра (перечня) государственных услуг

Статья 13. Пункт 2 iconСтатья 20. Раскрытие информации. Статья 21. Конфиденциальность. Статья...

Статья 13. Пункт 2 iconСтатья, пункт
Ввести в текст первым пунктом перечисление уполномоченных органов, создаваемых государствами-участниками для обеспечения действия...

Статья 13. Пункт 2 iconСтатья 61, пункт 2, статья 64, пункты 1,2,5,8 Внесение изменений...
Федерального закона от 27. 07. 2006 №137-фз «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...

Статья 13. Пункт 2 iconСтатья 32. Особые условия 83 статья 33. Приложения к Контракту 85...
Статья 16. Порядок допуска Подрядчика и обеспечение безопасности производства работ 45

Статья 13. Пункт 2 iconСтатья 146 Кодекса, пункт 2, подпункт 1
Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск