Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова


НазваниеРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
страница1/6
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки

Российской Федерации

Старооскольский технологический институт

им. А.А. УГАРОВА

(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Г.А. Старых

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ


Учебное пособие по выполнению практических и лабораторных работ

для студентов очной формы обучения специальностей
22.02.01 «Металлургия черных металлов»

22.02.05 «Обработка металлов давлением»

15.02.08 «Технология машиностроения»


Одобрено научно-методическим советом ОПК

в качестве учебного пособия


Старый Оскол 2015

ББК
УДК

Рецензент:

преподаватель ОПК СТИ НИТУ «МИСиС»Плохих Е.В.
Старых Г.А.

Общие проблемы экологии: учебное пособие. – Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2015. – с.
Учебное пособие составлено в соответствии с ФГОС по специальностям 22.02.01 «Металлургия черных металлов», 22.02.05 «Обработка металлов давлением», 15.02.08 «Технология машиностроения». В учебном пособии представлены вопросы современного состояния окружающей среды, глобальных проблем экологии, принципов рационального природопользования, вопросы правового регулирования,а также основные формулы и расчёты определения критериев качества окружающей среды и указания по проведению лабораторных работ по определению загрязнения почвы, воды, воздуха вредными веществами.

Учебное издание предназначено для студентов системы СПО.


ССтарых Г.А., 2015

с СТИ НИТУ «МИСиС»

Содержание

Введение

  1. Правила выполнения практических заданий и лабораторных работ

  2. Практические занятия:



    1. Практическое занятие № 1Глобальные экологические проблемы

    2. Практическое занятие № 2 Взаимодействие человека и природы

    3. Практическое занятие № 3Природные ресурсы и рациональное природопользование

    4. Практическое занятие № 4 Расчет максимальной концентрации вредного вещества в приземном слое от источника горячих выбросов

    5. Практическое занятие № 5 Расчет предельно допустимого выброса сажи

    6. Практическое занятие № 6 Расчет основных размеров нефтеловушки и эффективности ее работы

    7. Практическое занятие № 7 Расчет величины экономическогоущерба от загрязнения атмосферы

    8. Практическое занятие № 8 Расчёт показателей качества очистки сточных вод

    9. Практическое занятие № 9 Составление договора.



  1. Лабораторные работы:



    1. Лабораторное занятие № 1 Определение загрязненности почвы

    2. Лабораторная работа № 2 Определение загрязненности воздуха

    3. Лабораторная работа №3 Определение загрязненности воды




  1. Учебное пособие по проведению самостоятельной работы

  2. Список используемых источников


Введение

Назначение учебного пособия – оказать помощь студентам в подготовке и выполнении практических работ, а так же помочь преподавателю в организации и проведении практических занятий.

Учебное пособие содержит правила выполнения практических заданий, цели, пояснения, содержание задания, инструкции по выполнению заданий, содержание отчетов, контрольные вопросы и перечень литературы.

После проведения практических занятий по дисциплине «Экологические основы природопользования» студент должен

иметь представление:

- о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- об условиях устойчивого состояния экосистемы и причины возникновения экологического кризиса;

- о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

- об экологических принципах рационального природопользования;

знать:

- правовые основы экологической безопасности.

- антропогенное и природное загрязнение атмосферы, литосферы и гидросферы

- способы защиты атмосферы, литосферы и гидросферы;

- критерии качества окружающей среды;

- законы об охране окружающей среды;

уметь:

- принимать решения по актуальным экологическим проблемам;

- составлять прогнозы по загрязнению окружающей среды;

- составлять договоры на комплексное природопользование;


  1. Правила выполнения практических занятий


Для более эффективного выполнения практических заданий студенты должны строго выполнять весь объем домашней подготовки, указанный в задании по каждому практическому занятию.

Перед выполнением практического задания студент обязан предоставить приготовленные материалы и ответить на вопросы преподавателя, тем самым показать свою готовность к выполнению работ.

После выполнения каждого задания студент должен представить отчет о проделанной работе с обсуждением полученных результатов. Небрежное оформление отчета снижает оценку за выполненную работу.

В ходе выполнения заданий необходимо соблюдать правила по технике безопасности.

Оценка за проделанную работу складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.

Практическое задание должно быть выполнено и защищено в сроки, определяемые календарным планом преподавателя. Студенты, не получившие зачет по практическому занятию, к экзамену не допускаются.


  1. Практические занятия


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

«Глобальные экологические проблемы»
Примерные темы докладов для семинара:

  1. Проблема «Север-Юг» - разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

  2. Предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

  3. Предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;

  4. Обеспечение человечества ресурсами;

  5. Глобальное потепление;

  6. Озоновые дыры;

  7. Кислотные дожди;

  8. Проблемасердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;

  9. Демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых).

  10. Терроризм.


Экология(дом, наука) – это наука об условиях существования живых организмов, их взаимодействиях между собой и окружающей средой.

Предметом исследования экологии являются экосистема.

Экосистема – это безразмерная устойчивая система живых и неживых организмов, в которой совершается внешний и внутренний круговорот веществ и энергии.

Самой крупной экосистемой является биосфера, которая является активной оболочкой Земли.

Глобальные экологические проблемы:

  1. Парниковый эффект: за последние 100 лет t° С на поверхности Земли возросла примерно на 1°С. Причина – увеличение содержания атмосфере С02, который поглощает инфракрасное излучение. Прогноз – повышение на 5-6 °С.

  2. Ускорился подъем уровня мирового океана. За последние 100 лет на 10-12 см.

  3. Интенсивное загрязнение мирового океана нефтепродуктами, промышленными и коммунальными стоками. Приводит к гибели одноклеточных зеленых водорослей, которые вырабатывают 2/3 кислорода планеты.

  4. Озоновые дыры. На высоте 25 км, толщина 2-З мм. Озоновый слой разрушается под действием хлор-фтор содержащих газов. Приводят к увеличению заболеваний и изменению климата.

  5. Кислотные дожди. Причина – выбросы в атмосферу оксидов серы, азота, в результате их соединения с водой осадки становятся кислыми. Губительно влияют на растения, животных, у человека вызывают различные заболевания.

  6. Процесс опустынивания.

  7. Дефицит пресной воды.

  8. Радиоактивное загрязнение регионов планеты.

  9. Накопление на поверхности суши бытового мусора и промышленных отходов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

Загрязнение окружающей среды – это процесс внесения в нее нехарактерных компонентов.

Различают природные загрязнения и антропогенные (80%).

Критерии качества для оценки загрязнения окружающей среды:

  1. ПДК – предельно допустимые концентрации. Концентрация веществ, не влияющих на организм. В воде мг/л, в воздухе мг/кг3, в почве мг/кг.

  2. Индекс загрязнения – безразмерный показатель, отражающий качество и количество вещества-загрязнителя в окружающей среде.

  3. Фоновая концентрация – суммарное содержание вещества в объеме окружающей среды.

  4. Токсичная концентрация – вредные вещества, способные вызвать гибель организма.

  5. ПДЭН – предельно допустимая экологическая нагрузка (гр/сутки).

  6. ПДС – предельно допустимый сброс (для воды).

  7. ПДВ – предельно допустимый выброс (для воздуха).

Экологический мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов.
Задача 1
В 1990 г. концентрация СО2 в атмосфере составляла 340 мг/кг. Известно, что концентрация СО2 в атмосфере ежегодно увеличивается на 0,5%. Постройте зависимость концентрации СО2 в атмосфере от времени. По ней составьте следующие прогнозы:

— на сколько увеличится концентрация СО2 в атмосфере к 2050 г.;

— в каком году концентрация СО2 увеличится в два раза, т. е. можно ожидать потепления климата на 3—5°С.

Решение:

  1. Чтобы построить зависимость концентрации СО2 в атмосфере от времени, сначала составьте таблицу:




Концентрация (С) СО2

340

С1

С2



Сп

Годы

1990

1991

1992



2050




где, С1, Сп — концентрация углекислого газа в зависимости от года.
По данным таблицы постройте график.


Определив по графику разность Сп - 340, можно определить, на сколько увеличится концентрация углекислого газа в 2050 г.

2. По этому графику определите год, в котором концентрация СО2 в атмосфере увеличится в 2 раза.
Задача 2
В марте 1973 г. при аварии супертанкера "Амоко-Калис" у берегов Франции было выброшено в море 230 тыс. т нефти. Рассчитайте объем воды, в котором погибла рыба, если гибель рыбы происходит при концентрации нефти 15 мг/л.

Решение:

Определите объем воды:



где Мнефти — масса нефти;

Снефти — концентрация нефти, при которой гибнет рыба.

(Ответ: 1,5 х 1010 м3)
Задача 3
В 1976 г. в результате взрыва танкера "Уирколо" у берегов Испании было выброшено в море 100 тыс. т нефти. Какая площадь воды (S) была при этом покрыта нефтяной пленкой, если толщина пленки (L) примерно 3 мм, а плотность нефти (р) 800 кг/м3?

Решение:

1. Определить объем нефти:



где М — масса нефти; р — плотность нефти.

(Ответ: 41,7 х 106 м2)

2. Определить площадь воды, которая была покрыта нефтяной пленкой:



Упражнение 1
Выберите одно из готовых предложений для решения каждой из обозначенных актуальных экологических проблем и запишите в таблицу. Какие решения выбраны по каждой проблеме? В каких случаях может быть несколько решений?


№ п/п

Экологические проблемы

Предложения по решению

1

Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха



2

Загрязнение воды стоками от животноводческих ферм




3

Загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий



4

Загрязнение ландшафта строительным мусором, сбрасываемым самосвалами



5

Загрязнение воды сбросами промышленных предприятий



6

Замусоривание дворов и улиц



7

Шумовое загрязнение от самолетов




Предлагаемые готовые решения актуальных экологических проблем:

А. Принятие закона.

Б. Введение местного налога.

В. Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов.

Г. Административное постановление и реальная помощь властей.

Д. Ужесточение законов.

Е. Экологическое образование и воспитание.

Ж. Нет проблем, нечего обсуждать.
Упражнение 2
Газообразные выбросы металлургического комбината содержат пыль и сернистый газ. Какие можно предложить методы очистки выбросов? Почему?
Упражнение 3
Сточные воды предприятия по мойке машин содержат моющие средства и нефтепродукты. Какие можно применить методы очистки? Почему?

Упражнение 4
Газообразные выбросы завода по производству минеральных удобрений содержат золу и окислы азота. Какие методы очистки можно предложить? Почему?

Упражнение 5
Газообразные выбросы завода по производству пива содержат сероводород. Какие методы очистки можно предложить? Почему?

Упражнение 6
Сточные воды пищевого комбината содержат жирные соединения. Какие методы очистки можно предложить? Почему?

Упражнение 7
Сточные воды завода по производству синтетического волокна содержат ацетон. Какие методы очистки можно предложить? Почему?
Упражнение 8
1. Какие можно предложить методы вторичного использования шлаков металлургических производств?

2. Какие можно предложить методы вторичного использования отработанных автомобильных масел?

3. Какие можно предложить методы вторичного использования пластмасс?

4. Какие можно предложить методы вторичного использования отходов лесоперерабатывающей промышленности?
Упражнение 1
Пользуясь дополнительной литературой, составьте таблицу.


Лекарственные растения

Применение


























Имеет ли значение место сбора лекарственных растений:

а) в черте города;

б) вдоль автомобильной дороги;

в) в поле;

г) в лесу.

Упражнение 2
Заполните таблицу.


Природные ресурсы

Направления рационального природопользования




методы восстановления природного ресурса

комплексное использование природного ресурса

вторичное использование природного ресурса

природоохранные мероприятия

Водные ресурсы









Земельные ресурсы









Полезные ископаемые









Растительный мир









Животный мир










Упражнение 3
Рассмотрите рисунок. Назовите и опишите процесс, изображенный на рисунке. В каких климатических районах и при воздействии каких факторов происходит развитие данного явления?



Упражнение 4
Запишите в таблицу примеры рационального и нерационального природопользования.


Рациональное природопользование

Нерациональное природопользование
































Упражнение 5
Письменно обоснуйте, в чем причины быстрой потери ценности и жизнестойкости лесов в промышленных регионах? Приведите примеры.
Упражнение 6
При рациональном лесопользовании в промышленных целях используются спелые леса, имеющие возраст 80—100 лет. Что следует предпринимать относительно перестойных деревьев (старше 100 лет) при рациональном ведении лесного хозяйства? Дайте письменный развернутый ответ, приведите пример.
Упражнение 7
Докажите нерациональность сплошных рубок в разновозрастных и разнопородных лесах. Для каких лесов такие рубки рациональны? Дайте письменный развернутый ответ, приведите примеры.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
Якунина М. И., преподаватель иностранного языка огапоу «Старооскольский педагогический колледж»

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учёта имущества организации

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
Методические указания для студентов очной формы обучения по выполнению практических работ (заданий)

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
Мдк. 02. 02. Управление проектами: учебное пособие. – Старый Оскол: сти ниту «мисиС», 2016. – 101 с

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
...

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
...

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
Методические указания для студентов очной формы обучения для выполнения практических заданий

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
ПМ. 02 Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых...

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт...
Методические указания предназначены для студентов факультета заочного обучения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск