Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе


Скачать 106.53 Kb.
НазваниеМетодика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил»

Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, являющаяся показателем того, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение.

Опросник включает 4 основных шкалы, соответствующих четырем теоретическим выделенным компонентам интенсивности: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочно-инфлюативному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции.

Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диагностику степени изменений в системе аффективно окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального характера., обусловленных отношением к природе, которые проявляются в уровне эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувственно-выразительным элементам, стремлении их получать – своеобразный «сенсорно-эстетический голод», свободе от существующих неадекватных социальных эстетических стереотипов, отзывчивости на витальные проявления природного объекта, которая реализуется через эмпатию и идентификацию.

Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с объектами природы, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах, в особой «информационной сензитивности» к ним.

Практическая шкала (П) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности практической деятельности с природными объектами, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами.

Поступочно-инфлюативная шкала (ПИ) направлена на диагностику изменений в поступках личности, обусловленных отношением к природе, проявляющихся в активности личности по изменению окружения в соответствии с этим отношением.

Дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ) направлена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы.

Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов (по принципу «да» - «нет»), всего – 50 пунктов.

При составлении методики закладывались вопросы, диагностирующие отношение к трем условным классам природных объектов: животным, растениям и биоценозам (болото, лес, луг и т.п.) или «природе в целом». Таким образом, испытуемый, имеющий высокую интенсивность отношения, например, только к животным, но избегающий растений, не мог бы получить максимальные баллы, так как отношение к природе в целом действительно не является достаточно сформированным.

Когнитивная и практическая шкалы включают по 5 вопросов, отражающих ситуации адаптивного, приспособительного характера, т.е. связанные с деятельностью, задаваемой другими людьми или обстоятельствами (более низкий уровень), и по 5 вопросов, отражающих процессы преобразования и активного конструирования внешних условий, связанных с деятельностью, организованной личностью самостоятельно (более высокий уровень).

В поступочно-инфлюативной шкале делается разграничение вопросов по активности, направленной на сами объекты природы, и активности, направленной на людей, взаимодействующих с природой. При этом считается, что активность, направленная на людей, является более «трудной». Поэтому испытуемые, набравшие большое количество пунктов данного типа, должны иметь и достаточно высокие показатели по вопросам, связанным с активностью, направленной на сами объекты природы.

Для шкалы натуралистической эрудиции отбирались вопросы на основе двух принципов: во-первых, они должны характеризовать высокий уровень экологической образованности: испытуемые с широкой эрудицией должны с легкостью давать на них правильные ответы. Люди с низкой эрудицией должны затрудняться это сделать. А во-вторых, вопросы должны быть общедоступны, не требовать специальных знаний, которые можно приобрести только при профессиональном взаимодействии с природой. В связи с этим шкала натуралистической эрудиции ни в коей мере не может служить средством измерения биологических знаний в целом (!): результаты по ней необязательно должны совпадать, например, со школьными оценками.

Процедура проведения: Опросник «Натурафил» может использоваться с испытуемыми в возрасте начиная с 10-11 лет и предназначен для диагностики интенсивности отношения к природе (в первую очередь, у школьников и учащихся 10-17 лет, поскольку нормы разработаны именно для этой категории испытуемых). Методика проводится в устной или письменной форме, испытуемые на специальном бланке отмечают свои ответы. Возможен индивидуальный и групповой вариант проведения.

Испытуемым раздаются бланки следующего образца.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
1. 6. 11. 16. 21. 26. 31. 36. 41. 46.

2. 7. 12. 17. 22. 27. 32. 37. 42. 47.

3. 8. 13. 18. 23. 28. 33. 38. 43. 48.

4. 9. 14. 19. 24. 29. 34. 39. 44. 49.

5. 10. 15. 20. 25. 30. 35. 40. 45. 50.

Далее зачитывается инструкция. На каждый вопрос методики испытуемый может ответить «да» или «нет» (по шкале натуралистической эрудиции также и «не знаю»). Ответ «да» фиксируется на бланке знаком «+» рядом с номером вопроса, ответ «нет» - знаком «-», ответ «не знаю» - буквой «Н». Вопросы зачитываются один раз. Время на ответ 3-5 секунд. Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов – около 25-30 минут. Все полученные результаты методики, в конечном итоге, обрабатываются с помощью специального ключа.

Инструкция опросника «Натурафил»: Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые просим ответить «да» или «нет» (на вопросы, отмеченные «*» можно отвечать «не знаю»). Отвечать на вопросы лучше быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.

В данной методике нет «хороших» и «плохих» ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе «да» на бланке ответов рядом с номером вопроса ставьте «+», при ответе «нет» - «-», «не знаю» - «Н». И далее испытуемым предлагается ряд следующих вопросов:

1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?

2. Верно ли, что придя к кому-то в гости и увидев там библиотеку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с животными?

3. Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи (да, чуждо; нет, не чуждо)?

4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана?

5*. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою?

6. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?

7. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать, как оно называется?

8. Вы покупаете специально растения, чтобы ухаживать за ними?

9. Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому человеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да, не стану; нет, стану)

10*. Алоэ относится к кактусам?

11. Мох на деревьях портит их внешний вид?

12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы захотите прочесть и его описание?

13. Если в Вашей семье заводят комнатные растения. То они будут посажены и Вашими руками?

14. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их обходить? (да, не стану; нет, стану)

15*. Семена ели созревают осенью?

16. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана?

17. Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или задавать вопросы редакциям научных журналов?

18. Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природой?

19. Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого-нибудь отношение к природе в чем-то улучшилось?

20*. Окунь – это хищная рыба?

21. Вы считаете крыс противными?

22. Если началась передача или фильм о животных, то Вы скорее всего переключите телевизор на другую программу?

23. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы растеряетесь?

24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?

25*. Паук – это насекомое?

26. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?

27. Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку собак, кошек, птиц, рыбок или других интересных Вам животных?

28. Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?

29. Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для журнала, газеты или стенгазеты?

30*. Спаниель – это служебная собака?

31. Вы считаете крапиву неприятным растением?

32. Вы находите интересным послушать сообщения знатоков природы о редких растениях?

33. Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста собирать, засушивать и сохранять растения для композиций?

34. Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора («да»- правда, «нет» - не правда)?

35*. Бамбук – это трава?

36. Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бродить по лесу? (да, не станет; нет, станет)

37. Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о природе?

38. Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить ботаническую или зоологическую коллекцию природы Вашей местности?

39. Вы стремитесь раскрывать людям красоту и тайны природы?

40*. Биология – это наука об изучении всей природы?

41. Вы сочтете чудаком человека, который находит приятным кваканье лягушек на болоте?

42. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую очередь обращаете внимание на статьи о природе?

43. Вы согласны часами проводить время с человеком, который научил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы?

44. Вы участвуете в работе экологических групп, движения «зеленых» и т.п.?

45*. В пустыне можно замерзнуть, простудиться?

46. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?

47. Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую выставку, в ботанический сад, музей природы?

48. Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попугаев?

49. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению. Если они могли нанести ущерб природе?

50*. Белый медведь охотиться на пингвинов?
Обработка и интерпретация результатов

Результаты методики обрабатываются с помощью специального ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, который совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным».)
КЛЮЧ ОПРОСНИКА «НАТУРАФИЛ»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10







































Сумма

  1. -

  1. +

  1. -

  1. +

  1. -

  1. +

  1. -

  1. -

  1. -

  1. -

ПА




  1. +

  1. +

  1. +

  1. +

  1. -

  1. +

  1. +

  1. +

  1. +

  1. +

К




  1. -

  1. +

  1. +

  1. +

  1. -

  1. +

  1. +

  1. +

  1. +

  1. -

Пк




  1. +

  1. -

  1. -

  1. +

  1. +

  1. +

  1. -

  1. +

  1. +

  1. +

Пс




  1. -

  1. -

  1. -

  1. +

  1. -

  1. -

  1. +

  1. -

  1. +

  1. -

НЭ





































ИТОГО

Ж

Р

П

Ж

Р

П












Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке:

Первая строка — перцептивно-аффективная шкала (ПА),

Вторая — когнитивная (К),

Третья — практическая (Пк),

Четвертая — поступочная (Пс),

Пятая — дополнительна шкала натуралистической эрудиции (НЭ).
Параметр интенсивного субъективного отношения к природе определяется как сумма баллов по четырем основным шкалам.

Интенсивность отношения = ПА + К + Пк + Пс;





Похожие:

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе iconМетодика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе...
Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики интенсивности отношения к природе

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе iconМетодика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил» Инструкция
«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отмеченные «*» можно...

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе iconМетодика диагностики коммуникативных навыков
Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе iconПсихологические тесты для диагностики интеллекта и умственного развития...
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе iconДля диагностики умственного развития при переходе из младшего школьного возраста в подростковый
Групповой интеллектуальный тест (гит) предназначен для детей 9-12 лет — учащихся V-VI классов

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе iconШкольный тест умственного развития [19]
К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова. Школьный тест умственного развития предназначен...

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе iconАнкета по выявлению уровня педагогической запущенности. 1 Методика...
Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе» представляет собой сборник тестов и методик, используемых...

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе iconМетоды диагностики девиантного поведения детей и подростков
Тест rafft (Relax, Alone, Friends, Family, Trouble) для быстрой диагностики алкоголизма и наркомании у подростков

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе iconПрограмма по охране здоровья и физическому развитию для учащихся...
Целью программы является формирование у учащихся 6-9 классов, установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению...

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе iconПоложение о всероссийской персональной выставке интернет портала «престиж»
Выставка проводится с целью позиционирования творческой деятельности детей, повышения их социального статуса и самооценки, создания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск