Методические рекомендации «Диагностика адаптационных характеристик обучающихся»


НазваниеМетодические рекомендации «Диагностика адаптационных характеристик обучающихся»
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Диагностика адаптационных характеристик обучающихся»

Согласно Стратегии подготовки квалифицированных рабочих и формирования прикладных квалификаций до 2020 года создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является важным направлением обеспечения трудоустраиваемости выпускников профессиональных образовательных организаций.

Под социально-профессиональной адаптацией нами понимается педагогически организованный процесс усвоения студентами социального опыта посредством реализации индивидуальных возможностей, потребностей и активности в разнообразной учебной, производственной и социально значимой деятельности, способствующий дальнейшему включению их в социальные, трудовые отношения и производственную деятельность.

Адаптация обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме. Проблема социально-профессиональной адаптации студентов учреждений среднего профессионального образования связана с профессиональным самоопределением, формированием готовности студентов к оптимально быстрому освоению профессии на основе развития личностной и социальной зрелости (А. А. Кива, К. Г. Кязимов, В. С. Леднев и др.), умением выявлять и оценивать собственные возможности и резервы (А. Г. Асмолов, П. Р. Атутов и др.).

Кратко рассмотрим адаптационные возможности лиц юношеского возраста. Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, и границы которого могут простираться от 12–14 до 25 лет.

В отечественной науке юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15-17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.

Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте, во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только, во внутреннем плане в виде мечты, а в плане реального выбора. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без личностного самоопределения, включающие построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.

Юноша вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из школы в новое учебное заведение. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и направленность в бедующее: выбора образа жизни, профессии, референтных групп людей. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентированная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Большое значение в этом возрасте имеет дружба, доверительные отношения. Дружба представляет собой для юноши и девушки одну из важнейших форм отношений, часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отношений любви.

Обучение в техникуме — сложный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей.

Адаптация студентов СУЗОВ рассматривается с позиции теории здоровья. В адаптации условно выделяют 3 типа: физиологическую, социальную и биологическую (рисунок 1).

Адаптация студентов к образовательным условиям имеет фазный характер, обусловленный разнообразными специфическими (учебными) и неспецифическими (поведенческими, бытовыми и др.) факторами.

Наиболее активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на первых курсах. Причём адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей (в общежитии, арендуемой квартире) протекает тяжелее и часто приводит к возникновению

разнообразных соматических и психоневрологических патологических состояний1.



Рис. 1 Виды адаптации обучающихся лиц
Оценивать эффективность функционирования различных систем принято с помощью критериев. Критериями называют те признаки, на основании которых производятся оценки, определения, классификации состояний различных процессов.

Для проведения работы по социально-профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования необходимо выявить критерии, позволяющие определить результативность работы и наметить дальнейшие пути реализации модели адаптации студентов в учреждении среднего профессионального образования.

Критерий (др. греч. – способность различения, средство суждения, мерило) – признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям [1].

В педагогике используются разнообразные критерии, их выбор зависит от направления исследования, от аспекта его содержания, выделяемого в качестве основного. Например, для определения сформированности воспитательных систем различных учебных заведений некоторыми авторами (З. Н. Калинина, Н. Л. Селиванова и др.) используются критерии факта и критерии качества. В группу критериев факта включены такие показатели, как упорядоченность жизнедеятельности учебного заведения в соответствии с разработанной и внедряемой концепцией, наличие коллектива единомышленников, создание психолого-педагогических условий для развития системы. К группе критериев качества относятся следующие: степень соответствия воспитательной системы поставленным целям; реализация педагогической концепции на основе принципов сотрудничества и сотворчества; благоприятный психолого-педагогический климат, гуманистические отношения, демократический стиль общения, социальная защищенность преподавателей и учащихся, профессионализм преподавателей.

Система адаптационных мероприятий призвана устранить и (или) исключить проблемы дезадаптации у поступающих в университет абитуриентов, способствовать плавному течению процесса адаптации.

Несмотря на кажущееся сходство, критерии оценки эффективности адаптации и адаптированности необходимо разграничивать.

Показателем успешности психической адаптации является прежде всего достижение возможности выполнения основных задач деятельности. В качестве критериев адаптации студентов к учебной деятельности чаще всего использовались две их группы: объективные (успеваемость, показатели общественной и научной активности, показатели общей и профессиональной направленности, стабилизация свойств внимания, памяти, мышления) и субъективные (отношение к учебным предметам, выбранной профессии, получаемым знаниям). На основании предложенных В. Г. Асеевым критериев оценки успешности адаптации можно сформулировать также следующие показатели эффективности адаптации студентов к процессу обучения в ссузе:

Объективные критерии основываются на справедливости, честности, законности, практичности и должны подходить для обеих сторон:

- отношение обучающегося к учебе;

- уровень общих навыков обучающегося;

- практическая подготовленность к профессиональной деятельности (наличие знаний,

умений, навыков по избранной профессии);

- интерес обучающегося к избранной профессии;

- выполнение технических требований к работе, соответствие ее показателям и

нормативам, получение устойчивых положительных результатов;

- проявление обучающимся творческой активности (участие в техническом творчестве,

конкурсах по профессии, рационализаторстве);

- наличие у обучающегося учебно-профессиональных планов после окончания

колледжа;

- наличие цели в жизни;

- уровень готовности обучающегося к самостоятельной жизни;

- стремление обучающегося к самосовершенствованию;

- позиция обучающегося в группе, характер взаимоотношений обучающегося с одногруппниками, классным руководителем, мастером производственного обучения и администрацией колледжа;

- наличие положительных увлечений.

Субъективные критерии – это признаки, выделенные субъектом на основе собственных представлений об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания:

- уровень удовлетворенности учащегося профессией;

- удовлетворенность условиями организации производственного обучения в мастерских и на предприятиях;

- удовлетворенность своим положением в коллективе;

- удовлетворенность организацией и проведением свободного времени.

Объективные и субъективные показатели социально-профессиональной адаптации взаимосвязаны и обуславливают друг друга, это касается таких показателей, как трудовые результаты и отношение к профессии. Положительное отношение к профессии отражается на результатах труда, и, наоборот, результаты труда сказываются на отношении к профессии (удовлетворенность). В свою очередь отношение к профессии влияет на профессиональную закрепляемость.

Появление неудовлетворенности профессией, учебой, коллективом группы вызывает у обучающегося стремление изменить выбранную ранее профессию (специальность) или сменить образовательное учреждение. Появление неудовлетворенности говорит о начале перехода процесса адаптации в свою противоположность – дезадаптационный процесс.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости внедрения комплексного подхода к формированию выделенных критериальных характеристик. Комплекс должен включать в себя целенаправленную систему действий участников образовательного процесса, как то:

- педагог (личностно-ориентированный подход, формирование субъектности,

вариативность деятельности, направленная на повышение профессионального интереса, мониторинг успеваемости и пр.);

- психологическая служба колледжа (психологический профотбор, мониторинг психоэмоционального состояния и уровня мотивации обучающихся и пр.);

- администрация (принципы доверия, справедливости, открытости, сотрудничества и пр.);

- мастер производственного обучения / классный руководитель (организация здорового ученического коллектива, обеспечение правильных, гуманных, доверительных отношений между обучающимися и взрослыми; деловое общение; положительное доброжелательное личное отношение мастера к каждому обучающемуся группы; отношения взаимной ответственности; взаимная требовательность; товарищеское сотрудничество; взаимопомощь и пр.).

Для диагностики адаптационных характеристик обучеющихся можно порекомендовать использование следующих методик:

  • Методика Г. Айзенка «Диагностика самооценки психических состояний». С помощью теста можно определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности);

  • Методика «Самооценка психологической адаптивности». С ее помощью выявляется уровень социально-психологической адаптивности личности. Методика состоит из 15 вопросов, поделенных на две группы (группа А состоит из 10 утверждений, группа Б – из 5).

  • Методика «Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина». Данный тест предназначен для информативного способа самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Это наиболее приемлемая методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

  • Методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности». Позволяет определить уровень самооценки личности.

  • Рисуночный тест «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич. Методика предназначена как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методам в качестве батарейного инструмента исследования. Разработан для диагностики личностных особенностей.

Слаженность и целевая направленность действий участников образовательного процесса позволит достичь положительных критериальных характеристик эффективной адаптации обучающихся, эффективно осуществить процесс социально-педагогической адаптации студентов, а, следовательно, ориентировать их на требования реального сектора экономики и рынка труда, наилучшим образом найти свое место в личной жизни и жизни общества.

Методика Г. Айзенка «Диагностика самооценки психических состояний». С помощью теста можно определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности).
Тест

«Самооценка психических состояний» Г. Айзенка
Предлагается описание различных психических состояний.

Если это состояние часто наблюдается, то ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

Обработка результатов.

1) Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

I 1...10 вопрос - тревожность;

II 11... 20 вопрос - фрустрация;

III 21...29 вопрос - агрессивность;

IV 31...40 вопрос - ригидность.

Оценка и интерпретация баллов.

I. Тревожность: 0...7 - не тревожны; 8...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов - очень тревожный.

П. Фрустрация (фрустрированность): 0...7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность: 0...7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8... 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15...20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность: 0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемого”, 8...14 баллов - средний уровень; 15...20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.

Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

Описание состояний.

I.

  1. Не чувствую в себе уверенности.

  2. Часто из-за пустяков краснею.

  3. Мой сон беспокоен.

  4. Легко впадаю в уныние.

  5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

  6. Меня пугают трудности.

  7. Люблю копаться в своих недостатках.

  8. Меня легко убедить.

  9. Я мнительный.

  10. Я с трудом переношу время ожидания.

II.

  1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки можно найти выход.

  2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

  3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

  4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

  5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

  6. Я нередко чувствую себя беззащитным.

  7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

  8. Я чувствую растерянность перед трудностями.

  9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

  10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации «Диагностика адаптационных характеристик обучающихся» iconМетодические рекомендации издание третье, переработанное и дополненное...
Методические рекомендации предназначены для организаторов учебного процесса, преподавателей, студентов Уссурийского медицинского...

Методические рекомендации «Диагностика адаптационных характеристик обучающихся» iconМетодические рекомендации для руководителя практики по организации...
Методические рекомендации предназначены для мастеров производственного обучения техникума, председателей методических объединений,...

Методические рекомендации «Диагностика адаптационных характеристик обучающихся» iconПсихологическая диагностика школьника: выявление причин проблем в обучении и поведении
Автор-составитель Фомин А. П. Психологическая диагностика школьника: выявление причин проблем в обучении и поведении. Методические...

Методические рекомендации «Диагностика адаптационных характеристик обучающихся» iconМетодические рекомендации для воспитателей доу
Анализ, диагностика и планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста

Методические рекомендации «Диагностика адаптационных характеристик обучающихся» iconМетодические указания для студентов по самостоятельной аудиторной...
Тема: «Лучевая диагностика желудочно – кишечного тракта» на основании рабочей программы дисциплины «Общая хирургия, лучевая диагностика»,...

Методические рекомендации «Диагностика адаптационных характеристик обучающихся» iconМетодические рекомендации Содержание
Диагностика, мониторинг хронического злоупотребления алкоголем и скрининг наиболее распространенных патологических состояний, обусловленных...

Методические рекомендации «Диагностика адаптационных характеристик обучающихся» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Бизнес-планирование»
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению 080200. 62 «Менеджмент»

Методические рекомендации «Диагностика адаптационных характеристик обучающихся» iconМетодические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 030501. 68 «Юриспруденция»
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030501. 68 «Юриспруденция» (программа подготовки...

Методические рекомендации «Диагностика адаптационных характеристик обучающихся» iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль...
Знание подобных региональных и адаптационных нормативов врачом повышает качество диагностики заболеваний

Методические рекомендации «Диагностика адаптационных характеристик обучающихся» iconМетодические рекомендации по логопедической работе
Логопедическая диагностика в течение продолжительного вре­мени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск