На правах рукописи


НазваниеНа правах рукописи
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

На правах рукописи
ЗАЙЦЕВА Юлия Сергеевна

Просветительская функция в журналах о кино


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению «Журналистика»

(научно-исследовательская работа)


Научный руководитель –

док. филол. наук,

профессор А. Н. Тепляшина

Кафедра периодической печати

Очно-заочная форма обучения


Вх. №______от __________________

Секретарь _____________________

Санкт-Петербург

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО И ПРЕССА 7

1.1 Просветительская функция журналистики 7

1.2 Журналы о кино как просветительские издания 17

ГЛАВА 2. РЕАЛЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ 30

2.1 Анализ просветительской функции в журнале «Сеанс» 30

2.2 Исследование просветительской функции в издании «Lumiere» 39

2.3 Анализ и сравнение «Empire» с отечественными изданиями и выведение модели просветительского журнала 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современных экономических условиях в России выживание и процветание того или иного СМИ полностью зависит от его популярности у читателей. В 90-е годы XX века Россия столкнулась с проблемой, которая уже была известна за рубежом с конца XIX века: снижение роли просвещения в изданиях из-за возрастания сенсационности. Пытаясь компенсировать уменьшение качественных просветительских материалов, пресса всё больше дифференцировалась, и роль просветителя отводилась специализированной прессе1. Статьи в универсальных СМИ носят преимущественно информационный характер. В то время как в узкоспециализированном издании непросвещённому читателю непонятен язык материалов, соответственно читатель не проявит интерес, несмотря на то, что освещаемая тема могла бы заинтересовать его, если бы была представлена в ином виде. Чтобы неподготовленная публика могла понимать смысл в материалах журнала, но при этом не терялось качество, журнал должен просвещать. Популяризирующие статьи не только дают новую информацию для массового читателя, но и приносят понимание и знания в конкретном вопросе. Это и является просветительской функцией журналистики. Как пишет Г.В. Жирков, просветительская функция появилась вместе с зарождением самой журналистики в России. Подстраиваясь под желания аудитории, именно просветительские издания стали делиться по областям знаний2. Но с другой стороны, специализированные издания пользуются профессиональным языком своей тематики и отдаляются от массового читателя. На таком уровне просветительская функция становится не столь эффективной. Просветительство в СМИ – это распространение общечеловеческих ценностей, а также достижений мировой культуры и особенностей различных культур (сюда входит видение окружающего мира)1. В таком случае просветительские журналы о культуре рецензируют окружающие нас культурные явления. Одним из самых ярких явлений, отображающих и создающих культуру, является кинематограф. Специализированные издания о кино появились ещё в первые десятилетия зарождения самого кинематографа. На данный момент в России при огромной популярности кинематографа журналы этого направления имеют малый спрос. Проблема заключается в том, что в настоящее время сокращается количество журналов о кино, в то время как данный вид искусства пользуется большой популярностью у аудитории. Нельзя не учитывать, что сейчас многие печатные издания перешли на электронные версии, но это не мешает существованию традиционных печатных журналов других тематических направлений. Ограниченный сегмент таких журналов в России рассчитан на людей, которые работают в сфере кинематографа. Чтобы такое издание было популярно у массового читателя, оно должно вызывать интерес. Научная новизна данной работы в том, что исследуется способность журналов о кино образовывать читателя, заполняя его досуг.

Объектом данной работы являются журналы о кино. Предмет исследования – просветительская функция в журналах о кинематографе.

Цель дипломной работы – определить параметры журналистского контента, позволяющего журналам сохранять популярность и осуществлять просветительскую функцию.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. выявить критерии просветительской функции журналистики;

  2. проанализировать алгоритм реализации просветительской функции в журналах;

  3. определить необходимую степень проявления просветительской функции в массовом журнале.

Для выполнения данных задач использовались такие методы исследования как контент-анализ и сравнительный анализ.

Анализ научной литературы показал, что исследования развития журналов для улучшения разных типов печатных изданий проводились давно: работы Н. А. Гуторовой1, А. А. Алакшин2 и другие. Наиболее интересной и значимой представляется диссертация А. Д. Васильева «Современное состояние и перспективы развития журналов о кино». Автор подчёркивает необходимость выявления параметров современной модели успешного издания. Для этого он определяет характеристики сохранявшего долгое время популярность журнала «Искусство кино». В заключении своей работы А. Д. Васильев приходит к выводу, что современные журналы о киноискусстве нуждаются в реорганизации, и предлагает несколько собственных моделей для журналов. При этом автор отмечает, что теоретики медиа и издатели журнальной продукции не уделяют должного внимания модернизации журналов о кино.

Эмпирическую базу данной работы составили российские журналы «Сеанс» и «Lumiere», английский журнал «Empire» – традиционные издания и их онлайн-версии. Все материалы из журналов опубликованы в 2015-2016-х годах. Из издания «Сеанс» исследуются три выпуска, из «Lumiere» – два, четыре из «Empire», так как за последний год журналы имели разное количество выпусков. «Сеанс» и «Lumiere» выбраны из отечественной периодики, потому что они не позиционируют себя как издания для профессионалов или как развлекательные журналы, а значит, могут соответствовать модели издания о кино для массовой аудитории. В зарубежной периодике существует ряд качественных журналов о кино, предназначенных как для специалистов, так и для широкого читателя, но для данного исследования было выбрано издание «Empire» как образец успешного специализированного журнала тематики кино.

Теоретическую базу данного исследования составляют работы М. А. Воскресенской, Т. Ф. Дедковой, Г. В. Жиркова, М. Н. Ким Ю. М. Коняевой, С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохорова, В. Ф. Пустарнакова, Е. С. Сониной, И. Д. Фомичевой и др.

Структура данной дипломной работы состоит из двух глав. В первой главе определяется понятие просветительства и его критерии в журналистике, а также исследуется взаимосвязь просветительской миссии СМИ и специализированных журналов, в данном случае изданий о кинематографе. Во второй главе проводится анализ эмпирических источников, их сравнение и выявление качественных характеристик контента для модели массового издания о кино.
ГЛАВА 1. ПРОСВЕТИЛЬСТВО И ПРЕССА

    1. Просветительская функция журналистики



Просветительство как явление возникло давно, возможно даже до появления самого понятия. Это явление можно назвать «искусственным», так как оно появилось в обществе не само собой, а создавалось людьми. С одной стороны, можно сказать, что просветительство всегда есть в культурном обществе. С другой стороны, интерес к этому явлению, как и его значение, менялись в различные времена.

Просветительство часто связывают с просвещением, что оправданно, но считать эти понятия синонимами – ошибка. Просветительство шире и употребляется в другом понимании. «Просветительство – общественно-политическое течение, представители которого стремились устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путём распространения идей добра, справедливости, научных знаний. В основе Просветительства – представление об определяющей роли сознания в развитии общества, желание объяснить общественные пороки невежеством людей, непониманием ими своей собственной природы»1. В то время как под просвещением понимается период в XVIII веке, когда возникло культурно-философское движение, цель которого было распространение просветительства. Принято считать, что просвещение возникло в Европе после прорыва научных знаний и географических открытий, во времена начала капитализма. Возможно, оно и послужило началом изменения классового строя. Приверженцы этого движения ратовали за рациональный подход мышления, недоверие к религиозным стереотипам и внимание к политической жизни государства2. Часто просвещение именуют целой эпохой. Некоторые исследователи считают, что просвещение и просветительство зародились вместе, признавая тот факт, что эти понятия не тождественны. Так Д. Ш. Цырендоржиева и А. Ц. Батуева в статье «Просвещение и просветительство: сущность и отличительные черты» говорят, что просветительство возникло во времена разрушения феодальной системы, что совпадает со становлением капитализма. В данном случае просветительство объясняется как явление буржуазное, критичное к феодальному строю и неравенству, сопровождавшее просвещение, но переросшее в течение, пропагандирующее научные знания и идеи нравственности1. По другой точке зрения идеи просветительства могли появиться до эпохи Просвещения, и за время существования человечества были разные просветительские эпохи. Они возникали в определённых областях, где в то время были популярны идеи познания и культуры2. Эпоха Просвещения лишь один из таких периодов времени.

Известными просветителями в XVII-XVIII веке в Европе были Д. Локк, Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, И. Кант, Т. Джефферсон, И. В.Гёте, К. Линей, Д. Юм и другие. Многих просветителей этого периода относят к основоположникам идей либерализма. Просветителями были не только философы, но и политики, деятели искусства и науки, которые выступали за продвижение и распространение знаний из своей и других областей.

Считалось, что просветительство ведёт к свободомыслию. Просветительские идеи не навязываются как догматы, а преподаются. И это не зависит от характера самих идей. В эпоху Просвещения научное знание противостояло религиозному, но просветительство могло быть и религиозным, если оно не навязывается. Мыслители эпохи Просвещения противостояли не религии как таковой, а религиозному фанатизму, а также другим явлениям, ограничивающим мышление. Просветительство – это пропаганда знаний, а не пропаганда вообще. Следовательно, просветительство – передача знаний и любых идей, но без навязывания. Это очень близко к концепции свободы воли. Именно в то время в противоположность Средневековью появилась идея свободы выбора. А также, что отличало эпоху Просвещения, распространение идеи равенства людей, что подтолкнуло общество к социальным революциям того времени. Сейчас это основы «Всеобщей декларации прав человека» и последовавших за ней других документов, закрепляющих защиту свобод человека. Современное общество живёт по этим принципам, иного существования представить не может, и иное поведение рассматривается как девиантное. Это не значит, что современное глобальное общество близко к идеалу. Нельзя сказать, что идеи эпохи Просвещения не повлияли на общество в целом. Они принесли значительные изменения по сравнению даже с XVIII веком. Это произошло благодаря просветительству.

Просветительство в первую очередь воспитывает человека думающего. Оно влияет на его образованность, интеллект, душевные качества. Но это не подразумевает, что каждый потребитель просветительского издания должен становиться интеллигентом, учёным или философом. Однако, просветительство, развивая человека и его мыслительные способности, открывает такой выбор для людей.

Для достижения своих целей просветители часто использовали средства массовой информации.

Просветительство занимает важное место в социальных функциях прессы. Просветительская миссия в Российской журналистике присутствовала всегда, ещё с зарождения первых газет, о чём уже было сказано во Введении данной работы.

Некоторые исследователи говорят, что просветительскую миссию журналистики выполняет культуроформирующая функция. В данном случае необходимо уточнить, что это не воспитательная функции СМИ, которая ставит своей целью социализацию человека в обществе. Просветительская функция может давать новые знания, но она не должна навязывать учения. В своей действительности журналисты часто находятся между преподаванием и просветительством. Так, например, М.Н. Ким называет эту функцию культурно-образовательной, которая распространяет высокие культурные ценности, воспитывая человека на мировой культуре, что способствует формированию всесторонне развитой личности1. Похожее определение даёт Е. П. Прохоров, но при этом называет данную функцию – культуроформирующей. Это функция формирует понимание культуры у аудитории. Однако это не есть просветительская миссия СМИ в полной мере. В статье «Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе» Г. В. Жирков говорит, что просветительская функция возникла в результате необходимости передачи накопленных знаний. При этом автор отводит ей второе место, выдвигая на передний план информационную функцию, так как просветительство содержит в себе не только передачу знаний, но и субъективный фактор. Личная оценка – главное в содержании кинорецензий. Но свободным мнением обладают все, а чтобы именно определённая оценка была интересна и полезна читателям, субъективность автора должна подтверждаться доказательствами.

Немного иного мнения о просветительской функции придерживается С.Г. Корконосенко. Данный автор не отделяет её от пропаганды знаний. По мнению С.Г. Корконосенко, такая пропаганда знаний развивает аудиторию. При этом автор отмечает, что это не должно принадлежать только читателям специализированной прессы, иначе оно не в полной мере выполняет свою журналистскую миссию2. Любая пропаганда близка идеологической функции. Е.П. Прохоров относит идеологическую деятельность прессы к культуроформирующей функции. М. Н. Ким рассматривает идеологическую функцию в рамках общественных функций журналистики, и, по его мнению, она выполняет пропаганду, которая формирует общественное мнение и представления об окружающей действительности у аудитории. Несмотря на то, что просветительская и идеологическая функции направлены на создание представлений в сознании читателя, для них важны разные результаты. Цель идеологической функции – формирование определённых мнений, без возможности размышления по иному принципу. В то время как для просветительской функции главное дать понять аудитории о существовании тех или иных явлений, просветительская функция предоставляет средства формирования оценок, но своё мнение читатель составляет сам.

М. А. Воскресенская в статье «Просветительство и расширение кругозора» отходит от результатов воздействия просвещения и больше внимания уделяет работе с культурой. Автор отмечает, что культурно-просветительская деятельность в целом помогает духовному развитию личности, определяет общечеловеческие ценности и контролирует процесс их формирования. М. А. Воскресенская определяет данную функцию как культурно-просветительскую, которая включает «эстетическое, интеллектуальное, нравственное воспитание аудитории и отдельной личности, что предполагает не только отражение, но и во многом направление культурного процесса»1.

Рассказывая о достижениях культуры, просветительство может влиять на воспитания личности, но если и делает это, то не ставит это своей главной целью, в отличие от функций социализации. Просветительская миссия журналистики напоминает симбиоз познания и анализа. С. Г. Корконосенко отделяет познавательную функцию отдельно от просветительской, и, кроме того, добавляет в одну из её задач самопознание общества. В этом познании главное установление достоверности фактов, о которых говорится в СМИ.

Несмотря на популярность аналитических жанров в современной российской печати, просветительская функция отодвигается на задний план. Это связано с двумя явлениями в современной прессе. Во-первых, универсальные издания всё больше вовлекаются в глобальный процесс перехода к чисто информационной журналистике. Нельзя сказать, что в этом есть что-то плохое, такова современность. И потому в любом издании может появиться раздел об искусстве, музыке, театре или кино, но такие разделы больше заполнены анонсами и мнениями и не направлены на духовное обогащение аудитории. Во-вторых, крайнее расслоение по специализациям периодики, о чём уже говорилось ранее, приводит к отстранению основной читательской массы от таких изданий. В этом явлении есть положительные стороны: профессионалы имеют свой вид изданий, где они могут узнать о новинках, прочитать обсуждения по их специальности, к тому же такие издания обычно обладают достаточно качественным уровнем. В результате, непроизвольно или под влиянием большинства аудитории, печать ставит некоторых читателей в сложное положение. Либо посвящать, если не свою профессию, то всё свободное время интересующей теме, даже если читатель долгое время не будет понимать, о чём идёт речь, притом что глубинная теория может показаться ему неинтересной. Или оставаться потребителем прессы обо всём, больше пользуясь рекламным характером таких материалов, чем получая какое-либо просвещение. В России существуют издания, которым удаётся балансировать между этими крайностями, к примеру, научно-познавательный журнал «Вокруг света». В области нашего исследования это долгое время удавалось изданию «Советский экран», но на данный момент в сфере журналов о кинематографе трудно найти подобное издание.

Пренебрежение к просветительской функции журналистики в современное время заметно и без специальных социологических исследований. Г. В. Жирков пишет, что особое распространение просветительская пресса получила во второй половине XIX века, после научно-технической революции, когда в экономику необходимо было задействовать все слои населения. Просветительские журналы помогали уменьшить разницу в образовании между крестьянами и интеллигенцией1. На данный момент нет такой проблемы, и вполне ожидаемо уменьшение количества просветительских изданий. Однако всегда остаются социальные группы, потребности которых не меняются в зависимости от экономической ситуации: молодое население, маргинальные слои общества, которым нужно социализироваться, и другие. Существующие специализированные журналы имеют ряд положительных качеств, и, возможно, нет необходимости трансформировать контент существующих журналы. Несмотря на это, создание промежуточного типа изданий не будет лишним. В статье «Развлечение и научение» о дореволюционной российской прессе Е. С. Сонина называет такие издания специальными, благодаря которым читатель может познать новое и отдохнуть, выбрав интересующее его направление. Этот же автор отмечает, что первые журналы о киноискусстве в России больше тяготели к специализированной прессе, чем к специальной2.

Для того чтобы определить какими характеристиками должны обладать подобные издания, нужно выявить критерии просветительской функции журналистики. Из всех определений, что даются просветительской функции, можно выделить следующие особенности:

  1. Знакомство с достижениями культуры. В большинстве определений просветительства можно встретить этот параметр. Как уже говорилось выше, некоторые исследователи журналистики считают, что просветительская миссия в журналистике появилась в результате накопления общечеловеческих знаний, куда входит не только то, что создано человеком, но и то, что человечество открыло для себя в природе и во вселенной. Правильной формулировкой данного критерия будет ― ознакомление с накопленными человечеством знаниями в области культуры и окружающего мира.

  2. Оценка результатов происходящих в обществе явлений. Журналистика не только отражает действительность, но и анализирует её. Наводить читателей на какие-то мысли, расположить их к диалогу на темы, о которых, может быть, они даже не задумывались, дискутировать вместе с ними ― всё это влияет на развитие интеллекта.

  3. Формирование культурных и нравственных идеалов. Любая критика необходима для того, чтобы исправлять недостатки. И, как следствие, это приводит к формированию определённых идеалов. Рассказывая о чём-то, автор даёт аудитории, ещё не знакомой с данным явлением, определённую систему представлений, от которой каждый читатель отталкивается, когда знакомится с новыми явлениями и достижениями.

С помощью этих средств у человека создаётся культурный фон, которым он пользуется в социальной жизни ради достижения своих целей и по которому его судят, присваивая определённый социальный статус. Культурный фон лежит в основе поведения человека и его внутренних ценностей. Поэтому можно выделить следующий параметр:

  1. Формирование полноценно развитой личности. Нельзя отрицать существование последнего критерия, но проблема в том, что его невозможно определить только на основе исследования культурологических журналов. По данному критерию главным объектом изучения должна быть аудитория.

Исследователи журналистики называют все эти особенности, когда говорят о просветительской функции. Поэтому их проявления и есть реализация просветительской функции СМИ. Для данного работы характеристики первая, вторая и третья будут определяться как критерии, проявления которых можно установить, анализирую издания о кинематографе. Они значимы, так как показывают объективные средства, которыми пользуются авторы журналистских текстов, чтобы образовывать читателей.

Чтобы уменьшить возможность погрешности, выявим параметры, которые в нашей работе относится к просветительской функции не будут:

― пропаганда частного мнения или мнения общественного движения, какой-либо организации (просветительская функция приобщает к рассуждению, а не навязывает тему размышлений);

― идеализация некоторых произведений культуры (в действительности одни произведения искусства обладают большими эстетическими достоинствами, чем другие, но каждый определяет для себя персонально, что ему ближе; просветительская миссия журналистики в том, чтобы объяснить, почему одни свойства важнее других; слепое следование любым идеалам и образам не имеет действительно положительного влияния).

Также, чтобы в процессе исследования не путать просветительскую функцию с другими функциями журналистики, необходимо определить их общие характеристики. Стоит выявить особенности функций, к которым может быть близка просветительская функция: информационной, идеологической, педагогической, рекламной и рекреативной.

Кроме просветительской, иной функцией СМИ, которая может давать знания о чём-либо, является информационная. И. Д. Фомичева считает, что первичные особенности информационный функции – своевременность в передачи информации, т.е. наибольший пик её актуальности1. Информационная функция нужна, чтобы читатели удовлетворили потребности в знаниях о каком-либо явлении, но эта потребность имеет ограниченные временные рамки. В отличие от просветительских знаний, такой контент перестанет быть интересным через короткий период времени.

Целью педагогической функции являет передача и пропаганда определённых норм поведения и образа жизни. Функция считается реализованной, когда аудитория воспринимает идеи как правило и всегда следуют им в обычной жизни. Она воспитывает человека в прямом смысле2. Просветительская функция тоже имеет воспитательные элементы, но её отличие от педагогической в том, что она предполагает только восприятие идеи; приверженность идее остаётся на усмотрение самой аудитории. Педагогическая функция подходит для детских и подростковых изданий, но даже в них слишком частое использование этой функции может ослабить интерес аудитории к изданию.

Идеологическая функция близка к педагогической функции по силе и характеру своего воздействия, однако она передаёт не столько поведенческие установки, сколько мировоззренческие. Главное её отличие от педагогической и от просветительской функций в том, что она не предполагает безвозмездную передачу знаний. Информация, которую она несёт, должна быть полезна для укрепления взглядов, что пропагандирует автор журналистского текста. Из-за использования такого средства как пропаганда, некоторые исследователи, как например Е. Б. Лукина, называют данную функцию пропагандисткой. Особенность идеологической функции в том, что она носит постоянный и целенаправленный характер.

Рекреативная (развлекательная) функция на самом деле важнее, чем её обычно представляют. Данная функция помогает восполнить физические силы и поддерживает нормальное состояние интеллектуальных способностей человека. Специализированная пресса для любителей создана для заполнения досуга. С. Г. Корконосенко называет рекреативную функцию – функцией психологической разрядки1. Обычно в сфере СМИ отдельные каналы и издания направлены на реализацию этой функции. Но в последнее время некоторые исследователи отмечают, что рекреационные элементы стали использовать в рамках информационного и аналитического контента2. От просветительской данная функция отличается тем, что не несёт знаний о культуре и окружающем мире.

Под рекламной функцией журналистики в нашем исследовании понимается не только размещение собственно-рекламного продукта в СМИ, но также рекламные элементы в журналистских текстах. Во многих научных работах встречается отрицательное отношение к рекламной функции, но авторы часто путают перенасыщенность рекламными материалами и саму функцию. Рекламная функция позволяет ориентироваться в выборе товаров, экономя этим время современного потребителя. Данная функция удовлетворяет потребности населения также как и информационная, только в области другого рода информации. Е. П. Прохоров называет её рекламно-справочной1. Он же считает, что данная функция связана с просветительской. Отличие их в том, что рекламная говорит о чём-либо как о товаре, либо может использовать какие-либо произведения из области культуры, чтобы показать качество продукта перед аудиторией. Для просветительской функции тоже важно показать уровень произведение, но не для его распространения, а для обогащения знаний аудитории.

Специализированное издание может выполнять все эти функции одновременно, но качественное издание не должно допускать переизбыток их особенностей. Все функции должны выполняться в определённой степени, чтобы они создавали нужный эффект и не перегружали читателя.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Визуализации образа России в зарубежной прессе

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Исследование методов pr-поддержки государственных праздников в Интернете

На правах рукописи iconНа правах рукописи
I. Индустрия красоты и здоровья: структура, субъекты, направления развития

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Макетирование страниц мобильных приложений. Модульные сетки и прототипирование. 32

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Корпоративная культура как технология внутрикорпоративного управления конфликтами 67

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Tucano Coffee как объект коммуникационной поддержки и информационного продвижения 67

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Некоторые значимые этнокультурные стереотипы национальных культур России, США и Европы

На правах рукописи iconНа правах рукописи
I. Зарубежное телевидение: концептуальные подходы к пониманию общественных и коммерческих моделей развития

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Стратегии коммуникационного продвижения продукции автомобильной промышленности кнр на российском рынке

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Вещательная политика регионального телеканала как определяющий фактор развития сми 7

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск