Книга адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практ


НазваниеКнига адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практ
страница1/24
ТипКнига
filling-form.ru > Туризм > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
ВВЕДЕНИЕ.


Государственная гражданская служба (или, иначе говоря, государственная бюрократия) была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому знание различных аспектов ее построения и функционирования, лежащих в ее основе теоретических представлений, ее правового регулирования и экономических основ, истории ее возникновения и развития в нашей стране, динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен, особенностей и тенденций развития государственной службы в различных странах, необходимы широкому кругу образованных людей – не только специалистам в области государственного управления, но также юристам, экономистам, политологам, менеджерам, представителям ряда других научных и учебных дисциплин и специальностей.

Учебные курсы по разным аспектам деятельности госаппарата читаются во многих вузах и институтах повышения квалификации. Однако в подавляющем большинстве случаев ни они, ни лежащая в их основе литература не отвечают в полной мере реальному содержанию предмета и, следовательно, потребностям учебного процесса и последующей профессиональной деятельности выпускников. Главный их недостаток в том, что они, как правило, носят узкопрофилированный, монодисциплинарный, односторонний характер. Исторически сложилось, что эта проблематика в течение долгого времени была, по существу, «монополией» юристов-административистов, что не соответствует ее системному характеру. Данная же книга является ее комплексным анализом, интегрируя политологический, юридический, экономический, исторический, сравнительно-страноведческий аспекты ее изучения. Междисциплинарный характер определил и структуру книги.

Подобный комплексный учебник впервые был издан в 1999г. Та книга получила широкий резонанс и, по существу, стала настольным пособием для нескольких поколений студентов, исследователей, практиков. Но жизнь не стоит на месте. Пришло время ее существенно обновить, в сущности, почти целиком написать ее заново, с учетом как развития государственной службы в последнее десятилетие, так и определенных изменений в оценках событий, явлений и тенденций более ранних, а порой – и уходящих довольно далеко «в глубь времен» но с позиций сегодняшнего взгляда них.

За исключением двух инициаторов прежнего и нового изданий, авторский коллектив целиком обновился. Он достаточно широк и включает ведущих исследователей и преподавателей в нескольких областях знания. Большая часть авторов – сотрудники Высшей школы экономики. Часто при подготовке коллективных трудов, где авторами являются сложившиеся авторитетные ученые, возникает проблема стилевой «совместимости». Мы не стремились привести все тексты к «единому знаменателю» по стандартам подобных изданий советского времени, заслуживших печально-ироническое название «братских могил». Каждый из авторов говорит «собственным голосом». А объединяет нас всех нечто более важное – концептуальное единство.

Книга адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практикам, непосредственно участвующим в процессе развития и реформирования отечественной гражданской государственной службы, приведения ее в соответствие с передовыми мировыми стандартами с учетом национальной специфики. Предмет дисциплины «государственная служба» – комплексное изучение человеческой составляющей госаппарата во всех ее аспектах, включая административную этику. Коротко говоря, это – наука о людях в госаппарате.

Определения основных понятий даются по ходу изложения. Сделаем исключение лишь для двух "сквозных" понятий. Государственная служба - вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающих от государства вознаграждение за свой труд. Как правовой институт государственная служба - комплекс правовых норм, определяющих правовое положение служащих, условия и порядок поступления на службу и ее прохождения, их ответственность и формы поощрения. В общественном смысле государственная служба есть механизм, обеспечивающий служение государства свом гражданам. В большинстве стран Запада носит название "публичная" или "гражданская" служба. Cледует также уточнить "объем" понятия госслужбы, поскольку оно употребляется в двух различных смыслах, что служит источником многих недоразумений как "статистического", так и содержательного характера. Широкое значение термина охватывает всю совокупность людей, работающих на государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях, независимо от характера их деятельности, т.е. всех, кроме работающих в частном секторе; при таком подходе в нее входят работники не находящихся в частной собственности заводов, госпиталей, школ, научных учреждений, почты, полиции и т.д. Они более или менее соответствуют нашей категории «бюджетников». В узком смысле в госслужбу входит только персонал (прежде всего - функционеры) органов государственной власти и управления центрального и местного уровней. Наш предмет - госслужба в узком смысле слова. Понятие "государственный аппарат" также имеет два значения - структурное и кадровое. В первом значени это – совокупность органов, прежде всего - исполнительных (административных) органов, осуществляющих управление государством. Во втором значении, которое является главным для настоящей книги, госаппарат - определенным образом организованная совокупность служащих, иначе называемых кадрами или персоналом госслужбы, занятых повседневной работой по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государства.

В новом поколении государственных служащих должны задавать тон люди широко образованные, квалифицированные специалисты, способные к инновационной деятельности и подходам, к перманентному профессиональному совершенствованию в условиях нашего, столь быстро меняющегося мира. Но, может быть, главное, что от них будет требовать общество, сама жизнь – это быть не технократически и сугубо карьерно ориентированными «служаками», а ГРАЖДАНАМИ на службе государства и, следовательно, других граждан и общества в целом. И одна из целей настоящего учебника – дать студентам импульс и в этом направлении.
Глава 1.ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: ГОССЛУЖБА С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ БЮРОКРАТИИ.
Думается, нет необходимости специально обосновывать важность данной проблематики для современного общества и для современной России - в частности. В любом современном обществе аппарат государственного управления практически полностью построен на бюрократических принципах. В то же время словам "чиновничество" и "бюрократия", постоянно мелькающим и в нашей повседневной речи, и в газетах, и в политической лексике обычно придают лишь негативный смысл. Часто это, увы, справедливо. Но далеко не всегда.

Итак, что есть бюрократия - добро или зло? Одно из главных условий нормальной жизни, эффективности и развития или же угроза человеческой свободе? Что такое бюрократия в контексте реалий XXI века? Каков основной вектор перемен последних десятилетий? В чем состоят их смысл и социальные последствия? Чем бюрократия отличается от бюрократизма? На эти и другие жгучие вопросы можно ответить, только обладая знанием теории и истории предмета..

Трудно представить современное государство без развитой системы бюрократии. Наша общественная жизнь так устроена, что без нее она просто остановится. Не случайно так называемую "рациональную бюрократию" относят к числу наиболее важных социальных изобретений цивилизации. В то же время ни один государственный институт - и в нашей стране, и в мире - не подвергается столь постоянной, ожесточенной и часто вполне справедливой критике, как эта самая бюрократия. У данного парадокса много причин - социальных, политических, психологических... Многое здесь (как и во многих других случаях) объясняется просто незнанием, непониманием существа предмета. Например, очень часто смешивают три семантически близкие, но разные вещи - универсальные бюрократические принципы организации управления, бюрократию как социальный слой, осуществляющий повседневное управление государственной машиной, и бюрократизм - присущую управленцам социальную болезнь. Еще меньше подавляющее большинство людей знает о том, что бюрократии в различных государствах и в разные времена, при всех их общих чертах, сильно отличаются одна от другой по своему социальному и юридическому статусу, уровню организованности и эффективности, по месту в структуре государственной власти, да хотя бы просто по честности или коррумпированности чиновничества, по уровню так называемой административной морали.

"Наука о бюрократии" - один из центральных разделов политологии. Не обходят ее и юридическая, и другие социальные науки. На Западе уже многие десятилетия это направление развивается как широкое междисциплинарное направление, изучающее широкий спектр возникающих в данной связи вопросов. Издаются книги, проводятся исследования, читаются учебные курсы. Без знания, по крайней мере, основ этой дисциплины - Public Administration – трудно представить себе современного юриста, политика, менеджера, экономиста, да и просто образованного человека. В СССР проблемы бюрократии долгое время были одним из многочисленных "табу". В советские времена мы в лучшем случае слышали дежурные проклятия в адрес бюрократизма, причем в его оглупленных, карикатурных формах, и наблюдали почти безуспешные кампании борьбы с ним. Теперь мы и в этом отношении, как и во многих других, вынуждены проходить ускоренный курс самообучения. Данная глава и представляет такого рода "миникурс".
1. Основные концепции бюрократии.

По существу, все многообразие трактовок бюрократии можно свести к четырем основным типам - веберовской, марксовой, имперской ("азиатской") и современной -"реалистической". Правда, два последних названия в определенной мере условны. Начнем с первой как наиболее разработанной и составившей фундамент господствовавшего в прошедшем веке понимания проблемы, а также практики государственного управления.

Концепция М.Вебера-В.Вильсона.

В начале нашего века выдающийся немецкий социолог Макс Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии как основы организации современного типа, пришедшей на смену организации патриархальной (по Веберу - патримониальной). Возникновение бюрократической организации в веберовском смысле слова многие считают таким же важным этапом в развитии человеческой цивилизации как переход от феодальных отношений к капиталистическим. Бюрократическая организация пришла на смену системе патриархальной, средневековой администрации, при которой обычному рядовому человеку без денег и связей добиться справедливости зачастую было практически невозможно: сроков рассмотрения дел не существовало, порядок их производства и подведомственность были крайне неопределенны, а главное - во всем господствовал произвол, личное усмотрение решающего вопрос со своими непременными спутниками - взятками, вымогательством, протекцией. Исход дела решали не правота человека, не объективные обстоятельства, а его статус, богатство, связи, ловкость, умение задобрить нужную персону. В давнем итальянском сериале "Жизнь Леонардо да Винчи" есть эпизод о том, как герой долго и безуспешно пытается решить важную для него наследственную проблему. И этот великий художник и умевший постоять за себя человек, которого почитали даже монархи, обреченно и беспомощно бродит между столами клерков, "отфутболивающих" его от одного к другому, и от прохода к проходу спина его становится все более сгорбленной. Для меня эта сцена стала символом патриархальной системы управления, в которой человек беззащитен перед произволом лиц, по своему усмотрению решающих жизненно важные для него вопросы.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что в определенных обстоятельствах и для определенных людей патриархальная система представляла и некоторое удобство, поскольку, найдя с "нужным лицом" должный личный контакт, проситель мог без формальных проволочек (а часто - и вопреки закону) решить свое дело. Но, разумеется, это сомнительное достоинство никак не перевешивало недостатков такой системы.

И вот в качестве альтернативы ей стала складываться иная, форма решения текущих дел, которой (в идеале) присущи их ведение компетентными и бесстрастными исполнителями, в полном соответствии с законодательством и

процедурой, упорядоченность делопроизводства, свобода от субъективных влияний. Организация такого типа предполагает господство общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков конкретных людей и возможных злоупотреблений. Такова концепция рациональной бюрократии, как ее сформулировал в начале ХХ века выдающийся немецкий ученый М.Вебер.

Вот четыре основных характеристики бюрократии по Веберу:

1)компетенция каждого бюрократического уровня четко регламентирована, т.е. зафиксирована нормативно;

2)иерархическая организация бюрократической структуры основана на базе твердо установленных принципов должностной субординации;

3)вся формальная внутриорганизационная деятельность (распространение информации, принятие решений, отдание приказов и директив и т.п.) осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению;

4)все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования, т.е. быть компетентны не только в сфере своих профессиональных должностных обязанностей (например, юриста, экономиста, инженера, военного и т.п.), но также и в области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации в целом.1)

В другом случае Вебер определил бюрократию как "организацию с пирамидальной структурой власти, использующую силу действия универсальных и безличных правил, чтобы поддержать эту структуру".2)

Разумеется, Вебер не стремился в своих определениях перечислить все черты бюрократии как социального явления. Будучи помимо всего прочего, и крупнейшим методологом науки, он прекрасно понимал иллюзорность любых претендующих на универсальность дефиниций и вел анализ на уровне так называемых "идеальных типов" (кстати, тоже веберовское понятие), выделяя инвариантные, т.е. неизменные, устойчивые и главные признаки бюрократии. Впрочем, ведущую ее доминанту он зафиксировал предельно четко: бюрократическая организация - наиболее рациональное институционное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе, и основа ее рациональности состоит в обезличенности ее функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.

В американской административной науке ту же парадигму развивал в конце прошлого века будущий Президент США В.Вильсон. Его главный труд по этой проблеме (ставший, как считается, классикой и источником вдохновения для многих поколений американских административистов) - "Изучение администрации" ("Study of Administration") - был опубликован даже раньше основных трудов Вебера - в 1887г. Основные посылки теории Вильсона - наличие единого управляющего центра в любой системе правления как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности, структурное сходство всех современных правительств, отделение управления от политики, профессионализм служащих, организационная иерархия как условие финансовой и административной эффективности, наличие хорошей администрации как необходимое условие модернизации человеческой цивилизации и достижения благоденствия. 3)

Как видно, Вебер и Вильсон, идя с разных сторон, сформулировали, в сущности, аналогичные концепции. Ведь, по Веберу, бюрократическая организация - технически самая совершенная из всех мыслимых организационных форм. Ее превосходство, проявляющееся в четкости, быстроте, компетентности, преемственности, единстве, субординации, стабильности, относительной дешевизне и, наконец, в безличном характере деятельности, ставит ее настолько выше всех прочих видов организации, насколько механическое производство выше ручного. Короче говоря, бюрократия для него- это господство профессионализма над некомпетентностью, нормы над произволом, объективности над субъективностью.

Суммируя описание веберовской модели, можно, пожалуй, выделить три ее главных "идеологических" постулата: 1)бюрократия одинаково эффективно служит любому политическому "хозяину", но не вмешиваясь при этом в политику; 2)это - наилучшая из всех возможных форм организации; 3)важнейшее ее достоинство - независимость от воздействия субъективных - человеческих - влияний на принятие решений.

Взгляд Карла Маркса.

Принципиально противоположного взгляда на бюрократию придерживался Карл Маркс. Если Вебер в своей трактовке бюрократии выступает как ценностно нейтральный позитивист, то Маркс с его открытым ценностным отрицанием универсальной социальной полезности государства стоит в своем отношении к бюрократии на прямо обратных позициях. Здесь он полный нигилист. Бюрократия в его описании выглядит абсолютным злом. Даже простой перечень марксовых пунктов критики бюрократии выглядит весьма впечатляюще. Здесь и подмена общественного интереса частным интересом власти и конкретного чиновника, т.е. "присвоение государства" чиновничеством; и органическая неспособность бюрократии решать подлинные проблемы, отсутствие у нее государственного разума; и извращенное восприятие действительности, отрыв от нее, предвзятость, произвол, возрастающий по мере продвижения к вершине бюрократической иерархии; и корпоративность, своекорыстие этой иерархии; и карьеризм как образ ее жизни; и ее притязания на монопольную компетентность; и формализм... Наиболее интегральной характеристикой марксова видения бюрократии является распространение на нее его знаменитой категории отчуждения. В целом же бюрократия, по мнению Маркса, есть организм-паразит, принципиально неспособный быть ни носителем разума, ни выразителем всеобщих интересов. 4)

Что и говорить, критике Маркса, несмотря на то, что она опиралась на анализ весьма ограниченного материала (главным образом - деятельности бюрократии германских государств первой половины Х1Х века), не откажешь в глубине и большой обобщающей силе. Негативные черты бюрократии он обозначил точно. Его суждения (правда, в очень разной степени) применимы и к большинству современных бюрократий. Например, когда в былые времена удавалось в печати критиковать советскую бюрократию, то характеристики Маркса использовались не только в качестве "прикрытия" для облегчения прохождения работ (у профессионалов это называлось "обкладывать подушками"), но и по существу.

Все же представляется, что марксов взгляд на проблему содержит принципиальный дефект. Это - его идеологизированная односторонность, ограниченность. Как последовательный антигосударственник, Маркс, естественно, не видит ничего хорошего и в современной ему форме государственного управления. (Кстати, в этом он очень близок к Бакунину и Кропоткину.) Но если принять такого рода критику за полный анализ, то остается непонятным, каким образом и почему современные бюрократические государственные аппараты в разных странах не только не "рушатся под тяжестью собственных преступлений", но и достаточно успешно справляются с решением сложнейшим проблем и к тому же пользуются у граждан довольно высоким авторитетом.

Да и сам К.Маркс не был до конца последователен в своем антибюрократизме. Если в его ранних работах разрушение бюрократической структуры как таковой провозглашалось целью революции, то в анализе уроков Парижской коммуны он уже признавал необходимость сохранить чиновничий аппарат на переходный к социализму период, лишь сократив и удешевив его.

Впрочем, в России именно крайний вариант позиции Маркса «пришелся ко двору». Его, хотя и без ссылок, фактически инкорпорировали разного толка анархические «нигилисты». Их неприятие российского деспотического, абсолютистского государства было распространено на любое государство как таковое.

Проблема бюрократии в левой идеологии.

Ближайшие последователи Маркса – деятели II Интернационала – пошли еще дальше позднего Маркса. Отказавшись от риторики об отмирании государства, они заменили ее идеей мирного овладения государственной машиной для использования ее в интересах всего общества. В.Ленин же в своем фирменном стиле менял взгляды на 180 градусов в зависимости от политической ситуации и нужд: если до октября 1917-го он был крайним антигосударственником, то когда государственная власть попала в руки большевиков, основой ее курса стало максимально возможное огосударствление всего и вся, а в области кадровой политики – занятие большевиками всех ведущих позиций плюс установление жесткого политического контроля над аппаратом через так называемых «комиссаров» плюс прием на службу неисчислимого количества малоквалифицированных так называемых «совбарышень». Итоги, как известно, были плачевны. И Ленин, здесь надо отдать ему должное, увидел процесс бюрократического перерождения своих «кадров» и в конце жизни попытался – впрочем, безуспешно – остановить этот процесс. Загнать джинна обратно в бутылку невозможно, В результате в СССР произошла беспрецедентная по масштабам тотальная бюрократизация всех сфер общественной жизни. Да и вообще один из горьких уроков «реального социализма» состоит в том, что итогом практических попыток реализации марксовой антибюрократической утопии стало появление худшего порождения бюрократического государства -так называемого «нового класса» как фактического распорядителя всем национальным богатством.

Впрочем, здесь просматривается внутреннее противоречие всей левой идеологии – непримиримо жесткая критика государственной бюрократии до прихода к власти и резкое расширение опоры на бюрократические рычаги при ее получении. Примером тому может служить практика социал-демократических правительств в ХХ веке.

В 50-60-е годы ХХ века антибюрократическую фразеологию Маркса взяли на вооружение нео-марксисты – сначала М.Джилас, затем Г.Маркузе, Ж-П. Сартр и другие – радикальные экзистенциалисты и даже нео-фрейдисты. Лозунгом последних стало «соединить Маркса и Фрейда». Так, крупный пост-фрейдист Э.Фромм обосновывал антибюрократическую идеологему с позиций гуманизма. Он писал: «Активное и ответственное участие в делах общества требует замены бюрократического способа управления гуманистическим», видя главную опасность именно в том, что Вебер считал едва ли не главным достоинством бюрократии - в деперсонализации отношений между чиновником и гражданином – «Как только человек сводится к простому номеру в каком-то списке, настоящие бюрократы могут совершать по отношению к нему самые жестокие поступки, и не потому, что ими движет жестокость,… а потому, что они не испытывают никаких человеческих чувств по отношению к своим подопечным…их совестью является выполнение долга, люди как объекты сочувствия и сострадания для них не существуют.» 5)

В рамках происходящей последние десятилетия и еще не завершенной выработки новой парадигмы государственного управления, о которой будет подробно рассказано несколько ниже, активизировалась критика бюрократии как таковой, особенно со стороны молодых интеллектуалов и разного толка антиглобалистов. Впрочем, главный объект их критики – бюрократия международная, в первую очередь – брюссельская и нью-йоркская. С одной стороны, в их нападках немало безответственной и малокомпетентной риторики и демагогии, хотя есть и много вполне разумного и справедливого. Но, с другой – сам подход к оценке бюрократии не только с точки зрения разного рода критериев эффективности, но и с позиций «простой» человечности, гуманизма представляется важным и конструктивным. И в этом видится актуальность и ценность марксова критического наследия.

"Имперская" ("азиатская") модель.

Теперь о третьей - "имперской" - модели бюрократии. Поскольку эта модель свое наиболее полное воплощение получила в азиатских империях, ее можно также называть "азиатской" или "восточной" и рассмотреть, прежде всего, на примере ее классической формы - бюрократии китайской, тем более, что о ней у нас ходят легенды, представляющие ее едва ли не образцом государственной службы. Между тем на самом деле "китайская модель", несмотря на ее некоторые формальные совпадения с моделью веберовской (прежде всего – система экзаменов на право получения должности и ступенчатая должностная иерархия), по своей фундаментальным принципам и

целям ей противоположна. Итак, изложим основные черты "восточной" модели в ее китайском варианте.7)

Как известно, в древнем и средневековом Китае не существовало права частной собственности на землю в европейском смысле. Император - Сын небес - был единственным собственником всех земель страны. Подданные же, согласно конфуцианской традиции, считались как бы членами одной большой семьи во главе с императором. Соответственно чиновники были управителями императорской собственностью. В качестве другой аналогии, имевшей целью придать как бы высшую легитимность существующей системе правления, приравняв ее к космическому мировому порядку, использовался образ императора как полярной (центральной) звезды, а его министров - как окружающих звезд и созвездий. В бюрократической системе Ханьской династии даже названия основных учреждений давались по именам созвездий. Человеческая же природа рассматривалась как сочетание света и тьмы, т.е. хорошего и плохого. Отсюда и задача бюрократии понималась не как служение общественным интересам, а как смягчение негативных последствий от действия в принципе неискоренимых пороков людей дабы обеспечить эффективную власть Сына небес.

Соответственно и вся пресловутая система экзаменов на возможность занятия должности чиновника была весьма специфичной и имела в виду всего лишь проверку спобности кандидатов эффективно служить императору и, главное, обеспечивать стабильность, устойчивость, неизменность системы вне

зависимости от меняющихся исторических условий и обстоятельств. И, действительно, стабильность системы власти и управления в Китае была беспрецедентной. Она просуществовала без серьезных изменений больше двух тысяч лет - вплоть до ХХ века.

Одним из главных секретов этой уникальной стабильности было то, что при всей той гигантской роли, которую играло в функционировании системы чиновничество, оно не имело возможности осознать себя самостоятельной политической силой, но оставалось на положении императорских лакеев. Этому служил тщательно соблюдавшийся принцип атомизации бюрократии. Для предотвращения, казалось бы, неизбежного в подобных случаях процесса складывания бюрократической корпорации действовал ряд механизмов разобщения чиновников и их интересов. Изощренности этих механизмов, право, можно позавидовать, а некоторые их аналоги обнаруживаются и в других деспотических системах, опиравшихся на бюрократию (скажем, в сталинской).

К числу таких механизмов подчинения чиновника не бюрократической структуре власти как таковой, не интересам бюрократической элиты, а лишь милости императора, можно отнести: 1)отсутствие у чиновников узкой специализации, делавшее возможным их безболезненную взаимозаменяемость подобно однородным частям механизма; 2)постоянный избыток кандидатов на должности, преследовавший ту же цель (сдача экзаменов отнюдь не гарантировала получение должности, а лишь позволяла войти в число претендентов на нее, само же ожидание могло длиться неограниченно долго, но быть сокращено взяткой, что тоже, впрочем, не давало гарантий успеха); 3)крайнюю ограниченность перспектив служебной карьеры (чиновник часто оставался в одной и той же должности весь срок своей службы, тоже часто составлявший лишь несколько лет), что лишало смысла создание столь обычной в других бюрократических системах лестницы личных связей для продвижения наверх; 4)личную зависимость всех чиновников от императора; 5)жесткие меры против неформальных связей в среде чиновников, чтобы предотвратить возникновение в их среде устойчивых

коалиций; к числу таких мер относились: неукоснительно действовавший в моральном кодексе китайской бюрократии запрет на личную дружбу, запрещение чиновникам, принадлежавшим с единому семейному клану, служить в одной провинции, запрет на браки с женщинами из числа местных жителей, на приобретение собственности, находящейся под юрисдикцией чиновника; (нужно заметить, что все эти меры приводили к существенным потерям и снижали эффективность работы административной машины в целом, однако предотвращение любой потенциальной возможности возникновения в чиновничьей среде организованной коалиции считалось безусловным приоритетом); 5)финансовую зависимость чиновника не от императорского жалованья (обычно довольно небольшого и далеко не покрывавшего расходы, связанные с получением должности), а от его умения выжать из императорских подданных максимум доходов, в том числе - и в свою личную пользу, что неизбежно превращало чиновника в очень уязвимого нарушителя законов со всеми сопутствующими последствиями - страхом разоблачения, неуверенностью даже в своем ближайшем будущем, возможностью держать его "на крючке" и т.п.; нетрудно себе представить, как жилось людям под властью такого временщика, которого, по сути, сами особенности его статуса вынуждали торопливо, форсированно и жестоко грабить податное население; (в средневековой Руси в отчасти похожем положении находились назначавшиеся царем воеводы - "кормленщики", порой приводившие отданные им в "кормление" области в полное разорение, хотя относительно большая стабильность их положения по сравнению с наместниками провинций в Китае все же останавливала их от чересчур уж грабительских поборов, дабы "не резать курицу, несущую золотые яйца". 7)отсутствие у чиновников каких-либо личных либо корпоративных гарантий от их произвольных увольнений, понижений в должности и перемещений; все законы были сформулированы таким образом, что чиновник просто не мог их не нарушать и потому находился под постоянным страхом разоблачения и наказания, что делало его полностью зависимым и беззащитным перед высшей властью; (это - одно из ключевых отличий китайских чиновников от "веберовских" бюрократов); 8)наконец, особо тщательный контроль за потенциально более опасной для власти высшей и средней бюрократией посредством разветвленной сети секретной полиции (цензоров), практики непосредственной связи императора с низшим эшелоном бюрократии, минуя ее промежуточные уровни, отсутствие должности главы правительства, функции которого исполнял сам император, и, конечно, личной системы всех назначений.

Крупный китаевед Л.С.Переломов, анализируя влияние легистской политической доктрины на организацию китайской администрации, перечисляет, в сущности, близкий набор механизмов, содержавшихся в виде системы предписаний в легизме - политическом учении, практически лежавшем в основе всей китайской государственной системы: 1)систематическое обновление аппарата, 2)равные возможности для чиновников, 3)четкая градация внутри самого правящего класса, 4)унификация мышления чиновничества, 5)цензорский надзор, 6)строгая личная ответственность чиновника. В указанной в ссылке его работе значительный интерес представляет анализ формирования глубинной концептуальной основы китайской бюрократической системы как комбинации легизма и конфуцианства, удачно обозначенной им как «ханьское конфуцианство», т.е. комбинация неограниченного безжалостного деспотизма с придающими ему внешнюю благопристойность патерналистскими формами.

Как мы видим, система, позволявшая держать бюрократов "в узде", была глубоко эшелонированной, с большим запасом прочности. Это показывает, помимо всего прочего, понимание реальности опасности, исходящей от недостаточно подконтрольной бюрократии. Другие восточные деспотии далеко уступали Китаю по уровню продуманности и организованности системы бюрократических "приводных ремней". Возможно, поэтому они оказывались исторически гораздо менее стабильными, а Поднебесная являет уникальный образец устойчивости политического организма. (О цене, заплаченной за эту устойчивость китайским народом, сейчас говорить не будем.) Но различия касались больше деталей, скажем, отношения к присвоению чиновниками части собираемых ими налогов, чем принципиальной схемы отношений.

Например, в Индии к чиновничьему мздоимству относились с философской терпимостью как к неизбежности. Еще 2500 лет назад Каутилья, главный министр императора Чандрапурта Маурия, перечислил в книге "Арташастра" 40 видов присвоения чиновниками государственного дохода, но при этом с поистине браминским спокойствием заключил: "Как невозможно не попробовать вкус меда или отравы, если они находятся у тебя на кончике языка, так же для правительственного чиновника невозможно не откусить хотя бы немного от царских доходов. Как о рыбе, плывущей под водой, нельзя сказать, что она пьет воду, так и о правительственном чиновнике нельзя сказать, что он берет себе деньги. Можно установить движение птиц, летящих высоко в небе, но невозможно установить скрытые цели движений правительственных чиновников."8)

Публичной службы как таковой в рамках восточной модели не существовало. Вся армия чиновников работала на обеспечение нужд не людей, а центральной власти и своих собственных. Поэтому, хотя некоторые чисто внешние атрибуты и роднят ее с европейской бюрократией нового времени, думается, правильней характеризовать ее как псевдобюрократию. Для европейских же империй характерен смешанный вариант, поскольку в рамках европейской политической традиции деятельность государственных чиновников еще со времен древнего Рима рассматривалась не только как служение суверену, но и как отправление необходимых для всех слоев общества публично-властных функций. Поэтому старые европейские бюрократии, видимо, следует классифицировать как "полуимперский" вариант.

Конкретные исторические формы бюрократии.

Посмотрим теперь, как изложенные теории проецируются на конкретную историческую и регионально-страновую почву. Итак, в общем, в "историко-географическом" плане можно выделить восточную традицию с ее многоступенчатой, склонной к произволу и неэффективной администрацией, и два варианта традиции западной - континентальную и англо-американскую. Разумеется, это лишь первичное деление, только задающее общие координаты для конкретного страноведческого анализа. Принципиальное же различие двух названных западных подтипов состоит в том, что на европейском континенте демократизация политической системы произошла намного позднее возникновения бюрократии; и в целом традиция достаточно разветвленного и обладающего немалыми полномочиями государственного аппарата исполнительной власти сохранилась и была довольно безболезненно инкорпорирована в политические системы демократии. В Америке же процесс был обратным: государственным идеалом американской революции было самоуправление свободных людей на свободной земле и сильное недоверие к любой исполнительной власти, ассоциировавшейся с колониальной администрацией британской Короны (оставляем в скобках тот парадокс, что как раз британская администрация была наименее централистской по сравнению с другими европейскими странами). Поэтому бюрократия, возникшая в Америке позже демократии и на ее базе, "по определению" вызывала у граждан подозрения и должна была приспосабливаться к условиям и политическим ориентациям изначально эгалитарного общества. 9)

Конечно, ХХ век многое изменил в статусе американской бюрократии, приблизив ее к европейским стандартам. И все же самоуправленческая, федералисткая традиция настороженности и неприязни к "чиновникам из Вашингтона", стремящимся ограничить право людей самим решать свои дела, сохранилась.Более того, в последние десятилетия, с развитией идеологии, о которой мы говорили в связи с "реалистической" трактовкой бюрократии, эта тенденция даже усилилась.

Место России.

Каково же место российской бюрократии в этой классификации? Исторически в ней сочетались различные варианты "имперской" модели: до восемнадцатого века доминировала смесь ее византийского и татарского вариантов, причем последний, в свою очередь, использовал в огрубленном виде элементы китайского образца, в частности - в сборе налогов. Таким причудливым образом, преломленный через золотоордынскую "призму", пришел в Россию китайский образец управления. С другой стороны, с петровскими реформами в нее добавились элементы, заимствованные от европейского абсолютизма, т.е. от "полуимперского" варианта. С девятнадцатого же века, а особенно со второй его половины - со времени реформ Александра 11, начали развиваться и элементы модели рациональной бюрократии. Однако в целом имперская модель "государевой службы" все же преобладала вплоть до 17г., а в советский период она получила новый мощный импульс.

Таким образом, можно сказать, что она занимает промежуточное положение между восточной и континентальной традициями. Сопоставляя ее с бюрократией американской, можно сказать, что они отправлялись от противоположных исходных пунктов. В США это - федералисткая традиция слабого, существенно ограниченного в своих возможностях и полномочиях правительства, лишь постепенно несколько усиливавшегося: сперва - в начале девятнадцатого века - на базе взглядов и деятельности А.Гамильтона, затем - два десятилетия спустя – благодаря энергичной административной практике Президента Э.Джексона, а уже в ХХ столетии - вследствие теории и деятельности Вильсона и потом Ф.Рузвельта. В России же, как известно, автократическая традиция отправлялась от понимания государства как царевой вотчины, укрепилась петровско-николаевским деспотическим абсолютизмом и лишь с середины девятнадцатого века начала медленно, с попятными движениями размягчаться под воздействием либерально-демократических веяний. Однако после 1917г. авторитаризм возродился в новом обличье. Наступившие после краха СССР «новые времена» принесли надежды на переход России на демократический путь развития, в частности – на реанимацию пусть слабых, преследовавшихся, почти раздавленных, но все же выживших ростков демократии и самоуправления. Одним из ключевых, но, к сожалению, долго недооценивавшихся факторов на этом пути является реформа нашей бюрократии, придание ей более цивилизованного характера, ограничение ее полномочий, масштабов деятельности, размера, реальные и последовательные антикоррупционные меры и, что особенно важно, установление над ней эффективного общественного контроля.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Книга адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практ iconУчебник для вузов
Книга предназначена студентам, аспирантам и преподавателям вузов. Адресуется также профессиональным политикам и политологам, будет...

Книга адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практ iconУчебник для вузов
Книга предназначена студентам, аспирантам и преподавателям вузов. Адресуется также профессиональным политикам и политологам, будет...

Книга адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практ iconДистанционного обучения
Работа адресована преподавателям, научным и административным работникам системы образования, студентам и аспирантам, интересующимся...

Книга адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практ iconЮжно-уральский государственный университет
Методические указания предназначены нормоконтролерам, преподавателям, аспирантам, магистрантам, бакалаврам и студентам-выпускникам...

Книга адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практ iconЮжно-уральский государственный университет
Методические указания предназначены нормоконтролерам, преподавателям, аспирантам, магистрантам, бакалаврам и студентам-выпускникам...

Книга адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практ iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение Высшего...
Монография предназначена преподавателям иностранного языка, аспирантам и студентам педагогических вузов, а также для использования...

Книга адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практ iconБиблиографический указатель 1996-2009 гг
Указатель предназначен преподавателям, студентам, аспирантам и всем, кто интересуется психологией. Мы надеемся, что он принесёт несомненную...

Книга адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практ iconУчебное пособие адресовано студентам педагогических учебных заведений,...
Рассмотрены такие методы, как беседа, интервью, анкетирование, наблюдение, тестирование и педагогический эксперимента, также вопросы...

Книга адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практ iconЖеребило Татьяна Васильевна словарь лингвистических терминов издание...
Словарь включает 5270 терминов и понятий лингвистики. Он адресован широкому кругу пользователей: студентам, аспирантам, преподавателям,...

Книга адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, а также практ iconКнига предназначена пр-менеджерам, специалистам по маркетингу, менеджерам,...
Особый интерес представляет собой приведенные в ней готовые примеры (кейсы) разработок, которые автор предлагает использовать на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск